реферат бесплатно, курсовые работы
 

Планирование и промер глубин в прибрежной зоне судовыми средствами

графической ошибки прокладки).

Средние квадратические ошибки определения места М в метрах способом

прямой засечки рассчитывают по формуле

[pic] (6.4)

где [pic] средняя квадратическая ошибка измерения углов в минутах дуги;

для средних условий засечки движущегося судна теодолитом можно

принять [pic]

[pic] — угол пересечения линий положения (засечек);

[pic]и D2 — расстояния от теодолитных постов до определяемой точки в

километрах.

Засечки выполняют по команде с катера, подаваемой флажной

сигнализацией точно в момент производства оперативной отметки на эхограмме

или измерения глубины при вертикальном положении наметки. Для избежания

ошибок при прокладке сигналы чередуются(белый, красный, синий), а у берега

подается сдвоенный сигнал.

На теодолитных постах ведут журналы прямых засечек, в которые записывают

номера определений, цвет флага при засечке и отнаблюденные направления. На

катере у оперативной отметки на эхограмме или в журнале промера записывают

номера определений и цвет флага при засечке. Время записывают в начале и

конце каждого галса с точностью до 1 мин.

Промер выполняется, когда это возможно, по створам или направлениям,

указываемым с берега, а прокладка определений ведется в конце рабочего дня

на базе.

Теодолиты на каждом береговом посту ориентируют по опорным пунктам,

соседнему посту или специально выставленному при геодезической подготовке

поста ориентирному пункту. Предусматриваются запасные ориентиры на случай

закрытия видимости основного.

Лимб каждого теодолита устанавливают с таким расчетом, чтобы

непосредственный отсчет при засечке равнялся дирекционному углу.

Засечки производят при одном положении вертикального круга КП или КЛ.

Коллимационная ошибка теодолита должна быть не более 1’.

Ориентировку теодолитов проверяют для каждого галса во время перехода

катера на следующий галс, а также всякий раз, когда возникает сомнение в

неизменности ориентировки.

6.3 КОМБИНИРОВАННАЯ ЗАСЕЧКА

Сущность способа комбинированной засечки состоит в одновременном

измерении двух углов: на берегу теодолитом между береговым ориентиром С и

катером Р, а на катере секстаном между теодолитным постом А и опорным

пунктом В (рис. 6.2). Подготовка теодолитного поста, измерение углов,

организация и связь соответственно те же, что и при способах прямой и

обратной засечек.

| |

|КОМБИНИРОВАННАЯ ЗАСЕЧКА |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Рис.6.2 |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

Средние квадратические ошибки определения места М в метрах способом

комбинированной засечки рассчитывают по формуле

[pic][pic]

где [pic] -средняя квадратическая ошибка измерения угла теодолитом между

ориентиром С и катером Р в минутах дуги; можно принять[pic]=+1.0’;

[pic]— средняя квадратическая ошибка измерения угла на катере

секстаном в минутах дуги; можно принять м __

[pic]— угол, измеренный секстаном на катере, между теодолитным постом

А и опорным пунктом В;

а — расстояние между теодолитным постом А и опорным пунктом В в

километрах;

D — расстояние от определяемой точки Р до опорного пункта В в

километрах.

Для установки теодолитного поста следует выбирать хорошо видимый с

моря геодезический или навигационный знак. В случае, если хорошо видимые

ориентиры для установки теодолитного поста использованы быть не могут,

вторую линию положения получают путем измерения с катера угла между двумя

хорошо видимыми опорными пунктами, а не между опорным пунктом и теодолитным

постом.

При определении места способом комбинированной засечки катер следует

с промером по галсу, используя указания берегового поста и собственные

измерения.

Для прокладки определений на рабочие планшеты должны быть заранее

нанесены сетки лучей (дирекционных углов) и дуг вмещающих окружностей.

