реферат бесплатно, курсовые работы
 

Трудовое право

| | | |работой лиц, | |

| | | |окончивших | |

| | | |образовательные | |

| | | |учреждения | |

|Время и условия | | |Нормальная |42, 143 |

|выполнения | | |продолжительность | |

|работы | | |рабочего времени | |

| | | |работников на | |

| | | |Предприятиях, в | |

| | | |учреждениях, | |

| | | |организациях не может | |

| | | |превышать 40 часов в | |

| | | |неделю. | |

| | | |Администрация | |

| | | |предприятий, | |

| | | |учреждений, | |

| | | |организаций обязана | |

| | | |обеспечивать | |

| | | |надлежащее техническое| |

| | | |оборудование всех | |

| | | |рабочих мест и | |

| | | |создавать на них | |

| | | |условия работы, | |

| | | |соответствующие единым| |

| | | |межотраслевым и | |

| | | |отраслевым правилам по| |

| | | |охране труда, | |

|Социальная | | |Обеспечение пособиями |240, 241, 242|

|защищённость | | |по беременности и | |

| | | |родам | |

| | | |2. Пенсионное | |

| | | |обеспечение | |

|Порядок | | |Порядок рассмотрения |202 |

|разрешения | | |дел по трудовым | |

|споров | | |спорам в районных | |

| | | |(городских) народных | |

| | | |судах | |

|Оплата труда | | |Оплата труда каждого |77 |

| | | |работника зависит от | |

| | | |его личного трудового| |

| | | | | |

| | | |вклада и качества | |

| | | |труда и максимальным | |

| | | |размером не | |

| | | |ограничивается. | |

4.Принципы трудового права

Правовые принципы представляют собой выраженные в праве исходные

начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты

его содержания и общую направленностью развития правовых норм в пределах

всей системы права либо отдельных отраслей или институтов.

Встречающиеся в юридической литературе формулировки основных принципов

правового регулирования труда, основных принципов трудового права, а также

правовых принципов организации труда, как справедливо было замечено,

являются по сути идентичными, ибо речь во всех трех случаях идет об одной и

той же категории трудового права. В настоящей главе учебника указанные

понятия также используются как идентичные.

Как известно, право выступает в виде конкретных установлений

(дозволение, веление, запрет и т.д.), а норма права — модель поведения

людей и организаций в различных жизненных ситуациях. Чтобы прояснить смысл

норм права, люди прибегают к их толкованию. Однако для реализации и

правильного применения конкретных норм права недостаточно знать их

содержание. Необходимо выявить связь данной нормы права с другими, их

взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную

направленность.

Эту функцию выполняют правовые принципы. Конечно, принципы не возникают

просто так, они являются продуктом человеческого сознания, отражением

объективно существующих отношений между людьми (экономических,

политических, морали и др.). Поэтому правовые принципы можно определить

еще и как руководящие идеи, или исходные начала, которые составляют основу

(сущность) правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать от правосознания, базирующегося на

оценочных суждениях о праве.

Принципы претворяются в нормы, то есть воплощаются в них. Закон можно

считать правовым в той мере, в какой в нем воплощены принципы права.

Правовые принципы как исходные начала, основные идеи, выражающиеся в

отдельных общих положениях нормах, закрепляются в Конституции, декларациях,

законах (нормы-принципы), либо в скрытом виде отражены в содержании многих

норм (например, в главе III КЗоТ РФ "Трудовой договор" отражен принцип

свободы труда и свободы трудового договора).

Правовые принципы служат основой объединения отдельных норм в единую

систему отрасли.

Таким образом, важная роль правовых принципов заключается в том, что

они:

1) позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой и

моралью;

2) определяют общую направленность и тенденции развития правовых

систем и их частей;

3) помогают практическим органам в применении норм и в решении

вопросов, не урегулированных нормами права;

4) обеспечивают единство норм отрасли.

Можно сказать, что правовые принципы представляют собой исходные

начала, основные положения, которые определяют взаимосвязь и внутреннюю

согласованность правовых норм в пределах отдельной отрасли и ее институтов.

Принципы права в целом (общие или общеправовые) пронизывают всю

систему права(все отрасли), отображают то существенное, что присуще всему

праву и закреплено в законодательстве связанном со всеми или с большинством

отраслей (принцип демократизма, защиты прав человека и др.).

Под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли

права исходные начала и основные положение определяющие его единство,

сущность правового регулирования и общую направленность развития данной

системы правовых норм.

Общая характеристика основных (отраслевых)принципов трудового права.

Трудовому праву присущи свои отраслевые принципы, самым тесным образом

связанные с общеправовыми и межотраслевыми принципами (свойственными как

трудовому, так и гражданскому, а отчасти и административному праву в сфере

применения труда). Отраслевые (основные) принципы трудового права нашли

свое непосредственное отражение в Конституции, при этом в одних случаях

отраслевой принцип определенным образом сочетается с межотраслевым (ст.

30); в других фиксируется взаимообусловленность отраслевого и

межотраслевого принципов (ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46), наконец, в отдельных

положениях отраслевой принцип проявляется самостоятельно, как, например, в

ч. 2, 3, 5 ст. 37 и др.

