реферат бесплатно, курсовые работы
 

Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и района

специальным – 30%, 1 глава имеет начальное профессиональное образование,

более 30% имеют опыт управленческой работы всего до 3-х лет.

В 1998 году сменены 8 глав сельских администраций, из них пятеро

освобождены от должности в связи с выходом на пенсию (это главы

-48-

администраций Казаккуловского, Озерного, Миндякского, Амангильдинского,

Ахуновского сельсоветов); 1 глава администрации – в связи с переходом на

другую работу (Поляковского сельсовета), назначен глава администрации во

вновь образованном Мансуровском сельсовете; глава администрации

Кирябинского сельсовета освобожден от руководства как не справившийся

со своими задачами.

2. 2.1.Анализ структуры и численности работников аппарата

администрации г.Учалы и Учалинского района

Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована

согласно Указа Президента № УП-166 от 4.04.94г. «О реорганизации

администраций г.Учалы и Учалинского района».

Эта объединенная горрайадминистрация существует уже 4 года.

Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и

других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России,

Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики

Башкортостан «О местном государственном самоуправлении», закона РБ «О

государственной службе в Республике Башкортостан».

А также её деятельность регулируют разработанные в аппарате:

- регламент работы (текстовой и графический);

- положение о каждом управлении или отделе и службе;

- должностные инструкции на каждого ответработника, каждого

структурного подразделения;

- инструкции по делопроизводству;

- распределение обязанностей между главой администрации города и

района, его заместителями и управляющими делами.

В аппарате администрации 5 заместителей (в том числе 2 первых

заместителя: по промышленности и экономике и по Управлению сельского

хозяйства и продовольствия), один управляющий делами, 11 начальников

управления, 11 заместителей начальников управлений, 7 начальников отделов,

20 главных, 8 ведущих, 23 специалиста первой и 25 второй категории и т.д.

Все руководители с высшим образованием, за исключением ведущего

специалиста по защите прав потребителей, председателя спорткомитета и

заведующего архивным отделом.

Должностная структура работников аппарата администрации (таблица

№ 1, 2) характеризуется высоким удельным весом в общей численности

госслужащих групп старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных

должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24,1%, главных

– 3,6%, высших – 1,8%.

Следует отметить, что руководители и их заместители и руководители

структурных подразделений и их заместители составляют – 32,15% общей

численности работников.

-52-

Доля женщин в общей численности госслужащих аппарата

администрации составляет 32,35%, мужчин – 67,85%, в том числе по группам

должностей:

высшие должности – 100% мужчин,

главные должности – 25% женщин и 75% мужчин,

ведущие должности – 55,5% женщин и 44,5% мужчин,

старшие должности – 68,18% женщин и 31,72% мужчин,

младшие должности – 91,2 % женщин и 8,8% мужчин.

Наибольший удельный вес женщин в общей численности – в младшей

(91,2%) и старшей (68,18) группах государственных должностей.

Распределение государственных служащих аппарата администрации по

уровню образования по группам государственных должностей представлено

в таблице № 4.

В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее образование

(из них 1,7% - два высших образования), 41,07% - средне-специальное,

3,57% - среднее.

В таблице № 3 приведены данные, характеризующие уровень

образования госслужащих аппарата администрации по группам

государственных должностей.

Проведем анализ соответствия имеющегося профессионального

образования госслужащих требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального

закона Российской Федерации «Об основах государственной службы

Российской Федерации», согласно которому высшие, главные, ведущие и

государственные должности могут занимать лица с высшим

профессиональным образованием, служащие для старших и младших

государственных должностей должны иметь среднее профессиональное

образование по требуемой специализации (специальности) или образование,

считающееся равноценным.

Ввиду отсутствия методических подходов к признанию имеющегося у

госслужащих образования равноценным требуемому примем во внимание

наличие любого высшего или среднего профессионального образования без

учета специализации (осуществим «щадящую» оценку).

В целом на 1.01.99г. по всем группам государственных должностей

93,0% госслужащих имели уровень профессионального образования,

соответствующий требованиям их должностной группы. В то же время 3,5%

(или 4 человека) служащих по группе ведущих государственных должностей,

3,5% (4 человека) – младших государственных должностей имели

образовательный уровень ниже требуемого.

