| |||||
МЕНЮ
| Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и районаспециальным – 30%, 1 глава имеет начальное профессиональное образование, более 30% имеют опыт управленческой работы всего до 3-х лет. В 1998 году сменены 8 глав сельских администраций, из них пятеро освобождены от должности в связи с выходом на пенсию (это главы -48- администраций Казаккуловского, Озерного, Миндякского, Амангильдинского, Ахуновского сельсоветов); 1 глава администрации – в связи с переходом на другую работу (Поляковского сельсовета), назначен глава администрации во вновь образованном Мансуровском сельсовете; глава администрации Кирябинского сельсовета освобожден от руководства как не справившийся со своими задачами. 2. 2.1.Анализ структуры и численности работников аппарата администрации г.Учалы и Учалинского района Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована согласно Указа Президента № УП-166 от 4.04.94г. «О реорганизации администраций г.Учалы и Учалинского района». Эта объединенная горрайадминистрация существует уже 4 года. Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России, Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном самоуправлении», закона РБ «О государственной службе в Республике Башкортостан». А также её деятельность регулируют разработанные в аппарате: - регламент работы (текстовой и графический); - положение о каждом управлении или отделе и службе; - должностные инструкции на каждого ответработника, каждого структурного подразделения; - инструкции по делопроизводству; - распределение обязанностей между главой администрации города и района, его заместителями и управляющими делами. В аппарате администрации 5 заместителей (в том числе 2 первых заместителя: по промышленности и экономике и по Управлению сельского хозяйства и продовольствия), один управляющий делами, 11 начальников управления, 11 заместителей начальников управлений, 7 начальников отделов, 20 главных, 8 ведущих, 23 специалиста первой и 25 второй категории и т.д. Все руководители с высшим образованием, за исключением ведущего специалиста по защите прав потребителей, председателя спорткомитета и заведующего архивным отделом. Должностная структура работников аппарата администрации (таблица № 1, 2) характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих групп старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24,1%, главных – 3,6%, высших – 1,8%. Следует отметить, что руководители и их заместители и руководители структурных подразделений и их заместители составляют – 32,15% общей численности работников. -52- Доля женщин в общей численности госслужащих аппарата администрации составляет 32,35%, мужчин – 67,85%, в том числе по группам должностей: высшие должности – 100% мужчин, главные должности – 25% женщин и 75% мужчин, ведущие должности – 55,5% женщин и 44,5% мужчин, старшие должности – 68,18% женщин и 31,72% мужчин, младшие должности – 91,2 % женщин и 8,8% мужчин. Наибольший удельный вес женщин в общей численности – в младшей (91,2%) и старшей (68,18) группах государственных должностей. Распределение государственных служащих аппарата администрации по уровню образования по группам государственных должностей представлено в таблице № 4. В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее образование (из них 1,7% - два высших образования), 41,07% - средне-специальное, 3,57% - среднее. В таблице № 3 приведены данные, характеризующие уровень образования госслужащих аппарата администрации по группам государственных должностей. Проведем анализ соответствия имеющегося профессионального образования госслужащих требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации», согласно которому высшие, главные, ведущие и государственные должности могут занимать лица с высшим профессиональным образованием, служащие для старших и младших государственных должностей должны иметь среднее профессиональное образование по требуемой специализации (специальности) или образование, считающееся равноценным. Ввиду отсутствия методических подходов к признанию имеющегося у госслужащих образования равноценным требуемому примем во внимание наличие любого высшего или среднего профессионального образования без учета специализации (осуществим «щадящую» оценку). В целом на 1.01.99г. по всем группам государственных должностей 93,0% госслужащих имели уровень профессионального