реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпоры по ТГИП

обеспечивает гос. власти принудительную способность, является ее гарантом.

Но использование этой силы должно всегда оставаться разумным. Таким

образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-

ва, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность

и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних

посягательств путем использования различных методов, в том числе гос.

принуждения и военной силы. Легитимность властвующего субъекта находит

отражение и юридическое закрепление в конст-ии страны. Гос. органы

приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы

становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и

регламентированных законом выборов, получают властные полномочия

непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают

легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего

представительными органами. Легитимными должны быть и осуществляемые гос.

органами властные полномочия, методы деятельности, особенно метод гос.

принуждения. Нелегитимныая власть признается узурпаторской. Узурпация -

насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой

лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно

и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять. Юридическим

выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность,

способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом,

функционировать в рамках законности. В обществе возможно, например, и

нелегальная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения (мафия). Если

легальная власть опирается на официально признанные нормы, то преступная -

на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения.

Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем

порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим

здоровую ткань человека.

8) Понятие и элементы формы гос-ва. Форма гос-ва - это способ организации

политической власти, охватывающий форму правления, форму гос-го устройства

и Пол. режим. Если категория “сущность гос-ва” отвечает на вопрос: в чем

заключается главное, закономерное, определяющее в гос-ве, то категория

“форма гос-ва” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в

нем гос-венно-властные структуры, как объединено население на данной

территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

политические образования с гос-вом в целом, как осуществляется политическая

власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма гос-ва — это его строение, на которое влияют как социально-

экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-

исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития

общества и т.п. Элементами формы гос-ва выступают: 1) форма правления

(характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой

власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от

особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и

республиканские); 2) форма гос-го устройства (отражает территориальную

структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными

территориальными единицами; по форме гос-го устройства гос-ва делятся на

унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (гос-венный)

режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления

гос-ой власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос-го

властвования различают демократический и антидемократический политические

(гос-венные) режимы). ----------------------------- Вопрос о структурных

элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые

исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к

политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-й

науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы гос-го

устройства составляют форму гос-ва. Эта точка зрения широко распространена

в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке. Согласно

третьей точке зрения, форма гос-ва состоит из 3-х элементов, а именно –

формы правления, формы гос-го устройства и политического режима – наиболее

широко распространена в отечественной науке. Форма гос-ва зависит от

конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее

влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному

типу гос-ва соответствовала как правило, монархическая форма правления, а

буржуазному республиканская. Форма гос-ва во многом зависит от соотношения

полит-х сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние

буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между

буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конст-я – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На

форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции,

территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-

ва обычно являются унитарными.

9) Понятие формы правления Форма современных гос-в различается

разнообразием. Форма правления - это организация верховной гос-ой власти.

Она влияет на структуру высших гос-ых органов и принципы их взаимодействия.

В гос-ом праве принято различать две основные формы правления: монархию и

республику. Для монархии характерно то, что власть главы гос-ва передается

по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, гос-

го органа или избирателей. Для республики характерным является то, что

глава гос-ва - президент - является выборным и сменным, а власть считается

производной от представительного органа или избирателей. В истории

человечества имели место несколько разновидностей монархической формы

правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта -

всевластие монарха и отсутствие конст-ии. Эта форма правления встречалась в

гос-вах феодального типа и в современных развитых гос-вах практически не

встречается. Для конституционной монархии характерно ограничение полномочий

главы гос-ва и наличие конст-ии. Конституционная монархия, в зависимости от

степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и

парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и

парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены,

но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В

настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается.

Наиболее сейчас распространенной формой монархического гос-ва является

парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых

стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды,

Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области зак-ва

практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области

исполнительной власти. Республиканская форма правления - самая

распространенная в современных гос-вах. По сравнению с монархической формой

правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее

распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики.

В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и

является одновременно главой гос-ва и главой правительства. Пост премьер-

министра тут отсутствует, и прав-во формируется внепарламентским путем.

