реферат бесплатно, курсовые работы
 

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

В связи с этим занятия по обучению психической саморегуляции были построены так, чтобы участники могли, в первую очередь, научиться управляться с повседневными событиями- ставить цели, планировать день и т.д.

Конечно же, неотъемлемым моментом в процессе работы являлось обучение ребят способам преодоления негативных эмоций, способах преодоления стрессовых ситуаций.

Для обсуждения и отработки на занятиях участникам также предлагался небольшой спектр техник психической саморегуляции (техника релаксации).

Конечно, необходимо отметить, что занятия по данному направлению явились самыми приятными для участников. Так Дима И. отметил, что после проведения сеансов релаксации у него улучшился ночной сон, он стал более спокойным и расслабленным.

Анализ повторного заполнения анкеты «Способность к саморегуляции» свидетельствует о повышении оценок по шкалам, отражающим общий процесс способности к саморегуляции.

На заключительном занятии подводились итоги всей работы по программе. Участники заполняли заключительную анкету участника и мы получили следующую информацию.

Ребята эмоционально сблизились, стали дружнее. Вот что они отвечали на вопросы анкеты:

«Удивился игровым тестам. Сначала думал, что на занятиях будет больше занудства, но потом, со временем, увидел, что здесь интересно» (Юра)

«Мне кажется, что все вокруг стали добрее. Группа мне помогла стать самим собой и это так здорово!» (Дима И.)

«Мне занятиях понравилось все. Сначала думала, что участие в дискуссиях - нудное и неинтересное занятие, но когда мы обсуждали тему употребления наркотиков, я поняла, что именно дискутирование помогает решать сложные задачи и находить истину». (Маша)

«В ходе занятий у меня изменилось все. У меня наладились отношения с родителями. Мне кажется, что я стал лучше их понимать. А еще я стал спокойнее и увереннее». (Александр)

Таким образом, подводя итоги всей работы мы отметили, что данная программа несомненно эффективна и в дальнейшем работа может быть продолжена.

В ходе работы нами также были составлены некоторые замечания и рекомендации по дальнейшей реализации данной программы.

3.3.Описание программы социально- психологического тренинга

Программа тренинга личностного роста для подростков

Пояснительная записка

Россия переживает сейчас сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально- экономические и политические преобразования, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, потеря идеалов и ценностей. Все это является причиной неуверенности людей в завтрашнем дне. Это привело к тому, что родители и наставники не готовы оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями и навыками современных социально- адаптивных стратегий поведения. Молодые люди оказываются психологически беспомощными, незащищенными, уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих им выбирать эффективные способы снятия стресса и напряжения, дающих возможность самостоятельно справиться с воздействием стрессовых ситуаций и сформировать здоровый жизненный стиль. Происходит увеличение форм дезадаптивного и девиантного поведения у детей и подростков.

Решением данной проблемы является разработка и проведение профилактических программ, направленных на усвоение адаптивных форм поведения детьми и подростками.

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.

Обобщая особенности личности подростков, следует отметить, что они инвариативны и противоречивы, например, афилиативная потребность не исключает тяготения и даже любви к одиночеству, доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытостью в общении с родителями, расширение сферы с развитием самосознания, тенденция к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетаются в тоже время с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. Эти противоречия в подростковом периоде усугубляются диалектическими противоречиями, таящимися в самой личности, что связано с акцентуированными проявлениями характера, определяющими те или иные характеристики девиантного поведения.

Опираясь на теорию Лазаруса и учитывая особенности нашего общества Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский экспериментально установили, что развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем помогает подросткам избегать девиантных форм поведения.

Основываясь на методические разработки Л.И. Божовича, В.Т. Лисовского, А.А. Реана, А.С. Свядоща, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского была разработана программа «Моя вселенная», основная идея которой состоит в том, что человек, имеющий развитые личностные ресурсы (представление о себе- Я- концепцию, самоуважение, самоодобрения; ответственность за собственную жизнь, умение понимать себя и окружающих и сопереживать им, коммуникативную компетентность, навыки восприятия и оказания помощи и т.п.) оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, и как правило, менее уязвим для различных девиаций.

Программа рассчитана на подростков 12-14 лет.

Цель программы: Развитие и совершенствование у подростков личностных ресурсов .

Задачи

1. Формирование позитивной Я- концепции и самоэффективности;

2. Развитие умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;

3. Развитие у подростков навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими;

4. Развитие навыков эмпатии;

5. Формирование навыков принятия решений и ответственности.

Методическое обеспечение: С.Г. Дехаль, С.н. Мустафина («Пути развития системы детского отдыха», 2003), Н.А. Сирота («Программа формирования здорового жизненного стиля», 2000), Л.Ф. Анн («Психологический тренинг с подростками», 2005), Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога (2005), Социальная педагогика / журнал для социальных работников и педагогов (2004-2006 гг).

Материально - техническое обеспечение: для проведения занятий необходимо просторное помещение, с наличием сидячих место по количеству участников, аудио аппаратура; ватман, писчая бумага, карандаши, фломастеры, мелки для рисования, гуашь, кисточки для рисования, маркеры, мяч.

