реферат бесплатно, курсовые работы
 

Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти

Таким образом, к началу XX ве-ка общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:

* имущие и среднеимущие по-лучают ее как поддержку в виде кре-дитов и страхования;

* малоимущие трудоспособ-ные используют помощь для возвра-та в нормальное гражданское состоя-ние;

* недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя приз-рение условий их существования.

Необходимо понять, что инсти-тут призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии сущест-вования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реали-зовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры доста-точно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Нако-нец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравствен-ности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советс-кого аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройден-ный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл ог-ромную роль в истории ее, и не столь-ко в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении раз-вития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования круп-ной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.

Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы.

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про-исходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Институт учреждений и организаций социальной работы явля-ется многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в систе-ме социальной защиты населения является установление устойчи-вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе-мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз-ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [11, 126].

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структу-ры общества, т. е. институты государственной власти обществен-ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще-ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно-сти и др.

В общем виде организационную структуру институтов социаль-ной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноцен-ной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их инте-ресами и потребностями.

В структуре реализации механизмов системы социальной по-мощи населению выделяются два глобальных уровня: законода-тельный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие орга-ны власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и систе-ма местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правительство Российской Федерации. Эти за-конодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной за-щите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Кон-ституцией РФ и федеральными законами.

Важнейшим условием создания эффективной системы соци-альной защиты является деятельность органов социальной защи-ты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосу-дарственных общественных организаций. Вниманию читателя предлагаются структурные подразделения 2-го и 3-го уровней со-циальной работы.

Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.

Объектами управления в системе социальной защиты населе-ния являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаи-моотношений, которая складывается между людьми, нуждающи-мися в помощи.

Субъектами управления в системе социальной защиты населе-ния являются организации, непосредственно занимающиеся про-блемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объек-том воздействия со стороны органов социальной работы, сам яв-ляется субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функ-циональные задачи системы социальной защиты.

Функции органов социальной работы -- это объективно необ-ходимая, относительно самостоятельная часть управленческой де-ятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-вре-менной формой выражения. Для органов социальной работы ха-рактерными функциями являются:

¦ осуществление защищенности, страховки и гарантии соци-альной обеспеченности, покровительства;

¦ реализация государственной политики по созданию необхо-димых предпосылок для улучшения материального положе-ния и условий жуизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.

2.1. Государственные органы социальной защиты населения.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци-альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи-тания детей и иных случаях, установленных законом. [1]

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон-ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ-ходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации -- прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня-тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу-живании граждан пожилого возраста и инвалидов»[5], 10.12.95 г. -- «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[6], 24.11.95 г. -- «О социальной защите инвалидов в Рос-сийской Федерации»[7].

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно-быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети -- круглые сироты;

дети с девиантным поведением;

семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети -- круг-лые сироты, алкоголики и наркоманы;

малообеспеченные семьи;

многодетные семьи;

одинокие матери;

молодые, студенческие, семьи;

граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

лица с ограниченными возможностями;

бомжи.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ-ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали-дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви-тие системы социальных служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра-хования.

Фонд социального страхования Российской Федерации -- специа-лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель-стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально-го страхования -- обеспечение гарантированных государством по-собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по-лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле-нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ-ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос-сийской Федерации [2]. Пенсионный фонд России является самосто-ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве-дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде-ляется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости -- государственный внебюджетный фонд Рос-сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме-роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен-ной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

обязательных страховых взносов работодателей;

обязательных страховых взносов с заработка работающих;

ассигнований из федерального бюджета Российской Феде-рации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; вы-плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери-альной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза-тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра-хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения -- это один из источни-ков финансовых средств для осуществления деятельности по со-циальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под-держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со-циальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основ-ные направления расходования средств этого фонда. На террито-рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе-ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин-валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ-ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходу-ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме-роприятий по следующим направлениям:

предоставление натуральной помощи в виде предметов пер-вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

организация бесплатного питания;

предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез-но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

создание собственных предприятий;

содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен-ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд -- социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ-ляющая деятельность по формированию активов путем привлече-ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи-зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып-лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя-занности производить обязательные отчисления в государствен-ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен-сионным фондом и страхователем.

2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Основным федеральным органом исполнительной власти, про-водящим государственную политику и управление в области тру-да, занятости и социальной защиты населения, является Мини-стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре-зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини-стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде-рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями [3].

Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру-гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объе-динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер-ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще-ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс-ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци-альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за-нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе-ления; социальное обслуживание населения; государственная служ-ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на-селения; международное партнерство [14, 58].

Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле-нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе-датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга-ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми-теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находят-ся в двойном подчинении -- подчиняются администрации облас-ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за-дачи Департамента, его структуру.

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи-ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе-мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя-тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде-рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Основные задачи Департамента

Организация совместно с территориальными органами ис-полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.

Создание государственной системы социального обслужива-ния населения, содействие ее развитию.

Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.

Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж-дан и ветеранов.

Участие в обеспечении функционирования и совершенство-вания системы социальной защиты граждан, уволенных с воен-ной службы, и членов их семей.

Участие в формировании и проведение финансово-экономи-ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа-цию программ и мероприятий по социальной защите населения.

Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.

Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.

Осуществление контроля за правильным применением дей-ствующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.

Привлечение на договорной основе юридических и физичес-ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп-росам социальной защиты.

Информирование населения по вопросам социальной защи-ты и трудовых отношений.

Функции Департамента

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.