образования, соответствующий требованиям их должностной группы. В то же время 3,5% (или 4 человека) служащих по группе ведущих государственных должностей, 3,5% (4 человека) – младших государственных должностей имели образовательный уровень ниже требуемого. Из 29 (100%) руководителей структурных подразделений – 5 из них работают не по специальности. Распределение госслужащих аппарата, имеющих высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки (специализации) представлено на рис. 1. -53- Как видно на рис. 1, 8,03% госслужащих имеют высшее сельско- хозяйственное образование; 25,9% - высшее техническое образование, 31, 13% из них имели гуманитарное или социально-экономическое образование (в том числе по специальностям: 7,14% - юриспруденция; 23,2% - экономика и управление; 1,7% - государственное и муниципальное управление); 30,35% - высшее педагогическое образование, практики без специального образования – 3,57%. По представленным данным удельный вес государственных служащих, являющихся дипломированными специалистами в областях «юриспруденция», «государственное и муниципальное управление», недостаточен и неадекватен современным задачам, решаемым госслужбой. Одним из важнейших элементов системы работы с кадрами является повышение квалификации кадров. Основной её целью является обеспечение предприятий, организаций, объединений, отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и иных сфер деятельности высококвалифицированными кадрами руководителей, способных эффективно и в комплексе решать как экономические и организационные проблемы, так и вопросы социального развития подчиненных им коллективов. Для эффективного управления производством, сельским хозяйством и любым другим коллективом необходимы глубокие знания в области экономики, менеджмента, права. Полученные в вузе знания, должны периодически пополняться. Поэтому необходимо пополнение знаний в области экономики, маркетинга и т.д. в послевузовских центрах обучения. Сеть учебных заведений послевузовского профессионального образования за последние годы активно расширяется за счет учебных структур, специально создаваемых региональными администрациями для переподготовки и повышения квалификации работников республиканских правительств, областных, городских, районных, поселковых администраций. По имеющимся данным, при администрациях сегодня работает около 20 учебных центров. В их числе Башкирская академия государственной службы и управления, Институт государственного и муниципального управления (Йошкар-Ола) Кубанский кадровый центр и др. Главное направление их деятельности – повышение квалификации специалистов администраций, в первую очередь молодых, впервые приступивших к руководящей работе, работа с резервом за замещение должностей руководителей, главных (ведущих) специалистов администраций. По данным кадровой службы администрации за прошедший 1998 год прошли краткосрочное обучение в Башкирской академии госслужбы и управления всего 30 человек – главы местных и администраций и начальники управлений, отделов администрации города и района. -54- В течение 1997-98г. в институте повышения квалификации кадров АПК обучились 40 специалистов и руководителей хозяйств, прошли курсы повышения квалификации при Башкирском институте развития образования – 38 педагогических кадров. Анализ структуры и численности работников аппарата администрации позволил выявить следующую кадровую ситуацию: 1. Аппарат администрации полностью укомплектован кадрами. 2. Должностная структура работников аппарата администрации характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24,1%, главных – 3,6%, высших – 1,8%. 3. Среди госслужащих аппарата 32,35% составляют женщины и 67,85% - мужчины. 4. В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее образование, 41,07% - средне-специальное, 3,57% - среднее. 5. По направлениям (специализации) высшего профессионального образования 8,03% государственных служащих имели высшее сельскохозяймственное, 25,9% - высшее техническое, 31,13% - гуманитарное, 30,35% - педагогическое, 3,57% - практики без образования. Учитывая вышеизложенное и делая вывод о том, что переход к новой модели госуправления осуществляется в условиях сложной кадровой ситуации в аппарате администрации целесообразно принятие мер по следующим направлениям: - стабилизация структуры аппарата администрации и оптимизация её штатной численности; - улучшение качественного состава работников аппарата администрации; - формирование кадрового резерва и работа с ним с учетом: динамики вакансий, сложившихся должностной и возрастной структур; прогноза его развития, требуемых направлений обучения; - дальнейшее развитие системы организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на основе госзаказа; - стимулирование профессионального развития и эффективного труда государственных служащих. 