реферат бесплатно, курсовые работы
 

Правовой статус работающих женщин и лиц с семейными обязанностями

1 Шептулина Н. И. Законодательное обеспечение работникам условий дл

совмещения труда с выполнением семейных обязанностей» // Ваш адвокат :

1998. № 1. С. 7.

лет, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до

достижения ребенком возраста 3 лет.

Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г.

№23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска

по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и

дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за

ребенком до достижения им возраста 3 лет», в частности, уточняют круг

женщин, имеющих право на частично оплачиваемый отпуск до достижения

ребенком 1,5 лет. При внесении необходимых изменений в данное Разъяснение и

распространении его на других лиц, фактически осуществляющих уход за

ребенком, можно сделать вывод, что на частично оплачиваемый отпуск имеют

право все работники, имеющие общий трудовой стаж не менее одного года, и

лица (граждане), обучающиеся с отрывом от производства в высших, средних

специальных, профессионально-технических учебных заведениях, а также в

аспирантуре, клинической ординатуре, на курсах и в школах по повышению

квалификации, переквалификации и подготовке кадров, независимо от трудового

стажа.

При этом лица, продолжающие учебу с отрывом от производства в период

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5

лет, имеют право на получение в полном размере стипендии и пособия по уходу

за ребенком.

В случаях, когда общий трудовой стаж, дающий право на пособие по уходу

за ребенком, работник приобретает в период после отпуска по беременности и

родам, частично оплачиваемый отпуск предоставляется со дня, с которого у

него наступило право на этот отпуск.

Право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до

достижения им возраста 3 лет предоставляется работникам без сохранения

заработной платы, а лицам, обучающимся с отрывом от производства, без

сохранения стипендии.

В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена отдельная статья

(ст. 257), посвященная отпускам работников, усыновившим ребенка, а "также

утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября

200] г. № 719 «Порядок предоставления отпуска работникам, усыновивших

ребенка» в ред. постановления от 19 июля 2002 г. №541. Нам представляется,

что нет смысла выносить данное положение в отдельную статью, а необходимо

просто включить работников, усыновивших детей, в круг лиц, которым

предоставляются соответствующие льготы.

В соответствии с данным постановлением работникам, усыновившим ребенка,

предоставляется отпуск по уходу за ребенком: — на период со дня

усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения

ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей—ПО календарных

дней со дня их рождения;

— до достижения ребенком возраста 3 лет. В случае усыновления ребенка

(детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из

супругов по их усмотрению.

При усыновлении ребенка (детей) обоими супругами работником

дополнительно предоставляется справка с места работы (службы, учебы)

супруга о том, что указанный отпуск им не используется, или что супруга не

находится в отпуске по беременности и родам, предоставляемом в соответствии

с данным постановлением.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска по уходу за

ребенком предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня

усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня усыновления

ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110

календарных дней со дня их рождения.

Лица, осведомленные об усыновлении ребенка (детей), обязаны сохранять

тайну усыновления. В случае разглашения тайны усыновления ребенка вопреки

воле усыновителей они привлекаются к уголовной ответственности. В ст. 155

Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за разглашение тайны

усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителей, совершенное лицом,

обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или

профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных

побуждений. К данной ответственности могут быть привлечены и представители

работодателя, допустившие разглашение тайны усыновления (удочерения) из

корыстных или иных низменных побуждений,

Законодательство предусматривает ряд преимуществ при получении

ежегодного отпуска. В частности, женщине предоставлено право по ее

заявлению получить ежегодный оплачиваемый отпуск перед отпуском по

беременности и родам или непосредственно после него (ст. 260 ТК РФ).

Такое присоединение возможно независимо от стажа работы, т. е. в первый

год работы и до истечения 6-месячного срока для предоставления первого

отпуска (ст. 260; ч. 2 ст. 122 ТК РФ).

Если отпуск по беременности и родам совпал по времени с ежегодным

отпуском женщины, то ежегодный отпуск должен быть по заявлению женщины

предоставлен по окончании отпуска по беременности и родам или перенесен на

указанный ею другой срок. Однако отпуск не переносится и не продлевается в

случае ухода работника в период очередного отпуска за заболевшим членом

семьи (в том числе и ребенком).

Мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, по

их желанию отпуск может быть предоставлен в период отпуска по беременности

и родам жены (ст. 123 ТК РФ; постановление Верховного Совета СССР «О

неотложных мерах по улучшению положения женщины, охране материнства и

детства, укреплению семьи»

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ допускается отзыв

работника из отпуска, но только с его письменного согласия.

Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по

выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года

или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Однако не допускается

отзыв из отпуска беременных женщин и в том случае, если они дали на это

согласие,

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному

заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Но подобная

замена запрещена для беременных даже по их просьбе (ст. 126).

В соответствии с п. 11 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О

статусе военнослужащих», а также п. 5 постановления Совета Министров РСФСР

от 5 ноября 1991 г. № 585 «Об усилении социальной защищенности

военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР» (в ред.

постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г.) супругам военнослужащих

отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском

военнослужащих; а также его продолжительность может быть по их желанию

равной продолжительности отпуска военнослужащих (часть отпуска супругов

военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по

основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной

платы).

Всем работникам по семейным обстоятельствам и другим уважительным

причинам по письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без

сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по

соглашению между работником и работодателем (ст. 128 ТК РФ).

Но определенной категории лиц с семейными обязанностями работодатель

обязан по их письменному заявлению предоставить такой отпуск. В частности,

согласно ст. 128 ТК РФ: работникам в случае рождения ребенка, регистрации

брака, смерти близкого родственника — до пяти календарных дней; родителям и

женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения,

контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы,

либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до

14 календарных дней; в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом

РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В соответствии со ст. 263 ТК РФ работнику, имеющему двух или более

детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ре-

бенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка

в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без

матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные

дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них

время продолжительностью до 14 календарных дней. В отличие от ст. 76 КЗоТ

РФ данный отпуск предоставляется только в том случае, если подобное условие

содержится в коллективном договоре. Таким образом, наличие данной статьи в

Кодексе — это лишь своего рода подсказка для работников, что можно будет

включить в коллективный договор при его разработке. Если же в организации

коллективного договора нет либо стороны не смогли договориться о подобном

условии, то работники, осуществляющие уход за детьми, право на данный

отпуск не имеют.

В случае если такое условие включено в коллективный договор, указанный

отпуск предоставляется по заявлению соответствующего работника и может быть

присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно

полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий

год не допускается.

Дополнительный выходной день. Одному из родителей (опекуну, попечителю)

для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими

возраста 18 лет по его письменному заявлению

предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц,

которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими

между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня

производится в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

До принятия данного закона должен действовать существующий порядок оплаты

указанных дней. Полномочный представитель работодателя обязан предоставить

эти дни ежемесячно, а их оплата должна производиться в размере среднего

заработка работника за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их

письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без

сохранения заработной платы, (ст. 262 ТК РФ).

Дополнительные выходные дни в месяц данным лицам администрация обязана

предоставить в соответствии с их заявлением.

Дополнительные выходные дни, не использованные в том или ином месяце,

на другой месяц не переносятся, а также не суммируются. При наличии в семье

более одного ребенка-инвалида количество дополнительных выходных дней не

увеличивается (Разъяснение Министерства труда и Фонда социального

страхования РФ от 4 апреля 2000 г. № 26/34 «О порядке предоставления и оп-

латы дополнительных выходных дней в месяц одному из родителей (опекуну,

попечителю) для ухода за детьми-инвалидами»).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О

государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих

в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях* (в ред.

Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ) женщины, работающие в

районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющие детей в

возрасте до 16 лет, вправе получать ежемесячно дополнительный выходной день

без сохранения заработной платы (ст. 21).

А в соответствии со ст. 319 Трудового кодекса РФ одному из родителей,

работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению

ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения

заработной платы.

Выбор дня, в который предоставляется дополнительный выходной день по

данному основанию, определяется по согласованию между работником и

работодателем.

Правило о предоставлении дополнительных выходных дней в соответствии со

ст. 264 ТК РФ распространяется на опекунов (попечителей).

Перерывы для кормления. Действующее законодательство устанавливает, что

работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются

помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления

ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы

продолжительностью не менее тринадцати минут каждый.

При наличии у работающей женщины двух или более детей в возрасте до 1,5

лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее

одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей)

присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде

переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с

соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и

подлежат оплате в размере среднего заработка.

Из данной нормы, предоставление перерывов для кормления не связано с

наличием фактического вскармливания ребенка грудью, а предоставляется всем

женщинам, имеющим детей до 1,5 лет, независимо от того, кормит она

ребенка грудью или же он находится на искусственном вскармливании. Решение

же вопросов о сроках и порядке осуществления этой нормы предоставлено

сторонам трудового договора совместно с соответствующим выборным

профсоюзным органом.

