реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенных

Активизация работы по подбору и расстановке членов самодеятельных организаций с целью недопущения проникновения в них приспособленцев, а также систематические занятия по обучению членов этих организаций тактике пресечения групповых противоправных действий повысят эффективность деятельности самодеятельных организаций в работе по профилактике групповых преступлений в колониях по исполнению наказания.

Также изучение материалов социологического опроса осужденных по вопросам культурно-досуговой деятельности показало, что многие из них являются людьми с низким уровнем образования, культуры и правосознания.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что осужденные нуждаются в культурной интеграции, так как культурно-досуговая деятельность помогает переносить переживания, страх и способствует направлению мыслей в положительное русло.

В качестве программы реабилитации посредством социально -культурной интеграции можно предложить программу «Криминон», несколько видоизменив ее для привлечения всех возрастов осужденных.

Программа нравственно-эстетического развития применяет духовно-нравственное воспитание, осуществляет социально-реабилитационные программы для осужденных в тюрьмах, в исправительных колониях и т.д См Приложение А - Схема «Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы»..

Данная программа способствует значительному снижению агрессивности и вспыльчивости в поведении осужденных, осознание ими морали и нравственности. Также помощью данной программы осуществляется профилактика и предупреждение преступности благодаря духовно-нравственному воспитанию. Осужденные получают возможность справляться с опасными ситуациями за счет нравственного культурного общения. С применением подобной программы в пенитенциарных учреждениях устанавливается более безопасная и спокойная обстановка.

Также данная программа предполагает снижение рецидивизма на 70-80 и более процентов и укрепление общественной безопасности.

Рассмотрим программу немного подробнее.

Так как главным принципом прогрессивной воспитательной работы является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности, то необходимо стараться сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой, что в основном и является основными задачами, необходимыми в первую очередь для решения в процесса исправления людей - осужденных в пенитенциарных учреждениях.

В условиях данного учреждения решить поставленные задачи можно посредством усиления социально-гуманитарной направленности воспитательного процесса, включая осужденных в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества, так как диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для «проживания» этого опыта.

Произведения искусства способны воздействовать на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.

Находясь в условиях изоляции, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды, осужденные подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.

Реализация нравственно-эстетического направления воспитательной работы в исправительных учреждениях создаст условия для развития, активизации созидательных способностей, социальной адаптации осужденных.

Таким образом, целью программы является формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами различных видов искусства.

Программа:

- Создает условия для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, для обогащения человека определенными художественными знаниями и созидательными умениями и навыками.

- Расширяет общий и художественно-эстетический кругозор осужденных, повышает художественно-эстетическую культуру, развивает самодеятельность и инициативу, формирует эстетическое отношение к действительности.

- Актуализирует внутренний потенциал, развивает потенциал психического здоровья, повышает уровень творческого рабочего самочувствия воздействием комплекса искусств и организованной творческой практикой.

- Осуществляет психолого-педагогическую поддержку осужденных, расширяет их социальный опыт и подготавливает к жизненной самореализации.

При отборе содержания программы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов:

- Принцип гуманности и демократии.

Сотрудники социального отдела должны быть искренне заинтересованы в судьбе каждого осужденного, должны верить в процесс формирования его личности.

Осужденный должен принимать активное участие в жизнедеятельности коллектива, то есть должно проходить воспитание в коллективе и через коллектив: обсуждение выбора совместной деятельности; воспитатель может убедить и заинтересовать осужденных, показав им привлекательность выполняемого дела. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

- Принцип самостоятельности осужденного в принятии решений относительно своего развития.

Правовые, психолого-педагогические и иные меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, представлять возможность выбора форм поддержки той или иной деятельности, заинтересовавшей его.

- Принцип эстетизации. Ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности его конструирования и трансляции.

- Принцип рефлексивной креативности. Подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение осужденного в воспитательном процессе как активного субъекта воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем эффективности.

- Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации. Предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях пенитенциарных учреждений через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

- Культурологический принцип. Позволяет рассмотреть художественно-эстетические явления в контексте общих культурных особенностей эпохи, развития разных видов искусства.

- Принцип синкретизма воплощается во взаимосвязи разных видов музыкальной, литературной, изобразительной, театральной и другой художественно-эстетической деятельности на занятиях.

Соблюдение данных принципов способствует нахождению воспитанниками личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов и ценностных ориентаций.

Участники программы:

- осужденные, группы осужденных, лишенных свободы;

- учителя, воспитатели, начальники отрядов, организаторы воспитательной работы;

- педагоги и специалисты в разных областях искусства.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности несовершеннолетних осужденных, предпочтительную направленность их деятельности.

