реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников

Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой культуры ребёнка.

7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Второй компонент структуры деятельности - это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

Четвёртый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются три:

1. Социально - педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.

2. Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.

3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структурной деятельности - формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога со школьниками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности[9.c24].

1.6.2 Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков.

1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.

2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.

4. Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость.

5. Посредническую деятельность между школьником и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды.

Сбор информации происходит по средством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника.

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму.

Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.

Седьмая функция - предупредительно - профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

ь советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет.

ь консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье.

ь защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социальных педагогов со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя - это признак выносливости и возмужания[9.c31].

1.6.3 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Дети младшего школьного возраста. Социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму, должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с детьми младшего школьного возраста нацелена на:

· формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребёнок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьёзные проблемы с успеваемостью в школе и желанием учиться.

· формирование и развитие качеств личности, таких, как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, интересам

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрации, сюжетно-ролевая игра.

Подростки. В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, и всё большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребёнка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога со школьниками этого возраста - это работа с группой через следующие направления деятельности:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

5. Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

6. Преодоление социально- педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников - проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности[9.c32].

1.7 Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией.

Алкоголизм-болезнь в основном семейная. Во- первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение. Во- вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы созависят от него. Созависимость - это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.

В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории. Существует обильная информация различных целителях, которые кодируют от алкоголизма. Помощь, однако, нужна не только больным; она крайне необходима и членам их семей.

Организация социально-педагогической помощи семьям, имеющим алкогольную созависимость, строится по следующим направлениям:

- выявление алкогольной зависимости в семье, определение нуждаемости семьи в помощи социального педагога, нарколога, психолога, в критических ситуациях - защита прав ребёнка, консультирование семьи по вопросам помощи, информирование о наличии в городе, районе наркологических служб;

- работа по профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди подростков;

- работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению.

При работе с семьей существует ряд препятствий:

- первое препятствие связанно со сложившимся в нашей культуре отношением к алкоголикам как к морально несостоятельным людям, которые должны быть поставлены вне общества. Понятно, что человеку легче отрицать всё, чем признать себя алкоголиком. Поэтому публикации в местной печати, передачи на местном телевиденье, радио должны быть посвящены пагубным последствиям алкоголизма как специфической болезни, а не этической категории;

- второе препятствие связанно с отсутствием достаточной мотивировки у алкоголика для обращения за помощью по решению своих проблем. Он не хочет их афишировать. Поэтому существуют телефоны доверия;

- третье препятствие связанно с заблуждением всей семьи алкоголика в том, что её задача - заставить алкоголика не пить, не меняясь самой. Чтобы преодолеть такое заблуждение, проводится большая работа социальным педагогом. Его основная задача - доказать членам семьи необходимость таких изменений и настроить их для обращения за соответствующей помощью к психологу. Социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями[23.c18].

1.8 Профилактика алкоголизма.

«Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных,

психолого-педагогических и психологических мероприятий. Перечислим их кратко:

- Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.

- При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.

- Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).

- Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.

- Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

Однако на современном этапе мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических правилах, его надо научить определенному режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

- разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;

- на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;

- воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;

- воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;

- широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;

- способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека;

- помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил, а строилась на доказательных научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства слушателей. Очень важно, чтобы она была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены самые широкие слои населения и в первую очередь те, кто любит выпивать по поводу и без повода и при этом не считает себя пьяницей. Очень важно разъяснить, к каким опасным последствиям для здоровья приводит злоупотребление алкогольными напитками, как из пьянства развивается грозное заболевание- алкоголизм со всеми присущими ему симптомами. Особое внимание следует уделить необходимости раннего выявления и лечения алкоголизма, воспитывать непримиримое отношение к любому проявлению пьянства. Необходимо также раскрыть связь алкоголизма с преступностью[2.c43].

Особо следует остановиться на вопросе о том, как алкоголизм разрушает семью, как от этого страдают дети.

Антиалкогольное воспитание должно проводится не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.

Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.

Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», - говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.

Родителям, особенно молодым, следует разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.

Наоборот, дружная семья, общие увлечения любимым делом, правильный режим работы- факторы, препятствующие пьянству, равно как и другим отрицательным наклонностям. Необходимо не только разъяснить все это родителям, но и научить тому, как правильно направлять интересы и деятельность ребенка.

Наряду с проведением антиалкогольной пропаганды среди родителей, ею необходимо охватывать и детей. Причем дети сами должны в ней активно участвовать, бороться за трезвую окружающую среду.

Начинать антиалкогольное воспитание молодежи надо с момента поступления их на работу. Содержание бесед имеет другую направленность, чем со старшими школьниками. В них в первую очередь следует подчеркнуть опасность систематического употребления спиртного, показать, как случайные выпивки вызывают пристрастие к алкоголю. Показать отрицательное влияние алкоголя на трудоспособность.

В беседах с учащейся молодежью внимание следует акцентировать на вопросах влияния алкоголя на память, внимание и другие психические функции.

Надо постараться выработать у детей собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Ребенок не только должен твердо знать, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие друзья или сверстники.

Некоторые родители воспитывают своих детей в оранжерейных условиях, выполняя все их желания и капризы, не приучая их к умению сдерживать свои порывы и желания. В результате из таких детей нередко вырастают черствые эгоисты. И такие люди, попадая в компанию пьющих, легче попадают под их влияние[8.c124].

Глава 2.

2.1 Выявление зависимости социально- педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников и изменением уровня потребления алкогольных напитков.

Во время прохождения преддипломной практики нами была проведена исследовательская работа по выявлению зависимости социально- педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников и изменением уровня потребления алкогольных напитков. Базой нашего исследования была *****************************.

Целями практического исследования являются:

1. Выявление уровня знаний об алкоголизме и уровня алкоголизма.

2. Повышение уровня знаний и уменьшение уровня алкоголизма у школьников в ходе социально - педагогической деятельности.

3. Отображение результатов исследования в виде диаграмм.

Свою практическую деятельность мы построили следующим образом:

2.1 1 этап. Планирование.

В него входят: консультации с заместителем директора по воспитательной работе, инспектором по охране прав детства, классными руководителями по вопросам организации мероприятий. Это выбор конкретных объектов исследования и регламентация временных рамок. На этом этапе мы выбрали наиболее подходящие объекты - это 9а и 11а классы. В 9а 13 учащихся- 6 мальчиков и 7 девочек. В 11а 15 учащихся- 12 девушек и 3 юношей. Наш выбор обусловлен тем, что это выпускные классы и в них обучаются отдельные учащиеся, замеченные в употреблении спиртного. По статистке в этом возрасте наиболее часто школьники приобщаются к алкоголю.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.