Принципы, присущие отрасли трудового права, текстуально не

зафиксированы в действующем КЗоТ в отдельной статье как "Основные начала

или принципы...", что порождает некоторые споры. Согласно общепринятому

мнению принципами отрасли трудового права являются основные права и

обязанности работников, закрепленные в ст. 2 КЗоТ. В современной

юридической литературе отмечается, и не без оснований, что в основных

принципах трудового права отражены не только субъективные трудовые права и

обязанности, но и их юридические гарантии.

Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляют следующие

принципы:

"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям

безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было

дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального

размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору

гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего

времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск".

Первый и второй принципы ст. 37 следует отнести к межотраслевым,

поскольку они служат основой для всех форм применения труда. Каждому в

Российской Федерации предоставляется право выбрать тот или иной род

деятельности и свободно распоряжаться своими способностями к труду. Он

свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода занятий.

Например, гражданин может заниматься индивидуальной предпринимательской

деятельностью или фермерством либо быть участником хозяйственного

товарищества или членом производственного кооператива и т.п. В нынешних

условиях функционирования рынка труда корректировке в наибольшей степени

подверглись разработанные радей в трудовом праве принципы права на труд и

оплаты труда.

Сегодня невозможно рассматривать принцип права на труд с прежних

позиций, как право на получение гарантированной работы с оплатой труда по

его количеству и качеству, право, гарантией которого выступала свобода от

безработицы.

К числу основных (отраслевых) принципов трудового права могут быть

отнесены следующие:

1. Свобода труда и запрещение принудительного труда, дополненные

принципом свободы трудового договора, связанным с принципом определенности

трудовой функции.

2. Право на труд на основе равенства возможностей (равной трудовой

правосубъектности) при запрещении дискриминации и равное право на

содействие в обеспечении занятости и в трудоустройстве при повышенной

государственной защите лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке.

3. Право на охрану здоровья работника путем установления работодателем

условий труда, обеспечивающих безопасность труда, защиту от трудового

увечья и возмещение ущерба, нанесенного здоровью работника на работе, при

осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде и охраной труда. Особая охрана труда женщин,

включая охрану материнства и детства, труда молодежи, инвалидов и других

лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите.

4. Право на оплату труда в зависимости от личного вклада работника,

качества его труда, без всякой дискриминации и не ниже

установленного федеральным законом минимального размера.

5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая

право на забастовку, дополненное принципами трудового права, его института

"трудовые споры".

6. Право на отдых, гарантированное рамками нормальной

продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных

дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы

(должности) и среднего заработка.

7. Обязанности работника соблюдать трудовую дисциплину, выполнять

установленные нормы труда и бережно относиться к имуществу работодателя.

8. Право работников создавать профсоюзы для защиты своих прав.

9. Право работников и их представителей (прежде всего профсоюзов) на

участие в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров и

соглашений, то есть на установление и регулирование условий труда и оплаты

труда.

10. Право на образование, дополненное принципом трудового права о

содействии профессиональному развитию работника на производстве и

подготовке кадров.

5.Нормативные акты о труде (источники трудового права)

Как идентичные понятию "источник права" обычно рассматриваются

термины: "форма права" или "внешняя форма права". Чаще всего, употребляя

термин "источник права", имеют в виду лишь юридический источник права, или

"источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права"

нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства,

или результата деятельности органов государства по формированного права:

законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов. Только

на определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта

правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом

формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в

настоящем учебнике.

Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в

которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления,

издаваемые от имени государства. Другими словами, источники -- это

нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и т.п.,

регулирующие трудовые и производственные от них иные отношения в сфере

применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу

особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества

самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В

организации таким источником является коллективный договор либо иные

локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками

трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых

тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или

трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в

лице их представителей и с участием органов государственного управления при

трехстороннем сотрудничестве.

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники

трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов

государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей

(их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник

права является следствием правотворческой деятельности, то и вид

источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от

иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и

компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Федеральные законы:

1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.

2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.

3. Конституция 12 декабря 1993 г.

Указы президента:

1. Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при

Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспеции)

1. О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ

РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

Постановления правительства:

1. О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

2. О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 26 августа 95г.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция

Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их

обеспечения. Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность

труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях,

отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд

без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а

работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным

законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы —

как федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией

Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в

совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции

осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как

следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм

(вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде

статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в

России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и

свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение,

включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов

(ст. 30) и др.

Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о

труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным

кодифицированным источником трудового права.

Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая

две основные функции: производственную (экономическую) и социальную

(защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики

(производства), а с другой — на защиту человека и его прав в сфере

применения труда. И та и другая функция связаны с экономической реформой,

но первая касается технической стороны труда, повышения его

производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая — как защиты

интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий

экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая

природу данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов

достаточно четко выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он

указал,

что трудовое право сложилось на Базе не только частного, но и публичного

права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права,

которое развивается главным образом по своим собственным законам, в

значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль

трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки.

Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и

трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты

индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают

подзаконные акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы

Президента Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в

сфере применения труда. В свое время большую роль в становлении социально-

партнерских отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О

социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля

1994 г."0б утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при

Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" и др.

Еще один источник трудового права представляют собой акты соглашения:

генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные,

профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются

результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как

равноправные партнеры. Это представители интересов работников на

отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта

Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.