реферат бесплатно, курсовые работы
 

Работоспособность водителя

7 ч — 29,2 %, 8 ч — лишь 16,2 %.

Необходимо также учитывать, что для полного восстановления

работоспособности продолжительность ночного сна должна быть примерно равна

продолжительности работы днем. Эта закономерность особенно характерна для

тяжелого труда, к которому относится и работа водителя. Поэтому можно

рекомендовать водителям семичасовой сон после 7 ч работы и десятичасовой

сон после 10 ч работы.

Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным

средством при такой степени утомления, которая может повлиять на

безопасность движения. Однако водителю трудно определить степень утомления,

при которой не следует управлять автомобилем, так как степень проявления

утомления и усталость могут не совпадать. Иногда водитель не ощущает

усталости и утомление может проявиться внезапно в резком снижении

работоспособности или в сонливости за рулем.

Конечно, усталость как субъективное переживание утомления может помочь

водителю оценить свою работоспособность, но постоянным критерием в оценке

работоспособности только степень усталости быть не должна. Кроме чувства

усталости признаком наступающего утомления могут служить появление,

казалось бы, незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться,

переменить позу; заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания;

непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобиля.

Для преодоления этих негативных явлений необходимо прикладывать все большее

волевое усилие. Вместе с тем первые признаки утомления, появившиеся после

нескольких часов работы за рулем, не опасны для водителя и легко

устраняются кратковременным отдыхом.

Утомление во время работы — это нормальный физиологический процесс.

Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха

проходят, и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если

человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще

ночью систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое

называется переутомлением. Переутомление возникает как хроническое

последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и

накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо

выспался, он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких

неприятных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства

усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль,

боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит,

появляется сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется

большое волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже любимую работу.

При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу.

Кратковременный отдых и лечение могут быстро восстановить нормальное

состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет

продолжать выполнять непосильную работу, может развиться нервное

заболевание — невроз, которое требует длительного лечения. Управление

автомобилем водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу

для безопасности дорожного движения.

Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии

некомпенсированного утомления и профилактики переутомления важнейшее

значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация

трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой

работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.

Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной

рабочей неделе не должна превышать 7 ч. Продолжительность рабочей недели

должна быть 40 ч. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе

ночью продолжительность смены должна сокращаться на 1 ч. Ночным считается

время с 22.00 до 6.00.

Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных предприятиях трудно, а

иногда и невозможно организовать ежедневную семичасовую работу водителей,

продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 ч.

Учитывая снижение работоспособности водителей при работе более 7 ч и рост

по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше 7 ч должно быть

исключением, а не правилом.

В случаях, когда работа водителя превышает 12 ч, а это имеет место при

дальних междугородных перевозках, необходимо оборудованное место для отдыха

(сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей

городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с

двумя выходами на работу, но при продолжительности перерыва между сменами

не менее 2 ч без учета перерыва на обед. В рабочее время

водителя входит не только время управления автомобилем, но и время для

выполнения подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на

предприятие, время проведения предрейсового осмотра, стоянки и простоев не

по вине водителя.

При междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вождения предусмотрена

остановка на 10 мин для отдыха, а в дальнейшем остановки такой

продолжительности должны быть через каждые 2 ч. Сверхурочные работы не

должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120

ч в год. Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч

должен предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через 4

ч после начала работы. При продолжительности рабочей смены более 8 ч могут

предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 ч.

Продолжительность работы водителей регламентируется различными нормативными

документами. Например, в Швеции водители грузовых автомобилей должны

соблюдать следующий режим труда и отдыха при нахождении в пути: 8 ч работы

с одним получасовым перерывом для отдыха после 4 ч работы или с тремя

перерывами по 15 мин. После 8 ч работы обязателен отдых в течение 9 ч. В

ФРГ непрерывное управление автомобилем не должно превышать в начале дня 4,5

ч, после чего — обязательный перерыв 30 мин или 2 — 3 перерыва по 15 мин.

После отдыха продолжительность нахождения за рулем не должна превышать 2 ч,

затем опять следует получасовой перерыв. В течение последних 2,5 ч работы

предусмотрен 15-минутный перерыв. При организации режима труда и отдыха

водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих

документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся:

характер выполняемого задания; интенсивность движения; состояние дороги;

уровень организации движения; рельеф местности; время суток и время года;

метеорологические условия; состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости

от этих особенностей в режим труда и отдыха водителей различных

транспортных предприятий и объединений необходимо вносить соответствующие

коррективы, которые должны быть направлены на максимальное сохранение их

работоспособности, а следовательно, и надежности в течение рабочего

времени.

ЗАВИСИМОСТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Для повышения безопасности дорожного движения большое значение имеет

предупреждение случаев управления автомобилем в болезненном состоянии. У

больного водителя снижается работоспособность, что нередко приводит к

ошибкам и ДТП. Однако водители, зная, что управление автомобилем в

болезненном состоянии является нарушением Правил дорожного движения и в

случае ДТП может усугубить их вину, обычно скрывают это при расследовании,

а медицинская экспертиза при отсутствии жалоб со стороны водителя

проводится крайне редко. В результате причины таких ДТП часто остаются

нераскрытыми, что не позволяет установить их истинное значение в общей

транспортной аварийности. Установлена прямая зависимость между состоянием

здоровья водителей и безопасностью дорожного движения.

Исследования французских ученых показали, что 6,8 % ДТП со смертельным

исходом происходит в результате физических недостатков, утомления и

обмороков водителей. Из 1300 случаев лишения водительских прав лиц,

нарушивших Правила дорожного движения, 150 водителей имели остроту зрения

ниже допустимой нормы, у 138 отмечалось повышенное артериальное давление,

42 страдало расстройством двигательных функций, 34 — психическими

расстройствами, 31 — диабетом, 14 — сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Таким образом, 31,5 % водителей Франции, лишенных водительских прав в

результате нарушения ПДД, имели отклонения в состоянии здоровья. В США 4,2

% ДТП со смертельным исходом происходят в результате обмороков, утомления и

физических недостатков водителей. В ФРГ из 12 млн чел., Имеющих

водительские права, 70 тыс. больны диабетом — заболеванием, при котором

человек иногда внезапно теряет сознание. В Великобритании 1,2 — 2,4%, а в

ФРГ 0,25 — 2,0% водителей, совершивших ДТП, страдали различными

хроническими заболеваниями.

В нашей стране, по данным А. И. Вайсмана, вероятность совершения ДТП

водителями с сердечно-сосудистыми заболеваниями возрастает на 10 %, с

заболеваниями желудочно-кишечного тракта — на 16 %, периферической нервной

системы — на 33 %. У 25 % водителей диагностирована гипертоническая

болезнь, а среди всего мужского населения страны в возрасте до 40 лет этим

заболеванием страдает лишь 13,4 %. При обследовании 4 тыс. водителей

выявлено, что среднее число заболеваний водителей (на 100 чел.),

выполняющих пассажирские перевозки, составляет 8,84 %, а водителей грузовых

автомобилей — 2,0%. Опрос 8 тыс. водителей показал, что 24 % из них

жаловались на головные боли, 20 % — на боли в животе, 42 % — на боли в

поясничной области и 34 % — на раздражительность.

Особенно опасно неожиданное ухудшение состояния, приводящее к потере

сознания или выражающееся в сильных болевых ощущениях. Внезапная потеря

сознания имеет место у больных эпилепсией и диабетом. Невыносимая боль в

области сердца нередко возникает при остром инфаркте миокарда. В особенно

тяжелых случаях такой водитель даже не может остановить свой автомобиль,

что в трех случаях из пяти приводит к столкновению транспортных средств.

Только в США по этой причине ежегодно происходит до 2 тыс. ДТП. В

большинстве случаев инфаркту миокарда предшествует острая психическая

травма, длительное психическое или физическое напряжение, а также

утомление. Поэтому водителям, страдающим хроническими сердечно-сосудистыми

заболеваниями, следует избегать чрезмерных физических и психических

перегрузок. Они должны иметь в виду, что продолжительность непрерывного

управления автомобилем в значительной степени зависит от них самих. Таким

водителям рекомендуется своевременно делать кратковременные перерывы в

работе и более продолжительные перерывы с приемом пищи. Много зависит и от

организации режима труда и отдыха водителей с учетом их подготовленности и

физического состояния.

Снижение работоспособности водителей и, как следствие, их ошибки при

управлении автомобилем имеют место как при острых, так и при хронических

заболеваниях. К острым заболеваниям, наиболее часто встречающимся у

водителей, относятся грипп, катар верхних дыхательных путей и желудочно-

кишечные расстройства. Работоспособность при этом оказывается нарушенной не

только во время выраженного болезненного процесса, но и в самом начале

заболевания и даже в период выздоровления, когда субъективно больной

чувствует себя уже достаточно хорошо.

