реферат бесплатно, курсовые работы
 

Правовой статус работающих женщин и лиц с семейными обязанностями

обеспечение

равенства в социальной области.

Конвенция № 168 «Содействие занятости и защита от безработицы» (1988

г.) дополнительно запретила осуществлять дискриминацию по возрасту и в

связи с утратой трудоспособности.

Рекомендация № 162 «Пожилые трудящиеся» (1980 г.) призывает государства

принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся.

С точки зрения МОТ (Конвенция № 117 «Основные цели и нормы социальной

политики» 1962 г.) целью социальной политики является ликвидация

дискриминации работников применительно ко всем аспектам труда и трудовых

отношений.

Конвенция № 100 обязывает государства использовать национальные методы

установления ставок вознаграждения с целью обеспечивать применение принципа

равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

Рекомендация №90 содержит дополнительные предложения относительно

применения принципа равенства вознаграждения. В частности, детализируются

меры, которые должны быть приняты правительством в тех областях, где оно

осуществляет прямой или косвенный контроль (трудоустройство,

профессиональная ориентация, социальные услуги, научные исследования и т.

д.).

В Рекомендации №111 установлено, что все лица должны без дискриминации

пользоваться равенством возможностей и обращения в отношении доступа к

учреждениям, ведающим профессиональной ориентацией и трудоустройством,

доступа по собственному выбору к обучению и работе на основании личных

склонностей.

Содействуя равенству и осуществляя деятельность по ликвидации

конкретных форм дискриминации и неравных возможностей, МОТ с первых же дней

своего основания (1919 г.) уделяла особое внимание трудящимся,

осуществляющим помимо профессиональной деятельности свои семейные

обязанности, понимая, однако, под ними исключительно женщин. В этом же году

МОТ приняла Конвенцию № 3 «Об охране материнства» и Конвенцию № 4 «О труде

женщин в ночное время», в дальнейшем пересмотренные соответственно в 1952 и

1948 гг.

Конвенция № 103, заменившая Конвенцию № 3, закрепила широкий спектр мер

по охране материнства.

Рекомендация №95 «Об охране материнства», дополняющая одноименную*

Конвенцию, призывает государства устанавливать более высокий уровень

правовых гарантий, чем это предусмотрено в Конвенции № 103. В частности,

когда это необходимо для здоровья женщины, отпуск по беременности и родам

предполагается продлить до 14 недель; размер пособия по беременности и

родам по возможности повысить до 100% предыдущего заработка. Перерывы в

работе для кормления грудных детей рекомендуется устанавливать

продолжительностью в общей сложности не менее полутора часов, причем при

представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность

перерывов для кормления грудных детей должны увеличиваться.

Во время беременности и по крайней мере в течение 3 месяцев после родов

(а в случае кормления грудью и в течение более продолжительного периода)

женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе

связанным с поднятием, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или

непрерывным физическим напряжением, включая длительное стояние на ногах.

Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компетентными

государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на

другую работу без уменьшения заработной платы. В отдельных случаях это

право должно предоставляться каждой беременной женщине по предъявлении

медицинской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в

интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.

Конвенция №171 «Ночной труд» (1990 г.) запрещает ночной труд беременных

женщин и женщин-матерей в течение периода продолжительностью по крайней

мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать

предполагаемой дате рождения ребенка. В ряде случаев этот период может

увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее

ребенка.

В 1965 г. МОТ, принимая во внимание проблемы, с которыми сталкиваются

женщины, в связи с необходимостью совмещения их двойных обязанностей в

семье и на работе приняла Рекомендацию № 123 «О труде женщин с семейными

обязанностями*.

Данная Рекомендация призывает компетентные органы власти проводить

соответствующую политику с целью дать возможность женщинам с семейными

обязанностями, которые работают вне своего дома, пользоваться своим правом

делать это без того, что бы подвергаться какой-либо дискриминации, и в

соответствии с принципами, установленными Конвенцией № 111 «О дискриминации

в области труда и занятий», а также другими нормами отношении женщин,

принятыми Международной конференции труда, поощрять, способствовать

развитию обслуживания, направленного на предоставление женщинам возможности

гармонично выполнять свои различные обязанности дома и на работе. В

рекомендации намечены основные направления деятельности, призванной

облегчить положение женщин с семейными обязанностями.