Ожидаемые результаты

6. Сформированность позитивной Я- концепции; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

7. Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;

8. Сформированность умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;

9. Сформированность навыков эмпатии

10. Сформированность навыков саморегуляции;

Критерии эффективности:

Критерии

Показатели

Диагностические методы

Сформированость позитивной Я- концепции, личностных ресурсов и положительных личностных качеств

-Повышение самооценки

-Повышение уверенности в себе;

- самоконтроль

- ответственность

- самостоятельность

- активность

- инициативность

- принятие решений

Шкала самооценки Дембо- Рубинштейна

Анкета «Социальные навыки» Ю.В. Валентник

Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими

- уважение чужого мнения

- тактичность

- умение слушать

- умение понять чужую точку зрения

- эмпатия

- умение эффективно разрешать конфликты;

Методика «КОС»

Тест Томаса

Саморегуляция

поведения

- самодисциплина

- самообладание

- отказ от неразумных желаний

- преодоление стрессовых ситуаций

- умение контролировать ситуацию

Анкета «Способности к саморегуляции» Г.А. Потемкина

Сформированность навыков эмпатии и умения оказывать психологическую поддержку

- умение распознавать эмоции другого человека;

- умение распознавать эмоциональные состояния;

- умение ободрить и побудить другого к активному поиску выхода из стрессовых ситуаций.

Тест эмпатийного потенциала И.М. Юсупова.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы занятий.

Цели, задачи

Продолж.

занятия

кол-во час

1.«Мир во мне. Как я вижу себя?».

Создание условий для лучшего знакомства;

Определение особенностей личности каждого участника; создание климата психологической безопасности

2

2.» Мир вокруг меня. Как я вижу других?» Умение слушать, понимать , адекватно воспринимать другого. Невербальные средства общения.

Формирование умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей;

Формирование чувствительности к невербальным и вербальным средствам общения

4

3. « Я глазами мира. Как другие видят меня?» Обратная связь. Вербальные средства общения.

Формирование умения слушать и давать обратную связь;

4

4. « Встреча двух миров.» Бесконфликтное общение.

Развитие способностей «вставать на позицию других;

Формирование эффективных способов разрешения конфликтов;

Тренировка навыков самоконтроля.

4

5. « Взаимодействие двух миров» Проектирование общения. Эмпатия

Знакомство участников программы с поведенческими стратегиями поиска и оказания поддержки;

Развитие навыков эмпатии

2

6. «Взаимодействие двух миров». Оказание поддержки.

Обучение использованию навыков разрешения проблем; поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых ситуациях;

2

7.» Кто есть кто?» Отработка индивидуальных техник общения. Создание психологических портретов.

Опора на позитив.

Отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других;

Развитие умения опираться на свои положительные качества

4

8 « Заглянем в будущее» Прогнозирование будущего.

Закрепление у участников умений контролировать свое поведение;

Отработка навыков самоконтроля, самоодобрения;

Подведение итогов

2

Краткое описание игр и упражнение см. в приложении.

3.4. Выводы и рекомендации

Практические рекомендации по проведению программы

1. Частота проведения встреч. Оптимальной оказалась частота встреч 2 раза в неделю. За это время ребята успевали обдумать предыдущую встречу и в то же время она не стиралась у них из памяти.

2. Форма проведения встреч. Программа включает в себя занятия, основанные как на групповой дискуссии, так и на применении техник и упражнений с их последующим разбором и обсуждением.

3. Поддержание интереса участников в ходе встреч. Эта проблема вставала достаточно остро. Особенностью данной программы являлось наличие достаточно жесткой программы с темами и формами занятий. Это не было свободным обсуждением проблем, которые ставили участники, хотя сама программа и не исключала постановку и решение определенной их части. И для поддержания интереса мы предлагаем включать игры разминочного и активизирующего характера.

5. При узком возрастном диапазоне работать легче, поскольку информация может выдаваться строго на определенный возраст, предполагающий наличие или сформированность определенных умений и навыков.

6. Встречи должны проводится в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения.

7. Помещение для проведения занятий должно быть просторным, не иметь лишней мебели.

8. Желательно наличие видеокамеры, чтобы можно было снимать происходящее в группе и устраивать дальнейший видеоразбор.

9. Для выполнения ряда техник необходимы бумага, ватманы и цветные карандаши.

10. Желательно, чтобы в группе было равное количество лиц обоего пола.

11. В процессе проведения занятий в клубе стало очевидным необходимость введения дополнительных досуговых мероприятий, таких как экскурсии, чаепития, походы, спортивные мероприятия.

Заключение

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи.

На сегодняшний день в России отмечается рост числа неблагополучных семей. Такие семьи - острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию - воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие ребенка.

Неблагоприятное влияние неблагополучия родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный неблагополучие формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально- поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

По мнению ряда исследователей ( М.А. Галагузовой, М.В.Быкова Е.О.Смирнова, А.Г. Шмелёва и др.) основной задачей социально- психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у детей и подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

На наш взгляд эффективным методом развития личности подростка является социально- психологический тренинг.

Тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально- педагогическими знаниями; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей, навыков и умений.

Анализируя проведенное исследование и реализацию программы тренинга личностного роста для подростков отмечается эффективность данного вида работы. При анализе результатов работы участниками тренинга было отмечено, что у многих значительно повысились оценки своих умений и навыков, подростки проявляли более уверенное и спокойное поведение, эффективно использовали приобретенные навыки саморегуляции и эффективного общения с другими людьми.

Таким образом, можно отметить эффективность социально - психологического тренинга и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994.

2. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. - 1998. - № 3 - 4. - С. 52 - 68.

3. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.,1998. - 360с.

4. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005.

6. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

7. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997

8. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С 234 с.

10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: «Ось-89», 1999.

11. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39

12. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2

13. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.

14. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2000.

15. Ермакова Л.А. Группы развития личности. -М., 1994.- 118 с.

16. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. - 1995. - № 7. - С. 93 - 99.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.