реферат бесплатно, курсовые работы
 

Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века

Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века

66

Введение

Враждебность утопической мысли к женщине и женственности сочеталась с резкими нападками философов на женское освободительное движение, которое к концу XIX века с уверенностью заявило о своем существовании. Федоров назвал это движение "анормальным и тератологическим явлением", в основе которого "лежит глубокое презрение к женщине" [15,413]. По мнению философа, стремление жен-щины к эмансипации связано с искусственностью городской жизни, в которой жен-щина ищет равноправия в юридическо-экономических сферах. Однако приобретение подобных прав, согласно Федорову, не составляет идеала даже для мужчин, а в случае с женщинами оно просто опасно. "Если бы и женщина сделалась участницею жизни юридико-экономической. - писал философ. - тогда можно было бы сказать, что конец близок" [15.413]. Непонятно, предрекал ли здесь Федоров конец лишь своего проекта или всего мироздания. Скорее всего, он имел в виду и то и другое.

Согласно Федорову, женщины имеют слишком много власти и без эмансипации. Они подчинили себе современную западную цивилизацию, легкая промышленность которой работает на них. создавая дорогие одежду, косметику и украшения. А западная культура развлекает и ублажает их. Об этом философ писал в статье о Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Федоров предложил сделать символом этой выставки женщину, заметив, что нечто подобное уже было осуществлено раньше на менее крупной выставке в России, когда у входа в выставочный зал была воздвигнута фигура женщины с зеркальцем в руках. Философ обвинил женщину не только в эксплуатации достижений цивилизации для своих эгоистических целей, но также и в том, что она "заставила" и мужчину быть ей подобным. Он писал: "Жен-щина, пользуясь всеми произведениями фабрик и заводов для соблазна мужчин, за-ставляет и сих последних пользоваться произведениями тех же фабрик и заводов, чтобы в свою очередь путем соперничества друг с другом действовать на нее..»[15, 411]

Женщина, на наш взгляд, может стать символом всего XIX - XXвв., так как этот период характеризуется новой фазой гендерных исследований. В этом и заключается актуальность нашего исследования. Ведь в методологии исторической науки не так часто появляются совершенно новые категории, заставляющие по-иному оценивать уже известные явления и процессы. Одним из таких новшеств в западной исторической, социологической, философской и культурологической литературе за последние два десятилетия стали гендерные исследования. Однако эта задача еще далека от разрешения, а сам термин применяется к любым исследованиям, посвященным женщи-нам, что представляется совершенно неверным.

«Гендер» - в английском языке в своем первоначальном значении является грамматической категорией рода, имеющей сугубо при-кладное применение. Учитывая отсутствие в этом языке категории рода для неодушевленных предметов, его относят к одушевленным существам в случае необходимости уточнения пола. Отсюда легко можно вывести использование термина в качестве замены приземленно-медицинского слова «Sех»: последнее обозначает чисто физио-логические отличия между полами, а «гендер» (так в русском и немецком произношении) -- социальные и иные, из них вытекаю-щие.

Термин «гендер» впервые появился в американской историогра-фии, когда в 1986 г. Дж.В. Скотт выпустила статью «Гендер: значимая категория исторического анализа»[12,58]. Термин не был безусловно признан всеми исследователями.. В настоящее время, когда феминизм перестает быть массовым и популярным явлением даже в Северной Америке, лишенное нега-тивного оттенка понятие «гендер» удачно заменяет его в историко-философской и культурологической литературе.

Изначальная нечеткость термина привела к неясности понятия, им обозначаемого. Дж.В. Скотт определяет данную категорию как составной элемент социальных отношений, основанный на осознан-ных различиях между полами. При этом автор подчеркивает, что, хотя осознание половых различий и связанных с ними областей социальной сферы характерно для всех веков существования челове-чества, проблемы гендерного порядка недопустимо некритически переносить на отдаленные исторические эпохи. В сущности, недолгое развитие гендерных исследований привело к общепризнанному вы-воду, что применение термина следует ограничивать XIX--XX сто-летиями и, конечно, будущим периодом истории. А в этом случае приведенное определение нуждается в уточнении.

В современной гендерной литературе оно не разработано, хотя сам термин сделался расхожим понятием. Что можно сказать о такой попытке его осмысления: «гендер» включает в себя представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях?[6,127] Такое «определение», мягко говоря, расплывчато.

Вообще изучение социально-культурных различий, прямо выте-кающих из полового диморфизма, -- интересная и недостаточно исследованная область исторического знания. Конечно, имеется мно-жество работ, специально выделяющих роль женщин в отдельных эпизодах истории или их постоянное место в социальной жизни традиционных обществ. Вспоминая серьезные научные труды и бо-лее легкую литературу, мы можем назвать работы, посвященные роли женщин-хранительниц национальных традиций в европеизиро-ванном дворянском обществе XIX--XX веков. Немало книг посвяще-но женщинам-революционеркам разных стран и столетий. Женщины-правительницы, женщины-фаворитки, влияющие на политику, женщины-ученые -- все они издавна дают благодатный материал для историков и популяризаторов науки.

