реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальные государственная помощь

непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья

человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В настоящее время, как отмечается в литературе, потребительская

корзина складывается из минимально необходимого уровня потребления

материальных благ и услуг с учётом наличного уровня развития

производительных сил и выражает ( в денежной и натуральной форме )

минимальные потребности человека ( семьи ) в продовольственных и в

непродовольственных товарах и услугах.

В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской

Федерации устанавливается Федеральным законом “ О потребительской

корзине в целом по РФ” от 27 октября 1999 года. Данный закон

устанавливает

корзине в целом по РФ” от 27 октября 1999 года. Данный закон

устанавливает потребительскую корзину на продукты питания,

непродовольственные товары и услуги. Потребительская корзина

устанавливается для различных групп населения: трудоспособного населения,

пенсионеров и детей. Как уже указывалось выше данный закон имеет временный

характер и действует только до 31 декабря 2000 года.

Институтом питания Академии медицинских наук разработаны

нормативы потребления (набор продуктов питания ), которые в целом

соответствуют физическим потребностям человека по их калорийности и

химическому составу и покрывают энергетические затраты организма,

необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей,

сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы,

предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в

зависимости от различий потребностей в материальных благах и услугах, с

учётом цен, природно-климатических, демографических, социально-

этнических и экологических условий.

Потребительская корзина является составной частью минимального

прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные

товары, услуги. Соотношение между указанными элементами прожиточного

минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3;

19,1;12,6%. То есть основная статья расходов - питание, что

свидетельствует о неблагополучии общества, ясно, что питание является

основной статьёй расходов в бедных семьях. В настоящее время хорошее

питание является очень дорогостоящим удовольствием, так стоимость набора на

25 основных продуктов питания в среднем по России в конце января 2000 года

составила 574, 3 рубля в расчёте на месяц. По сравнению с концом декабря

прошлого года набор; стал дороже на 1,9% ( приложение 3 ). Среди столиц

республик, краевых, областных центров и городов федерального значения

наиболее существенный приростстоимости набора из 25 основных продуктов

питания в январе нынешнего года был отмечен в Улан-Удэ (8,1%), Владивостоке

(7,6%) и Магадане (5,1%). В тоже время в Кирове, Рязани и Нальчике

стоимость набора снизилась соответственно на 5,1%, 2,8% и 2,4%(По данным

Госкомстата). К сожалению до сих пор лидирует по стоимости набора

необходимых продуктов питания, наш Дальневосточный район. Что говорит о

возможном постоянном увеличении числа нуждающихся граждан.

Следует также отметить, что в статью расходов на непродовольственные

товары до принятия закона “ О потребительской корзине в целом по

Российской Федерации” были включены только предметы первой

необходимости, санитарии и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь

затраты на жильё и транспорт. Покупку предметов длительного пользования (

одежда, обувь, мебель и т.д. ) прожиточный минимум не предусматривал.

В настоящее время потребительская корзина включает в себя не только

расходы на питание и предметы первой необходимости, но также и

расходы на одежду, бельё, обувь, школьные принадлежности и др. виды

товаров. Однако, до сих пор потребительская корзина не включает в себя

расходы на мебель и другие предметы длительного пользования. По моему

мнению данный факт свидетельствует не только об экономической

ситуации в России, но и в целом отражает его социальную политику.

В соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме”

потребительская корзина для основных социально -демографических групп

населения в целом по Российской Федерации и в её субъектах определяется не

реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций,

разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке

устанавливаемом Правительством России.

Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные

платежи и сборы. В соответствии с законодательством Российской

Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и

сборы. Малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане не являются

исключением из этого правила, и наравне с другими гражданами обязаны

платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для

малообеспеченных граждан уплата налогов и сборов очень часто является

непосильным бременем. Поэтому естественной представляется

необходимостьРоссийской Федерации каждый гражданин обязан платить

законно установленные налоги и сборы. Малоимущие семьи и малоимущие

одинокие граждане обязаны платить обязательные платежи и сборы в

бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных граждан уплата

налогов и сборов очень часто является непосильным бременем.

Поэтому естественной представляется необходимость включения в минимальный

прожиточный минимум кроме потребительской корзины обязательных платежей и

сборов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально

- демографическим группам населения в целом по Российской Федерации

устанавливается Правительством России, в субъектах - органами

исполнительной власти соответствующего субъекта. По последним данным

средств массовой информации, прожиточный минимум подрос и средняя величина

прожиточного минимума в России за 1999 год выросла на 176 рублей и

составила 963 рубля на одного человека в месяц.

Учитывая всё вышесказанное можно сделать вывод, что теперь существует

законодательное определение размера государственной социальной помощи. В

соответствии с Федеральным законом “ О государственной социальной помощи”

размер такой помощи определяется субъектами Российской Федерации в пределах

разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов

малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2.3 Периоды оказания государственной социальной помощи

В соответствии со ст. 6 Федерального закона “ О государственной

социальной помощи” социальная помощь может оказываться единовременно или

на период не менее трёх месяцев.

