реферат бесплатно, курсовые работы
 

Трудовое право

трудовой деятельностью, цель которой — получение конкретного результата

(продукта) труда, выполнение конкретного поручения или услуги к

определенному сроку.

3. Специфика трудовых правоотношений состоит еще и в том, что

выполнение трудовой функции осуществляется в условиях общего

(кооперированного) труда, что обусловливает необходимость подчинения

субъектов трудового правоотношения правилам внутреннего трудового

распорядка, установленным организацией (работодателем). Выполнение трудовой

функции и связанное с этим подчинение внутреннему трудовому распорядку

означает включение граждан в состав работающих (трудовой коллектив)

организации. Все три названные в данном пункте особенности и составляют

характерные признаки труда гражданина в качестве работника, в отличие от

субъекта гражданско-правового отношения. Общеизвестно, что единое и сложное

трудовое правоотношение сочетает как координационные, так и

субординационные элементы, где свобода труда сочетается с подчинением

внутреннему трудовому распорядку. Это невозможно в гражданско-правовом

отношении, исходя из основополагающих принципов гражданского права, закреп-

ленных в ст. 2 ГК РФ.

4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в ответных

действиях организации (работодателя) на выполнение работы — в выплате

заработной платы, как правило, в денежной форме. Особенность трудового

правоотношения состоит в том, что оплата производится за живой затраченный

труд, осуществляемый работником систематически в установленное рабочее

время, а не за конкретный результат овеществленного (прошлого) труда,

выполнение конкретного поручения или услуги как при гражданско-правовом

отношении.

5. Характерной особенностью трудового правоотношения является также

право каждого из субъектов на прекращение данного правоотношения без каких-

либо санкций с соблюдением установленного порядка. При этом на работодателя

возложена обязанность предупреждения об увольнении по его инициативе

работника в установленных случаях и выплата выходного пособия в порядке,

предусмотренном законом о труде.

Основные обязанности работодателя можно сгруппировать следующим

образом:

а) предоставление работы по обусловленной трудовой функции и,

соответственно, обеспечение фактической занятости работой данного работника

как исполнителя трудовой функции, а так же создания условий, обеспечивающих

её производительное выполнение;

б) обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предусмотренных

законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон;

в) выплата заработной платы с учетом сложности труда и качества труда

согласно размеру, обусловленному соглашением, а также обеспечение

гарантийных и компенсационных выплат;

г) удовлетворение социально-бытовых нужд работника.

9.Коллективные договора

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их

представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или

другим полномочным в соответствии с уставом организации (иным правовым

актом) лицом.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько

представителей, то в течение пяти календарных дней формируется единый

представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта

и заключения единого коллективного договора.

Согласно действующему законодательству предусматривается обязательная

процедура разработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией

такой процедуры являются коллективные переговоры.

Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами

условия (положения), призванные урегулировать социально-трудовые отношения

в данной организации. Эти условия (положения) можно разделить на три вида:

нормативные, обязательственные и информационные.

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения,

пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня

инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным

договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

определение рабочего времени и времени отдыха;

улучшение условий и охрана труда работников, в том числе женщин,

молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное

страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия,

ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на

производстве;

льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него

изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство,

обеспечение нормальных условий функционирования представителей

работников;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный

коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

Нормативные условия коллективного договора — локальные нормы права,

установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются

на работников данной организации либо ее производственной единицы. С

переходом экономики России на рыночные отношения, число нормативных

положений кол договоров резко возрастает. И это естественно, ибо акцент в

правовом регулировании социально-трудовых отношений в ходе проводимых

реформ перемещается с централизованного (законодательного) на локальное

(договорное) регулирование. Если законодательное регулирование

сосредоточено главным образом на установлении общих обязательных гарантий

для работников (минимальная оплата труда, продолжительность отпуска,

максимальная продолжительность рабочей недели, норма сверхурочных работ и

т. д.), то договорное регулирование охватывает более широкую гамму

конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и профессиональных

отношений в определенной организации и в ее структурных подразделениях.

