реферат бесплатно, курсовые работы
 

Разработка предложений по созданию единого логистического (информационного) центра транспортного комплекса Калининградского региона

сопредельной территории между основной частью России и странами Западной

Европы.

Экономико-географическое положение Калининградской области имеет

определенные преимущества, которые можно сформулировать следующими

положениями:

. близостью к рынкам стран Западной и Восточной Европы;

. близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим

европейским коммуникациям;

. наличием на территории области незамерзающего портового комплекса

(единственного российского на Балтике);

. развитой сетью железных дорог как широкой (российской), так и

западноевропейской колеи и наличием соответствующих железнодорожных

станций перегрузки.

. историческими и иными факторами, способствующими развитию туризма.

Область располагает существенными природными ресурсами. На ее

территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря,

где сосредоточено более 90 % его мировых запасов, имеются перспективные

запасы высококачественной нефти, бурого угля, имеется масса совместных

предприятий, выпускающих большой поток товаров предназначенных для

экспорта.

В структуре промышленности доминирующее положение занимают топливная

промышленность - 28,3 %, пищевая промышленность - 23,3 % (в основном

представленная рыбной промышленностью), машиностроение и металлообработка -

19,1 %, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность- 13 %,

электроэнергетика- 10,2 %.

Транспортный комплекс является одной из перспективных отраслей

экономики области. Использование территории области в транспортных целях

выгодно как для Российской Федерации, так и для третьих стран. Однако спад

в экономике и неблагоприятные для области тарифные и таможенные условия при

транзите пассажиров и грузов, прежде всего, через Литву предопределили

резкое снижение, главным образом, объемов перевозки грузов всеми видами

транспорта. Благодаря принятым мерам, с 2000 года начался рост объемов

транспортировки грузов, и наметилось их увеличение на среднесрочную

перспективу. Этому способствуют позитивные политические и

внешнеэкономические сдвиги в части сотрудничества России и других

государств СНГ со странами ЕС через Калининградские порты и порт Клайпеда,

а также реализация проектов по созданию международных автомагистралей.

Без наличия полноценного транспортного сообщения области как с

основной территорий России, так и со странами Европы невозможно

использовать выгоды экономико-географического положения региона. Для этою

необходимо:

. формирование гармонично-увязанной (логистической) транспортной системы

региона, основой которой является региональный транспортный

многофункциональный узел, способный выполнять все транспортные задачи;

. решение проблемы приемлемого уровня тарифов при транзитных перевозках

в (из) Калининградскую область в связи с переходом Литвы на нормы и

правила Европейского союза;

. обеспечение величины суммарного железнодорожного тарифа за провоз

грузов из России в Калининград и обратно на уровне аналогичного тарифа

по территории России;

. выделение средств на компенсацию дополнительных расходов, связанных с

транзитом грузов и пассажиров в (из) Калининградскую область через

территорию других государств;

. осуществление строительства намеченных участков автодорог на

территории Калининградской области, которые будут являться составной

частью европейских транспортных коридоров.

На данном этапе сотрудничества актуальны проблема реализации

международного транспортного проекта 2К (Калининград - Клайпеда) - МТП

«2К». В идее проекта заложена кооперация двух соседствующих балтийских

портов в целях привлечения транзитных грузопотоков, следующих через

Калининград и Клайпеду. При поддержке и участии государственных органов

исполнительной власти, министерств, ведомств, государственных и

коммерческих организаций и предприятий транспортного комплекса,

грузовладельцев Россия и Литва могут создать надежный транспортный коридор,

признавая при этом порты Клайпеда и Калининград равноценными воротами в

мир. В этом контексте большое значение приобретает сотрудничество с

Республикой Беларусь, имеющей общую границу с Литвой, по территории которой

проходит 2-й Международный (Критский) транспортный коридор.

Транзит позволяет эффективно использовать резервы национальных

транспортных систем, стимулирует их расширенное воспроизводство. Вследствие

этого, в свою очередь развивается транспортное машиностроение,

активизируется строительство дорог, пунктов перевалки грузов, сопутствующих

им объектов, создаются новые рабочие места.