Данное положение имеет очень важное значение, так как не всегда

государство может оказать государственную социальную помощь, нуждающимся в

ней людям, но помочь малоимущей семье или малоимущим одиноко проживающим

гражданам, хотя бы временно он обязано.

Кроме того, в отличие от других социальных выплат государственная помощь

должна оказываться гражданам именно в наиболее трудные моменты их жизни.

Единовременный характер оказания данной помощи, может быть оказан как в

виде денежных выплат, так и в виде натуральной помощи. По моему мнению, в

данном Законе есть существенная недоработка, так как размер единовременной

социальной помощи должен устанавливать или давать указание об установлении

минимального размера государственной социальной помощи при единовременном

её оказании.

Данная помощь может оказываться и на определённый период времени.

Законом установлен минимальный срок, на который оказывается социальная

помощь – не менее трёх месяцев. В данном случае устанавливается

минимальный период оказания государственной помощи, что гарантирует,

что в течение этого времени им будет выплачиваться установленная

помощь.

Однако, в данном случае есть и негативная сторона. По моему

мнению, государственная социальная помощь, должна оказываться на тот

период времени, пока человек не сможет самостоятельно улучшить своё

положение. Данный период времени может продлиться как три месяца,

год или даже несколько лет. Установление минимального периода

оказания помощи не может гарантировать её получателям поддержку

государства на весь период нуждаемости их в данной помощи. Так в

реальной действительности данное положение может привести к тому,

что нуждающемуся человеку будет установлена социальная помощь только

на минимальный период ( т.е. в течение 3-х месяцев ), что может

нарушать права её получателей.

По моему мнению, в данный закон необходимо добавить такое

положение, что помощь оказывается на весь период времени, в

течение которого малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий

гражданин нуждается в её получении.

В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” также

определены основания прекращения этой помощи, что указывает на

временный характер её получения. Более подробно основания

прекращения оказания данной помощи будут рассмотрены мной в

последней главе настоящей работы.

Глава 3. Получатели государственной социальной помощи

3.1. Получатели государственной социальной помощи

До принятия Федерального закона “ О государственной социальной

помощи” в соответствии с постановлением Правительства от 19 февраля

1992 года №121 и утверждённым этим постановлением положение о

республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки

населения получателями помощи из этих фондов являлись особо

нуждающиеся пенсионеры, инвалиды, лица имеющие иждивенцев (детей и

нетрудоспособных членов семьи), другие нетрудоспособные

граждане, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает

установленного на региональном уровне минимума.

Таким образом, в данный список не была включена часть трудоспособного

населения нашей страны. С одной стороны это является несомненно правильным,

так как государство должно поддерживать прежде всего наименее защищённых

граждан, а именно пенсионеров, инвалидов, лиц, имеющих иждивенцев, и других

нетрудоспособных граждан.

Однако в настоящее время в России складывается ситуация, при которой даже

трудоспособные граждане, по независящим от них причинам, имеют доход, ниже

прожиточного минимума, что ставит их в наихудшее положение, так как ранее

действующем законодательством они не могли надеяться на получение

социальной помощи.

По оценкам прессы, на сегодня одна из наиболее острых социальных проблем

- низкий уровень жизни россиян. Например, численность населения с доходами

ниже прожиточного минимума за прошлый год выросла в 1,5 раза и составляет

почти 50 миллионов человек. Денежные доходы россиян в реальном исчислении

(то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в январе -

сентябре 1999 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились

на 22,2 процента, в том числе заработная плата на 32,4, пенсии - на 47,1,

фактическое конечное потребление домашних хозяйств - на 7,8 процента.16В

другой статье отмечается, что среднедушевой доход в целом по России

запотребительских цен) в январе – сентябре 1999 года по сравнению с

тем же периодом прошлого года сократились на 22,2 процента, в том

числе заработная плата на 32,4, пенсии – на 47,1, фактическое

конечное потребление домашних хозяйств – на 7,8 процента.[15] В другой

статье отмечается, что среднедушевой доход в целом по России за

1998 год составил 970 рублей, что в 1,5 раза больше расчётного

прожиточного минимума на тот период. Но за этим средним относительным

благополучием скрывается огромная пропасть в уровне жизни богатых и бедных.

Так, в первом полугодии 1999 года на долю 10 процентов наиболее

обеспеченных россиян приходилась третья часть всех денежных доходов

населения. Если же взять 20 процентов, то окажется, что они аккумулировали

половину этих доходов.

Кроме того, рост потребительских цен ( за год после дефолта они в

России только на продовольствие увеличились в 3 раза) привёл к их резкому

обесцениванию. Треть жителей страны оказалась не просто за чертой бедности,

она фактически поставлена на грань выживания.[16] По данным Госкомстата

России около 40,5% семей на сегодняшний день имеют среднедушевые доходы

ниже прожиточного минимума. (Приложение 4).