Обязательственные условия коллективного договора представляют собой

конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и

субъектов-исполнителей, ответственных за их выполнение. Эти условия

действуют до их выполнения и выполнением погашаются.

Реализация коллективного договора — это осуществление на практике тех

условий (положений), которые составляют их содержание. С юридической точки

зрения практическая реализация коллективного договора призвана создать

правовой климат для существования социально-партнерских отношений между

работодателем и работником, сгладить угрозу социального конфликта,

обеспечить благоприятную социальную инфраструктуру для работающих. Реальное

действие условий коллективного договора ведет к устранению конфронтации и

установлению социального мира в организации, что способствует развитию

производства, трудовых социально-экономических и профессиональных

отношений. И хотя в результате реализации коллективного договора нельзя

устранить эксплуатацию наемного труда, но оградить работников от чрезмерной

эксплуатации можно и нужно.

Срок действия коллективного договора устанавливается законодательством

от одного года до трех лет. Начальный момент действия договора связывается

с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом коллективном

договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до

тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят

действующий.

10.Правовое регулирование труда и занятости

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый

гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям

безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было

дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального

размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы.

Состояние российской экономики на сегодняшний день, разрыв

хозяйственных связей, проблемы взаимных неплатежей предприятий, задержки по

выплате заработной платы и другие сложности поставили вопрос о занятости

трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к

рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи

специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют

своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров

недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том

числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной

проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в

последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают

определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и

трудоустройства.

Закон о занятости(от. 1) дает определение занятости как деятельности

граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей,

не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей,

как правило, доход, заработок.

Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан

распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых

граждан, к числу которых относятся:

работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие

работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего

времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая

сезонные, временные работы;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

самостоятельно обеспечивающие себя работой;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам

подряда), а также члены производственных кооперативов избранные,

назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,

учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и

высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях,

включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью,

отпуском, переподготовкой, повышением квалификации приостановкой

производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Трудоустройство представляет собой систему организационных,

экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой

занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой

деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую

деятельность и т. п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс

поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс

профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки

граждан для получения имеющихся мест работы.

Служба занятости осуществляет свои функции при участии профсоюзов и

иных представительных органов работников, работодателей,

а также других заинтересованных органов, представляющих интересы граждан,

особо нуждающихся в социальной защите. С целью выработки согласованных

решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты

содействия занятости населения. На основе взаимных консультаций могут

заключатся соглашения, предусматривающие мероприятия по обеспечению

занятости.

Правовое регулирование высвобождения и трудоустройства работников

Порядок высвобождения работников. В условиях нестабильности экономики

и изменений конъюнктуры рынка периодически необходимо высвобождение части

работников, превышающей реальную потребность в рабочей силе.

При возможности высвобождаемый работник с его согласия переводится на

другую работу в той же организации. Работодатель может расширить сферу

своей хозяйственной деятельности, развивать производство, организовывать

обучение и переподготовку своих кадров, сохраняя, таким образом, уже

существующие и образуя новые рабочие места. Это будет являться одной из

форм трудоустройства, и осуществляется она самим работодателем. На

расширение и развитие этой наиболее рациональной формы и направлено

правовое регулирование при высвобождении работников. Так, при увольнении

работника по независящим от него причинам (п. 1, 2, 6ст. 33 КЗоТ)

работодатель обязан предложить ему другую работу.

При отсутствии возможности перевести работника на другую работу

работодатель обязан не позднее чем за два месяца до начала высвобождения

персонально предупредить работника о пред стоящем увольнении под расписку,

а также довести до местных органов службы занятости данные о предстоящем

высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии,

специальности, квалификации и размера оплаты труда. Такой порядок

предусмотрен ст. 40 КЗоТ.