Развитию этих заболеваний способствуют неблагоприятные условия труда

водителей. К ним относятся: частые перепады температуры воздуха в кабине

автомобиля и переохлаждение водителей в холодное время года, контакты

водителей пассажирского транспорта с больными пассажирами во время

эпидемических вспышек гриппа и острых простудных заболеваний, большие

перерывы между приемами пищи, а также питание всухомятку.

Наиболее частыми хроническими заболеваниями, которыми страдают водители,

являются болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта,

радикулиты, фурункулез и болезни органов дыхания. Для профилактики

желудочно-кишечных заболеваний большое значение имеет режим питания. При

этом особенно важно, чтобы питание было полноценным и перерывы между

приемами пищи не превышали 4 —5 ч. Однако для большинства водителей время

обеда не фиксировано и перерывы между приемами пищи бывают больше 4 ч, при

этом многие водители заменяют горячие блюда холодной закуской. Это

объясняется не только неблагоприятными условиями их работы, но часто и

пренебрежительным отношением самих водителей к своему здоровью. Для

полноценного питания необходима организация специальных пунктов питания на

всех трассах. Вместе с тем и сами водители должны принимать все меры, чтобы

своевременно принимать пищу и избегать питания всухомятку.

Для предупреждения простудных заболеваний водителей большое значение имеет

закаливание организма. Закаливание — это система мероприятий, повышающих

стойкость организма к резким изменениям метеорологических условий.

Закаливание совершенствует процесс терморегуляции, в результате которого

повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Средствами закаливания

являются солнце, воздух и вода. Особенно эффективно закаливание водой.

Люди, систематически принимающие водные процедуры, как правило, простудными

заболеваниями не болеют.

Закаливание водой рекомендуется начинать с мытья ног, обливания или душа.

Температура воды сначала должна быть не ниже 30 "С, а затем ее следует

постепенно понижать до 15 °С. Закаливание будет успешным, если водные

процедуры принимаются ежедневно без перерывов, а понижение температуры воды

и продолжительность процедуры увеличиваются постепенно. Хорошим средством

закаливания является также использование легкой одежды в холодное время

года и длительное пребывание на свежем воздухе. Однако и в этих случаях

должен соблюдаться принцип постепенности.

Неблагоприятно влияют на работоспособность и надежность водителей

функциональные заболевания нервной системы — неврозы, которые вследствие

больших нервно-психических перегрузок в процессе профессиональной

деятельности водителей встречаются довольно часто. Основными симптомами

неврозов являются: эмоциональная неустойчивость, депрессия или, наоборот,

Чрезмерная раздражительность, навязчивые мысли, неуверенность в своих

силах, сонливость днем и расстройство сна ночью, снижение аппетита. Наряду

с этим отмечается быстрая утомляемость, повышенная потливость, дрожание

рук, головные боли, боли в области сердца и в правом подреберье, нарушения

функций желудочно-кишечного тракта. Неврозы нередко возникают вследствие

переутомления, если водитель не получает необходимого отдыха и лечения, а

также в результате тяжелых условий работы, которые могут усугубиться

высокой интенсивностью движения, сложными метеорологическими и дорожными

условиями.

Организм человека обладает большими возможностями для компенсирования

возникающих нарушений за счет профессионального опыта, позволяющего более

рационально использовать сохранившиеся функции и оставшиеся резервы. Этим

объясняется, что опытные водители, даже при наличии у них хронических

заболеваний, нередко в течение длительного времени сохраняют достаточно

высокую работоспособность и успешно справляются с работой. Указанное

обстоятельство является проявлением и общей закономерности, выражающейся в

длительном сохранении профессиональных навыков, даже при наличии заметных

нарушений физиологических функций. Тем не менее, несмотря на возможность

опытных водителей компенсировать возникающие при хронических заболеваниях

нарушения, они нуждаются в постоянном медицинском наблюдении и

периодическом контроле. Такой контроль необходим также и потому, что при

обострении хронического болезненного процесса работоспособность и

надежность водителей могут резко снизиться и стать причиной грубых ошибок

при управлении автомобилем. Водителям с хроническими заболеваниями следует

периодически консультироваться с врачом, чтобы своевременными

профилактическими мерами предупредить обострение болезненного процесса.

Особенно это относится к лицам, допущенным к работе после перенесенного

инфаркта миокарда, страдающим повышенным артериальным давлением

(гипертонией). Следует также учитывать, что так называемые легкие

простудные заболевания продолжительностью 5—10 дней (грипп, ангина и др.)

