реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпоры по ТГИП

Шпоры по ТГИП

Вопросы для сдачи государственного экзамена по теории государству и праву

(возможно и для сдачи и простого экзамена по ТГиП)

Составлено мной и безвозмездно предоставлено в сеть.

Все мы, когда-либо пользуемся интернет, как помощником в сдаче зачетов или

экзаменов.

Так давайте нашими силами сделаем этот источник неиссякаемым, не дадим

нажиться хапугам преподавателям на нищенской стипендии студента!

Если есть, что вы думаете, может пригодиться другим, не поленитесь и

отправьте в сеть!

Сейчас помогли вы завтра помогут и вам!!! (

http://www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/Referat!OpenForm -

добавить реферат.

В файлах приложениях находится весь нижеприведенный текст,

расформированный по разработанной и неоднократно опробованной

мной системе.

Печать осуществляется с двух сторон на бумаге формата А4.

Первая сторона фаил Бланк тгип 1, вторая Бланк тгип 1-1 и т.д.

Важно: Перед печатью обязательно проверьте центровку бумаги в принтере.

(Плохо написан вопрос № 47)

С уважением,

Сергей

PS: Если есть какие пожелания или хотите научиться быстро делать крутые

шпаргалки,

пишите на serj-orel@freemail.ru

Вопросы:

1) Понятие, основные свойства и клас-я юр. науки. Методология ТГиП

2) ТГИП а системе общественных н юридических наук.

3) Пон и признаки гос-ва. Сущность гос-ва.

4) Предмет ТГиП.

5) Теории происхождения гос-ва, их основные хар-ки.

6) Типология гос-ва. Формац-ый и цивил-ый подходы и их соотн-ние

7) Гос-ая и политическая власть. Формы и способы осущ-ия гос. власти

8) Форма гас-ва: понятие и составляющие элементы

9) Понятие формы правления. Монархия и республика.

10) Пон. формы гос. устройства. Унитаризм. Федерация. Конфедерация

11) Пон. полит-го (гос-го) режима. Демокр-ие и антидем. пол режимы.

12) Функции гос-ва: пон, признаки. Взаимосвязь ф-ий гос-ва с его

сущностью, социальным назначением и основными задачами.

13) Классиф-я ф-ый гос-ва: пон, виды. Внут и внешн ф-ии гос их

взаимосвязь

14) Механизм гос-ва: пон, признаки, структура. Гос. аппарат как

совокупность государственных органов.

15) Понятие органа гос-ва, его признаки, свойства, ф-ии и компетенция.

Система гос-х органов и проблема разделения властей.

16) Правовое гос-во: понятие и признаки. Проблема становления

правового гос-ва в России.

17) Гражданское общество: пон и принципы. Структура ГО.

18) Гражданское общество и правовое государство.

19) Понятие политической системы общества. Основные элементы ПС.

20) Основные направления развития ПС российского общества.

21) Виды политических систем, их основные характеристики.

22) Пон, сущность и сод-ие права. Право как система правил поведения.

23) Происхождение права, основные теории, их характеристика.

24) Понятие и виды функций права, способы их осуществления.

25) Понятие правовой системы. Основные правовые системы, их хар-ка

26) Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

27) Норма права: пон, содержание, признаки, классификация.

28) Структура правовой нормы. Гипотеза, диспозиция и санкция:

понятие и характеристика

29) Правовые нормы в системе социальных норм. Понятие. социальных

норм, их основные виды.

30) Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

31) Виды НПА. Действие НПА во времени, в простр-ве и по кругу лиц.

32) Способы изложения правовых норм в статьях НПА.

33) Применение права- особая форма реальзации норм права. Стадии

применения права.

34) Правотворчество:понятие,виды,стадии. Принципы и мех-м прав-ва.

35) Система прав: пон и элементы. Систематизация законодательства.

36) Отрасль права. Критерии разделения системы права на отрасли.

Предмет и метод правового регулирования.

37) Публичное и частное право. Матер-ые и процесс-ые отрасли права.

38) Правовой институт. Отраслевые и комплексные институты права.

39) Правовое сознание и культура. Правовая идеология и психология.

40).Правовые отношения: пон, признаки, структура и содержание.

41) Юридические факты: пон, особенности, классификация

42) Реализация права: понятие, формы. Применение права.

43) Пробелы в праве: пон, причины возникновения. Способы

восполнения пробелов в праве.

44) Толкование норм права: пон и виды. Офиц-ое и неофиц-ое толкован

45) Правомерное поведение: понятие, структура, виды.

46) Правонарушение: пон, признаки и виды. Состав правонарушения.

47) Социальные корни (причины) правонарушений.

48) Юр. ответственность: пон, основн признаки, цели, ф-ии, основан.

Презумпция невиновности.

49) Понятие и основные идеи законности.

