реферат бесплатно, курсовые работы
 

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Исследование самооценки

1. Замысел эксперимента заимствован у американского психоло-га Т.В. Дембо. Она применила простой, но остроумный прием для выявления представлений человека о своем счастье. В настоящее время данный экспериментальный прием исполь-зуется значительно шире -- для выявления самооценки и. созна-ния болезни у взрослых и детей.

2. Эксперимент проводится в виде свободной беседы. Экспери-ментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикаль-ную черту и говорит больному: «Допустим, на этой линии распо-ложились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья. Поставьте этим карандашом отметку -- черту в том месте, где, как вам думается, вы находитесь». (Больному дают цветной ка-рандаш для отметки.) Инструкцию можно разъяснять и повто-рять, но обсуждать решение больного пока не следует.

Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму, -- вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу -- самые глупые, а в середине -- средние. Где бы вы определили свое место?» (Пред-лагают больному цветным карандашом отметить свое место.) На третьей линии таким же образом располагают людей по ха-рактеру: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу -- самые плохие по характеру люди». (Снова предлагают больному отме-тить свое место.) Последняя, четвертая, линия представляет со-бой распределение всех людей «по счастью» -- вверху самые счастливые, внизу несчастные. (Больному предлагают отметить цветным карандашом свое место на этой четвертой линии.)

3. После этого начинается наиболее интересный этап экспе-риментально спровоцированной беседы. В зависимости от того, где поставил черточку больной, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит.

Затем экспериментатор таким же образом беседует с боль-ным относительно трех первых показателей. Так, если больной отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними -- спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым. Несколько осторожнее по форме ведется обсуждение самооцен-ки больного по уму -- спрашивают, какими качествами своего ума больной недоволен, каких людей считает самыми умными, каких -- самыми глупыми. Опрос об отметке по характеру ве-дется так, чтобы выяснить, какие черты характера больной счи-тает самыми плохими, а какие хорошими и в чем он видит недостатки собственного характера.

Форма протокола

Здоровье Ум Характер Счастье

4. Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок. Выявилось, что у психически здоровых взрослых и подростков независимо от их самооценки и объективной жиз-ненной ситуации обнаруживается чисто позиционная тенденция к точке «чуть выше середины». Интересные содержательные дан-ные, характеризующие отношение здоровых к своим качествам и своей судьбе, выявлял лишь последующий опрос.

3.2.Анализ результатов исследования

Работа по данной программе проводилась в период с ___ по___ Занятия, продолжительностью 2 часа, проводились два раза в неделю на базе __________. Всего проведено 12 занятий (с каждой группой) (24 ч.).

В работе по программе участвовало 2 группы учащихся по 15 человек в каждой в возрасте 13-14 лет.

Учителями данные подростки характеризовались как неблагополучные. Так 10 ребят проявляли агрессивность в поведении, считались «забияками» среди сверстников. Поведение 8 подростков расценивалось как социально дезадаптированное, ребята часто хулиганили, устраивали драки, срывали уроки, проявляли жестокость по отношению ко взрослым, грубили и др.

Учитывая тенденции современного ведения тренинговой работы, группы комплектовались не только неблагополучными подростками. Для участия в тренинге приглашались ребята, чье поведение расценивалось как нормальное как взрослыми, так и сверстниками. Это способствовало тому, что неблагополучные подростки имели возможность в процессе тренинга наблюдать за приемлемым поведением других участников и соотвественно перенимать опыт.

Цель всей работы заключалась в создании условий для развития у подростков положительных личностных качеств, развитии и совершенствовании личностных ресурсов.

Отслеживание эффективности работы по программе проводилось по разработанным критериям эффективности, включающих такие как:

1. Сформированность позитивной Я- концепции; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

2. Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;

3. Сформированность умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;

4. Сформированность навыков эмпатии;

5. Сформированность навыков саморегуляции;

В соответствии с критериями, был подобран блок диагностических методов и методик, позволяющих отследить результативность работы по программе.

Среди методов мы использовали такие как: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Среди диагностических методик:

- Методика «Коммуникативные и организационные способности» (КОС); (блок 1)

- Тест Томаса;

- Шкала самооценки Дембо- Рубинштейн;

- Анкета «Социальные навыки»

- Анкета «Способности к саморегуляции»

Данные методики являются простыми в использовании и обработке и позволяют достаточно полно оценить уровень сформированности различных знаний, умений и навыков у участников.

Предварительный сбор информации о семьях позволил составить общую характеристику контингента испытуемых.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются следующим образом. Из 30 изучаемых семей: 8 материально обеспеченные, но характеризуются классными руководителями как конфликтные, 3 - многодетные, 3- неполные, 4- злоупотребляющие алкоголем, с низким уровнем общей культуры. В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее и средне специальное образование, и только 4 - высшее. В одной семье оба родителя - военнослужащие.

Каждый участник заполнял «Анкету участника» (см. приложение), которая отражала его интересы и ожидания от участия в программе.