Объектом нашего исследования является неординарные женщины, повлиявшие хоть сколько - нибудь на людей своим талантом, умом, красотой, смелостью, отвагой.

Цель нашего исследования - рассмотреть положение женщины Запада, в цивилизационном процессе. XIXв.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

- изучить историческую литературу по данному вопросу;

- охарактеризовать термин «гендер» как категорию научного анализа;

- показать женские образы в культурно - цивилизационном процессе.

О феминистском движении рассказывается в сборнике «Феминизм: Восток, Запад, Россия». В книге впервые в отечественной литературе сделана попытка теоретического осмысления феминизма. Особенность сборника - культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановки феминистской проблематики в контексте различных культур и социальных систем.

Две других книги, на которые опирается работа - переводы. Одна из них - перевод с французского книги Симоны де Бовуар «Второй пол». Два ее тома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами. Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной дискриминации.

Основным источником в работе явился перевод с английского, книга «Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе». В антологию включены произведения разных жанров - эссе, мемуары, письма и отрывки из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов - Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права - со времен Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике - брак как инструмент подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой, экономическая зависимость женщины.

Также использовались периодические издания:: журналы «Вопросы истории», «Новая и Новейшая история», где также раскрывались образы женщин через призму культурно - цивилизационного процесса. В частности использовались статьи из рубрики «Лики женщины» в журнале «Наука и религия», посвященные неординарным женщинам;. о гендерных исследованиях идет речь в журнале «Вестник МГУ . История..» .

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Глава 1 Теоретические основы гендерологии

1.1. Понятие о гендерологии и феминологии

Прежде всего, возникает вопрос о соотношении объектов исследования таких научных направлений, как “феминология” и “гендерология”.

Феминология - наука о положении и социальных ролях женщины. Она рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Отсюда следует. что главным объектом феминологии являются женщины.[15,30] Но этот объект понимается по-разному различными исследователями. Известный социолог Г.Г.Силласте подчеркивает, что феминология не может ограничиться рассмотрением женщин как социально-демографической группы. При таком подходе на первый план выступают проблемы соотношения полов в определенных поколениях, динамика рождаемости и смертности, продолжительности жизни в зависимости от пола. В лучшем случае сюда присоединяется характеристика женщины как рабочей силы, участницы общественного производства.[15,32]

Силласте придерживается другого подхода. Она определяет женщин как “реально существующую и эмпирически фиксируемую, относительно целостную и устойчивую социальную общность. Конечно, эта общность вплетена в стратификационную сеть общественных отношений, других социальных групп и общностей и их взаимоотношений. Но Силласте считает, что женщин можно определить как относительно автономное социальное образование - социум.[15,56]

При таком подходе, как считают исследователи, большое значение приобретает анализ социо-психологических и социо-культурных факторов личностного становления женщины, более глубокое исследование женской психологии и женского общественного сознания в их динамике. Конечно, при этом экономические и политические аспекты положения женщины в обществе и ее роли в семье не должны игнорироваться.

Целью гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение звучания обеих струн - мужской и женской - в гармонии социального развития.

Для достижения этой цели необходимо более глубокое понимание не только женщины. Лариса Васильева обвинила в своей работе “Заговорившая с миром” женщин-писательниц и поэтесс в том, что, получив трибуну, они стали самовыражаться, раскрывая особенности женской психологии, но не пытаясь понять мужчину. К сожалению, этот недостаток присущ рождающейся еще только на белый свет гендерологии. Поэтому в дальнейшем, говоря о гендерологии и гендерных исследованиях вынуждены раскрывать в основном их женский аспект.

О.А.Воронина считает новой фазой в развитии женских исследований 80х годов ХХ века переход от анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Она пишет: “Наблюдается постепенное смещение акцентов: от анализа женского фактора и констатации мужского доминирования к анализу того, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах и как это влияет на женщин и мужчин”.[2,42]

««Женские исследования” как вызов традиционной науке возникли, когда стало очевидным, что, в сущности, социальные и гуманитарные науки под видом изучения человека вообще, т.е. homo sapiens, изучают исключительно мужчин. Женские исследования как раз и были ориентированы на изучение женского культурного зазеркалья, причем здесь использовались самые разные методы: исповедь, групповые дискуссии, глубинные интервью, вторичный анализ материалов этнографических исследований.»[11,76].