Однако, сделав немалое для решения проблем, с которыми сталкиваются

женщины, МОТ на 69-й сессии Международной конференции труда о социальных

аспектах труда признала, что за годы экономического роста разрыв

между экономическими возможностями мужчин и женщин надлежащим образом

сокращен не был. Особенно важно, что в условиях любого

экономического кризиса женщин вытесняют с рынка труда в первую очередь. С

другой стороны, их домашние и семейные обязанности, которые даже в тех

случаях, когда женщины работают полный рабочий день, продолжают лежать на

их плечах, как указывалось в докладе МОТ к 65-й (1979 г.) сессии

Международной конференции труда о занятости женщин с семейными

обязанностями. В принятой в 1975 г. Декларации о равенстве возможностей и

обращения для трудящихся женщин заявлено, что «положение женщин не может

быть изменено без изменения роли мужчин в обществе и в семье.

23 июня 1981 г. была принята Конвенция .№ 156 «О лицах с семейными

обязанностями» и одноименная Рекомендация № 165. До этого момента семейные

обязанности рассматривались МОТ лишь в отношении женщин, а принятые акты

были направлены только на то, чтобы облегчить им доступ к деятельности,

приносящей доход.

Данные Конвенция и Рекомендация распространяются на:

3. трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся

на их иждивении детей, когда эти обязанности ограничивают их возможность

подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности;

4. трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении других

ближайших родственников— членов их семей, которые нуждаются в уходе или

помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки,

доступа, участия или продвижения в экономической деятель-ности.

Конвенция о лицах с семейными обязанностями имеет целью позволить

лицам, имеющим такие обязанности и работающими или желающим работать с

целью получения дохода, делать это. не становясь при этом объектом

дискриминации, и выполнял свои семейные и профессиональные обязанности

с наименее возможным риском для здоровья и благополучия как их самих,

тaк и их семей.

Рекомендация № 165 призывает не допускать прямой или ко венной

дискриминации, основанной на признаках семейного положения. В указанной

Рекомендации предусмотрен комплекс мер своего рода государственная

программа оказания помощи трудящимся с семейными обязанностями в области

профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения и

обслуживания; предусмотрена организация соответствующих государственных и

общественных учреждений и служб.

Европейская социальная хартия также обращается к проблемам лиц с

семейными обязанностями. Статья 27 хартии обязывает страны — члены Совета

Европы для обеспечения реализации права на равенство и на равное обращение

работников—мужчин и женщин с семейными обязанностями и всех остальных

работников принять соответствующие меры, с тем чтобы:

а) предоставить работникам с семейными обязанностями воз-

можность поступить на работу и оставаться занятыми, а также

возобновить работу после перерыва, вызванного семейными обя-

занностями, включая организацию профессиональной ориентации

и профессионального обучения таких работников;

б) учитывать их нужды при определении условий труда и в

области социального обеспечения;

в) развивать государственные и частные социальные службы,

поощрять их деятельность, в частности детские сады и другие по-

добные учреждения, берущие на себя заботу о детях.

Можно сказать, что правовое регулирование труда лиц с семейными

обязанностями на международном уровне прошло как бы три этапа:

с первых дней создания МОТ (1919 г.) до 1965 г, когда из

всех лиц с семейными обязанностями под защитой международных норм

были только беременные женщины и женщины с грудными детьми (кормящие

матери);

с 1965 по 1981 г. В 1965 г. Рекомендация № 123 «О труде

женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с

детьми вообще (т. е. и более старшего возрас-

та), а также с больными членами семьи;

с 1981 г. в соответствии с Конвенцией № 156 лицами с семейными

обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с

находящимися на их иждивении детьми либо с нуждающимися в уходе другими

ближайшими родственниками.

Конвенция № 156 дала начало в международном и национальном

законодательстве позитивной тенденции распространения прав и гарантий,

ранее предоставляемых только женщине, на других членов семьи.