50) Понятие правопорядка, его соотнош-е с общественн порядк и зак-ю

51) Правовое воздействие и правовое регулирование: понятие и

соотношение.

52) Общая характеристика элементов механизма правового регулирования.

1) Содержание и структура науки в учебной дисциплине “ТГП”. Понятие и

принципы. ТГП как и любая наука, отражающая сферу человеческой

деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать

объективные знания о действительности, в первую очередь о гос-ве и праве,

этих специфичиских социальных явлениях, занимающих важное место в жизни

общества. Наука о гос-ве и праве – это сумма и система знаний об общих

политико-юридических закономерностях возникновения, развития и

функционирования гос-венно-правовых явлений. Методология ТГиП. Сущ.

неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают ,что методол-я – не

только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти. Методы: 1.

дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский

– получ. знаний из самого О-та, его изуч-я. Вся совок-ть методов м.б.

разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же что диалектич. логика): 1)З-ны:

a)единства и борьбы противопол-тей (мир – всегда в движ-и, но в круговом –

по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во c)отрицание отрицания (новое

всегда отрицает старое и наоборот). 2)Содерж-я и формы (по Гегелю: всякая

форма содержательна, всякое содержание – формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в

кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр. з-номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот

эти эл-ты примен. при изуч. гос. и правовой с-мы. II.Общенауч. методы, из

кот. самый применяемый - 1)Теория с-м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра

(всякая с-ма сост. из эл-тов, наход-ся в стр-ре), где эл-т – наименьшая

дробная часть целого, сохр-щая качеств. признаки целого (прав. норма, гос.

институт) b)динамич. устойч-ть и надежн-ть; они наход-ся в обратной завис-

ти. Дин. уст-ть – спос-ть с-мы приспосабл-ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-

ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е –

поддерж. с-мы в задан. сост. Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде

2)Сравнительного правоведения, кот. нужно для сравн-я положит. правового

опыта других стран и выявл-е их сильных и слабых сторон и выработка

рекомендаций по их улучш-ю, а вторая задача: постепен. сближ. правовых с-м

разных стран (после подписания договора об общем рынке в 54 году)

III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть автоматич. поиска нормативных

актов, а в последствии автомоделир-е юр. норм. Классификация юр-й науки:

неестественная, противоестественная, сверхествественная. Основные методы

ТГиП Совокупный способ приемов познания определенных явлений, в данном

случае юридических. Тгп использует иные методы, используемые юр-й наукой –

общенаучные (философский подход). Вданном методе раньше применялся только

диалектический материализм. А сейчас еще и идеализм и прагматизм и все

прочее. Специальные методы – методы, которые обычно применяются другими

науками. Частные методы: 1. формально-юридический. Дает возможность познать

ТГП в общем, универсальном смысле, в общем виде. Стремимся объяснить что

есть гос-во в общем смысле, т.е. критерии, которые выделяют признаки гос-

венности во всех странах планеты. 2. конкретно-юридический подход – дает

возможность идентифицировать гос-во по ряду признаков, т.е. речь идет об

определенном гос-ве в конкретный промежуток времени. 3. юридико-

социологический. Привлекаются методы юр-й социологии и применяются методы,

используемые социологами – анкетирование интервьюирование. Позволяет

познать гос-во и механизмы его действия. 4. компаративистский подход. Это

совокупость методов, позволяющих через сопоставление выявить сущность гос-

ва. интерпретационный подход - это совокупность методов толкования

юридических явлений в гос-ве и праве. Способы и есть методы толкования.

2) ТГиП в с-ме обществ. наук. ТГиП – одна из базовых научных дисциплин

юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого

ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются

на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их

взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами. Вопросы гос-ва

также вкл. в себя политология, но гораздо шире. ТГиП в системе юридических

наук. Эта система включает основные разновидности и группы юридических

наук. 1. ТГиП как общетеоретическая отрасль юр-й науки. 2. Историко-

правовые науки, к которым относятся история гос-ва и права России,

зарубежных стран, история полит-х и правовых учений. 3. Специальные

отраслевые юридические науки: гос-венное (конституционное) право,

административное право, трудовое право, гражданское право, экологическое

право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др. 4.

Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с

тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные

органы, организация самоуправления, право социального обеспечения,

криминология и др. 5. Технико-прикладные юридические науки, широко

пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики,

химии, медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский

учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная

психиатрия, судебная психология. 6. Международное право, подразделяемое на

международное публичное право и международное частное право. Все

перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением

теории гос-ва и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь

отдельные стороны проявления и развития гос-ва и права, более или менее

ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части.