Глава 2. Женщина и ее роль в истории

2.1.Женщина - воин

История войн с пристальным внимание изучается отечественными и зарубежными историками: объектом их изучения становятся детали сражений, обмундирование, маневры войск в той или иной кампании, вооружение и т. п. Однако по неизвестной причине вне поля зрения исследователей остаются женщины. Хотя всем известно, что война всегда была так или иначе связана с женщинами, оставаясь, разумеется, «любимым мужским занятием».

Так, историк Кнышев В. И. пишет, что во французской армии, как в любой другой, женщины составляли ее неотъемлемую часть. Их можно довольно легко классифицировать на четыре устойчивые группы: проститутки, маркитантки, женщины-солдаты и любов-ницы, последовавшие за своими возлюбленными на войну. Самой многочис-ленной, разумеется, являлась первая[6,62]. Ниже речь пойдет о второй и третьей категориях.

В истории Франции имеется довольно много примеров, когда женщина оказывалась в боевых порядках армии не только как проститутка либо лю-бовница, но и как солдат, т. е. с оружием в руках. Достаточно вспомнить Жанну д'Арк -- один из самых ярких примеров в истории Франции

Женщины брались за оружие и вставали в ряды «защитников сво-боды». Не случайно на одной гравюре периода революционных войн, где изображена женщина с пикой, стоят следующие слова: «Мы также научимся сражаться и умирать, как и мужчины, и докажем, что умеем обращаться не только с веретеном и иголкой. О Беллона! Спутница Марса (Беллона, богиня войны -- сестра или кормилица бога войны Марса.) Неужели твой пример не вдохновит женщин, чтобы идти в бой вместе с мужчинами? Боги-ня силы и храбрости! Ты не будешь краснеть за француженок»[6,74].

Вербуясь в рекруты, они забывали о своей принадлежности к слабому полу, с удовольствием «превращаясь» в мужчин. Солдатский мундир не был простой игрой в переодевание: француженки-солдаты верили, что только в нем они смогут стать мужчинами. И старались от них не отставать, забывая истинно женские пристрастия и особый склад, заложенный в них природой. Они до такой степени сливались с мужчинами-солдатами, что в общей сол-датской массе их было трудно отличить.

Одной из самых известных женщин-солдат наполеоновской эпохи во Франции, достойных сравнения с Надеждой Дуровой по известности в на-шей стране, бесспорно, является Мария-Тереза Фигёр по прозвищу «мадам Сан-Жен» (мадам Бесцеремонность). В 1893г. французский драматург Э. Моро написал пьесу под названием «Мадам Сан-Жен»[6,70], где в качестве главного героя фигурировала Фигёр. Поскольку тогда еще Марию-Терезу знали немногие, другой драматург, В. Сарду, предложил Моро заменить его героиню маршальшей Лефевр, мадам Данцигской, супругой одного из изве-стных маршалов Наполеона.

Другая известная во Франции женщина-солдат, о которой упоминает Кнышев В, -- бельгийка из Гента Мария-Жанна Шеллинк -- сделала настоящую военную карьеру. Она с дет-ства познала нужду и нищету. Отец у Марии-Жанны умер рано, мать практи-чески не заботилась о дочери, а дядя, который обращался с ней как с родной дочерью и работал трактирщиком, лишился работы. В итоге мать отправила дочь в проститутки; вскоре Марию-Жанну арестовали и посадили в тюрьму. После того, как ее выпустили на свободу, она вышла замуж. Когда республи-ке потребовались защитники, супруг Марии-Жанны ушел в армию. Как и другие женщины-солдаты, она выдала себя за мужчину и пошла вслед за мужем в армию. В апреле 1802 г. она поступила на службу во 2-й бельгийс-кий батальон волонтеров и уволилась из армии в июне 1808 г. в звании млад-шего лейтенанта, с крестом шевалье ордена Почетного легиона и хорошей пенсией. Крест вручал ей лично император, не преминув отметить заслуги Марии-Жанны, обратившись к своим офицерам: «Господа! Склоните головы перед этой храброй женщиной!» Всего Мария-Жанна Шеллинк прослужила почти 30 лет, из которых приняла участие в 12 кампаниях. О ее храбрости говорилось в приказе по армии после боя при Арколе. В битве при Жемаппе она получила шесть сабельных ударов, при Аустерлице -- огне-стрельное ранение в левое бедро и последнее ранение -- при Йене. За не-сколько дней до празднования своей 83-й годовщины, в сентябре 1840 г., смелая женщина скончалась.