Социальные гарантии граждан Российской Федерации в области занятости

Социальные гарантии и компенсации устанавливаются как для граждан,

потерявших работу, высвобожденных из организаций, так и для граждан,

впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после

длительного перерыва. Необходимым условием их предоставления является

достижение трудоспособного возраста и получение статуса безработного.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются

трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,

зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей

работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются

выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам,

уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-

правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением

численности или штата.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы

занятости по месту жительства не позднее одиннадцати дней со дня

предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки,

документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о

среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для

впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессии

(специальности) — паспорта и документы об образовании.

Требования подходящей работы понижаются для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии

(специальности);

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся

профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти

переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода

безработицы;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также

более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается работа, включая работу временного

характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от

того, требует она или не требует (с учетом возраста и иных особенностей

граждан) предварительной подготовки.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны

труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного

за последние три месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный

заработок которых, превышал уровень средней заработной платы в регионе. В

этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый

заработок ниже уровня средней заработной платы в регионе.

В ряде случаев выплата пособия по безработице прекращается с

одновременным снятием с учета в качестве безработного, например, в случае

признания гражданина занятым или его переезда в другую местность.

Основанием может быть и недобросовестное поведение безработного —

длительная неявка в органы службы занятости без уважительных причин или

попытка обманным путем получить пособие по безработице (п. 2 ст. 35 Закона

о занятости).

Если гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости,

отказался от участия в общественных работах, это не является основанием для

признания, что ему предложена подходящая работа, и не лишает его льгот и

компенсаций, предоставляемых безработным.

11.Понятие, функции и социальное значение трудового договора (контракта)

Граждане Российской Федерации имеют право на труд с оплатой его не ниже

установленного федеральным законом минимального размера (п. 3 ст. 37

Конституции Российской Федерации).

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и

профессию (л. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Эти конституционные права российских граждан реализуются, как правило,

с помощью трудового договора (контракта).

В науке российского трудового права, трудовой договор рассматривается в

различных аспектах: во-первых, он является одним из центральных институтов

трудового права, нормы которого регулируют прием граждан на работу,

переводы на другую работу и увольнение их с работы; во-вторых, трудовой

договор представляет собой организационно-правовую форму обеспечения

народного хозяйства кадрами и тем самым с его помощью комплектуется

(создается) трудовой коллектив, который выполняет все производственные и

социальные задачи данного предприятия, учреждения, организации; в-третьих,

трудовой договор служит организационно-правовой формой распределения труда

внутри данного предприятия, учреждения, организации; и наконец, в-

четвертых, трудовой договор (контракт), как указано выше, является главным

основанием возникновения трудовых правоотношений и существования их во

времени.

Трудовой договор закрепляет договорный характер установления трудовых

правоотношений, свободу включения граждан в трудовой коллектив предприятия,

учреждения, организации. Он регулирует трудовые отношения как отношения по

найму, которые возникают между работодателями и наемными работниками.

В условиях перехода к рыночным отношениям, когда появляется конкуренция

и безработица, роль и значение трудового договора (контракта) резко

возрастают, так как с его помощью осуществляется прием на работу, а

работодатель стремится принимать на работу наиболее квалифицированных,

опытных и производительных работников.

В российском трудовом законодательстве содержится легальное определение

трудового договора (контракта). Так, ст. 15 КЗоТ

(в редакции от 25 сентября 1992 г.) определяет трудовой договор

(контракт) как "соглашение между трудящимся и предприятием

(учреждением, организацией), по которому трудящиеся обязуется выполнять

работу по определенной специальности, квалификации или должности с

подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие (учреждение,

организация) обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и

обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде,

коллективным договором и соглашением сторон".

Из этого определения вытекает ряд выводов:

1. Трудовой договор (контракт) есть соглашение его сторон, т. е. на

лицо взаимное волеизъявление их, направленное на установление между

ними трудового правоотношения.

2. Сторонами его являются трудящийся и предприятие, учреждение,

организация различных форм собственности.

3. Трудовой договор (контракт) определяет основные обязанности его

сторон.

К основным обязанностям трудящегося по трудовому договору (контракту)

относится, прежде всего выполнение работы определенного рода на данном

предприятии, в учреждении, организации. Выполнение работы определенного

рода. означает выполнение работником определенной трудовой функции в общем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.