Вот почему, и по моему мнению, и по мнению большинства граждан РФ

необходимо в первую очередь протянуть руку помощи именно тем людям, которые

находятся в настоящее время за чертой бедности.

Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” впервые

предусмотрено, что получателями данной помощи могут быть малоимущие семьи

и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них

причинам имеют среднедушевой доход соответствующем субъекте Российской

Федерации.

соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, данный закон устанавливает кто именно может быть

получателем социальной помощи. Закон не ограничивает круг лиц, которые

могут получать данную помощь в зависимости от других критериев, например,

трудоспособности, старости и др. Единственным критерием, определяющим

получателей помощи является получение дохода, менее прожиточного

минимума. Как указывает С.В. Калашников “ на сегодняшний день существует

огромное количество форм поддержки социально незащищённых слоев населения,

одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий

населения. Закон о социальной государственной помощи не делит все

льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые

заслуги, льготы нуждающимся. До сих пор у нас в стране не было ни одной

категории населения, которая соответствующим образом не финансировалась бы:

пенсионеры получают пенсию, рабочие зарплату, матери - детские пособия. Но

оказывается, что зарплату можно не получать и целый год, пенсию можно

получать и два месяца... Люди попадают в трудную жизненную ситуацию, когда

им и есть нечего. Так вот, закон о государственной социальной помощи

гласит: если доход в семье на одного человека ниже прожиточного минимума,

то государство, местные органы власти имеют право оказать нуждающемуся

человеку соответствующую помощь”.[17]

Исторически сложилось так, что на европейском континенте, государство

всегда уделяло большое внимание семьям с детьми. Политика в отношении семей

рассматривалась не только как борьба с бедностью, но и как путь достижения

определенной социальной справедливости.[18] Теперь в странах семьям с

целью сделать их более эффективными в условиях недостатка средств.

Важно обратить особое внимание на статистически значимые различия

между работающими и неработающими пенсионерами. Уровень нуждаемости первых

ниже почти на 40% чем вторых. Важно уделять больше внимания одиноким

пенсионерам. По отдельным видам услуг их нуждаемость в 2-3 и даже в 5 раз

выше среднего уровня. Среди товаров и услуг, которые пенсионерам трудно

оплачивать, на первом месте одежда и обувь. Отсюда многочисленные

предложения с создании специальных магазинов, где пенсионеры могли бы эти

вещи по доступным ценам приобрести.

Продовольственное снабжение остаётся острой проблемой с начала 90-х

годов. Всё это требует совершенствования работы по усилению адресной помощи

наименее обеспеченным семьям, может быть усилив натуральность помощи,

скажем, в заготовке картофеля и овощей на зиму. Администрациям районов и

отделам социальной защиты следует всё таки продолжать выявление наиболее

нуждающихся, оказывать им материальную поддержку, а также расширять

предоставление платных услуг по заготовке сельхозпродукции на зимний

период.

Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” говорит,

что получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие

одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют

среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, в

качестве второго критерия закон определяет “независящие от получателя

причины”. По моему мнению данная формулировка является слишком размытой,

так как в законе и других нормативных источниках точно не указанно, какие

причины могут быть “независящими”. Это может привести к тому, что при

оказании государственной социальной помощи, данные причины могут быть

истолкованы слишком широко, что приведёт к существенному ограничению

получателей государственной социальной помощи, и нарушит их права на её

получение, или слишком узкому толкованию, при котором любая причина может

быть “независящей”, что приведёт к тому, что данная помощь выплачиваться

каждому, чей доход будет ниже минимально установленного минимума, вне

зависимости от того, может ли человек сам себя обеспечить или нет.

Федеральный закон различает две категории получателей государственной

помощи - малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане.

Под семьёй понимаются лица, связанные родством и (или) свойством,

совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

В данном случае возникает вопрос, являются ли лица, совместно

проживающие и которые не состоят в зарегистрированном браке

семьёй. По моему мнению в данном случае единственным критерием определения

семьи является совместное проживание лиц, вне зависимости от того, был ли

зарегистрирован брак или нет.

В соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме” и Законом

Приморского края “ О прожиточном минимуме в Приморском крае” семья или

одинокий гражданин, среднедушевой доход которой (доход которого) ниже

величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте

Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на

получение государственной социальной помощи.

Среднедушевой доход рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи.

Это позволяет сузить количество получателей помощи. Так, если в семье,

состоящей из двух человек жена получает доход, ниже

установленного прожиточного минимума, это не даёт ей оснований для

получения социальной помощи. Только в том случае,

еслисреднедушевой доход на семью является ниже установленного

прожиточного минимума она и её семья приобретают это право.

Как уже отмечалось в предыдущих главах данной работы, вся социальная

политика государства перестраивается именно на адресное предоставление

помощи нуждающимся гражданам. В этой связи нельзя не заметить о том

положительном опыте именно адресной поддержки, который имел место в ряде

регионов нашей страны.

Так например в Чувашской Республике постоянно проводится

мониторинг уровня жизни, просчитывается прожиточный минимум.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.