реферат бесплатно, курсовые работы
 

Работоспособность водителя

Работоспособность водителя

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ИХ НАДЕЖНОСТЬ

УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ

Надежность водителей в значительной степени зависит от их

работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы

с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При

управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители

допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения

работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление

алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и

курение.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности,

наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс,

характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть

установлены объективными методами.

Субъективное переживание человеком утомления называется усталостью.

Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о

необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы

избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда

чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии

утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального

возбуждения, опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга,

ответственности за порученное дело. Именно Ню этой причине водитель в

продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем

сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем,

естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего

пассажира.

Н Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией.

Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный

уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации

способствует развитию утомления. Имеет также значение и характер

поступающей информации. При управлении автомобилем в условиях, когда на

дороге нет других участников движения и ландшафт однообразен, водитель

быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях

интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке

информации или вынужденной бездеятельности чувство усталости может

возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных

признаков утомления при этом еще может и не быть.

Работами отечественных физиологов — И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского,

И.П.Павлова, А.А.Ухтомского — была установлена ведущая роль в развитии

утомления нервной системы и прежде всего головного мозга, клетки которого

утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Впервые это было

продемонстрировано И. М. Сеченовым в оригинальном эксперименте. Испытуемый

при сгибании указательного пальца в заданном ритме, поднимал груз на

определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема

груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда

испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное

утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление

развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы

работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение

мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно

было предположить, что после отключения тока дополнительно поработавшие

мышцы в результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако,

когда отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать

груз. Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось

не в самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам

импульсы. Во время сокращения мышц электрическим током нервные клетки этих

центров отдохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали

посылать импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные

клетки коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей

утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.

В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга

нарушения, прежде всего, возникают в протекании психических процессов, а

именно — восприятия, внимания, памяти и мышления. Кроме того, снижается

острота зрения, сужается поле зрения, ухудшается глубинное зрение,

нарушается точность и координация движений, увеличивается время реакций,

снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается

кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость,

нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной

обстановки.

Наступление зрительного утомления находится в прямой зависимости от

продолжительности рабочего дня водителя. Через восемь часов непрерывной

работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению

зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, имеющий

место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также

при ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем —

днем. Зрительное утомление отрицательно сказывается на работе водителя.

Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного

восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится

на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет

восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки.

При утомлении могут сохраняться простые навыки, достигшие автоматизма,

которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных

ситуациях. Нарушаются же сложные виды психической деятельности, что снижает

готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной

обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.

Поэтому сохранение достаточно высокой работоспособности водителей является

важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения.

Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий

день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки.

Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления

автомобилем и количеством ДТП. Водители при продолжительности управления

автомобилем от 7 до 12 ч совершают ДТП в 2 раза чаще, а при

продолжительности управления свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при

продолжительности работы до 7 ч (рис. 1). По другим данным, водители,

работающие

[pic]

Рис. 1. Зависимость количества ДТП от длительности управления автомобилем

более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Дорожно-транспортные происшествия,

возникающие из-за ошибок водителей после длительного управления

автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей,

работающих более 12 ч, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза

чаще.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления

зависит от выполняемой работы. В зависимости от деятельности работы имеет

место сочетание различных видов утомления. Такого рода деятельности

относится работа водителя, при которой элементы физического труда

сочетаются с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне

выраженного эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление

доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления.

Эмоциональное утомление водителя вызвано постоянной готовностью реагировать

на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки. Он должен

быть готов выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность

ДТП. В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по

управлению автомобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его

психофизиологических возможностей, что способствует развитию утомления.

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются:

скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств;

чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и

свою собственную безопасность; неравномерность поступления информации,

которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков

в минуту; частое принятие весьма ответственных решений.

Физическое утомление, связанное с большой физической нагрузкой, нередко

возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении

по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение

продолжительного времени, выполняют большую физическую работу. Иногда

водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой

физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому

развитию физического утомления в пути. Однако у большинства водителей

физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и

однообразия управляющих действий.

При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения

и расслабление мышц. Во время расслабления мышцы отдыхают, что сохраняет их

работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц

при статическом напряжении не только исключает такой отдых, но приводит к

недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному

обеспечению мышц кислородом. В результате физическое утомление развивается

быстрее.

При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в

мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного

приподняты, вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых суставах. Такое

положение постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению

мышц кистей, предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В

результате развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и

ослаблении рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук,

начинают держать руль одной рукой и периодически менять их. Такое

управление, с точки зрения безопасности, особенно при вождении грузового

автомобиля и на дорогах с интенсивным движением, совершенно недопустимо.

Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном

состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и

нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях. В

результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и

их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает

его надежность. Для снятия статического напряжения при продолжительных

перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15 — 20 мин через каждые

2 ч.

Умственное утомление возникает при продолжительной и интенсивной умственной

работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от

физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками

головного мозга. Вес головного мозга составляет 2 —2,5 % от веса тела, а

при интенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергетических

ресурсов организма. Умственная работа водителя в условиях интенсивного

дорожного движения или при движении на больших скоростях выражается в

непрерывной оценке быстро меняющейся обстановки и принятии соответствующих

решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях

дефицита времени и в состоянии эмоционального напряжения.