2. Стартово-мотивационный этап.

Предполагает пробное включение осужденных в художественно-эстетическую деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с осужденными.

3. Содержательно-деятельностный этап.

Обеспечивает возможности для самореализации.. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области нравственно-эстетической культуры и художественно-творческой деятельности.

4. Рефлексивный этап.

Ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Осужденный становится «сотворцом» данной программы, может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, видеть достоинства и недостатки. В этой связи рекомендуется использовать:

- наблюдение за осужденными;

- индивидуальные беседы;

- анализ результатов творческий деятельности;

- сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей;

- проведение открытых мероприятий, концертов, конкурсов для осужденных, сотрудников и др.

Данная программа предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Проблема приобщения к нравственно-эстетическим ценностям может разрешиться в интегративных курсах, программах, занятиях, которые позволяют осужденным глубже воспринимать нравственные ценности, образную сущность искусств, постигать разнообразие их направлений.

Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки - это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления нравственно-эстетического направления в исправлении осужденных. Необходим гибкий подход - можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к некоторым из них.

Темы и содержание занятий могут варьироваться, распределяться на несколько занятий в зависимости от степени подготовленности осужденных к восприятию художественно-эстетических ценностей, уровня эстетического развития, с учетом особенностей и традиций в коллективе. При этом работа должна проводиться систематически. Следует также подчеркнуть, что система художественно-эстетического воспитания значима и эффективна только в том случае, когда она осуществляется не изолировано, а органически включена в комплекс коррекционно-воспитательной работы исправительного учреждения.

В программе определены организационные формы работы с осужденными, осуществлен подбор специального художественного материала, разработан комплекс мероприятий, адресно направленных на нравственно-эстетическое развитие слушателей. Осужденный, вовлеченный в художественно-эстетическую деятельность, достигает определенной гармонии с миром и самим собой, осознает себя как личность, начинает понимать ценность культуры, искусства как основы более полной реализации своих возможностей и интересов.

Ожидаемый результат программы:

- личностное развитие воспитанников;

- повышение нравственно-эстетической культуры осужденных (формируется система нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей);

- включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности (постепенно у осужденного формируется представление о наиболее подходящем, соответствующем именно его способностям, склонностям, особенностям характера и темперамента увлечении);

- улучшение взаимоотношений с окружающими;

- коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.

Участие в программе поможет осужденным приобщиться к интересному делу, разовьет его эстетический вкус, заполнит свободное время творческим трудом. Познание различных видов искусства выступает отправным пунктом, стартовой площадкой вхождения человека в сферу нравственно-эстетического отношения к миру.

Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности воспитанников к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах ценностно-ориентационной, художественно-эстетической, познавательной и коммуникативной деятельности.

Также положительного результата в воспитательной работе по исправлению осужденных, по нашему мнению, может быть достигнут путем:

- воздействия на лидера (самый эффективный способ - самоосуждение лидера). Несмотря на особенности различных групп лидер - центральная фигура. Как правило - он инициатор преступления, разрабатывает план его совершения, подбирает участников, распределяет роли и т.д.

- выявления претендентов на лидерство. В преступных группах постоянно ведется скрытая или явная борьба за лидерство. Правильное использование этого фактора способствует разобщению группы;

- количественного и качественного изменения состава группы. В некоторых случаях на этапе, когда группа только формируется, и ее члены в подавляющем большинстве пока еще не являются злостными нарушителями режима, а нездоровые мнения и настроения распространяются в ней одним-двумя участниками, возможно принятие решения о переориентации ее на социально полезные цели. Это достижимо при условии введения в группу ядра осужденных, твердо вставших на путь исправления, изоляции лиц, активно противящихся полезной переориентации, проведение необходимой разъяснительной работы с членами группы;

- использования возникающих в группе конфликтных ситуаций. Члены преступных групп симпатии друг другу не испытывают. Бывают проявления враждебности, неприязни, подозрительности;

- выявления нравственно-психологической атмосферы в группе. Преступники объединяются в группу на основе совместной преступной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Поэтому необходимо обращать внимание и на личные контакты и отношения осужденных. Целью объединения осужденных в преступную группу является стремление лучше «устроиться» в колонии, чувствовать защищенность, возможность вести паразитический образ жизни, получение материальной выгоды за счет поборов с других осужденных. Поэтому вполне возможно, что не все бывают удовлетворены своей долей, имеются «недовольные», которых можно использовать в целях разобщения группы;

- выявления лиц тяготящихся участием в преступной деятельности. Такие лица, как правило, играют второстепенные роли и не могут найти в себе сил порвать с группой.