Из 29 (100%) руководителей структурных подразделений – 5 из них

работают не по специальности.

Распределение госслужащих аппарата, имеющих высшее

профессиональное образование, по направлениям подготовки

(специализации) представлено на рис. 1.

-53-

Как видно на рис. 1, 8,03% госслужащих имеют высшее сельско-

хозяйственное образование; 25,9% - высшее техническое образование,

31, 13% из них имели гуманитарное или социально-экономическое образование

(в том числе по специальностям: 7,14% - юриспруденция; 23,2% - экономика и

управление; 1,7% - государственное и муниципальное управление); 30,35% -

высшее педагогическое образование, практики без специального образования –

3,57%.

По представленным данным удельный вес государственных служащих,

являющихся дипломированными специалистами в областях «юриспруденция»,

«государственное и муниципальное управление», недостаточен и неадекватен

современным задачам, решаемым госслужбой.

Одним из важнейших элементов системы работы с кадрами является

повышение квалификации кадров.

Основной её целью является обеспечение предприятий, организаций,

объединений, отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства

и иных сфер деятельности высококвалифицированными кадрами

руководителей, способных эффективно и в комплексе решать как

экономические и организационные проблемы, так и вопросы социального

развития подчиненных им коллективов.

Для эффективного управления производством, сельским хозяйством и

любым другим коллективом необходимы глубокие знания в области

экономики, менеджмента, права. Полученные в вузе знания, должны

периодически пополняться. Поэтому необходимо пополнение знаний в

области экономики, маркетинга и т.д. в послевузовских центрах обучения.

Сеть учебных заведений послевузовского профессионального образования

за последние годы активно расширяется за счет учебных структур, специально

создаваемых региональными администрациями для переподготовки и

повышения квалификации работников республиканских правительств,

областных, городских, районных, поселковых администраций. По имеющимся

данным, при администрациях сегодня работает около 20 учебных центров. В

их числе Башкирская академия государственной службы и управления,

Институт государственного и муниципального управления (Йошкар-Ола)

Кубанский кадровый центр и др. Главное направление их деятельности –

повышение квалификации специалистов администраций, в первую очередь

молодых, впервые приступивших к руководящей работе, работа с резервом

за замещение должностей руководителей, главных (ведущих) специалистов

администраций.

По данным кадровой службы администрации за прошедший 1998 год прошли

краткосрочное обучение в Башкирской академии госслужбы и управления всего

30 человек – главы местных и администраций и начальники управлений, отделов

администрации города и района.

-54-

В течение 1997-98г. в институте повышения квалификации кадров АПК

обучились 40 специалистов и руководителей хозяйств, прошли курсы

повышения квалификации при Башкирском институте развития образования –

38 педагогических кадров.

Анализ структуры и численности работников аппарата администрации

позволил выявить следующую кадровую ситуацию:

1. Аппарат администрации полностью укомплектован кадрами.

2. Должностная структура работников аппарата администрации

характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих

старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных должностей; госслужащие

ведущих должностей составляют – 24,1%, главных – 3,6%, высших – 1,8%.

3. Среди госслужащих аппарата 32,35% составляют женщины и 67,85% -

мужчины.

4. В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее

образование, 41,07% - средне-специальное, 3,57% - среднее.

5. По направлениям (специализации) высшего профессионального

образования 8,03% государственных служащих имели высшее

сельскохозяймственное, 25,9% - высшее техническое, 31,13% - гуманитарное,

30,35% - педагогическое, 3,57% - практики без образования.

Учитывая вышеизложенное и делая вывод о том, что переход к новой

модели госуправления осуществляется в условиях сложной кадровой ситуации в

аппарате администрации целесообразно принятие мер по следующим

направлениям:

- стабилизация структуры аппарата администрации и оптимизация её

штатной численности;

- улучшение качественного состава работников аппарата администрации;

- формирование кадрового резерва и работа с ним с учетом:

динамики вакансий, сложившихся должностной и возрастной структур;

прогноза его развития, требуемых направлений обучения;

- дальнейшее развитие системы организации переподготовки и повышения

квалификации государственных служащих на основе госзаказа;

- стимулирование профессионального развития и эффективного труда

государственных служащих.