Прав-во не ответственно перед парламентом, и президент избирается

независимо от парламента. Характерная черта президентской республики -

жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность гос-

ых органов по отношению друг к другу. В парламентарной республике

формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно

ответственно перед ним. Глава гос-ва выполняет главным образом

представительские функции, хотя по конст-ии его полномочия могут быть

широкими, однако прав-во занимает основное место в гос-ом механизме и

осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило,

парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. В

мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят

черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или

полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция.

При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и

обладает широкими полномочиями. Он формирует прав-во без участия

парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом

случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства.

Примеры: Россия, Финляндия, Португалия. Нельзя также обделить нашим

влиянием и суперпрезидентские республики, где глава гос-ва имеет широчайшие

полномочия. Примером такой республики является ряд гос-в в Латинской

Амереке.

10) Понятие формы гос-го устройства Под формой гос-го устройства следует

понимать политико-территориальное устройство гос-ва, в том числе политико-

правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и гос-ых

органов в регионах гос-ва. Принято различать две основные формы гос-го

устройства: унитарное гос-венное устройство и федеративное гос-венное

устройство. Унитарное гос-во - это единое гос-во, которое подразделяется на

административно-территориальные единицы, не имеющие политической

самостоятельности. Федеративное гос-во состоит из нескольких гос-ых

образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления

гос-ой власти и в области гос-го управления. К признакам унитарного гос-ва

относятся: 1. единая конст-я и единая правовая система; 2. единая система

высших органов гос-ой власти и управления; 3. единое гражданство; 4. единая

судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; 5.

деление территории на административно-территориальные единицы, не

обладающие политической самостоятельностью; 6.подчинение местных органов

гос-ой власти центральным органам гос-ой власти. Федеративная форма гос-го

устройства имеет меньшее распространение в гос-вах мира. К федеративным гос-

вам относятся, например, такие гос-ва, как США, Канада, Швейцария,

Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика,

Малайзия, Индия и т.д. Для большинства федеративных гос-в мира характерно

то, что федерацию составляют гос-венные образования, как то штаты, земли,

кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены

определенными полномочиями. Большинство федеративных гос-в не обладают

суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конст-ии федерации. Федеративные

гос-ва, в отличие от унитарных гос-в, обладают следующими характерными для

них признаками: 1. В отличие от унитарного гос-ва, территория федеративного

гос-ва не представляет собой единого целого, а состоит из территорий

субъектов. Субъекты федерации в большинстве гос-в не являются гос-вами в

собственном смысле, т.к. не обладают суверенитетом, который предполагает

независимость гос-ой власти как внутри гос-ва, так и во внешних сношениях.

2. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе

принятия собственной конст-ии. Как правило, союзные конст-ии предписывают

субъектам принимать конст-ии, не противоречащие положениям союзной. 3.

Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в

пределах их компетенции, установленной в федеральной конст-ии. Правовые

акты субъектов действуют только на территории субъекта. 4. Субъекты, как

правило, имеют собственную правовую и судебную системы. 5. Субъекты имеют,

как правило, двойное гражданство, т.е. каждый гражданин субъекта является

одновременно и гражданином союза. 6. Федеративному гос-ву, как правило,

присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного

парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается

по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов

федерации. 7.Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные

органы. Среди федеративных гос-в выделяется Российская Федерация, которая

представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый

статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию,

гражданство, а край или область - нет. Конфедерация - это временный

юридический союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения их общих

интересов. При конфедеративном устройстве гос-ва - члены конфедерации -

сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется

следующими чертами: -конфедерация не имеет своих общих законодательных,

исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; -конфедеративное

устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го

бюджета; -сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном

союзе; -гос-ва могут договориться о единой денежной системе, о единых

таможенных правилах, о межгос-ой кредитной политике на время существования

союза. Как правило конфедеративные гос-ва не долговечны, либо они

распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867),

Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно

утверждена конфедерация.

