| |||||
МЕНЮ
| Экспортный и транзитный потенциал Украиныв портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять трубопроводным транспортом близко 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 %, а на транспорте общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50 %. По оценкам международных экспертов ООН и ЕС и прогнозами Совета по изучению продуктивных сил Национальной академии наук Украины, до 2010 года можно ожидать увеличение товарообмена за направлениями европейской вехе "Север - Юг" на 25-30, евразийской - на 30-35 %. В связи с этим возможно соответствующее увеличение транзитных перевозок территорией Украины. Прогнозные оценки их объемов в 2005-2010 годах приведен в табл.4.1. Таблица 4.1.Объемы транзитных перевозок территорией Украины, млн. тонн |Годы |Вид транспорта |Всего | | |железнодорожный|автомобильный |трубопроводный | | |1995 |40 |2,3 |152,1 |194,5 | |1996 |30,7 |3,2 |168,9 |202,8 | |1997 |32,2 |2,8 |163,3 |198,3 | |1998 |33,2 |2,2 |169,8 |205,2 | |1999 |33,3 |2,1 |162,9 |198,3 | |2005 |41,1 |3,5 |178 |222,6 | |(прогноз) | | | | | |2010 |47 |5 |195 |247 | |(прогноз) | | | | | Транспортная система страны в основном способна обеспечить такое возрастание транзитных перевозок. Тем не менее, несоответствие показателей транзитных перевозок в Украине международным требованиям относительно скорости, непрерывности, целости грузов, тарифов и цен на услуги не обеспечивает не только их возрастание, а и стабилизации при существующих объемах. Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов в Украине, состоят в неустроенности системы контроля грузов на границе и взыскание собрания, высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе информационного, обслуживание на пути транзита, отсутствия комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание. Эти проблемы и призванная решить общегосударственная Комплексная программа утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах (далее - Программа), направленная на обеспечение интеграции Украины в европейскую и мировую экономические системы. Принятие такой Программы обуславливается необходимостью проведения единой транзитной политики на общегосударственном и региональном уровнях (18 областей Украины, а также Автономная Республика Крым и город Севастополь есть пограничными), координации деятельности министерств, других органов центральной исполнительной власти, значительными объемами научных исследований и капиталовложений для модернизации инфраструктуры транзита. Положениями Программы учтены международные требования к обеспечению свободного транзита грузов, опыт европейских государств в организации транзитных перевозок. II. Цель и основные направления Программы Целью Программы является оптимальное использование имеющееся и дальнейшее развитие транзитного потенциала Украины путем создания благоприятных условий для участников транзитных перевозок, увеличение валютных поступлений от экспорта транспортных и других услуг. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение транзита грузов территорией Украины, адаптацию национального законодательства к международному транспортному праву, технико-технологическую модернизацию транспортной инфраструктуры международного значения и пунктов пропуска через государственную границу Украины, усовершенствование тарифно-ценовой и налоговой политики в сфере международного транзита, внедрение логистических технологий в организацию транзитных грузовых, информационных и финансовых потоков, а также государственное стимулирование привлечения дополнительных объемов грузов к транзиту через Украину. Основными направлениями Программы являются следующие: . создание правовых основ дальнейшего развития транзитных перевозок грузов; . поэтапный переход на принципы международной транспортной и таможенной политики в сфере транзита грузов; . приведение технического состояния основных транзитных линий, терминалов, пунктов пропуска через государственную границу Украины к уровню, который обеспечивает соблюдение на этих объектах международных технико-эксплуатационных, коммерческих и экологических требований; . внедрение новых технологий организации перевозок и пропуска грузов через государственную границу Украины, развитие смешанных (комбинированных) перевозок, обеспечение четкой координации деятельности всех участников транзита; . проведение взвешенной тарифно-ценовой политики, которая бы оказывала содействие повышению конкурентоспособности транзитных услуг в Украине и привлечении дополнительных транзитных грузовых потоков; . развитие международного сотрудничества в сфере транзитных перевозок; . создание экономических механизмов стимулирования развития транзита. III. Этапы выполнения Программы Программа будет выполняться поэтапно. На первом этапе (2002-2005 года) предполагается выполнить задачи на таких направлениях: . нормативно-правовое обеспечение транзита грузов через Украину, приведение национального законодательства в соответствие с международными транспортными соглашениями и конвенциями; . устранение технических барьеров на пути транзита грузов и прежде всего "узких" мест на