Физическая и умственная работы взаимосвязаны. У водителя это выражается в

том, что его действия являются следствием оценки им обстановки и принятого

решения, т.е. умственной работы. Выполнение этих управляющих действий

(физическая работа) создает новую обстановку, что опять требует ее оценки и

принятия нового решения и т. д. Физическое и умственное утомление взаимно

влияют друг на друга. Переключение с физической работы на умственную иногда

снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при

физической и умственной работе возбуждаются различные центры головного

мозга. Возбуждение нервных Клеток при физической работе по закону

отрицательной индукции вызывает торможение нервных клеток, ведающих

умственной деятельностью, и наоборот. При этом заторможенные нервные клетки

отдыхают и утомление снижается. Однако при очень тяжелом физическом или

умственном утомлении такое переключение эффекта не дает. Тяжело

поработавший (физически) человек не сможет продуктивно заниматься

умственной работой, так же как и после изнурительной умственной работы

невозможна физическая работа. Утомлению способствуют неудобное сиденье,

низкая температура воздуха, частые перепады температуры в кабине

автомобиля, плохая видимость, частые изменения освещенности и недостаточная

освещенность дороги в темное время суток, шум, вибрация, попадание в кабину

паров бензина или отработанных газов.

Характерным и особенно опасным симптомом утомления является сонливость,

иногда приводящая к засыпанию за рулем. В США по этой причине происходит 4

% ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом

и 14,9 % с ранениями происходят из-за утомления водителей, повлекшего

засыпание за рулем. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % столкновений

транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на

пешеходов происходят при управлении автомобилем водителями в сонном

состоянии. На некоторых автомобильных дорогах России от 1,7 до 2,4 % ДТП

происходят в результате засыпания водителей на прямолинейных участках дорог

большой протяженности.

Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать,

что засыпание может наступить внезапно. Это создает очень серьезную угрозу

для безопасности дорожного движения. Внезапное засыпание иногда приводит к

тому, что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Так,

известны случаи, когда водитель внезапно засыпал за рулем и во сне видел

неожиданно появившееся препятствие на дороге (человека, собаку и др.); при

быстром пробуждении, принимая сон за реальность, он резко тормозил или

поворачивал рулевое колесо, что приводило к ДТП. Показаниями пассажиров и

других водителей устанавливалось, что никаких препятствий на дороге в это

время не было.

Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в

монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение

с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное

состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным

опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются

отвлеченные мысли и представления, не имеющие никакого отношения к

управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при

неожиданном изменений дорожной обстановки. По зарубежным данным,

заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в лег-

кой степени — 74 % и лишь 3 % водителей такого состояния не испытывают.

Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами,

негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки,

рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения

температуры, в течение 2—3 мин включать в работу неработающие мышцы,

изменять рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую,

бодрую музыку. Однако прослушивание радиопередач не рекомендуется в

условиях интенсивного городского движения, так как это отвлекает внимание

водителя. Если указанные мероприятия по борьбе с сонливостью не помогают,

то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать

гимнастические упражнения.

Для предупреждения засыпания за рулем предложены различные «приборы

бдительности», которые подают сильный звуковой сигнал, а если водитель на

него не реагирует, то приборы выключают систему зажигания. Так, в США

пластиковое устройство, питающееся от батарейки, прикрепляется за ухом

водителя. При засыпании, когда голова водителя опускается на 22° и он не

видит дорогу, раздается резкий звуковой сигнал. Французские инженеры

сконструировали электронный будильник, который фиксирует изменения

электрической активности мозга. Когда водитель начинает засыпать,

электрическая активность мозга снижается и прибор подает световой сигнал.

Если водитель на него не реагирует, раздается гудок, а затем выключается

зажигание. Предложены также очки, от заушника которых отходит провод к

электронному анализатору. Если очередное моргание в течение 20 с не

наступает, то включается звуковой сигнал, а затем выключается зажигание.

Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не решают, так как

засыпание за рулем чаще всего имеет место при управлении автомобилем в

состоянии утомления. Поэтому основными средствами предупреждения таких

случаев является организация рационального режима труда и отдыха водителей.

Работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности не является

постоянной, она имеет четко выраженную фазность в течение рабочего дня

(рис. 2).

Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период

врабатываемости или вхождения в работу продолжается 1 —1,5 ч, после чего

устанавливается необходимый для данной работы уровень работоспособности.

Длительность периода врабатываемости может колебаться в широких пределах в

зависимости от условий работы, состояния, индивидуальных особенностей

человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой

фазе снижены. Именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с

ошибками водителей в начале рабочего дня, чем в последующие 2 — 3 ч.

[pic]

Рис. 2. Зависимость работоспособности /р от времени t (в течение рабочего

дня)

Вторая фаза характеризуется достаточно высокой устойчивой

работоспособностью. В этот период максимальный результат достигается при

минимальной затрате энергии. Продолжительность второй фазы 2 — 2,5 ч.

Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие

утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени

проходит от начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны

ошибки водителя.

После перерыва на обед время фазы врабатываемости уменьшается, что

объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьшается также время

устойчивой работоспособности, так как сказывается утомление до перерыва.

Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н. Журавской установлено, что для работы

водителей характерна трудность вхождения в работу, которая увеличивает

время фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и

большегрузных автомобилей. В результате они в этот период переоценивают

свои возможности, что может стать причиной ошибок и рискованных действий,

создающих угрозу для безопасности дорожного движения.

Уровень работоспособности изменяется и в течение недели. Стадия

врабатывания, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, приходится

на понедельник, стадия высокой работоспособности — на вторник, среду,

четверг, а стадия сниженной работоспособности — на пятницу и субботу.

Работоспособность повышается во вторник, достигает наиболее высокой

величины в среду, затем начинает снижаться до самой низкой величины (в

субботу).

Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом

утомлении водитель усилием воли может

преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем. При

некомпенсируемом утомлении преодолеть возникшие нарушения усилием воли

водитель не в состоянии, в результате чего возрастает вероятность ошибок и

ДТП. Последнее подтверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы,

когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.

Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в котором он

выехал в рейс. Если накануне он не выспался или выполнял тяжелую работу, то

утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Так,

опрос водителей, проведенный А. И. Вайсманом, показал, что при

продолжительности сна перед сменой 6 ч сонливость отмечали 44 % водителей,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.