Ответы на вопросы «Анкеты участника» показали заинтересованность ребят в работе по программе. Свои ожидания они связывали с возможностью решения различных проблем, в частности проблем во взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Многие участники отметили, что хотели бы научиться владеть собой в различных ситуациях.

На первом занятии ребятам был предложен подробный план и темы занятий, а также правила работы группы.

Первый блок программы был посвящен обучению участников навыкам эффективного общения.

При проведении диагностической работы нами были сумированы результаты обеих групп.

По результатам первичной диагностики можно выделить следующее:

У большинства участников отмечался средний уровень сформированности коммуникативных навыков и низкий уровень сформированности организационных способностей.

Более подробно мы рассмотрели данные диагностики по методике «КОС» в таблице № 1

Таблица 1 Уровень сформированности коммуникативных и организационных способностей участников программы (чел./%)

Способности

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

коммуникативные

2 (6,7%)

9 (30 %)

11 ( 36,7%)

6 (20%)

2 (6,7%)

организационные

4 (13,3%)

10 (3,3 %)

11 (36,7%)

4 (13,3%)

1 (0,3%)

Как видно из таблицы средний уровень сформированности коммуникативных способностей прослеживается у 11 чел., высокий у 6 чел. И только два участника получили высший балл по результатам тестирования.

Организационные способности сформированы на высоком уровне только у 3 чел. Большинство (14 чел.) по данной шкале получили низкий балл.

Интересным в исследовании был тот факт, что при обработке результатов теста ответы подростков нами ранжировались в соотвествии с «благополучием» и «неблагополучием». Примечательным оказалось то, что половина подростков с «благополучным поведением» не проявили высоких результатов в данном исследовании. И в дальнейшем данная тенденция прослеживалась и при других тестированиях.

Далее нам было интересно, каким образом участники разрешают конфликтные ситуации. Для решения данной задачи ребятам предлагался Тест Томаса, результаты которого мы представили в таблице № 2.

Таблица № 2

Позиции, занимаемые участниками в процессе разрешения конфликтных ситуаций

Количество участников

Соперничество

14 чел (46%)

Сотрудничество

0

Избегание

5 чел. (14%)

Приспособление

4 чел. (20%)

Компромисс

7 чел. (20%)

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что многие участники предпочитают занимать позицию соперничества (14 чел); 5 чел. предпочитают избегать разрешения конфликта; 7 чел. стараются найти компромиссное решение в спорных ситуациях и 4 чел. предпочитают отдать возможность отстоять свои цели в конфликте оппоненту.

В процессе наблюдения за участниками на первых занятиях было также отмечено следующее.

Многие ребята (особенно мальчики) при общении друг с другом бывают агрессивно настроенными.

Несколько участников проявляли застенчивость, молчаливость. Предпочитали тихо просидеть занятие. Не проявляли активность и инициативность.

Двое ребят, наоборот, все время старались обратить на себя внимание. Вели себя крайне вызывающе, смеялись над чужими ошибками, все время дурачились, делали замечания другим.

В ходе работы на первом этапе первоначальной задачей являлось создание положительной атмосферы в группе. Для этого были использованы различные игры разминочного характера. Поскольку первый блок программы был посвящен обучению навыкам эффективного общения, то ребята на занятиях учились таким умениям как умение слушать и понимать партнера по общению, отрабатывали навыки вербального и невербального общения, учились понимать друг друга.

Многие упражнения («Сломанный телефон», «Без слов» и др. были показательны не только в плане обучения различным навыкам, но и как диагностический материал. Так в ходе выполнения данных упражнений можно было заметить, что многие ребята совершенно не владеют правилами эффективного общения. Они не знали, что если информация непонятна, то можно уточнить детали переспросив партнера. Очень часто перебивали друг друга, не давая возможность высказаться другому до конца.

Естественно, что после выполнения каждого упражнения подводились итоги, участники разбирали, что получилось, что нет. А нами предлагался к обсуждению небольшой информационный материал, позволяющий участникам узнать ответы на такие вопросы как: что такое общение, какие виды общения существуют, правила эффективного общения и др.

Необходимо отметить, что большее количество времени было уделено таким моментам программы как разрешение конфликтных ситуаций, развитие навыков эмпатии.

Данные темы вызвали у подростков особый интерес, поскольку проблема разрешения конфликтов остро стоит в подростковом возрасте.

В завершении работы по первому блоку с участниками была проведена контрольная диагностика и мы получили следующие результаты:

Таблица № 3

Уровень сформированности коммуникативных и организационных способностей участников после завершения работы по первому блоку

Способности

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

коммуникативные

0

6 (20%)

9 ( 30%)

9 (30%)

6(20%)

организационные

2

5 (16,7%%)

10( 36,7%)

7( 23,3%)

6 (20%)

Результаты, приведенные в таблице № 3 свидетельствуют о том, что у значительного количества участников повысился уровень коммуникативных и организаторских способностей. Так, если первоначально у 11 чел. отмечался средний уровень коммуникативных способностей, то после занятий данный уровень сохранился только у 9 чел., высокий балл набрали 9 чел.; высший -6 (20%.)