ГЛАВА 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА С ПОМОЩЬЮ СУДОВОЙ РЛС

7.1 РЕГУЛИРОВКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ПОПРАВОК ИЗМЕРЕНИЯ КУРСОВЫХ УГЛОВ.

Перед выходом на работу судовую радиолокационную станцию необходимо

отрегулировать и определить остаточные поправки измерения курсовых углов.

При использовании судовой радиолокационной станции для определения места

надлежит периодически:

а) проверять и устранять имеющееся смещение центра развертки, поскольку

в силу ряда причин центровка нарушается.

Для проверки центровки развертки следует подвижный визир индикатора

кругового обзора (ИКО) повернуть на полный оборот. При отсутствии нарушения

центровки начало развертки при любом положении визира не должно смещаться с

его нити. Обнаруженные смещения могут быть устранены при помощи специальных

потенциометров или регулировочных винтов по правилам, излагаемым в

инструкции по эксплуатации станции. Остаточное смещение центра развертки не

должно превышать1 мм;

б) проверять установку нуля дальномера с тем, чтобы каждому

фиксированному значению радиуса подвижного круга дальности в масштабе шкалы

на экране судовой радиолокационной станции соответствовали равные

расстояния на местности.

При правильной установке нуля дальномера ошибка калибровки обычно мала и

не превышает [pic]0.15 кбт. Установка нуля дальномера и его проверка

производятся согласно правилам, изложенным в инструкции по эксплуатации

станции.

7.2 СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СУДОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ

Определение места с помощью судовой радиолокационной станции может

быть осуществлено:

— по радиолокационным расстояниям до двух и более ориентиров;

— по визуальным или радиолокационным пеленгам и радиолокационным

расстояниям до одного или нескольких ориентиров.

Выбор способа определения зависит от числа опознанных ориентиров и

расположения их относительно судна.

Для определения места следует использовать только точечные ориентиры:

маяки, мачты, трубы, кекуры, отдельные скалы, мелкие острова, ориентиры,

имеющие радиолокационные отражатели, радиомаяки-ответчики и т. п. Как

исключение допускается использование обрывистых выступающих мысов, если они

дают четкое изображение и облучаются в упор .

При этом определение места по расстояниям следует предпочесть определению

места по пеленгам, так как расстояния измеряются со сравнительно меньшими

погрешностями. Радиолокационные пеленги необходимо использовать только в

том случае, когда нельзя взять пеленги визуально.

7.3 ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ

В целях повышения точности измерений необходимо:

— изображение на экране индикатора кругового обзора ориентировать по

меридиану (по норду), так как в этом случае рыскание судна не будет

вызывать «смазывания» изображения, что особенно важно при взятии пеленгов;

— расстояния измерять только с помощью подвижного круга дальности,

сводя яркость свечения круга к минимуму, так как при этом он будет иметь

наименьшую толщину;

— совмещать подвижный круг дальности с ближайшим к центру экрана краем

изображения объекта так, чтобы между ними оставался едва видимый зазор, не

более 0.2—0.3 мм;

— использовать во всех случаях наиболее крупный масштаб изображения;

— приводить измерения к одному моменту.

Приведение измерений к одному моменту проще всего делать, производя

измерения примерно через равные интервалы в следующем порядке(цифрами

обозначены номера ориентиров):

— при трех ориентирах— 1, 2, 3, 2, 1;

— при двух ориентирах—1, 2,1.

Первыми берутся ориентиры с медленно изменяющимися элементами линии

положения, т. е. при измерении расстояний — расположенные по траверзу, при

измерении пеленгов — расположенные на курсовых углах, близких к 0° или

180°.

При определении места по пеленгу и расстоянию порядок измерения

следующий:

— при курсовых углах ориентира, близких к траверзным, измеряются

расстояние, пеленг, расстояние;

— при курсовых углах ориентира около 0° или 180° измеряются пеленг,

расстояние, пеленг.

Измеренные расстояния и пеленги осредняются.

Время, отсчеты лага и оперативные отметки фиксируются при трех измерениях

в момент вторых, а при пяти — в момент третьих измерений.

