реферат бесплатно, курсовые работы
 

Экспортный и транзитный потенциал Украины

в портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять трубопроводным

транспортом близко 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако

фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть

имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 %, а

на транспорте общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50 %.

По оценкам международных экспертов ООН и ЕС и прогнозами Совета по

изучению продуктивных сил Национальной академии наук Украины, до

2010 года можно ожидать увеличение товарообмена за направлениями

европейской вехе "Север - Юг" на 25-30, евразийской - на 30-35 %.

В связи с этим возможно соответствующее увеличение транзитных

перевозок территорией Украины. Прогнозные оценки их объемов в 2005-2010

годах приведен в табл.4.1.

Таблица 4.1.Объемы транзитных перевозок территорией Украины, млн. тонн

|Годы |Вид транспорта |Всего |

| |железнодорожный|автомобильный |трубопроводный | |

|1995 |40 |2,3 |152,1 |194,5 |

|1996 |30,7 |3,2 |168,9 |202,8 |

|1997 |32,2 |2,8 |163,3 |198,3 |

|1998 |33,2 |2,2 |169,8 |205,2 |

|1999 |33,3 |2,1 |162,9 |198,3 |

|2005 |41,1 |3,5 |178 |222,6 |

|(прогноз) | | | | |

|2010 |47 |5 |195 |247 |

|(прогноз) | | | | |

Транспортная система страны в основном способна обеспечить такое

возрастание транзитных перевозок. Тем не менее, несоответствие

показателей транзитных перевозок в Украине международным требованиям

относительно скорости, непрерывности, целости грузов, тарифов и цен на

услуги не обеспечивает не только их возрастание, а и стабилизации при

существующих объемах.

Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов в

Украине, состоят в неустроенности системы контроля грузов на границе и

взыскание собрания, высокой стоимости услуг, которые предоставляются

таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами,

многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных

перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной

криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе

информационного, обслуживание на пути транзита, отсутствия

комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их

экспедиционное обслуживание.

Эти проблемы и призванная решить общегосударственная

Комплексная программа утверждения Украины как транзитного государства в

2002-2010 годах (далее - Программа), направленная на обеспечение

интеграции Украины в европейскую и мировую экономические системы.

Принятие такой Программы обуславливается необходимостью проведения

единой транзитной политики на общегосударственном и региональном уровнях

(18 областей Украины, а также Автономная Республика Крым и город

Севастополь есть пограничными), координации деятельности

министерств, других органов центральной исполнительной власти,

значительными объемами научных исследований и капиталовложений для

модернизации инфраструктуры транзита.

Положениями Программы учтены международные требования к

обеспечению свободного транзита грузов, опыт европейских государств в

организации транзитных перевозок.

II. Цель и основные направления Программы

Целью Программы является оптимальное использование имеющееся

и дальнейшее развитие транзитного потенциала Украины путем создания

благоприятных условий для участников транзитных перевозок, увеличение

валютных поступлений от экспорта транспортных и других услуг.

Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных

на нормативно-правовое обеспечение транзита грузов территорией

Украины, адаптацию национального законодательства к международному

транспортному праву, технико-технологическую модернизацию

транспортной инфраструктуры международного значения и пунктов

пропуска через государственную границу Украины,

усовершенствование тарифно-ценовой и налоговой политики в сфере

международного транзита, внедрение логистических технологий в

организацию транзитных грузовых, информационных и финансовых потоков, а

также государственное стимулирование привлечения дополнительных объемов

грузов к транзиту через Украину.

Основными направлениями Программы являются следующие:

. создание правовых основ дальнейшего развития транзитных

перевозок грузов;

. поэтапный переход на принципы международной транспортной и

таможенной политики в сфере транзита грузов;

. приведение технического состояния основных транзитных

линий, терминалов, пунктов пропуска через государственную

границу Украины к уровню, который обеспечивает соблюдение на

этих объектах международных технико-эксплуатационных,

коммерческих и экологических требований;

. внедрение новых технологий организации перевозок и пропуска

грузов через государственную границу Украины, развитие

смешанных (комбинированных) перевозок, обеспечение

четкой координации деятельности всех участников транзита;

. проведение взвешенной тарифно-ценовой политики, которая бы

оказывала содействие повышению конкурентоспособности транзитных

услуг в Украине и привлечении дополнительных транзитных грузовых

потоков;

. развитие международного сотрудничества в сфере транзитных

перевозок;

. создание экономических механизмов стимулирования развития

транзита.

III. Этапы выполнения Программы

Программа будет выполняться поэтапно.