маршрутах международных транспортных коридоров и в пунктах пропуска через государственную границу Украины; . усовершенствование тарифно-ценового и налогового регулирования для стимулирования транзита; . завершение работ из создания в полном объеме системы учета, анализа и прогнозирования транзитных перевозок; . улучшение подготовки и повышение квалификационного уровня кадров в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности. На втором этапе (2006-2010 года) предполагается выполнить задачи на таких направлениях: . обеспечение перехода в основном на технические и экологические стандарты, которые отвечают европейским требованиям к подвижному составу и инфраструктуры международного транзита; . внедрение современных информационных транспортных систем, интеграция их в общеевропейские; . пополнение современным подвижным составом транспортно- дорожного комплекса, осуществление реконструкции и развитие систем магистрального трубопроводного транспорта; . широкое внедрение на базе новых информационных технологий принципов транспортной логистики. ІV. Основные задачи утверждения Украины как транзитного государства 1. Государственное регулирование в сфере международного транзита Государственная политика в сфере международного транзита будет осуществляться на принципах обеспечения свободного, безопасного и беспрепятственного пропуска товаров, пассажиров и транспортных средств территорией Украины, гарантии прав участников транзита, создание надлежащих условий потребителям транзитных услуг. Реализацию этих принципов обеспечат: 1) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и функционированием товарораспределительных (логистических) центров: . разработка и внедрение проектов законов Украины о транспортно- экспедиционной деятельности, об источниках финансирования эксплуатации внутренних водных путей, про смешанные (комбинированные) перевозки, об электронных документах и электронном документообороте, про электронную цифровую подпись и Кодекса внутреннего водного транспорта; . разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам осуществления таможенно-брокерской деятельности в пунктах пропуска через государственную границу Украины, регламентирование порядка пересечения государственной границы Украины транзитными грузами; . законодательное закрепление правового статуса операторов мультимодальных перевозок и логистических центров. Разработка и утверждение положений об операторе смешанных перевозок грузов и про логистические центры международных перевозок; . приведение нормативно-правовых актов, которые регулируют вопрос, связанные с транзитом товаров и услуг, в соответствие с принятыми Украиной обязательствами по международным договорам; 2) создание на государственном уровне системы отслеживание и прогнозирование развития международного транзита грузов; 3) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и функционированием товарораспределительных (логистических) центров; 4) разработка и реализация мероприятий по поэтапному присоединению Украины к международным конвенциям и многосторонними соглашениям в области транспорта и вступления к международным транспортным организациям с определением приоритетов, связанных с интеграцией транспортно-дорожного комплекса Украины в транспортные системы ЕС и СНГ и дальнейшим развитием транзитных перевозок, в том числе: . Международной конвенции о согласовании условий проведение контроля грузов на границах (1982 год); . Конвенции про общую транзитную процедуру (Женева, 20 мая 1987 года); . Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, в редакции 2000 года); . Конвенции ООН с международных мультимодальных перевозок грузов (1980 год); . Конвенции о договоре международной перевозки (19 мая 1956 года); . Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (1 марта 1973 года); . Конвенции про международные железнодорожные перевозки; . Соглашению о международных перевозках скоропортящихся продуктов и про специальные транспортные средства, которые предназначенные для таких перевозок (1 сентября 1970 года); . Европейскому соглашению о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующие объекты; . Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, которые выполняют международные автомобильные перевозки (1 июля 1970 года); а также конвенций и соглашений по вопросам безопасности движения и охраны окружающего естественной среды; 5) разработка и реализация мероприятий по предоставлению услуг по охране перевозок транзитных грузов и обеспечение безопасности пассажиров, которые перемещаются через территорию Украины; 6) разработка требований и социальных нормативов в сфере транспортного обслуживания, обеспечение безопасного функционирования транспортно-дорожного комплекса и снижения отрицательного влияния транспорта на окружающую естественную среду; 7) реализация мероприятий государственного содействия развития международного транзита в Украине путем: . усовершенствование экономических механизмов стимулирования транспортных и транспортно-экспедиторских организаций в случае увеличения объемов транзитных перевозок; . расширения бюджетного финансирования развития инфраструктуры транзита в рамках программ создания и функционирование национальной сети международных транспортных коридоров, развития государственной границы Украины и Государственной программы развития транспортно-дорожного комплекса Украины на 2000-2004 года; 8) активизация деятельности посольств Украины за границей, направленной на привлечение к транзиту грузов территорией Украины; 9) демонополизация в сфере предоставления услуг по организации и обеспечению транзитных перевозок; 10) разработка проекта Программы развития туристической инфраструктуры в зонах экономического тяготения за направлениями национальной сети международных транспортных коридоров. 