11) Политический режим Пол. режим является одной из трех составных частей

понятия формы гос-ва (форма гос-ва: форма правления, форма политического

устройства, Пол. режим). Пол. режим и гос-венный Пол. режим по своему

содержанию отличаются друг от друга. Так, например, Пол. режим - понятие

более широкое, нежели гос-венный Пол. режим, и включает в себя не только

приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы

деятельности негос-ых полит-х организаций (полит-х партий, союзов, клубов и

т.п.). Гос-венные политические режимы могут быть демократическими и

антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического гос-го

режима. Для демократического политического режима характерны следующие

признаки: 1.Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и

организациям в сфере экономической деятельности, которая при

демократическом политическом режиме составляет основу материального

благосостояния граждан. 2.Признание равноправия граждан. 3.Реальная

гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать

данные права и свободы. 4.Возможность реального участия граждан в

формировании властных гос-ых органов и в осуществлении гос-ой власти при

помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность

контроля за деятельностью гос-ых органов посредством активного участия в

общественно-полит-х организациях. 5.Наличие эффективной и квалифицированной

судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны

кого бы то ни было. 6.Реальное разделение властей на законодательную,

исполнительную и судебную. 7.Учет при осуществлении гос-ой политики

интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также

интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8.Наличие легальной оппозиции существующей гос-ой власти. 9.Плюрализм полит-

х течений и идеологий, не противоречащих конст-ым положениям,

демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10.Нацеленность зак-ва и гос-ой политики на удовлетворение объективных

потребностей личности и общества в целом. 11.Признание и осуществление на

практике конституционности и законности. Демократические режимы в различных

странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей

политической системы, от расстановки полит-х сил в обществе и в гос-ом

механизме и т.д. Для антидемократических режимов характерны следующие

признаки: 1.Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны

властных структур ее свободному развитию. 2.Огос-вление всех общественных

организаций. 3.Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности,

несмотря на их закрепление в конст-ии. 4.Примат гос-ва над правом, что

является следствием произвола со стороны гос-ых органов, а также следствием

нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной

жизни. 5.Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-

бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной

жизни. 6.Отсутствие легальной оппозиции существующей власти. 7.Ликвидация

парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток

власти одного человека или узкой социальной группы. 8.Фактическая

ликвидация полит-х партий и общественных организаций, кроме правящей

политической партии. 9.Концентрация власти в руках главы гос-ва или

правительства. 10.Отказ от принципов конституционности и законности.

11.Широкое применение полит-х репрессий.

12) Функции гос-ва В основных функциях проявляется сущность и социальное

назначение гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1- Содержание каждой ф-ии гос-

ва склад-ся из совокупности однородных аспектов гос. деятельности. 2- В

отличие от ф-ий гос. органов, спец-но предназн-х для определ-ой

деятельности, ф-ии гос-ва охватывают его деятельность в целом. 3) Ф-ии

носят комплексный собирательный хар-р. 4) Ф-ии гос-ва необходимо отличать

от видов гос деятельности, которые могут осуществоятся либо специально

уполномочеными на то органами, либо структурными подразделениями различных

органов гос-ва. Например- расседование уголовн дел. 5) Ф-ии гос. нельзя

отождествлять с формами и методами их реализации, запрещается забывать

любомого человека. Под основными функциями принято понимать главные

направления деятельности гос-ва в процессе достижения стоящих перед ним

целей и задач. Функции гос-ва принято делить на две основные группы -

внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять,

какую роль играет гос-во в политической системе данного общества. Так,

например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических гос-

в является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты

частной собственности. Внешние функции отражают роль гос-ва во

взаимоотношениях с другими гос-вами и международными организациями. Внешние

функции гос-ва тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является

продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими

условиями существования гос-ва. Помимо функций гос-ва в целом, принято

выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности гос-ых органов

было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений

деятельности гос-ва в целом. Функция гос-го органа представляет собой

определенную сферу деятельности данного гос-го органа, в пределах которой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.