2.2.Анализ структуры и численности. Руководители

и специалисты хозяйств Учалинского района.

Вопросы подготовки и переподготовки кадров в хозяйствах района

обсуждались два раза на Совете при главе администрации: 10 апреля 1996

года, 14 марта 1997 года.

-55-

В 17 хозяйствах района работает 5988 человек, из них должностных лиц

- 654, в т.ч. 128 – руководители и главные специалисты, 526 – руководители

и

- специалисты среднего звена.

Распределение руководителей и специалистов хозяйств района по

уровню образования приводится в таблице № 5. Из 654 руководителей и

специалистов хозяйств района имеют высшее образование – 129 (или 19,72%),

372 – средне-специальное образование, 153 – практики.

Так, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов

только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование

соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет – 44%.

Низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего

звена, где с высшим образованием – 63 человека или 12%, средне-специальным

– 322 (61%), 140 человек – практиков (27%).

В хозяйствах района ощущается нехватка специалистов – зоотехников и

ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района

работают специалисты без специального образования. В СПК «Абзак» и СПК

«Рысай» должности главных специалистов замещают специалисты не

имеющие даже средне-специального образования. В таких сельско-

хозяйственных кооперативах как «Ильчигул»,«Озонкуль», «Коммунар» –

вакантны должности зоотехников и ветеринаров.

В последнее время специалистов, желающих работать в сельском

хозяйстве, очень мало, наблюдается большая текучесть кадров, особенно в

животноводстве. Так в течение 1998 года сменилось 75 работников, из них 6

руководителей хозяйств, 16 главных специалистов, 31 руководителей среднего

звена, 28 специалистов.

В последние годы налажена тесная связь с башкирским аграрным

университетом, где обучаются 61 студент на очном и 58 человек на заочном

отделениях. Несмотря на достаточное число обучающихся, уменьшается число

выпускников трудоустраивающихся в сельскохозяйственных предприятиях.

Если проанализировать социальный состав обучающихся на очном

отделении, то из числа студентов 60% составляют городские жители и 40%

сельчане. Если взять в разрезе специальностей, так на факультете

механизации

сельского хозяйства – 4 студента сельчанина и 13 горожан. Факультет

экономики и права из 6-ти студентов – все городские жители, факультет

природообустройства – из 11-ти студентов 9 – жителей города.

В 1997 году окончили аграрный университет – 18, устроились на работу

в

сельскохозяйственном производстве – 7 выпускников вуза. В 1998 году из 12

выпускников окончивших аграрный университет и 3-х выпускников средне-

специальных учебных заведений пришли работать только 9 человек, в т.ч. 6 –

выпускников вуза.

-57-

По состоянию на 1.01.1999г. в хозяйствах района со средне-специальным

образованием работают 50 главных специалистов, в том числе:

(чел.)

- агрономы – 7

- зоотехники – 4

- ветврачи – 5

- инженеры-механики – 10

- экономисты – 7

- бухгалтеры – 8

- другие - 9

и со средним образованием – 4 человека.

Руководители среднего звена:

|Специалисты всех |Средне-техническое | Среднее образование |

|специальностей |образование (чел.) |(чел.) |

|агрономы | 11 | 7 |

|зоотехники | 16 | - |

|ветврачи | 32 | 8 |

|инженеры | 14 | 23 |

|экономисты | 3 | - |

|бухгалтеры | 117 | 13 |

|строители | 11 | 6 |

|Итого: | 204 | 61 |

Анализ структуры и численности руководителей и специалистов хозяйств

района позволяет сделать следующие выводы:

1) отсутствие анализа кадрового состава, планирования потребности в

кадрах;

2) необходимость разработки плана мероприятий по работе с кадрами на

1999 год.

3. Анализ структуры и численности руководящих работников

промышленных предприятий

С целью выявления определенной взаимосвязи темпов роста основных

показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их

кадрового потенциала был проведен анализ структуры и численности

руководителей двух крупных предприятий города – ОАО «Учалинский ГОК» и ОАО

«Кровля».