2. Усовершенствование перемещения транзитных грузов через государственную границу Украины Одним из основных заданий является поэтапная реализация международных требований относительно применения к транзитным грузам более простого и ускоренного режима их контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины, ограничение ставок собрания за осуществление контроля стоимостью фактических затрат на его проведение. С этой целью предполагается обеспечить: 1) стандартизацию и упрощение документального оформления процедур пересечения границ в соответствии с международным правом и практикой организации общего контроля таможнями Украины и соседних государств; 2) определение особых, упрощенных требований относительно грузов и транспортных средств, которые направляются транзитом через территорию Украины; 3) бесперебойный пропуск транзитных грузопотоков на основе внедрения единых технологий работы таможен, железных дорог, морских (речных) портов, автотерминалов. Определение предельных сроков пропуска грузов через государственную границу Украины и осуществления контроля за их соблюдением; 4) решение вопроса о заключении межправительственных соглашений относительно внедрения организации общего контроля грузов и согласование режима работы таможен; 5) комплексное обследование и приведение в соответствие с объемами пропуска грузов инфраструктуры, штатов работников, оснащение пунктов пропуска через государственную границу Украины; 6) решение со странами СНГ вопросов упрощения процедур таможенного и других видов контроля относительно транзитных грузов; 7) приведение в порядок организации контроля транзитных транспортных средств и грузов с целью его упрощения и унификации работы контролирующих органов и служб (выдача сертификатов, разрешений, виз в соответствующих государственных органах); 8) внедрение типичной технологической схемы пропуска через государственную границу Украины транзитных транспортных средств, грузов и лиц с обеспечением их пропуска в приоритетном порядке; 9) приведение ставок единого сбора, который взимается в пунктах пропуска на таможенной границе, к размерам, которые ограничиваются себестоимостью их осуществления (требования ГАТТ). 3. Развитие инфраструктуры международного транзита С целью повышения транзитного потенциала Украины предполагается обеспечить: на первом этапе в 2002-2005 годах: 1) выполнение в полном объеме задач Программы создания и функционирование национальной сети международных транспортных коридоров в Украине, в том числе: . электрификация железных дорог Ковель - Изов, Гребенка - Харьков, Донецк - Луганск. Приоритетное решение вопросов электрификации железнодорожных линий для включения железнодорожного транспорта Украины в систему транзитных перевозок через Транссиб; . реализация первого этапа организации скоростного движения пассажирских и рефрижераторных поездов на направлениях Котовице (Польша) - Мостиська - Львов - Жмеринка - Киев - Зерновое - Москва; Жмеринка - Одесса; Харьков - Запорожье - Симферополь; 2) дополнительное финансирование Государственной программы развития транспортно-дорожного комплекса Украины на 2000-2004 года; 3) выполнение комплекса работ относительно сооружения мостового перехода на автодороге Ростов-на-Дону - Одесса через рр. Южный Буг в г. Николаеве (кредит Японского банка международного сотрудничества, стоимость работ - 1 млрд. гривен); 4) выполнение комплекса работ для обеспечения безопасной эксплуатации судоходных шлюзов и водных путей и развития транзитных речных перевозок (государственный бюджет - 9500 тыс. гривен); 5) реализацию программы действий, направленных на поддержание режима государственной границы Украины и пограничного режима, развитие Погранвойск Украины и таможенных органов Украины на период к 2005 года; 6) завершение строительства и введение в эксплуатацию нефтепровода Одесса - Броды и нефтетерминала "Южный"; 7) реализацию второй фазы проекта создание Евро-Азиатского нетранспортного коридора (строительство нефтепровода Броды - Плоцьк); 8) реализацию задач Национальной программы "Нефть и газ Украины до 2010 года", в том числе реконструкцию газотранспортной системы, развитие газотранспортной системы; 9) участие в создании в рамках программы ІNOGATE межгосударственных систем транспортирование нефти и естественного газа, в том числе из стран Каспийского региона и Средней Азии к европейским странам; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|