Например, история ГИП изучает политическое устройство и право, гос-венные

институты и законодательные памятники различных стран в историческом

развитии, в определенные хронологические периоды. Специальные отраслевые

науки изучают отдельные составные части системы российского права, его

различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность

юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных

общественных отношений. Например, предмет науки административного права

составляют нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в

процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельности органов

гос-го управления. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие

имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и

основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного

права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость

деяний, представляющих общественную опасность для данной социальной

системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения. Международное

(публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую

деятельность гос-в, отношения между ними и другими участниками (субъектами)

международного общения. Поскольку все виды правовых наук, за исключением

теории гос-ва и права, изучают отдельные части, стороны, структурные

элементы единой системы гос-ва и права, в литературе предлагается называть

их частными или структурными юридическими науками. Их задача — вычленение

из всей системы гос-венно-правовой действительности отдельных сторон или

сфер со свойственными им специфическими закономерностями развития и

изучение их в относительной самостоятельности по отношению к гос-ву и праву

в целом. Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук в

отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение

гос-ва и права как единых и целостных систем, познания их общих

закономерностей возникновения, развития и функционирования. Именно

необходимостью реализации этой задачи определяется существование и

назначение такой отдельной самостоятельной юр-й науки, как ТГиП. Все

отраслевые юридические науки — гос-венное (конституционное) право,

административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. —

руководствуются разработанными теорией гос-ва и права положениями о

сущности, типе, формах и функциях гос-ва и права, общими понятиями гос-ва,

органа гос-ва, гос-го механизма (аппарата), права, нормы права,

нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения

права, правоотношения, субъективного права и юр-й обязанности и т.д. В то

же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих

разносторонних данных специальных отраслевых наук о гос-ве и праве. Их

фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших

источников существования и развития теории гос-ва и права. Тесно

соотносится ТГиП с международным правом и другими науками о гос-ве и праве

3) Сущность гос-ва – то главное в этом явлении, что определяет его

содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, ее

принадлежность. Возникновение гос-ва всегда связано с изменением характера

публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую,

в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего

привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые

возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности

гос-ва. Однако характер гос-ой власти отнюдь не всегда одинаков. Так, и в

рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное

неравенство и классовая (сословная) принадлежность гос-ой власти. Более

сложна оценка характера власти в буржуазном гос-ве. Формально все люди

равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически

в декларациях и конст-ях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы

вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные

цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем

самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически

господствующему классу – буржуазии. В восточных гос-вах власть находилась в

руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При

этом она также выражала интересы социальных групп, стоящих у власти. Во

многих случаях эти социальные группы отличаются от других слоев общества и

особым местом в системе распределения общественного продукта, и особым

отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными

собственниками. Гос-венный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную

самостоятельность”, становится во многих случаях практически от общества

независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между

антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело

место во Франции при бонапартистском режиме в 50 – 60-х гг. XIX столетия.

Тем не менее установление классового (сословном) характера гос-ой власти не

исчерпывает проблемы сущности гос-ва, и использование только классового

подхода существенно ограничивает возможности научного познания гос-ва и

политической власти. Во-первых, власть в гос-ве может находиться в руках

небольшой социальной группы, которая действует прежде всего в своих

собственных интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, нередко складывается такая обстановка, при которой возникает

власть блока различных классов и неклассовых социальных групп. В-третьих,

при определенных условиях может возникнуть гос-во, в котором власть не на

словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные

интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные

противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев. Поэтому стоящий

у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то

мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Поэтому

любое гос-во должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные

функции, действовать в интересах всего общества. И любое гос-во не только

является машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и

представляет все общество, является средством его объединения, способом ем

интеграции. Общесоциальная роль гос-ва также является его сущностной

чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом,

вторую сторону его единой сущности. В гос-ве всегда сочетаются

узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы

всего общества. Соотношение указанных сторон сущности гос-ва в различных

исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит

к ослаблению другой. Итак, для полного и объективного познания гос-ва,

понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует

использовать и другие теории гос-ва – элитарной, технократической,

плюралистической демократии и др. ризнаки гос-ва При рассмотрении понятия и

сущности гос-ва возникает вопрос: как отличить его от других

организационных частей политической системы общества, например, от полит-х

партий? Принято выделять для этого основные признаки гос-ва. К ним

относятся: 1.Наличие территории и территориальное разделение граждан

2.Наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества.

3.Наличие права. 4.Суверенитет. 5.Налоги. Наличие определенной территории и

территориальное разделение граждан отличает гос-во от других форм

общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при

родоплеменной организации общества, уступает место административно-

территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности

к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-

территориальной единице, т.е. по месту жительства. Прежде всего это

позволило более эффективно осуществлять гос-ую власть и управлять обществом

и гос-вом. Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в

первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и

не носила политического характера. Отличительной чертой гос-ой публичной

власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему

в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная

власть осуществляется специальными отрядами людей, которые управляют гос-

вом и при необходимости используют принуждение. Право - необходимый атрибут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.