Истинный пеленг А рассчитывается по радиолокационному [pic] по формуле

(3)

[pic]

где [pic]— поправка, определяемая согласно ст. 51.

При хорошей регулировке судовой радиолокационной станции поправки

[pic]обычно малы и при величине менее 0°.5 они не учитываются.

ГЛАВА 8. ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА.

8.1. ПРИБРЕЖНЫЙ ПРОМЕР

Определение места на галсах прибрежного промера производится

следующими способами:

визуальными — обратной, прямой или комбинированной засечками по

береговым опорным пунктам.

радиотехническими — помощью высокоточных радионавигационных систем

путем измерения расстояний или разностей расстояний соответственно до двух

или между тремя Наземными станциями РНС.

Использование для определений места радионавигационных систем резко

повышает производительность труда на промере и должно применяться во всех

случаях, когда это возможно по техническим условиями обеспечивает

необходимую точность определений.

Выбор способа определений и пределов его применения в каждом конкретном

случае производится на основе расчета средних квадратических ошибок

определения места М, которые должны давать линейный сдвиг определяемой

точки на отчетном планшете не более 1,5 мм(без учета графической ошибки

прокладки).

Однако если условия работ и технические средства позволяют получить

определение места с большей точностью без увеличения затрат, то эти

возможности должны быть использованы.

Определение места на промерных галсах производят через равные

интервалы времени и обычно не реже чем через 3—4 см на планшете, на котором

ведется прокладка промера. Когда из-за сильного сноса течением или ветром

удерживаться на галсе затруднительно, определения должны производиться чаще

— через 2—2,5 см на планшете.

Кроме периодических, через равные интервалы, определения должны

производиться:

— в начале и конце каждого галса.

— при изменении скорости во время движения с промером по галсу.

— при переменах курса более чем на 30 и при поворотах в начале и конце

циркуляции, если на циркуляции не прекращалось измерение глубин.

— при измерениях глубин на «стопе».

— при любом происшествии, на которое впоследствии придется ссылаться.

При каждом определении места производят оперативную отметку на эхограмме.

при этом должна быть обеспечена одновременность моментов определений и

оперативных отметок на эхограмме.

Все изменения скорости или курса судна на галсе должны быть зафиксированы в

журнале промера и отмечены на эхограмме.

В случае определения места с помощью высокоточных радионавигационных систем

необходимо учитывать, что неоднородности подстилающей поверхности в виде

высоких участков берега, островов часто вызывают местные искажения

электромагнитного поля, а в некоторых случаях, например у обрывистых

берегов, образование мертвых зон.

Поэтому при подходе к берегу, особенно если берег высокий и обрывистый,

необходимо внимательно следить за правильностью работы приемоиндикаторных

устройств судовых станций РНС. При нарушении радиоизмерений на прибрежных

участках галсов следует определяться визуальными способами по береговым

опорным пунктам.

Необходимо также помнить, что вблизи от излучателя электромагнитное поле

по фазе неравномерно и распространяется с неустановившейся фазовой

скоростью. Поэтому в зоне, расположенной в непосредственной близости от

наземных станций, производить определения места по фазовым

радионавигационным системам нельзя.

8.2 МОРСКОЙ ПРОМЕР

Определение места на галсах морского промера производится

радиотехническими способами с помощью высокоточных радионавигационных

систем:

— по двум разностям расстояний, измеренным с промерного судна между тремя

наземными станциями РНС.

— по двум расстояниям, измеренным с промерного судна до двух наземных

станций РНС.

Выбор способа определений и пределов его применения, а также расстановка

наземных станций РНС, развертываемых для обеспечения промера, производятся

на основе расчета средних квадратических ошибок определения места М,

которые должны давать линейный сдвиг определяемой точки на отчетном

планшете не более 1,5 мм (без учета графической ошибки прокладки).