Виржиния Гескьер, как и другие женщины-солдаты, записалась в ар-мию как мужчина, скрыв свою принадлежность к слабому полу. Благодаря системе конскрипции, при которой был развит институт замещающих (т. е. когда за собственный счет вместо себя можно было отправить в армию посто-роннего человека), в 1806 г. Гескьер одела синий солдатский мундир 27-го линейного полка вместо родного брата, который по состоянию здоровья не мог перенести трудности и тяготы армейской службы. (Больше Виржиния никогда не увидит брата -- он скончался до ее возвращения домой). Вместе со своим полком 2 мая 1808 г., около Лиссабона, Виржиния приняла участие в одной стычке, где доказала свою храбрость: спасла жизнь своему полков-нику и захватила в плен двух английских офицеров, ранив одного из них штыком в плечо (она доставила пленников в лагерь, привязав их к хвосту своей лошади). После столь самоотверженного поступка Гескьер получила сержантские нашивки и обладая приятной внешностью получила прозвище «Милый сержант». На этом ее подвиги не закончились: Виржиния участво-вала в Австрийской кампании 1809 г. и в знаменитом сражении при Ваграме (5--6 июля). И ни один человек не распознал в ней женщину, хотя в 1808 г. она лечилась в госпитале от штыкового ранения в левый бок. Тайна Гескьер оказалась раскрытой только в начале 1812г., когда она снова попала в госпи-таль. После того, как Виржинию «признали женщиной», ее военная карьера закончилась: в том же году ее наградили орденом Почетного легиона и уволили со службы. Во Франции она приобрела большую популярность. В ее честь даже сочинили песенку из 13 куплетов. Гескьер прожила долгую жизнь: она увидела падение Первой империи, Сто дней, две Реставрации, две революции (1830 и 1848 гг.) и скончалась в 1855 г., когда Францией правил Наполеон III.

В наполеоновской армии служили и другие женщины, получившие по тем или иным причинам меньшую известность. Среди них можно назвать Дюку-Лаборд. Она служила в 6-м гусарском полку, отличилась при Прёйсиш-Эйлау, получила ранение при Фридланде, потом крест ордена Почетного ле-гиона. В отличие от Терезы Фигёр, она сражалась за Францию в «битве битв» наполеоновской эпопеи -- Ватерлоо (18 июня 1815 г.), где потеряла ногу, попа-ла в плен и вернулась во Францию только после Июльской революции 1830 г., т.е. после падения последнего представителя Бурбонов в лице Карла X.

В конце 1813 г., в Испании, в рядах французской армии воевала еще одна женщина-солдат, по прозвищу Ла Коллежьяна (Юная). Она была... ис-панкой из старинного дворянского рода Старой Кастилии. Испанка оказа-лась столь рьяной сторонницей Франции и нового короля Жозефа Бонапар-та, что добровольно согласилась сражаться против соотечественников. Она вообразила себя второй Жанной д'Арк и собрала небольшой отряд из мест-ных крестьян, вооружив и экипировав их за свой счет. Однако Ла Коллежьяне не повезло -- в это время дела французов на полуострове складывались неважно, и вскоре они были вынуждены уйти обратно во Францию. С ними ушла и испанка. Зимой 1813--1814 гг. ее видели в форме гусара в Байоне, где, по отзывам очевидцев, она неплохо выглядела и была полна отваги. Впослед-ствии ей доверили командование ротой французского гусарского полка; со-служивцы отзывались о ней положительно. После отречения Наполеона Ла Коллежьяне отказали в пребывании на территории Франции и прислали «на вспомоществование» 500 франков, что оскорбило испанку больше, чем сам отказ «прописать» ее во Франции. Больше о судьбе отважной испанки ниче-го не известно.

В декабре 1812 г. -- начале января 1813 г., когда дела Франции и импе-ратора находились не в лучшем состоянии, в Бордо произошел забавный казус[9,73]. В городе получило распространение некое воззвание, составленное якобы от местной администрации о призыве на службу в добровольном поряд-ке, ввиду тяжелого положения на фронте, 200 тыс. незамужних женщин в возрасте от 18 до 30 лет под названием армии Беллоны. В «документе» объяс-нялись причины призыва на военную службу женщин, устанавливались «нор-мы» призыва (каждому департаменту надлежало сформировать 1 «полк» пехо-ты и 1 «полк» кавалерии) и приводилось описание военной формы, которую надлежало носить женщинам-добровольцам: «Пехотинцы будут одеты в ко-роткие юбки с кирасой, в шляпу-амазонку (т.е. шляпу от амазонки -- женс-кого платья для верховой езды.) с плюмажем и вооружены пиками; на ногах будут носить обычные ботинки. Для кавалерии униформа будет той же, только кавалеристы будут носить каску античного образца и обуты в сол-датские ботинки; пики кавалеристов будут длиннее, чем в пехоте». «Пехотин-цам» предполагалось выдать знамя -- полотнище с изображением Венеры в «ее туалете», попирающей пылающие сердца; «кавалеристам» -- «штандарты» с изображением Психеи на кровати из роз. Для питания «войск» предназнача-лось создать магазины (склады) с «...апельсинами и лимонами, кондитерски-ми изделиями, в т.ч. пирожками, пышками, печеньем и макаронами...»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.