иногда протекают с серьезными нарушениями в деятельности нервной, сердечно-

сосудистой и других систем организма. При несоблюдении больными

рекомендованного врачом режима и лечения могут возникнуть тяжелые

осложнения, которые иногда приводят даже к смертельному исходу.

Необходимо бороться с распространенным мнением, что перенести грипп на

ногах — это чуть ли не трудовой подвиг. Такой «героизм» ведет к заражению

окружающих, осложнениям в течении заболевания у самого больного и, как

следствие, к большим трудопотерям. Лиц с острыми простудными заболеваниями

следует немедленно направлять к врачу и допускать к работе только после его

разрешения. В период эпидемии гриппа особенно часто

болеют водители такси, которые заражаются от больных пассажиров. Общая

потеря рабочего времени среди водителей такси из-за простудных заболеваний

примерно в 1,5 раза больше, чем среди водителей грузовых автомобилей.

Снижение работоспособности водителей в болезненном состоянии определяется

нарушениями в протекании психических процессов и снижении разрешающей

способности органов чувств. В результате замедляются и становятся менее

точными процессы восприятия, мышления, ухудшаются функции внимания,

оперативной памяти и ее готовности, резко увеличивается время сенсомоторных

реакций, уменьшается мышечная сила, снижается острота зрения, нарушается

глубинное зрение, увеличивается время восстановления зрения после

ослепления, снижается вестибулярная устойчивость и т. д. В результате

водитель затрудняется, а иногда и не в состоянии правильно оценить быстро

меняющуюся дорожную обстановку, принять правильное решение и выполнить

необходимые управляющие действия.

Организация медицинского обслуживания водителей и своевременное выявление

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к управлению

автомобилем, имеет важное значение для повышения безопасности дорожного

движения. Особенно большое значение имеют предрейсовые медицинские осмотры

водителей. На автотранспортных предприятиях, где регулярно проводятся

предрейсовые осмотры, имеет место значительное снижение ДТП, связанных с

ошибками водителей. Кроме того, на предрейсовых осмотрах иногда выявляются

отклонения в состоянии здоровья на более ранних стадиях развития

болезненного процесса, что позволяет своевременно и более эффективно

проводить необходимое лечение. Работники здравпунктов и руководители

автотранспортных предприятий должны учитывать индивидуальные особенности

водителей и их возможности. Особое внимание следует уделять водителям

пожилого возраста, имеющим хронические заболевания, а также молодым

неопытным водителям, так как даже незначительное ухудшение в их состояния

при заболевании может стать причиной ошибок и ДТП.

Ухудшение состояния водителей в результате приема лекарств тоже может стать

причиной ДТП. Так, австрийский профессор Вагнер установил, что прием

лекарственных препаратов является причиной 16 % всех ДТП. При анализе ДТП в

ФРГ установлено, что 90 % водителей, ставших их участниками, принимали

какое-нибудь лекарство. В Югославии было запрещено водителям употреблять

200 лекарственных препаратов за 4 ч до начала управления автомобилем.

Особенно противопоказаны лекарства, содержащие снотворные,

общеуспокаивающие, понижающие артериальное давление. Эти препараты вызывают

сонливость, снижают готовность к действиям при неожиданном изменении

дорожной обстановки, увеличивают время реакций. Аспирин, анальгин и другие

жаропонижающие и болеутоляющие средства, которые нередко принимают водители

при простудных заболеваниях и головных болях, вызывают повышенную

потливость, слабость, снижают остроту зрения и слуха. Крепкий чай и кофе

содержат кофеин, и если эти напитки приняты в больших дозах, то возникает

возбуждение, беспокойство, нарушение памяти, повышение двигательной

активности, что может стать причиной поспешных и ошибочных действий.

Антибиотики и сульфамидные препараты при длительном употреблении могут

привести к нарушению цветоощущения, а димедрол и супрастин вызывают чувство-

усталости, сонливости и головокружения. Глазные капли, содержащие атропин,

расширяют зрачок, что приводит к сужению поля зрения и нарушению глазомера

в течение суток. Отрицательно влияют на состояние и работоспособность и

многие другие лекарственные препараты. Для предупреждения отрицательного

действия лекарств на состояние и работоспособность водителей необходимо,

чтобы они не занимались самолечением, а врачи не назначали им лекарств,

снижающих их надежность. Если же врач назначает такое лекарство, то он

должен информировать водителя о времени, в течение которого тот не может

управлять автомобилем. Водитель, со своей стороны, должен сам сообщить

врачу о характере своей работы и уточнить, когда и как ему следует

принимать лекарства, чтобы это не оказало отрицательного влияния на его

работоспособность.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.