реферат бесплатно, курсовые работы
 

Практика построения логистических систем

принципу поиска виновного в другой структуре, вместо выявления их истинных

причин;

— любое функциональное звено каждой организационной структуры разрабатывает

свою собственную политику запасов, что не всегда согласовывается на более

высоком уровне;

— производство, как правило, обеспечивается излишками товарно-материальных

запасов.

Следовательно, проблема запасов не может быть решена, если отдельные

функции организованной структуры будут развиваться не комплексно.

Требование оптимизации запасов привело к необходимости разработать единую

концепцию ответственности за товарно-материальные запасы.

С развитием логистики в фирмах началась перестройка управления

материальными запасами, стала налаживаться их тесная координация с общим

материальным потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки были

созданы отделы материальных потоков, не зависящие от сектора складов

производственного отдела предприятия. Среди экстренных задач, поставленных

перед вновь созданными отделами, следует выделить «сведение до нуля

погрешностей в складировании» и «передачу данных о состоянии складских

запасов в масштабе реального времени».

Принятые меры дали положительные результаты, — произошло повышение

эффективности транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ.

Однако, по мере рационализации материальных потоков, на первый план

выдвинулась проблема управления складскими запасами.

Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической системы

должно включить проблему управления запасами, которая конкретизируется в

следующих вопросах:

1. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для

обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?

2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и

уровнем запасов в системе логистики?

3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического

и производственного процесса?

4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?

5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и

запасами?

6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со

специфическим уровнем обслуживания?

7. Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости од . изменения

числа складов?

8. Как и где следует размещать страховые запасы?

Интересным вариантом решения проблем складирования является «производство

без складов», внедрение которого невозможно без кардинальных изменений во

всем комплексе процессов, обеспечивающих производство, да и в нем самом, и

требует, значительны» финансовых затрат. При этом, как выяснилось,

необходимо было решить несколько задач, среди которых, прежде всего,

выделим задачу создания высокоточной информационной системы по

складированию, позволяющей использовать банк данных в реальном масштабе

времени.

При использовании данной системы продукция выпускается лишь в объеме,

обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в

размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В обратной форме эту

систему можно свести к формуле: «производится только необходимая продукция,

только тогда, когда это требуется, и только в требуемом объеме».

Ранее, когда производство работало на стабильный рынок, они могло

существовать без учета этих факторов. В условиях же постоянного снижения

стабильности рынка и активного отслеживания спроса дорогостоящие резервные

запасы вытесняются системой информации и надлежащей организацией

управления, дающими большой эффект. В связи с этим логистика снабжения не

может абстрагироваться оттого, что происходит на конечных стадиях. Причем

ключевым фактором является знание положения на рынке и условий доступа на

него.

Последние новшестве в сфере производства таковы: дифференциация продукции

на возможно более поздней стадии производства (на базе максимально

однотипных комплектующих); использование выгод массового производства не на

стадии сборки, а на стадии изготовления комплектующих изделий; стремление

к максимальному удовлетворению потребностей клиента на этапе выбора товара

для производства. Все это требует гибкости производства на цеховом уровне,

достигаемой как за счет расширения возможностей по переналадке

оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами

— «Канбан» и «Точно в срок».

Суть системы «Канбан» состоит в том, чтобы начальные запасы по своему

количеству соответствовали потребностям начальной стадии производственного

процесса, а не накапливались, как прежде. На предприятиях фирмы «Тойота»

решений данной проблемы сводилось к минимуму использования сравнительно

небольших партий материалов и комплектующих и времени операций. Масштабы

межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации

операций и нивелировки, перерабатываемых на каждом этапе объемов предметов

труда. Что касается складирования готовой продукции, то его объемы

снижаются путем сокращения срока продолжительности каждой операции, и,

прежде всего срока замены инструмента.

Одним из методов сокращения запасов, повышения гибкости производства и

возможности противостояния возрастающей конкуренции стал метод «Точно в

сроке, получивший наибольшее распространение в США и странах Западной

Европы. В данном же контексте следует выделить и охарактеризовать

принципиальную идею метода, которая базируется на трех предпосылках (их

правильность была многократно подтверждена эмпирическим путем). Во-первых,

предполагается, что заявкам потребителей готовой продукции должны

соответствовать не ее предварительно накопленные запасы, а производственные

мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти ее

колес». Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый

как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в условиях

минимальных запасов необходима непрерывная рационализация в организации и

управлении производством, ибо высокий объем запасов нивелирует, в известном

смысле маскирует ошибки и недостатки в этой области, узкие места

производства, не синхронизированные операции, неиспользуемые

производственные мощности, ненадежную работу поставщиков и посредников. В-

третьих, для оценки эффективности производственного процесса, Помимо уровня

затрат и производительности фондов, следует учитывать срок реализации

заявки, так называемую длительность полного производственного цикла.

Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и

способствуют росту конкурентоспособности благодаря возможности оперативного

и гибкого реагирования на изменения внешних условий.

В противоположность традиционным методам управления, в соответствии, с

которыми центральное звено планирования производства выдает

производственные задания всем отделам и промышленным подразделениям, при

методе «Точно в срок» централизованное планирование касается только

последнего звена логистической цепи, т. е. склада готовой продукции. Вес

другие производственные и снабженческие единицы получают распоряжения

непосредственно от очередного, находящегося ближе к концу звена

логистической цепи.

К примеру, склад готовых изделий дал заявку (что равнозначно выдаче

производственного задания) на определенное число изделий в монтажный цех,

монтажный цех отдает распоряжение об изготовлении подузлов цехами обработки

и отделу кооперирования т. д.

Это означает, что производственное задание всегда выдается подразделению,

использующему (или обрабатывающему) данную деталь. Тем самым материалопоток

от «источника» к «потребителю» предваряется потоком информации в обратном

направлении, т.е. производству «Точно в срок» предшествует информация

«Точно в срок».

Практика показывает, что для эффективного внедрения стратегии «Точно в

срок» необходимо изменение способа мышления целого коллектива,

занимающегося вопросами производства и сбыта. Традиционный стереотип

мышления типа «чем больше, лучше» должен быть заменен схемой «чем меньше,

тем лучше», если речь идет об уровне запасов, использовании

производственных мощностей предположительности производственного цикла или

о величине партии продукции.

Результаты подробного анализа, проведенного по внедрению концепции «Точно в

сроке на западноевропейских предприятиях, являются многообещающими.

Усредненные данные, полученные более чем на 100 обследованных объектах

(отдельные проекты функционируют на фирмах непрерывно от 2 до 5 лет),

таковы:

— запасы незавершенного производства сократились более чем на 80%;

— запасы готовой продукции сократились примерно на 33%;

— объем непроизводственных запасов (материалов и кооперированных деталей)

колебался от 4 часов до 2 дней по сравнению с 5-15 днями до внедрения

метода «Точно в срок»;

— продолжительность производственного цикла (срок реализации заданий всей

логистической цепи) снизилась примерно на 40%;

— производственные издержки снизились на 10-20%;

— значительно повысилась гибкость производства.

Затраты, связанные с подготовкой и внедрением стратегии «Точно в срок»,

относительно невелики и окупались, как правило, уже через несколько месяцев

функционирования систем.

Использование стратегии "Точно в срок» дает и другие выгоды, в том числе

неэкономического характера. Например, создание прозрачной структуры

материалопотоков в виде промежуточных звеньев способствует широкому

внедрению технологии типа СИМ (Компьютер интегрэйтед мэнуфэкчуринг).

Использование принципов системы «Точно в срок» оказывает также

положительное влияние на долгосрочную инвестиционную политику предприятия,

которая в данном случае отдает предпочтение машинам и оборудованию,

связанным с гибкой автоматизацией производственных, транспортных и

контрольных процессов.

В течение последних 15 лет в промышленно развитых странах было разработано

множество моделей, имеющих отношение к различных вопросам управления

запасами. При помощи моделирования доказывается эффективность применяемых

мер внутри производства или производственной программы, поскольку могут

быть измерены периоды прохода продукта через всю технологическую линию. При

помощи моделирования можно также проверить проекты гибких производственных

участков, обслуживаемых автоматическими транспортными средствами, оценить

затраты на материально-техническое снабжение производства. Проектирование

складов с применением компьютера дает возможности получить информацию об их

оптимальной системе, величине необходимых капиталовложений и затратах на

эксплуатацию складов.

Фирмы часто используют математические модели для выбора уровней запасов

путем балансирования затрат на подготовительные операции или расходов на

выполнение заказа и сопоставления затрат при дефиците запасов с затратами

на хранение запасов. Затраты на хранение запасов включают в себя не только

затраты на содержание запасов на складе, издержки вследствие порчи

продукции, а стоимость морального износа, но и издержки капитала, иными

словами, норму прибыли, которую можно было бы получить, используй другие

возможности инвестирования при эквивалентном риске.

Один из вариантов снижения риска при хранении запасов — использование

технологий, основанных на системах гибкого производства, на его

роботизации. В данном случае преимуществом является сокращение времени и

затрат на подготовительные операции, Это делает экономически выгодным

изготовление изделий небольшими партиями, что особенно важно в условиях

жесткой конкуренции и постоянных изменений требований рынка. Особенно важно

подчеркнуть, что одновременно существенно снижается и риск морального

устранения запасов.