3. Калининградский транспортный узел

Переход к рыночной экономике и последовавшее акционирование

предприятий на морском, речном, автомобильном и авиационном транспорте

привело к изменению характера экономических отношений при взаимодействии

видов транспорта в транспортных узлах (ТУ). К примеру, если раньше морские,

речные порты подчинялись пароходствам, при перегрузке грузов в смешанных и

прямых смешанных сообщениях отстаивали интересы морского (речного)

транспорта, как отрасли, а также пароходства, в частности, то теперь порты

полностью независимы от пароходств (судоходных компаний) и в своей

деятельности, в основном, руководствуются собственными более узкими

экономическими интересами.

В то же время в транспортных узлах все еще действуют устаревшие

инструкции и положения. Узловые соглашения и прочее, которые уже не

отражают в полной мере реалии сегодняшнего дня, и тем более те

перспективные задачи, которые поставлены по интеграции России в систему

международных евроазиатских коридоров и последовательному вступлению России

в ВТО. Затронутые вопросы особенно остро стоят перед Калининградской

областью.

Кроме того, составные части международных транспортных коридоров

(МТК) № 1 и 9, проходящие через территорию Калининградской области, должны

быть, в первую очередь, поэтапно приведены в состояние, отвечающее

требованиям международных конвенций и стандартов и обеспечить ускоренное

прохождение грузов через этот региональный транспортный узел (РТУ), что

требует существенной корректировки всей сложившейся системы взаимодействия

и координации видов транспорта в нем.

В силу этого, согласно Протоколу совещания у Председателя

Правительства Российской Федерации (г. Калининград) от 5 марта 2002 г. № МК-

П11-13 пр. Минтрансом России и МПС России разработана Концепция

комплексного развития Калининградского РТУ, включающая водный (морской,

речной), автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт.

Как и ранее Калининградский портовый комплекс представляет собой

морские ворота страны. Расстояние по суше, в частности до Варшавы — 400 км,

Берлина — 600 км, Стокгольма — 650 км, Копенгагена — 680 км. Через

региональный Калининградский транспортный узел проходят ответвления двух

трансъевропейских транспортных коридоров: I МТК «Виа-Балтика»: Хельсинки -

Таллинн - Рига - Каунас - Варшава; ответвление «Виа Ганзеатика»: Рига -

Калининград - Гданьск и IX МТК: Одесса - Киев - Минск - Вильнюс - Каунас -

Клайпеда/Калининград.

В сложившейся ситуации в транспортно-технологическом аспекте

Калининградская область по ряду параметров, интегрируется в европейскую

транспортную систему.

Целью разработки данной региональной Концепции является, прежде

всего, установление приоритетов разработки и внедрения прогрессивных

логистических транспортно-технологических систем приема (передачи) и

перемещения грузов и пассажиров в пределах Калининградской области на

основе рациональной системы координации видов транспорта и всех остальных

участников транспортного процесса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. исследовать условия и формы взаимодействия различных видов транспорта

и субъектов транспортного рынка в РТУ при перевозках, преимущественно,

грузов в смешанных и прямых смешанных сообщениях, а также координации

их деятельности;

. выполнить соответствующий анализ организаций, взаимодействующих в

составе РТУ, разработать предложения по эффективному использованию

существующих составных элементов РТУ, а также по перспективам его

развития;

. проанализировать грузовые потоки в транспортном узле;

. разработать научно-методические основы совершенствования работы РТУ в

современных условиях и на среднесрочную перспективу (порядка 10 лет);

. разработать практические рекомендации по формам и методам

взаимодействия различных видов транспорта в РТУ.

1. Портовый комплекс Калининграда

Инфраструктура Калининградского портового комплекса включает в себя

три порта (торговый, рыбный и речной).