2.2.Анализ структуры и численности. Руководители и специалисты хозяйств Учалинского района. Вопросы подготовки и переподготовки кадров в хозяйствах района обсуждались два раза на Совете при главе администрации: 10 апреля 1996 года, 14 марта 1997 года. -55- В 17 хозяйствах района работает 5988 человек, из них должностных лиц - 654, в т.ч. 128 – руководители и главные специалисты, 526 – руководители и - специалисты среднего звена. Распределение руководителей и специалистов хозяйств района по уровню образования приводится в таблице № 5. Из 654 руководителей и специалистов хозяйств района имеют высшее образование – 129 (или 19,72%), 372 – средне-специальное образование, 153 – практики. Так, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет – 44%. Низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего звена, где с высшим образованием – 63 человека или 12%, средне-специальным – 322 (61%), 140 человек – практиков (27%). В хозяйствах района ощущается нехватка специалистов – зоотехников и ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района работают специалисты без специального образования. В СПК «Абзак» и СПК «Рысай» должности главных специалистов замещают специалисты не имеющие даже средне-специального образования. В таких сельско- хозяйственных кооперативах как «Ильчигул»,«Озонкуль», «Коммунар» – вакантны должности зоотехников и ветеринаров. В последнее время специалистов, желающих работать в сельском хозяйстве, очень мало, наблюдается большая текучесть кадров, особенно в животноводстве. Так в течение 1998 года сменилось 75 работников, из них 6 руководителей хозяйств, 16 главных специалистов, 31 руководителей среднего звена, 28 специалистов. В последние годы налажена тесная связь с башкирским аграрным университетом, где обучаются 61 студент на очном и 58 человек на заочном отделениях. Несмотря на достаточное число обучающихся, уменьшается число выпускников трудоустраивающихся в сельскохозяйственных предприятиях. Если проанализировать социальный состав обучающихся на очном отделении, то из числа студентов 60% составляют городские жители и 40% сельчане. Если взять в разрезе специальностей, так на факультете механизации сельского хозяйства – 4 студента сельчанина и 13 горожан. Факультет экономики и права из 6-ти студентов – все городские жители, факультет природообустройства – из 11-ти студентов 9 – жителей города. В 1997 году окончили аграрный университет – 18, устроились на работу в сельскохозяйственном производстве – 7 выпускников вуза. В 1998 году из 12 выпускников окончивших аграрный университет и 3-х выпускников средне- специальных учебных заведений пришли работать только 9 человек, в т.ч. 6 – выпускников вуза. -57- По состоянию на 1.01.1999г. в хозяйствах района со средне-специальным образованием работают 50 главных специалистов, в том числе: (чел.) - агрономы – 7 - зоотехники – 4 - ветврачи – 5 - инженеры-механики – 10 - экономисты – 7 - бухгалтеры – 8 - другие - 9 и со средним образованием – 4 человека. Руководители среднего звена: |Специалисты всех |Средне-техническое | Среднее образование | |специальностей |образование (чел.) |(чел.) | |агрономы | 11 | 7 | |зоотехники | 16 | - | |ветврачи | 32 | 8 | |инженеры | 14 | 23 | |экономисты | 3 | - | |бухгалтеры | 117 | 13 | |строители | 11 | 6 | |Итого: | 204 | 61 | Анализ структуры и численности руководителей и специалистов хозяйств района позволяет сделать следующие выводы: 1) отсутствие анализа кадрового состава, планирования потребности в кадрах; 2) необходимость разработки плана мероприятий по работе с кадрами на 1999 год. 3. Анализ структуры и численности руководящих работников промышленных предприятий С целью выявления определенной взаимосвязи темпов роста основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их кадрового потенциала был проведен анализ структуры и численности руководителей двух крупных предприятий города – ОАО «Учалинский ГОК» и ОАО «Кровля». По состоянию на 1.04.99г. среднесписочная численность работников ОАО «Учалинский ГОК» составляет 6259 человек, из них 1931 женщин. -59- Количество дипломированных специалистов по предприятию в целом составляет – 2037 человек, из них с высшим образованием – 735 человек, средне-специальным – 1302 человека. Должности руководителей и специалистов и служащих исполняют 1058 человек. ПО ОАО «Кровля» численность руководителей и специалистов составляет 168 человек, из них 69 – с высшим образованием (43,6%), 89 – средне- специальным образованием (56,3%). По предприятию национальный состав работников следующий: башкир – 465 человек – 42,5% татар – 310 человек – 28,3 % русских – 302 человека – 27,5% и других национальностей – 24 – 1,9%. Возрастная структура руководящих работников приведена в таблице 6. В целом по ОАО «Учалинский ГОК» 20% общей численности руководящих работников составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет; 44,23% - в возрасте – от 50 до 60 лет; 17,3% - лиц пенсионного возраста. По ОАО «Кровля» наибольший удельный вес лиц наблюдается в возрасте 30-49 лет – 63,33%. По приведенным данным таблицы № 6 наблюдается «старение» руководящих работников обоих предприятий. Не ведется целенаправленная работа по формированию резерва кадров в данных предприятиях. Хотя в резерв кадров зачислено около 549 специалистов, из них с высшим образованием 295 человек. В резерв кадров включены кандидаты с учетом стажа руководящей работы на данном предприятии, образования, деловых качеств. Кадровой службе предприятий в настоящее время необходимо больше внимания уделить тенденциям развития технологий, их требованиям к опережающей подготовке кадров. Распределение руководящих работников города и района по уровню образования представлено в таблице № 7, по национальности в таблице № 8. В резерв кадров по ОАО «Учалинский ГОК» включены специалисты с большим стажем работы и старше 48 лет. Анализ руководящих работников по направлениям подготовки (специализации), имеющих высшее профессиональное образование, показывает высокий профессиональный уровень и соответствие руководителей специализации как в ОАО «Учалинский ГОК», так и ОАО «Кровля». Исходя из вышеизложенного можно отметить, что на обоих предприятиях работают управленческие кадры с высоким уровнем профессиональной подготовки. Рынок не может полагаться на действующие системы, препятствующие решению социальных проблем. -62- Стремление к новшествам и переменам должно стать неотъемлемой чертой психологии современных руководителей. В этой связи возникает задача формирования нового контингента управляющих, экспертов, способных активно вмешиваться в эволюцию рынка, создавать новые изделия, своевременно заменять морально устаревшую продукцию с тем, чтобы найти наилучшее сочетание производства и сбыта продукции – основную гарантию получения прибыли. Если данный вопрос рассмотреть в разрезе предприятий города и района существует определенная взаимосвязь темпов роста основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их кадрового потенциала. Так, в градообразующем предприятии ОАО «Учалинский ГОК», управленческие кадры соответствуют требованиям сегодняшнего дня; подбор кадров произведен с учетом стажа руководящей работы, деловых качеств, образования в соответствии специализации занимаемой должности, в общем работают высокопрофессиональные кадры. Такая же картина наблюдается в ОАО «Кровля». В повышении эффективности работы данных предприятий особую роль играет первый руководитель, способный управлять в рыночных условиях. Если рассмотреть данный вопрос в разрезе сельскохозяйственных предприятий, то наблюдается следующее: только Товарищество на вере им.Ленина из 17 сельхозпредприятий АПК района завершили 1998 год с балансовой прибылью. Так как в данном хозяйстве проводится перестройка производственной продукции и реализуется потребителями без посредников. В хозяйстве действует мельница, минипекарня, убойный цех, первичная переработка молока, производство макаронных изделий. В данном случае заслуга не только руководителей и специалистов хозяйства, но и первого руководителя, который работает творчески, не ждёт указаний сверху и принимает правильные решения. -63- Глава Ш. Проектная часть. 1.Прогноз социально-экономического развития Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|