Исходя из международных трудовых норм, можно выделить следующие

категории лиц с семейными обязанностями:

а) беременные женщины;

б) кормящие матери (с грудными детьми);

в) трудящиеся, на иждивении которых находятся несовершеннолетние

дети;

г) трудящиеся, имеющие обязанности в отношении других

ближайших родственников, нуждающихся в уходе или помощи».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа Трудового кодекса РФ можно прийти к выводу, что в его

статьях довольно детально изложены гарантии беременных женщин, женщин с

грудными детьми и лиц с семейными обязанностями.

Итак, по Российскому трудовому праву беременные женщины, женщины с

грудными детьми и лица с семейными обязанностями имеют право:

а) на отпуск по материнству не менее 70 дней включающий период

послеродового отпуска. (ст – 255 ТК РФ)

В случае болезни в связи с родами отпуск продлевается.

б) в период отпуска по беременности и родам женщина имеет право на

получение денежного пособия и медицинской помощи в установленном законом

размере. (ст-255 ТК РФ)

в) если женщина кормит ребенка грудью, она имеет право на перерывы, не

реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы продолжительностью не менее

30 минут каждый, которые считаются рабочими часами и оплачиваться в

размере среднего заработка. ( ст-258. ТК РФ)

г) беременные женщины и кормящие грудью женщины не

допускаются на ночные и сверхурочные работы. (ст-253 ТК РФ)

д) не привлекаются к тяжелым и вредным работам и имеют право на перевод

на другую более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежней

работе до достижения ребенком возраста 1,5 лет. (ст-254 ТК РФ)

ТК РФ предусматривает гарантии при увольнении, не допуская увольнение

женщин в период отпуска по беременности и родам.

Из специальных прав других лиц с семейными обязанностями Трудовой

Кодекс РФ предусматривает:

предоставление трудящимся отпуска по воспитанию ребенка, продолжи-

тельность которого 70 дней со дня рождения ребенка.

предоставление трудящимся, на иждивении которых находится больной ребенок

или другой ближайший родственник, отпуска по уходу за ними

Законы Трудового Кодекса РФ о трудящихся с семейными обязанностями, а

также Европейская социальная хартия указывают, что семейные обязанности как

таковые не должны рассматриваться как уважительная причина увольнения.

Таким образом, можно констатировать, что женщины и лица с семейными

обязанностями являются специальными субъектами международного трудового

права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина,

основные права в сфере труда, так и специальные права и гарантии,

закрепленные рядом международных актов и Российским законодательством.

БИБЛИОГРАФИЯ:

I. Нормативно – правовые акты:

1. Трудовой Кодекс РФ ( ст253-264).

2. Конституция РФ (ст38).

3. Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при

осложненных родах. Утверждена Минздравом РФ от 23 апреля 1997 г. №01-97.

4. Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря

1990 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами

законодательства, регулирующего труд женщин».

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. 4; Ст.

295.1997. N° 1. Ст. 2; 1998. № 26. Ст. 3012.

II – Научная литература:

1. Дзгоева. Ф. О. Правовое регулирование труда лиц с семейными

обязанностями. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2003.

2. Абрамова Л. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР. Москва.

1950

3. Бугров. Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь.,

1992 .

4. Петрушина С. Н. Особенности регулирования труда в организациях

легкой промышленности на современном этапе: М., 1998. См. также : Мерцалова

Г. В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР: Москва.1991

5.Покровска М. Н. Особенности правового регулирования труда

женщин в СССР: М., 1970.

6. Гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству

беременных женщин, утверждены Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации,

Минздравом Российской Федерации 21, 23 декабря 1993 г.

7. 75-я сессия Международной конференции труда 1988 года. Доклад

Генерального директора «Права человека - общая ответственность.» МБТ.

Женева,1988. С. 21-22.

8. 80-я сессия Международной конференции труда 1993 года. Доклад V(1)

Неполное рабочее время. МБТ. Женева, 1993. С. 3— 4.

9.Рожников. Л. В. Трудовые договоры специальных субъектов трудового

права. Москва. 1999.

10. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М, 1995. С. 44—45.; Конституция

Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М.

Батурина, Р.Г Орехова: М., 1994. С. 21.