Уровень сформированности организаторских способностей также повысился. Так первоначально у 14 участников отмечался низший и низкий балл по данной шкале. К концу занятий по первому блоку только у 7 чел.сохранился низкий уровень. 6 учащихся набрали высший балл (0- первоначально).

В ходе проведенной заключительной беседы с участниками были также выявлены следующие моменты. Ребята отмечали, что стали более уверенно себя чувствовать. Многие учащиеся отметили, что занятия позволили им раскрыться, стать активнее. Девочки отметили, что если раньше при общении с незнакомыми людьми они испытывали стеснительность, скованность, то по прошествии занятий им стало легче общаться и находить общий язык с другими людьми.

Так, Александр Р. поделился тем, что если раньше он часто конфликтовал с родителями, то после обучения приемам эффективного разрешения конфликтов, стал более спокойно относится к различным ситуациям, провоцирующим конфликты и как следствие нашел некоторое взаимопонимание с родными.

Несомненно, данный раздел был направлен не только на выработку определенных умений и навыков, но и на формирование знаний в области общения, эффективного взаимодействия.

Некоторые упражнения «Тренинга личностного роста» были направлены на познание участниками своих сильных и слабых сторон, более глубокое изучение своих способностей, возможностей.

Первичная диагностика на данном этапе позволила составить следующую картину.

Более половины участников при заполнении «Анкеты социальных навыков» (см. приложение) поставили себе низкие оценки (2 или 3 балла) по таким шкалам как: убеждение других; выражение своих чувств; самоконтроль; преодоление смущения; умение избежать драки; умение отстоять свои права.

Исследование самооценки (Шкала Дембо- Рубинштейн) показало, что у 8 ребят самооценка несколько заниженная. Они часто бывают неуверенными в себе, сомневаются в собственных возможностях и способностях. Кроме того, в процессе выполнения таких упражнений как «Десять качеств», «Интервью» у данных участников отмечалась тенденция говорить о себе только в негативном свете, им легче было отметить свои недостатки чем достоинства. У 6 участников наоборот отмечалось преувеличенное мнение о себе, снижение критичности к себе. Таким образом, у 9 чел. прослеживалась неадекватная самооценка. Опять же сравнивая результаты благополучных и наблагополучных подростков отметим, что заниженная самооценка проявилась у большинства ребят, чье поведен расценивалось как отклоняющееся, неблагополучное. У подростков с нормальным поведением отмечалась тенденция к завышению самооценки.

Тренинг личностного роста помог участникам программы разобраться в себе. Такие упражнение как «Белое и Черное кресло», «Мои достоинства и недостатки» помогли ребятам взглянуть на себя с другой стороны, оценить реальные свои возможности, склонности, интересы и способности. Особую роль выполнение данных заданий играло для ребят с заниженной самооценкой, поскольку обсуждение положительных качеств и достоинств человека является ключевым моментом в решении такой задачи как повышение уверенности в себе.

В целом работа по развитию и коррекции самооценки была направлена на раскрытие личностных возможностей подростков, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Кроме того, на занятиях учащиеся обучались выражать свои чувства и эмоции, учились оказывать эмоциональную поддержку другим людям. Многие упражнения были направлены на формирование ответственности за свое поведение.

Контрольная диагностика после завершения работы по данному направлению выявила следующее.

Таблица № 4 Сравнение результатов, полученных в ходе исследования самооценки до и после занятий в тренинге личностного роста

Самооценка

Кол- во чел. Первичная диагностика

Кол- во чел. контрольная диагностика

заниженная

8 ( 26,7%)

5 (3,3%)

завышенная

6 (20%)

4 (6,7 %)

адекватная

14 (46,7%)

21 ( 70 %)

Данные, полученные в процессе контрольной диагностики свидетельствуют, что у 7 чел. самооценка стабилизировалась. В ходе заключительной беседы с участниками было выявлено, что ребята стали более увереннее в своих силах. Так, Юра М. наконец то согласился стать старостой учебной группы, хотя до этого момента он долго сомневался в своих силах и думал, что не справится, несмотря на то, что ему очень хотелось стать старостой.

Кроме того, ребята отмечали, что им стало легче выражать свои чувства, и благодаря этому им стало проще находить взаимопонимание с другими людьми.

При анализе повторного заполнения «Анкеты социальных навыков» участниками тренинга было отмечено, что у многих ребят (8 чел) значительно повысились оценки своих умений и навыков.

Заключительный блок программы предполагал проведение занятий на тему психической саморегуляции.

Первичное заполнение анкеты «Способность к саморегуляции» участниками тренинга показало, что практически все (11 чел) поставили себе высокие оценки по таким шкалам как: возникновение чувства раздражения и злости без причины; неумение сдерживать себя в ответ на замечания, оскорбления; частая смена настроения; долгие переживания по поводу критики.

Кроме того, при проведении предварительной беседы с участниками было отмечено, что не многие из ребят твердо знают, чего хотят добиться в жизни, не имеют ясного плана на будущее.

И поскольку именно сформированность данных умений и навыков свидетельствует о способности человека к саморегуляции, то здесь можно сказать, что учащиеся не владеют в полной мере данной способностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.