На первом этапе (2002-2005 года) предполагается выполнить задачи на

таких направлениях:

. нормативно-правовое обеспечение транзита грузов через

Украину, приведение национального законодательства в

соответствие с международными транспортными соглашениями и

конвенциями;

. устранение технических барьеров на пути транзита грузов и

прежде всего "узких" мест на маршрутах международных

транспортных коридоров и в пунктах пропуска через государственную

границу Украины;

. усовершенствование тарифно-ценового и налогового регулирования

для стимулирования транзита;

. завершение работ из создания в полном объеме системы

учета, анализа и прогнозирования транзитных перевозок;

. улучшение подготовки и повышение квалификационного уровня

кадров в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической

деятельности.

На втором этапе (2006-2010 года) предполагается выполнить задачи на

таких направлениях:

. обеспечение перехода в основном на технические и экологические

стандарты, которые отвечают европейским требованиям к подвижному

составу и инфраструктуры международного транзита;

. внедрение современных информационных транспортных систем,

интеграция их в общеевропейские;

. пополнение современным подвижным составом транспортно-

дорожного комплекса, осуществление реконструкции и

развитие систем магистрального трубопроводного транспорта;

. широкое внедрение на базе новых информационных технологий

принципов транспортной логистики.

ІV. Основные задачи утверждения Украины как транзитного государства

1. Государственное регулирование в сфере международного транзита

Государственная политика в сфере международного транзита

будет осуществляться на принципах обеспечения свободного, безопасного и

беспрепятственного пропуска товаров, пассажиров и транспортных средств

территорией Украины, гарантии прав участников транзита, создание

надлежащих условий потребителям транзитных услуг. Реализацию этих

принципов обеспечат:

1) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно

регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом

грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и

функционированием товарораспределительных (логистических) центров:

. разработка и внедрение проектов законов Украины о транспортно-

экспедиционной деятельности, об источниках финансирования

эксплуатации внутренних водных путей, про смешанные

(комбинированные) перевозки, об электронных документах

и электронном документообороте, про электронную цифровую

подпись и Кодекса внутреннего водного транспорта;

. разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам

осуществления таможенно-брокерской деятельности в пунктах

пропуска через государственную границу Украины,

регламентирование порядка пересечения государственной границы

Украины транзитными грузами;

. законодательное закрепление правового статуса операторов

мультимодальных перевозок и логистических центров. Разработка

и утверждение положений об операторе смешанных перевозок

грузов и про логистические центры международных перевозок;

. приведение нормативно-правовых актов, которые регулируют

вопрос, связанные с транзитом товаров и услуг, в соответствие с

принятыми Украиной обязательствами по международным договорам;

2) создание на государственном уровне системы отслеживание и

прогнозирование развития международного транзита грузов;

3) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно

регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом

грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и

функционированием товарораспределительных (логистических) центров;

4) разработка и реализация мероприятий по поэтапному

присоединению Украины к международным конвенциям и многосторонними

соглашениям в области транспорта и вступления к международным

транспортным организациям с определением приоритетов, связанных с

интеграцией транспортно-дорожного комплекса Украины в транспортные системы

ЕС и СНГ и дальнейшим развитием транзитных перевозок, в том числе:

. Международной конвенции о согласовании условий проведение

контроля грузов на границах (1982 год);

. Конвенции про общую транзитную процедуру (Женева, 20 мая 1987

года);

. Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных

процедур (Киото, в редакции 2000 года);

. Конвенции ООН с международных мультимодальных перевозок

грузов (1980 год);

. Конвенции о договоре международной перевозки (19 мая 1956

года);

. Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки

пассажиров и багажа (1 марта 1973 года);

. Конвенции про международные железнодорожные перевозки;

. Соглашению о международных перевозках скоропортящихся

продуктов и про специальные транспортные средства, которые

предназначенные для таких перевозок (1 сентября 1970 года);

. Европейскому соглашению о важнейших линиях международных

комбинированных перевозок и соответствующие объекты;

. Европейского соглашения о работе экипажей транспортных

средств, которые выполняют международные автомобильные

перевозки (1 июля 1970 года);

а также конвенций и соглашений по вопросам безопасности движения

и охраны окружающего естественной среды;

5) разработка и реализация мероприятий по предоставлению услуг по

охране перевозок транзитных грузов и обеспечение безопасности

пассажиров, которые перемещаются через территорию Украины;

6) разработка требований и социальных нормативов в сфере

транспортного обслуживания, обеспечение безопасного

функционирования транспортно-дорожного комплекса и снижения

отрицательного влияния транспорта на окружающую естественную среду;

7) реализация мероприятий государственного содействия

развития международного транзита в Украине путем:

. усовершенствование экономических механизмов

стимулирования транспортных и транспортно-экспедиторских

организаций в случае увеличения объемов транзитных перевозок;

. расширения бюджетного финансирования развития инфраструктуры

транзита в рамках программ создания и функционирование

национальной сети международных транспортных коридоров,

развития государственной границы Украины и

Государственной программы развития транспортно-дорожного

комплекса Украины на 2000-2004 года;

8) активизация деятельности посольств Украины за границей,

направленной на привлечение к транзиту грузов территорией Украины;

9) демонополизация в сфере предоставления услуг по организации и

обеспечению транзитных перевозок;

10) разработка проекта Программы развития туристической

инфраструктуры в зонах экономического тяготения за направлениями

национальной сети международных транспортных коридоров.