11. Юшина. Л. И.Социально-правовые вопросы охраны труда женщин в СССР

М., 1974. С. 14.; Шептулина.И. Н. Технический прогресс и вопросы правового

регулирования труда женщин в СССР. М., 1972. С. 89-90.

12.Антонов.А.И.«Круглый стол»:Трудящиеся с семейными

обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

См. подробнее: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека

в РФ в 2001 году от II марта 2002 г.

13.Лившиц.Р.З.«Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями //

Государство и право. 1994. № 11.

14. Петренко. В. «Круглый стол»: Реализация равных прав и свобод мужчин

и женщин // Человек и труд 2002. №5

15.Соколова.В.И. «Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями

// Государство и право. 1994. № 11.

16. Рожников.Л.В. Указ. раб. С. 40; Морозов. П. К. Сравнительный анализ

правового регулирования проблем занятости и трудоустройства в РФ и США. М.,

1997. С. 71.

17. Рожников Л. В. Указ. соч. С. 76.

18.Толкунова В. Н. Правовое регулирование женского

труда // Советское государство и право. 1968. № 11. С. 49.

19. Шептулина Н. Н. Законодательное.обеспечение работникам условий для

совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат. 1998.

№1. С.8.

20. Шептулина Н. Н. Законодательное обеспечение работникам условий

для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат.

1998. № 1. С. 9.

21. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М.,

1990.

Приложение1

Особенности регулирования труда женщин

Приложение2

-----------------------

Другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными

правовыми актами.

Право на дополнительные отпуска, установление льготных режимов труда;

Запрет на направление в служебные командировки;

Недопустимость привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные

дни;

Ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ;

Работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, работнику,

имеющему ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет, отцу воспитывающему

ребенка в возрасте до 14 лет без матери, одинокой матери, воспитывающей

ребенка в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться

ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удоб-

ное для них время. Продол-жительность такого отпуска составляет до 14

календарных дней.

На отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей)

несовершенно-летних распространяются гарантии и льготы, предоставляемые

женщинам в связи с материнством, в том числе:

Гарантии лицам, воспитывающих детей без матери

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, помимо перерыва

для отдыха и питания предоставляются дополнительные перерывы для кормления

ребенка (детей) не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы

продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей

женщины 2 и более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва

для кормления устанавливается не менее 1 часа.

По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется

отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста 3 лет. В случае

усыновления ребенка (детей) обоим супругам указанные отпуска

предоставляются одному из супругов по их усмотрению;

Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня

усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения

усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей

-110 календарных дней со дня их рождения;

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до

достижения им возраста 3 лет. Такой отпуск может быть использован полностью

или по частям отцом реб нка, бабушкой, дедом, другим родственником или

опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком;

Особенности регулирования труда женщин (продолжение табл.1)

Предоставление отпуска по уходу за ребенком и перерывов для кормления

ребенка:

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением

предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 ( в

случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 ( в

случае осложненных родов-86, при рождении 2 или более детей-110)

календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному

социальному страхованию в установленном законом размере.

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских

учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту

работы;

Запрещается приме-нение труда женщин на работах, связанных с подъемом и пе-

ремещением вручную тяжестей, превышаю-щих предельно допус-тимые для них

нормы (предельно допусти-мая масса груза при чередовании с другой работой

до двух раз в час не должна превышать 10кг, а подъем и перемещение тяжестей

постоянно в течение рабочей смены – 7кг).

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы она

освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные

вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя;

В соответствии с медицинским заключением и по личному заявлению беременным

женщинам снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины

переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных

производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней

работе;

Ограничивается при-менение труда жен-щин на тяжелых рабо-тах и работах с

вред-ными и (или) опас-ными условиями тру-да, а также на подзем-ных

работах, за исклюючением нефи-зических работ или работ по санитарному и

быто-вому обслужи-ванию;

Законодательством предоставляются дополнительные права беременным женщинам

в части обеспечения им надлежащих условий работы, отвечающий их

физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Согласно ст. 254 ТК РФ

беременным женщинам должны быть обеспечены следующие условия:

Обеспечение условий труда беременным женщинам

Ограничения при-менения труда женщин:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.