Если проследить за теми изменениями, которые вносились в данную льготу,

то нетрудно заметить, что они идут по пути отхода от целевого назначения

этой льготы. Ведь предназначение ее — в предоставлении женщине возможности

кормить ребенка как минимум 2 раза в течение рабочего дня, что вызвано

физиологическими потребностями грудного ребенка.

A.А. Абрамова считает, что поскольку перерывы на кормление ребенка

носят строго целевой характер, то предоставляться они должны только

женщинам, действительно кормящим грудью, и не предоставляться женщинам,

имеющим грудных детей, но по каким-либо причинам не кормящим грудью. В

связи с этим указанная льгота должна предоставляться в течение всего

периода фактического кормления ребенка, сколько бы он ни длился. Этот

период кормления удостоверяется справкой лечебного учреждения1.

B.Н.Толкунова предлагает больше считаться с пожеланиями женщины и

считает возможным предоставление этих перерывов при суммировании или в

конце, или начале рабочего дня либо присоединение к обеденному перерыву2.

Практическая нереальность использования данной льготы по назначению

была всегда очевидна. Дважды в течение рабочего дня использовать перерыв в

30 минут имеют возможность лишь женщины, ребенок

1 Абрамова Л. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: Дис. ...

канд. юрид. наук. М., 1950. С. 244.

2 Толкунова В. И. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР:

которых находится в том же или, по крайней мере, в соседнем здании.

Большинство женщин просто сокращают на один час свой рабочий день либо (их

меньшинство) присоединяют его к обеденному перерыву и кормят ребенка один

раз в день.

Исходя из сложившейся практики установлено, что в связи с необходимостью

ухода за ребенком женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, рабочий

день сокращается на один час. При этом по согласованию с работодателем

работница может установить удобный ей график работы (например, она может на

один час позже приходить, на час раньше уходить,

предусмотреть перерыв(вы);

если ребенок находится на искусственном скармливании либо ему

больше года (в этом возрасте детей, как правило, грудью уже не кормят), то

это вполне бы мог делать отец или лицо, фактически ухаживающее за ребенком.

Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями

в международно-правовых актах о труде

Организация Объединенных Наций (ООН) уже в первых своих документах

обратилась к правам человека, в частности, в области труда и социального

обеспечения. Возможность участия ООН в международном регулировании труда и

социального обеспечения основывается на положениях п. 3 ст. 1 и ст. 55

Устава ООН, определяющих задачи международного сотрудничества по

обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.

Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав человека,

одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права,—это

Международные пакты о правах человека, одобренные Генеральной Ассамблеей

ООН в 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и

культурных правах закреплены: право на труд; права на справедливые и

благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без

дискриминации; удовлетворительные условия существования для работников и их

семей; безопасные и здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности

продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня

квалификации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на

забастовку; особая охрана труда, интересов женщин-матерей, детей и

подростков (ст. 6, 7, 8, 9).

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о

запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права

на ассоциацию (ст. 8, 22).

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

трудовым правам посвящены две статьи: запрещающая принудительный или

обязательный труд (ст. 4) и закрепляющая свободу ассоциаций, включая право

создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ст. 11).

Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее

время в международных актах набор основных социальных, прежде всего

трудовых, прав и устанавливает обязательства государств по их

осуществлению.

В Уставе Международной организации труда, лежит концепция всей

деятельности организации, которая первой провозгласила неделимость прав

человека, охватывающих в равной мере права политические и гражданские,

экономические, социальные и культурные. Деятельность МОТ почти во всех ее

формах касается Осуществления прав человека в том виде, как они изложены во

Всеобщей декларации. Как указывалось в п. 96 анализа Среднесрочного плана

МОТ на 1982-1987 гг.: «Из всех вопросов мирового масштаба, относящихся к

компетенции МОТ, вопрос о защите прав человека и содействии их

осуществлению будет и впредь наиболее актуальным и заслуживающим

первостепенного внимания». Об этом свидетельствует центральное положение

Филадельфийской декларации, принятой в 1944 г.

С целью поощрения равенства возможностей и обращения в области труда и

занятости МОТ был принят ряд ключевых конвенций: Конвенция № 111 «О

дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), Конвенция № 117 «Об

основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 100 «О

равном вознаграждении» (1951 г), Рекомендация №90 «О равном

вознаграждении», Рекомендация № 162 «О пожилых трудящихся» и др. Все эти

конвенции отражают постоянную озабоченность МОТ проблемой равенства как

основополагающего условия человеческого достоинства и социальной

справедливости.

Конвенция № 111 остается главным актом, которым МОТ хотела заложить

основу для действий на уровне государств-членов, направленных на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.