Прокладку галсов морского промера осуществляют по компасу

с корректировкой курса на основе частых определений места либо

с помощью приборов (типа изофазометра или индикатор а пути), входящих в

комплект судовых станций РНС и обеспечивающих вождение

судна по выбранному пути.

Действительной линией галса во всех случаях считается ломаная линия,

соединяющая точки определения места.

8.3 ОКЕАНСКИЙ ПРОМЕР

Определения места на галсах океанского промера производятся

радиотехническими способами с помощью радионавигационных систем среднего и

дальнего действия, а также посредством астрономических обсерваций.

При этом расстояния 1 между галсами общей системы покрытия, должны быть,

как правило, не менее трех величин ожидаемой средней квадратической ошибки

определения места М.

Радионавигационные определения следует производить через 2—3 ч а

с а, учащая эти определения в случае сильного течения и дрейфа, а также при

резких колебаниях глубин.

Астрономические определения необходимо производить с расчетом иметь при

благоприятных метеорологических условиях в общем случае 4—5 определений в

сутки: два определения по звездам в часы утренних и вечерних сумерек, два

определения днем по равно-временным наблюдениям Солнца и, если позволит

видимость горизонта, одно определение по звездам ночью.

При неустойчивой погоде астрономические наблюдения следует

производить чаще, чтобы обеспечить получение места на случаи, когда из-за

ухудшения погоды наблюдения станут вообще невозможны.

Если из-за неблагоприятных метеорологических условий астрономические

наблюдения в указанные сроки произвести не удается, а радионавигационными

системами район промера не обеспечен, галсы промера прокладываются по более

редким обсервациям, но не менее чем одно определение в сутки.

В этих условиях могут быть допущены также висячие галсы, но, как правило,

не более чем за половину суток плавания.

При каждом определении места в журнале промера должны быть записаны

время, отсчет лага, результаты наблюдений по определению места, а также

произведена оперативная отметка на эхограмме.

Если отсчет лага замечен не точно в момент определения (например, при

измерении серии высот), то по времени и скорости лаг должен быть приведен к

моменту определения.

Время и отсчет лага также фиксируются:

— в начале и конце каждого галса.

— при изменении курса или скорости движения судна по галсу.

— при изменении учитываемых элементов течения и дрейфа.

— при резком изменении глубин, а также на отличительных глубинах.

— ежечасно при плавании по счислению.

В указанные моменты времени должны быть произведены также оперативные

отметки на эхограмме.

Записи в журнале промера должны быть настолько исчерпывающими,

точными и аккуратными, чтобы только по ним, без участия исполнителей, можно

было полностью восстановить прокладку галсов промера.

Полученная невязка галса С при плавании по счислению не должна

превышать удвоенной средней квадратической ошибки галса [pic]т. е. [pic]в

85 % случаев на данном планшете и в остальных случаях быть не более [pic].

Среднюю квадратическую ошибку галса М2 вычисляют по формуле [1]:

(8.1)

где М1 и М2 —средние квадратические ошибки определения места в начальной и

конечной точках галса в милях.

[pic]— средняя квадратическая ошибка счисления в процентах.

S — пройденное расстояние в милях.

В зависимости от условий плавания средние квадратические ошибки счисления

М рассчитывают по данным табл. 8.1.

Таблица 8.1

Средние квадратические ошибки

счисления

|Условия плавания |S=100 миль |

|При отсутствии дрейфа |+-2.0% |+-1.5% |

|и течения | | |

|При наличии дрейфа |+-3.0% |+-2.5% |

|При наличии течения |+-3.5% |+-3.0% |

|со скоростью V>=1 узла | | |

|При наличии дрейфа и |+-4.0% |+-3.5% |

|Течения со скоростью V>=1узла | | |

В табл. 8.2 допустимый интервал между обсервациями (в минутах)

рассчитан для судов, оборудованных гирокомпасами и относительными лагами, и

совершающих плавание с учетом имеющейся информации о течении и дрейфе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.