реферат бесплатно, курсовые работы
 

Охрана труда женщин и молодежи

законодательства, регулирующих трудовые отношения всех работников

независимо от их пола и возраста. К указанным нарушениям относятся задержки

выплат заработной платы и расчета при увольнении, ненадлежащее оформление

трудовых отношений и трудовых книжек, нарушения режима труда и отдыха,

правил по охране труда и производственной санитарии, отсутствие спецодежды

и спецобуви, нарушение права на труд в условиях, отвечающих требованиям

безопасности и гигиены.

Во многих случаях не выполнялись требования ст. 212, 219-221, 223 ТК

РФ и норм Федерального закона от 17.07.99 № 181 «Об основах охраны труда в

РФ». Отсутствовали или находились в нерабочем состоянии санитарно-бытовые

помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи,

комнаты отдыха в ЗАО «Агрострой», ОАО «Кубаньстрой 3» и во многих других

предприятиях и организациях.

В связи с тем, что работодателями не обеспечиваются надлежащим

образом безопасные условия труда, уровень производственного травматизма

среди женщин остается достаточно высоким. Вместе с тем анализ оперативных

данных Федеральной инспекции труда позволяет сделать вывод о наличии

определенной тенденции к уменьшении производственного травматизма в РФ.

Так, по этим данным в I полугодии 2002 г. в связи с несчастными случаями на

производстве погибло 179 женщин, что на 38 человек меньше по сравнению с

аналогичным периодом прошлого года. Наибольшее число работниц погибло на

предприятиях промышленности – 50, в организациях общественного питания –

32, сельского хозяйства – 19, транспорта и связи – 16, образования – 10.

Несчастные случаи на производстве со смертельным исходом с женщинами

произошли в 60 субъектах РФ; из них наибольшее количество произошло: в

Свердловской области – 12, в Краснодарском крае – 9, в республике

Башкортостан – 8, в Республике Татарстан, в Пермской и Московской областях

- по 7, в Читинской и Саратовской областях – по 6, в Иркутской и

Кемеровской областях – по 5 случаев.

Государственная экспертиза условий труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской

государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами

условий труда субъектов РФ.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за

условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по

условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу

с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об

отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с

результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение

государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием

для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее

подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах,

при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов,

при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам

органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований

охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда,

работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных

союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных

органов. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий

труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений

установленного образца посещать организации всех организационно-правовых

форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения

государственной экспертизы условий труда документацию.

Общественный контроль за охраной труда.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов

работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами

и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые

вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать

уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и

иных уполномоченных работниками предприятий представительных органов.[24]

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные

уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства

об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения

безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их

самостоятельное расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц

организации об условиях и охране труда, а также о всех несчастных

случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы

жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению

представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны

труда;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения

обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных

коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в работе комиссии по испытаниям и приемке в

эксплуатацию производственных объектов и средств производства в

качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке

проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а

также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к

ответственности лиц, виноватых в нарушении требований охраны труда,

сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров связанных с

нарушением законодательства об охране труда, обязательств,

предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с

изменениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных

союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют

право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований

охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами

предложения об устранении выявленных нарушений.

3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия

труда

Новый Трудовой кодекс призван по мысли авторов урегулировать круг

трудовых отношений, складывающиеся в условиях так называемого рынка в

России.

А.А. Шугаев считает, что поскольку реально цивилизованные рыночные

отношения в стране еще не сложились и государство пока не готово (не может

или не хочет) решать важнейшие социально-экономические проблемы своих

граждан, трудовой кодекс также весьма далек от решения задач максимальной

защиты трудовых прав и свобод, которых российское общество добивалось в

течение всего двадцатого столетия.[25] Отход от основных принципов

построения системы регулирования социально-трудовых отношений, скатывание к

диктату работодателя в ущерб интересам наемных работников, полное

игнорирование роли профсоюзов, существенное снижение социально-трудовых

гарантий в регулировании вопросов трудового договора, рабочего времени и

времени отдыха. Логика проектов строится на том, что сегодня жить согласно

старому Трудовому кодексу никак нельзя. Однако ни один из известных авторов

не привел пока реально хотя бы одной нормы которая тормозила движение

вперед. Как раз наоборот, возращение в эпоху «дикого капитализма», которые

цивилизованные страны пережили 100 – 150 лет назад, тотальный отказ от

централизованного регулирования трудовых отношений, подмена реального

трейдюниониского движения так называемым социальным партнерством, где нет

места профсоюзам, а выступают некие представительные органы работников,

полное отсутствие мотивации работников к производительному труду

представляемых им на производстве, может иметь существенное негативное

влияние на развитие рыночной экономики страны. В конечном счете это

приведет к нарастанию социальной напряженности, массовым конфликтам, росту

преступности и будет напрямую угрожать национальной безопасности России.