Морской торговый порт Калининград является ядром портового комплекса

Калининградской области. Это самый западный из российских портов и второй

по величине российский порт на Балтике, обеспечивает связи России с

Западной Европой, Африкой и Южной Америкой. Навигация в порту

круглогодичная. Порт оказывает услуги по перевалке и хранению грузов,

осуществляет транспортно-экспедиторские и другие операции с грузами,

принимает и обслуживает пассажиров, а также выполняет все работы, связанные

с нахождением судов в порту. Порт Калининград является единственным

незамерзающим портом России на Балтике. Расположен в юго-восточной части

Балтийского моря в устье реки Преголя. С морем порт соединяется морским

каналом длиной 43 км и гарантированной глубиной от 9 до 10,5 м. Удобное

географическое положение, наиболее близкое расстояние от больших

европейских портов определило Калининград как важнейший транзитный центр

для перевалки грузов. Калининградский морской канал дает выход к морю

двенадцати стивидорным компаниям, которые могут обеспечить перегрузку около

20 млн. т различных грузов в год. Имеются специализированные терминалы для

перегрузки контейнеров, жидких и навалочных удобрений, нефтепродуктов,

мороженых продуктов с морозильниками на 20 тыс. т единовременного хранения,

зерновых грузов с элеватором на 46 тыс. тонн.

Многолетний опыт работы позволил порту создать лучшую технологию

перевалки целлюлозы, бумаги, рефрижераторных грузов, металлолома, леса и

удобрений.

Стивидорные компании обладают хорошей логистикой доставки груза «от

двери до двери». Высокопрофессиональные экспедиторы обеспечивают

продвижение груза в любую точку мира. Этому способствует хорошо развитая

сеть автомобильных и железных дорог, постоянно растущее количество

современных пограничных переходов, что дает возможность сократить потери

времени при пересечении границы.

В порту создан комплекс сервисных услуг, необходимых судну. Через

агента судовладелец может получить топливо, воду, любое снабжение,

произвести ремонт, снять отходы и получить другие услуги.

Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской

области» предоставляет порту хорошие возможности для устойчивого развития.

Федеральными целевыми программами предусматривается:

. строительство железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-

Луга – Балтийск - порты Европы;

. строительство глубоководного порта в Балтийске;

. окончание строительства контейнерного терминала в Морском торговом

порту;

В ближайшие 2-3 года в рамках существующих границ порта необходимо:

. закончить строительство контейнерного терминала (с окончанием проекта

под эти цели будут использованы 120 тыс. кв. метров или 30% площадей

порта, используемых для стивидорных работ) и оснастить его современным

перегрузочным оборудованием;

. закончить техническую подготовку территории для накапливания ролл-

трейлеров и трейлеров с целью максимального сокращения времени

обработки паромных грузов; с ростом объемов перевалки контейнерных и

грузов RO-RO выделить паромный терминал в отдельный комплекс с

окончанием строительства нового причала;

. использовать тыловую территорию порта, имеющую железнодорожные

подъезды, дороги и всю инженерную инфраструктуру, для доработки

грузов;

Калининградский морской рыбный порт является государственным

предприятием. Для расширения номенклатуры обрабатываемых грузов в порту в

1993 - 1996 годах был построен комплекс для перегрузки жидких грузов,

введены две линии по затариванию сыпучих грузов в биг-бэги весом по 0,5 и 1

т, линия для перегрузки сыпучих грузов по схеме вагон - судно, причал для

работы с паромами, произведена реконструкция парка резервуаров для

нефтепродуктов. В 1997 году был построен терминал для работы с судами типа

RO-RO, 2 крупных складских терминала для перевалки удобрений насыпью и для

хранения генеральных грузов. Все это позволяет уже в настоящее время

обрабатывать ежегодно 2,5 - 3,0 млн. тонн. На среднесрочную перспективу

развития порта предусмотрено: строительство нового холодильника на 10 тыс.

тонн единовременного хранения; строительство терминала для обработки 40'

контейнеров; строительство элеватора.

Калининградский речной порт имеет два грузовых района на морском

канале в Калининграде и в Светлом. Порт работает круглогодично.

Номенклатуру перерабатываемых в порту грузов составляют уголь, кокс,

металлолом, минерально-строительные материалы, перевозка которых

осуществляется главным образом в Польшу по внутренним водным путям.

Потенциальные возможности по перегрузке массовых навалочных и грузов

открытого хранения составляют более 4 млн. тонн.

Элеватор - самостоятельное подразделение Калининградского портового

комплекса, состоит из трех корпусов. Общая вместимость - 46 тыс. тонн

зерна. В сутки элеватор выгружает 50 вагонов-зерновозов, при погрузке

теплоходов суточная производительность составляет 3000 тонн зерна. В

настоящее время элеватор имеет достаточные возможности осуществлять работу,

как в экспортном варианте работы, так и в импортном.

ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания» — предприятие,

обеспечивающее в основном экспорт нефтепродуктов. Нефтеперевалочный

комплекс расположен в Балтийске на входе в Калининградский морской канал.

Причальные сооружения позволяют одновременно обслуживать два танкера с

осадкой до 8,5 метров и длиной до 200 метров. Существующая расчетная

годовая мощность перекачки - 1.5 млн. куб. метров, планируется увеличение

мощности до 3,0 млн. куб. м.

Перспективы развития портового комплекса

Разработано технико-экономическое обоснование капиталовложений в

создание железнодорожно-автомобильно-паромной транспортно-технологической

системы на линии Усть-Луга - Балтийск - порты Германии предусматривает

реализацию проекта в два этапа. На первом этапе - создание автомобильно-

пассажирской паромной переправы на базе неиспользуемого имущества,

территории и акватории бассейна № 3 Балтийской военно-морской базы. На

втором этапе - создание железнодорожно-автомобильного паромного сообщения и

строительство специализированного паромного терминала в четвертом бассейне

(г. Балтийск).

К 2010 г. надлежит увеличить объем перевалки грузов через морской

торговый порт Калининград (с учетом района Балтийска) на 7 - 7,5 млн. тонн.

Исходя из этого, предусмотрено развитие железнодорожных подходов как к

существующему району порта, так и новому грузовому району, а также к

паромной переправе.

В рассматриваемой железнодорожно-автомобильной паромной системе

экономически целесообразно направить часть контейнеропотока ТСКС

(Транссибирский контейнерный сервис) через Усть-Лугу и Санкт-Петербург.

2. Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны. На

их долю приходится около 30% общенационального грузооборота в тонно-км. С

точки зрения затрат железные дороги – наиболее рентабельный вид транспорта

для перевозок вагонных партий грузом навалом – каменного угля, руды, песка,

сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно

железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов.

Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки

отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных

прицепов, стали предоставлять услуги в пути, такие, как переадресование уже

отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка

товаров в ходе перевозки.

В силу выгодного географического положения страны и сложившейся

транспортной инфраструктуры российский транспортный комплекс имеет большой

потенциал в обеспечении тех интеграционных процессов, которые происходят

сегодня в Европе и Азии, а также в развитии транспортно-экономических

связей между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, Индийского

океана и Персидского залива.

Железные дороги России - это хорошо развитая транспортная система с

общей протяженностью магистралей 86 тысяч километров, причем почти половина

железнодорожной сети работает на электрической тяге.

Свыше 60-ти тысяч километров российских железных дорог оборудованы

автоблокировкой и диспетчерской централизацией. На стальных магистралях

расположено 85 опорных сортировочных станций с перерабатывающей

способностью от трех до шести тысяч вагонов в сутки. Длина их приемо-

отправочных путей допускает формирование составов из 57-ми и 71 условного

вагона, а в некоторых направлениях обеспечивается пропуск соединенных

поездов.

Программа информатизации предусматривает кардинально новый подход к

решению задачи повышения эффективности работы железных дорог. Все это

позволяет управлять подвижным составом на больших полигонах сети с

существенным увеличением участковой скорости и снижением сроков доставки

грузов.

Автоматизация перевозочного процесса является одним из приоритетных

направлений развития железных дорог России. МПС создает единую

магистральную волоконно-оптическую сеть связи протяженностью свыше 48000

километров, которая становится базовым элементом для внедрения всех

отраслевых программ в области информатизации и связи. Сеть строится на

основе самых передовых технологий TCP/IP, SDH, DWDM и позволяет создать

единое информационное пространство между Россией, Польшей, Белоруссией,

Эстонией, Финляндией, Китаем, Кореей и Японией.

С 2000 года как в грузовых, так и в пассажирских перевозках

наблюдается интенсивный рост объемов. Это результат напряженной трехлетней

работы. Значительно снижена транспортная составляющая и в конечной цене

продукта.

Программа реформирования железнодорожного транспорта подразумевает

повышение эффективности за счет развития конкуренции и привлечения

инвестиций. Если раньше основная задача железных дорог формулировалась как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.