Рассмотрим вариант концепции коммерческой логистической системы,

разработанный американскими учеными (рис.6)

[pic]

Рис.6 Схема коммерческой логистической системы

Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы,

связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые

считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция

предпринимательства. Другими словами, задача управления в области

коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным

потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в

рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению

распределением.

Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что

она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности,

которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но

и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и

их транспортировку может входить соответственно в функции производство и

распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области

запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих

затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны

быть взаимосвязаны.

Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы

она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США

затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23%

валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению

американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.

Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает

все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный

секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.

В логистических решениях принимают участие:

а) продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;

б) транспортные агентства;

в) правительство;

г) потребители.

Потребность в логистике возникает в частном и государственном секторах.

В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию

изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он

договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых

материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки.

Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос.

Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры,

управляет и руководит услугами.

Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном

секторах изложены в таблице 2.

Таблица 2. Ключевые проблемы логистики и их решения

в государственном и частном секторах.

| |Частный сектор |Государственный сектор|

|Поставщик – |Управление запасами, |Укомплектованность |

|обслуживающее |ценообразование, |штата, |

|агентство |перевозки собственным|ценообразование, |

| |или нанимаемым |перевозки собственным |

| |транс-портом, |или нанимаемым |

| |планирование |транс-портом, |

| |производства, |предлагаемые услуги, |

| |размеще-ние |размещение предприятий|

| |предприятия | |

|Транспортное |Маршрутизация |То же |

|агентство |перево-зок, уровень | |

| |обслужива-ния, тип | |

| |парка | |

|Правительство |Ценообразование |Уровень |

| |(налогообложение), |субсидирования, |

| |инфраструктура и ее |обслуживание |

| |обслуживание |инфраструктуры, |

| | |степень и природа |

| | |регулирования и |

| | |обеспечение |

| | |обслуживания |

Коммерческая логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом

и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение

материального потока и обеспечение сбыта относится к организационному

управлению; совершенствование технологий транспортных перевозок складского

хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также

оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб – к

технологическому направлению.

2.5. Постановка задачи оптимизации логистической схемы организации ПЭС/СКК

и исходные данные.

Основной задачей оптимизации логистической схемы ПЭС/СКК является снижение

издержек капитала, что означает снижение материальных запасов и потерь

времени на всех стадиях движения товаров.

Важнейшим оптимизационным показателем является величина, показывающая

сколько раз материалы оборачиваются на складе в течении отчетного периода

(TOR). За отчетный период принимаем год.

В настоящее время величина TOR для предприятия ПЭС/СКК равняется 3.

Руководством компании была поставлена задача оптимизмровать логистическую

схему таким образом ,чтобы данная величина достигла значения 12.

В таблице приведены основные оптимизационные задачи и пути их решения:

Таблица 3.

|Основные задачи |Пути решения |

|Разработка единой концепции |Внедрение с помощью системы SCALA |

|ответственности за |обратной связи в системе |

|товарно-материальные запасы. Введение|производственных запасов |

|единицы учета запасов | |

|Снижение стоимости “единицы учета |Оптимизация управления закупками. |

|запасов” |Локализация производства импортных |

| |комплектующих. |

|Снижение запаса “единицы учета |Оптимизация управления заказами |

|запасов” на складе | |

|Снижение запаса “единицы учета |Оптимизация управления |

|запасов” в производстве |планированием производства |

|Снижение затрат на транспортировку |Оптимизация управления |

| |грузоперевозками |

|Сведение до 0 погрешностей |Оптим управления складским |

|складирования | |

Заключение

Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно

(около 6 -ти лет назад), но уже сейчас можно говорить о ее значимости на

предприятии. Новообразовавшиеся отделы логистики объединяют в себе уже

имеющиеся аналитические, статистические службы, таможенные отделы и т.п. Но

польза предприятию, приносимая таким отделом, намного выше, чем

разрозненная работа выше перечисленных служб. Хотя возможности логистики

намного шире, чем планирование, анализ и т.д. По сути, отдел логистики

должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так

сказать координирующим центром фирмы.

На рынке труда уже появляется спрос на специалистов такого профиля.

Возможно в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку

наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.

Список литературы

1) Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998.

2) Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.

3) Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.

4) Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.

5) Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика,

1999.

6) Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.

-----------------------

Информационный поток

Предприятие

Потребители

Хранение в сфере снабже-ния

Хранение сырья, полуфаб-рикатов

Производство

Производитель

Хранение готовой продук-ции

Производитель

Производитель

Хранение в сфере сбыта

Производитель

Производитель

Производитель

Производитель

Производитель

Поставщики

Промежуточное хранение деталей, узлов

Снабженческая логистика

Производственная логистика

Сбытовая логистика

Материальный поток

в) гибкая.

б) эшелонированная.

а) с прямыми связями.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.