Трудно предположить, что авторы нового Трудового Кодекса не учитывали

этих реалий и не прогнозировали возможные тяжкие последствия для общества.

Тогда это можно рассматривать как сознательною и хорошо спланированную

определенными кругами провокацию, направленную на дестабилизацию страны,

создание новых очагов напряженности. Поэтому основной задачей в этом

направлении сегодня, по нашему мнению, является объединение усилий здоровых

сил общества, и в первую очередь профсоюзов, с целью не только активного

противоборства подобным акциям, но и выработки принципиально новой

концепции развития российского трудового законодательства, отражающей

интересы как общества, так и каждого наемного работника.

В Конституции РФ провозглашено: «Каждый имеет право на труд в

условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения

за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного

федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на

защиту от безработицы» (ч 3 ст. 37). В развитие этого конституционного

положения, в ст. 220 нового Трудового кодекса РФ указано, что «государство

гарантирует работникам защиту на права на труд в условиях, соответствующих

требованиям охраны труда». К сожалению, приходится констатировать то, что

применительно к охране трудовых прав граждан. У нас существует большой

разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными

возможностями граждан по их реализации».

Действительно, сложившееся за последние 10 лет перестройки положение

свидетельствует о том, что гарантированный конституцией уровень охраны

труда работников в целом по России остается очень низким, а состояние

законности в этой сфере – явно неудовлетворительным.

Материалы проверок органов государственного контроля и прокурорского

надзора говорят о том, что многие работодатели и руководители предприятий и

организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают

на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает

производственный травматизм.

Более того, в ряде регионов на предприятиях преимущественно частной и

смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи сокрытия от

учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе

нередко с тяжелым и смертельным исходом.

В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в

организациях Российской Федерации продолжает оставаться крайне тревожным.

Статистика числа погибших работников на производстве просто удручает.

Только за последние 3 года в результате несчастных случаев на производстве

лишились жизни 17 637 человек трудоспособного возраста, в том числе 1 275

женщин и около 100 (98) несовершеннолетних.

В этой связи, видимо, будет к месту сказать, что проблема охраны труда

актуальна не только в России но и большинстве других стран, т.е. носит

всемирный характер. Недавно в печати были опубликованы данные о том, что в

мире ежегодно погибают на производстве свыше одного миллиона и ста тысяч

граждан, то есть в результате несчастных случаев на рабочем месте каждый

день погибает более 3-х тысяч рабочих и служащих.[26] Изученные материалы

дают основание сказать, что хотя типология несчастных случаев очень разная,

но есть и общая для всех причина – там, где эксплуатируются давно

устаревшие машины и оборудование, там, где сравнительно низкий уровень

техники, технологий производства, где не уделяется должного внимания

вопросам охраны труда работников – там больше беспорядка и чаще происходят

производственные травмы, несчастные случаи с тяжелыми смертельными

последствиями. Лидируют в этом – аграрный сектор и строительный комплекс,

дающие в совокупности почти 50 % всех несчастных случаев на производстве.

Это, в основном, связано с низким уровнем техники, технологии,

квалификации, нарушениями трудовой и производственной дисциплины, а также

пьянством на производстве.

Крайне тяжелое положение с охраной труда сложилось в угольной

промышленности. Шахтеры работают на старой технике, износ которой

составляет 90 и более процентов. По этой и иным производственным причинам

каждая миллионная тонна добытого подземным способом угля оплачивается одной

человеческой жизнью, а по некоторым компаниям – более трех жизней за

миллион тонн угля.

А в целом по стране анализ производственного травматизма показал, что

более трети из общего количества тяжело и смертельно травмированных

работников пострадали по причине неудовлетворительной организации

производства работ, каждый пятый такой несчастный случай произошел в

результате эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и

несовершенства технологических процессов, каждый десятый погиб в связи с

допущенными грубыми нарушениями трудовой и производственной дисциплины,

употреблением спиртных напитков в рабочее время.

Действующее трудовое законодательство четко устанавливает обязанности

работодателя по соблюдению требований охраны труда. Анализируя содержание

ст. 212 Трудового кодекса, можно сделать вывод о том, что основная

обязанность работодателя обеспечение безопасных условий и охраны труда в

широком смысле, то есть в правовом, социально-экономическом, организационно-

технологическом понимании.