Мы считаем, что воздействие непосредственно на лидера конкретной служившейся группы способствует положительному влиянию на всех осужденных, т.к. они сознательно движутся по направлению выдаваемого лидером, или же изолирование всех от лидера, если он отказывается взаимодействовать с социальными работниками, дабы его мнения не повлияло бы на остальных осужденных, причастных к его группе.

Основным индивидуальным воздействием на лиц является:

- формирование у осужденных позитивных, то есть соответствующих интересам нашего общества взглядов, убеждений;

- воздействие на их эмоциональную сферу, то есть воспитание чувств;

- обеспечение воздействия на их волевую сферу.

Результат применения индивидуального подхода в исправлении осужденных покажет, что для его осуществления требуется: всестороннее и глубокое изучение осужденного, исходя из особенностей его личности, определение задач его исправления, применение к каждому осужденному наиболее эффективных методов, средств и приемов воспитания, постоянный анализ результатов работы по его исправлению и на основе этого внесение коррективов в процесс воспитания.

При выборе методов, форм и средств воздействия на конкретное лицо в целях его исправления важную роль играет учет социально-психологической характеристики осужденного. Ведь, не зная индивидуальных особенностей личности каждого человека, способного совершить преступление, процесс его становления, причины и условия формирования антисоциальных потребностей и ориентаций, а также, не изучив его характер, наклонности, интересы, невозможно подобрать наиболее целесообразные и эффективные меры и средства воздействия. Поэтому учет указанных качеств личности, знание уровня ее развития, образования, интеллекта и т.д. является условием выбора наиболее эффективных методов индивидуального воздействия, а также воспитания и реабилитации человека.

Заключение

Пенитенциарная социальная работа, несомненно, является необходимой для современного Российского общества, которое в настоящее время находится в довольно сложной криминогенной обстановке.

Анализ литературных источников показал, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях фактически не рассматривается в отечественной науке. Необходимо создание именно теории пенитенциарной социальной работы, которая была бы ориентирована на практическую деятельность работников. Так как существующая работа современной пенитенциарной системы РФ по исправлению и реабилитации осужденных считается малоэффективной.

При разработке теоретических оснований деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ необходимо учитывать специфику современной ситуации в России, когда вследствие экономического кризиса, люди живут за чертой бедности и им бывает весьма затруднительно осуществлять помощь осужденным в соответствии с международными стандартами.

При решении задач поставленных в данной работе, было:

- проведен анализ литературы;

- изучены «осужденные» в качестве объекта социальной политики;

- изучена личность осужденного;

- рассмотрены различных аспекты реабилитации;

- выявлены особенности адаптации осужденных к местам лишения свободы;

- определена специфика и содержание досуга в пенитенциарном учреждении;

- выявлены основания для социально-культурной интеграции осужденных;

- определена культурно-досуговой деятельности в качестве процесса социализации личности;

- изучены существующие методы интеграции;

- проведена экспериментальная работа по выявлению основных направлений адаптации осужденных к новым условиям;

- описаны методы проведенного исследования;

- проведен анализ полученных результатов исследования;

- подведены итоги работы.

В выделенных направлениях выявлена необходимость разработки дополнительных программ реабилитации осужденных.

Социальная деятельность должна:

- способствовать приведению в соответствие с международными стандартами необходимых требований,

-объективно оценивать ситуацию по обеспечению лиц лишенных свободы.

- способствовать разрешению психологических проблем осужденных,

- на основе различных психологических методов выстраивать индивидуальную программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных членов в общество после их освобождения.

В настоящее время не все задачи социальной работы решены вследствие многих причин. К таким причинам прежде всего относятся недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников.

Сейчас совершенствование процесса воспитания и реабилитации осужденного происходит в направлении повышения его качества и оптимизации.

Главная роль в этом процессе отводится воспитанию в качестве целенаправленного планомерного процесса, включающего разносторонние воспитательные воздействия на осужденных, являющуюся и объектом и субъектом воспитания.

К социально-культурным условиями воспитания нравственных качеств у осужденных относятся:

- учет индивидуально-личностных особенностей осужденных при использовании методов социально-воспитательного воздействия;

- учет специфики проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях;

- осуществление целенаправленной подготовки персонала по вопросам воспитания и реабилитации осужденных;

- предложение социально-культурной программы воспитания осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.