По состоянию на 1.04.99г. среднесписочная численность работников ОАО

«Учалинский ГОК» составляет 6259 человек, из них 1931 женщин.

-59-

Количество дипломированных специалистов по предприятию в целом

составляет – 2037 человек, из них с высшим образованием – 735 человек,

средне-специальным – 1302 человека. Должности руководителей и специалистов

и служащих исполняют 1058 человек.

ПО ОАО «Кровля» численность руководителей и специалистов составляет

168 человек, из них 69 – с высшим образованием (43,6%), 89 – средне-

специальным образованием (56,3%). По предприятию национальный состав

работников следующий:

башкир – 465 человек – 42,5%

татар – 310 человек – 28,3 %

русских – 302 человека – 27,5%

и других национальностей – 24 – 1,9%.

Возрастная структура руководящих работников приведена в таблице 6.

В целом по ОАО «Учалинский ГОК» 20% общей численности

руководящих работников составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет; 44,23%

-

в возрасте – от 50 до 60 лет;

17,3% - лиц пенсионного возраста.

По ОАО «Кровля» наибольший удельный вес лиц наблюдается в возрасте

30-49 лет – 63,33%.

По приведенным данным таблицы № 6 наблюдается «старение»

руководящих работников обоих предприятий.

Не ведется целенаправленная работа по формированию резерва кадров в

данных предприятиях. Хотя в резерв кадров зачислено около 549

специалистов, из них с высшим образованием 295 человек. В резерв кадров

включены кандидаты с учетом стажа руководящей работы на данном предприятии,

образования, деловых качеств.

Кадровой службе предприятий в настоящее время необходимо больше

внимания уделить тенденциям развития технологий, их требованиям к

опережающей подготовке кадров.

Распределение руководящих работников города и района по уровню

образования представлено в таблице № 7, по национальности в таблице № 8.

В резерв кадров по ОАО «Учалинский ГОК» включены специалисты с

большим стажем работы и старше 48 лет.

Анализ руководящих работников по направлениям подготовки

(специализации), имеющих высшее профессиональное образование,

показывает высокий профессиональный уровень и соответствие руководителей

специализации как в ОАО «Учалинский ГОК», так и ОАО «Кровля».

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что на обоих предприятиях

работают управленческие кадры с высоким уровнем профессиональной

подготовки.

Рынок не может полагаться на действующие системы, препятствующие

решению социальных проблем.

-62-

Стремление к новшествам и переменам должно стать неотъемлемой

чертой психологии современных руководителей.

В этой связи возникает задача формирования нового контингента

управляющих, экспертов, способных активно вмешиваться в эволюцию рынка,

создавать новые изделия, своевременно заменять морально устаревшую

продукцию с тем, чтобы найти наилучшее сочетание производства и сбыта

продукции – основную гарантию получения прибыли.

Если данный вопрос рассмотреть в разрезе предприятий города и района

существует определенная взаимосвязь темпов роста основных показателей

производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их кадрового

потенциала. Так, в градообразующем предприятии ОАО «Учалинский ГОК»,

управленческие кадры соответствуют требованиям сегодняшнего дня; подбор

кадров произведен с учетом стажа руководящей работы, деловых качеств,

образования в соответствии специализации занимаемой должности, в общем

работают высокопрофессиональные кадры. Такая же картина наблюдается в ОАО

«Кровля».

В повышении эффективности работы данных предприятий особую роль

играет первый руководитель, способный управлять в рыночных условиях.

Если рассмотреть данный вопрос в разрезе сельскохозяйственных

предприятий, то наблюдается следующее: только Товарищество на вере

им.Ленина из 17 сельхозпредприятий АПК района завершили 1998 год

с балансовой прибылью. Так как в данном хозяйстве проводится перестройка

производственной продукции и реализуется потребителями без посредников. В

хозяйстве действует мельница, минипекарня, убойный цех, первичная

переработка молока, производство макаронных изделий. В данном случае

заслуга не только руководителей и специалистов хозяйства, но и первого

руководителя, который работает творчески, не ждёт указаний сверху и

принимает правильные решения.

-63-

Глава Ш. Проектная часть.

1.Прогноз социально-экономического развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.