| |||||
МЕНЮ
| Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе2. Развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности. 3. Понимание, осмысление и обобщение получаемой информации; поиск дополнительной информации; 4. Развитие креативности личности будущего специалиста по социальной работе, его деловых качеств (быстрая реакция, гибкость, оригинальность, четкость, концентрированность, чувствительность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т. д.) 5. Формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний; 6. Формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи; 7. Ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы (описательное, аналитическое, пилотажное, глубокое, точечное, повторное, теоретическое /моделирование, прогнозирование, проектирование, эмпирическое, статистическое, динамическое и т.д.); 8. Использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях [25]. Определяющим компонентом развития личности специалиста по социальной работе как профессионала наряду с ценностными ориентациями, профессиональным сознанием и социальной активностью, безусловно, вступает ее базовая характеристика - готовность. 1. Личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности; 2. Функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности; 3. Личностно - деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции. Для выполнения предписанных им функций специалисту по социальной работе необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на клиентов, решать профессиональные задачи, можно только обладая знаниями и опытом специалиста по социальной работе, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правилами) и репутацией (мнениями о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью. Особенно важны такие личностные качества специалиста по социальной работе, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет специалисту по социальной работе более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей (" трудными" подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызвать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах в жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе отличают такие личностные качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адекватности. На личностном уровне рассматривает готовность. По мнению А.Ц. Пуни, проблема готовности является психолого-педагогической (психологической по проблеме исследования и педагогической по средствам формирования готовности). При рассмотрении структуры готовности можно выделить волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированную наблюдательность, творческое воображение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Это позволяет исследовать готовность через проявление индивидуально- личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности. В исследовании М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича рассматривается широкий круг проблем, связанных с формированием долговременной и ситуативной готовности, причем последняя определяется как целенаправленное выражение личности, и утверждается, что она формируется в результате всестороннего развития в процессе подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Долговременная готовность, относящаяся к устойчивым личностным характеристикам, является важной предпосылкой успешной деятельности. В готовность включается: адекватные требования деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности воспитания, внимания, эмоциональных и волевых процессов. Н.Д. Левитов представляет психологическую готовность на функциональном уровне как временную готовность и работоспособность, ее сущность видит в предстартовой активизации психических функций, а ее содержание - в ориентировке в условиях работы и создании психической готовности к ней. Выделяются факторы индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его трудовая направленность в этой области и профессиональные способности) и один педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии). Категория "готовность" рассматривается в нашем исследовании как два взаимообусловленных, взаимосвязанных компонента: готовность к деятельности и готовность к личности к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция). Вместе с тем определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства человека. Основой личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста по социальной работе. В частности, ряд исследователей (Л.Д. Демина, Е.И. Холостова и др.) выделяют следующие группы качеств специалиста по социальной работе: первая - психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста - профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [21]. В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: воспитанию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям - усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность)характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. В связи с этим представляется интерес квалификация качеств, данная А.К. Марковой, которые способствуют результативности деятельности в современных условиях: следование профессиональной этике; индивидуальная (социальная, экономическая) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность; гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и т.д. Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника - профессионала. Это: самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями. К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Важное значение для эффективного самопредъявления имеет внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения. Следует выделить самопредъявлении и такую личностную особенность специалиста по социальной работе, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменениям ситуации. Такое личностное качество специалиста по социальной работе свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность специалисту по социальной работе проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от специалиста по социальной работе. Специалисту по социальной работе, подчеркивает Т.Д. Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения. Таким образом, к числу профессионально желательных личностных характеристик относится: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект - субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость. 1.3 Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала". Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности [21]. Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм деятельности включает в себя высокую квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. По Н.В. Кузьминой, профессионализм деятельности- это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. По мнению Бодалева А.А., профессионализм - это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой он проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения [1] . Холостова Е.И. расширяет это понятие, считает, что профессионализм социального работника - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний [21]. Описывая зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников, Холостова Е.И. выделяет базовую характеристику профессий социальной карьеры во Франции, к которым относится профессия социального работника. Такой характеристикой вне зависимости от профиля и специализации является: 1.Способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой; 2. Выполнять своеобразную роль " третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; 3. Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; 4. Умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность сочувствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем; 5. Умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность [21]. Итак, ученые рассматривают профессионализм как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. В Международном профессиональном стандарте социального работника заложены 12 интегральных профессиональных умений, которыми, как минимум, должны овладеть социальные работники, не зависимо от специфики их конкретной деятельности: 1. Выслушивать других с пониманием и целенаправленностью. 2. Выявлять информацию и собирать фаты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации; 3. Создать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; 4. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы; 5. Активизировать усилия клиентов по решению собственных проблем, добиться их доверия; 6. Обсуждать острые темы в позитивном, эмоциональном настрое, без нажима и угроз; 7. Выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; 8. Вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; 9. Разрабатывать новаторские решения проблем клиентов; 10. Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; 11. Беспечивать межинституционные связи; 12. Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, общественных, законодательных инстанциях. Существуют разные подходы к классификации интегральных умений социального работника. Так, В.Н. Сидоров, структурируя их по схеме Н.В. Кузьминой, выделили умения по следующим блокам: Гностические умения: 1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы; 2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; 3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии. Проектировочные умения: 1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат. Конструктивные умения: 1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций; 2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов; 3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются; 4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ; 5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями. Коммуникативные умения: 1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий; 2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию; 3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером. Организаторские умения: 1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами, 2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию; 3. Вести необходимые записи и готовить отчеты. Специализированные умения - это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16]. При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность". Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19]. Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе. Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты. Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов: 1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками). 2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками). 3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику). 4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность. 5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним). 6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации). Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее: 1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; 2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека; 3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов; 4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями; 5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ; 6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями; 7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|