2. Усовершенствование перемещения транзитных грузов через

государственную границу Украины

Одним из основных заданий является поэтапная реализация международных

требований относительно применения к транзитным грузам более простого и

ускоренного режима их контроля в пунктах пропуска через государственную

границу Украины, ограничение ставок собрания за осуществление контроля

стоимостью фактических затрат на его проведение. С этой целью

предполагается обеспечить:

1) стандартизацию и упрощение документального оформления процедур

пересечения границ в соответствии с международным правом и практикой

организации общего контроля таможнями Украины и соседних государств;

2) определение особых, упрощенных требований относительно грузов и

транспортных средств, которые направляются транзитом через территорию

Украины;

3) бесперебойный пропуск транзитных грузопотоков на основе внедрения

единых технологий работы таможен, железных дорог, морских (речных) портов,

автотерминалов. Определение предельных сроков пропуска грузов через

государственную границу Украины и осуществления контроля за их

соблюдением;

4) решение вопроса о заключении межправительственных соглашений

относительно внедрения организации общего контроля грузов и

согласование режима работы таможен;

5) комплексное обследование и приведение в соответствие с объемами

пропуска грузов инфраструктуры, штатов работников, оснащение пунктов

пропуска через государственную границу Украины;

6) решение со странами СНГ вопросов упрощения процедур таможенного и

других видов контроля относительно транзитных грузов;

7) приведение в порядок организации контроля транзитных транспортных

средств и грузов с целью его упрощения и унификации работы

контролирующих органов и служб (выдача сертификатов, разрешений, виз в

соответствующих государственных органах);

8) внедрение типичной технологической схемы пропуска через

государственную границу Украины транзитных транспортных средств, грузов и

лиц с обеспечением их пропуска в приоритетном порядке;

9) приведение ставок единого сбора, который взимается в пунктах

пропуска на таможенной границе, к размерам, которые ограничиваются

себестоимостью их осуществления (требования ГАТТ).

3. Развитие инфраструктуры международного транзита

С целью повышения транзитного потенциала Украины

предполагается обеспечить:

на первом этапе в 2002-2005 годах:

1) выполнение в полном объеме задач Программы создания и

функционирование национальной сети международных транспортных

коридоров в Украине, в том числе:

. электрификация железных дорог Ковель - Изов, Гребенка - Харьков,

Донецк - Луганск. Приоритетное решение вопросов электрификации

железнодорожных линий для включения железнодорожного транспорта

Украины в систему транзитных перевозок через Транссиб;

. реализация первого этапа организации скоростного движения

пассажирских и рефрижераторных поездов на направлениях

Котовице (Польша) - Мостиська - Львов - Жмеринка - Киев -

Зерновое - Москва; Жмеринка - Одесса; Харьков - Запорожье -

Симферополь;

2) дополнительное финансирование Государственной программы

развития транспортно-дорожного комплекса Украины на 2000-2004 года;

3) выполнение комплекса работ относительно сооружения мостового

перехода на автодороге Ростов-на-Дону - Одесса через рр. Южный Буг в

г. Николаеве (кредит Японского банка международного сотрудничества,

стоимость работ - 1 млрд. гривен);

4) выполнение комплекса работ для обеспечения безопасной

эксплуатации судоходных шлюзов и водных путей и развития транзитных

речных перевозок (государственный бюджет - 9500 тыс. гривен);

5) реализацию программы действий, направленных на поддержание режима

государственной границы Украины и пограничного режима, развитие

Погранвойск Украины и таможенных органов Украины на период к 2005 года;

6) завершение строительства и введение в эксплуатацию

нефтепровода Одесса - Броды и нефтетерминала "Южный";

7) реализацию второй фазы проекта создание Евро-Азиатского

нетранспортного коридора (строительство нефтепровода Броды -

Плоцьк);

8) реализацию задач Национальной программы "Нефть и газ Украины до

2010 года", в том числе реконструкцию газотранспортной системы, развитие

газотранспортной системы;

9) участие в создании в рамках программы ІNOGATE межгосударственных

систем транспортирование нефти и естественного газа, в том числе из

стран Каспийского региона и Средней Азии к европейским странам;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.