Таким образом, законодатель возложил на работодателя весьма широкий,

но вместе с тем предметно-конкретный перечень служебных обязанностей,

призванных обеспечить безопасные условия труда каждому работнику. И

материалы прокурорского надзора подтверждают, что там, где работодатель

добросовестно, со знанием дела относится к выполнению своих обязанностей,

там, практически, случаи производственного травматизма сведены к нулю.

В то же время недобросовестное, а порой преступно-халатное отношение

работодателей к выполнению своих обязанностей до сих пор имеет широкое

распространение в большинстве регионов страны. В этом основная причина

многочисленных несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

З.С. Богатыренко, считает что вступление в действие с 1 февраля 2002

года Трудового кодекса РФ явилось новым этапом совершенствования всей

правовой базы трудовых отношений в условиях становления рыночной экономии в

нашей стране, важным фактором законодательного закрепления прав и

обязанностей как работников, так и работодателей. Глубокие изменения в

формах собственности и организационно-правовых формах деятельности

организаций, развития коллективно-договорных отношений другие крупные

преобразования вызвали необходимость привести действующее законодательство

в соответствие с требованиями жизни. Пожалуй, ни один из принятых за

последние годы кодексов не вызывал таких острых дискуссий, ожесточенных

споров и бурных дебатов, различных оценок его сторонников и противников,

как проект Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ, являясь результатом

компромисса между интересами работников и работодателей, направлен на

достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для

высокопроизводительного, эффективного, творческого труда всех участников

трудового процесса.

Для того, чтобы нормы Трудового кодекса РФ получили полное применение

предстоит еще очень многое сделать, в том числе разработать и принять целый

ряд федеральных законов и др. коллективных правовых актов, на которые в

Кодексе содержатся отсылки. В связи с эти Правительство РФ распоряжением от

17 апреля 2002 года № 516-Р утвердило план подготовки проектов нормативных

правовых актов Правительства РФ, в который включено 49 актов, необходимых

для реализации Трудового кодекса РФ.[27] Этим распоряжением поручено

федеральным органом исполнительной власти представить в 3 – месячный срок

предложения по приведению нормативных правовых актов Президента РФ и

Правительства РФ в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Новый Трудовой кодекс РФ определил принципиальные правовые механизмы

управления трудом. В частности, Кодекс определяет, что «условия труда –

совокупность факторов производственной среды и трудового процесса,

оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника». К указанной

совокупности факторов, очевидно, должны относиться и опасные факторы пожара

(ОФП), которые определены стандартом, разделившим эти факторы на две

группы:

1) основные (пламя искры, повышенная температура окружающей

среды, дым пониженная концентрация кислорода);

2) вторичные (осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов,

электрический ток и т.д.).

Хотя в стране впервые принят и действует специальный закон, который

регламентирует общие понятия о пожарной безопасности, но правовые вопросы

противопожарной охраны работника на рабочем месте законодательные так и не

отрегулированы до настоящего времени.

Как известно предметом трудового права являются трудовые отношения.

Взаимоотношения между работодателям и работником определяется как

гражданско-правовые. В предмет трудового права работника (трудовой договор)

входят составной частью права на противопожарную охрану трудового процесса,

отсутствие методологической базы в системе пожарной безопасности работников

на рабочих местах, не позволяет осуществлять указанное трудовое право в

полной мере.

Таким образом, выяснение право-трудовой природы противопожарной охраны

работников на рабочих местах, является крайне важным для повышения

эффективности труда путем усиления статуса самого работника в определении

приемов трудовой деятельности.[28]

Противопожарная охрана работников на рабочих местах является важнейшей

составляющей производственных отношений, которые формируют цивилизованные

трудовые отношения между работодателем и работником. Организация системы

противопожарной охраны в стране не в полной мере отвечает международным

требованиям по защите работников от опасных факторов которые на рабочих

местах. А.Д. Зарецкий Трудовое право № 7 июль 2002.

Важным участником отношений социального партнерства являются

представители работников, с определением правового статуса, которым связан

ряд проблем. Как следует из ч. 1 ст. 29 ТК РФ, основным представителем

работников социально-партнерских отношений является профсоюз. С принятием

ТК РФ теперь создание единого профсоюзного органа обязательно, что,

конечно, облегчает для работодателя процедуру ведения коллективных

переговоров. Кроме того, в ст. 37 ТК РФ указывается, что формирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.