реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников

Первая стадия алкоголизма. На первой, начальной стадии алкоголизма происходят и количественный, и качественные изменения. Учащается выпивка, употребление спиртного становится систематическим. Увеличивается количество спиртного, которое человек может выпить, - в пять и более раз по сравнению с изначальной толерантностью. Переносимость алкоголя возрастает гораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства, поскольку уже нет защитного рвотного рефлекса, который защищал бы организм от чрезмерных доз. Появляется не только устойчивость в дозе, но и в частоте употребления спиртного, поскольку организм приспосабливается к действию алкоголя. У больного алкоголизмом чувство отвращения к спиртному исчезает, и уже на первой стадии он может позволить себе выпить не только вечером, но и утром, хотя на этой стадии еще нет потребности опохмелиться. Чем больше пьющий будет насиловать свой организм, ломая механизмы защиты, тем быстрее развивается заболевание.

Уже на первой стадии меняется картина опьянения. У больных алкоголизмом успокаивающий эффект действия алкоголя исчезает и проявляется активирующее, стимулирующее действие алкоголя. Выпивший становится активным, не может усидеть на месте, стремится чем- то заняться.

Провалы в памяти - один из характерных симптомов алкоголизма. На первой стадии они проявляются в сравнительно легкой форме. Больной не может отчетливо и последовательно рассказать о периоде опьянения, не может вспомнить отдельные детали, эпизоды, но основные события, происходящие в период опьянения помнит. При глубоком опьянении возникает более тяжелый симптом: он называется амнезией или блек аутом. Больной алкоголизмом не может вспомнить целый период, не редко довольно продолжительный. На первой стадии появляется синдром измененной реактивности организма - это синдром, который включает несколько симптомов, а именно:

1. утрату защитного рвотного рефлекса;

2. утрату чувства отвращения к спиртному по утрам;

3. изменение формы потребления алкоголя;

4. способность организма нормально функционировать при многодневном потреблении спиртного;

5. изменение проявлений опьянения.

Второй важный синдром, который проявляется на первой стадии алкоголизма - синдром психической зависимости. Он включает два симптома:

1. психическое влечение к алкоголю (первичное патологическое влечение);

2. способность ощущать психический комфорт только в состоянии опьянения.

На первой стадии алкоголизма утреннего похмелья еще нет. Но утром человек с трудом просыпается, в течение дня ощущает себя вялым, разбитым, настроение плохое и легко меняется, он раздражителен и не терпелив. Нарушается сон - он с трудом засыпает. Сон не крепкий. Этот комплекс симптомов называется астеническим синдромом и длится от нескольких дней до 3, 4 недель, после прекращения употребления спиртного.

Вторая стадия алкоголизма. Начало второй стадии является возникновением непреодолимого влечения к алкоголю. Оно возникает и в трезвом виде. Влечение к алкоголю уже не зависит от ситуации, оно существует постоянно. Борьбы мотивов «выпить» или «не выпить» уже нет. Больной не в состоянии преодолеть влечение, да не стремится этого сделать. На этой стадии заболевание еще больше изменяется состояние опьянения: успокаивающий эффект полностью исчезает, и алкоголь оказывает стимулирующее действие. Сон наступает лишь после приема большой дозы спиртного. Вместо веселья и благодушия в опьянении возникают раздражительность, недовольство, беспричинная злоба и агрессия. Амнезии становятся регулярными и возникают практически после каждого опьянения не только глубокой, но и средней степени. На этой стадии алкоголизма возникает похмельный синдром и потребность в опохмелении. Появляется синдром физической зависимости от алкоголя, в него входят следующие симптомы и синдромы:

1. непреодолимое влечение к алкоголю;

2. потребность в физическом комфорте;

3. алкогольный абстинентный синдром.

Возникает многодневное пьянство, которое называется запоем. На этой стадии возникает алкогольный делирий (белая горячка) - острый алкогольный психоз, характеризующийся помрачнением сознания, зрительными галлюцинациями, бредом, страхом и возбуждением. Сон постепенно исчезает, и затем наступает полная бессонница. Постепенно нарастает алкогольная деградация личности. Ухудшается память, интеллектуальные способности резко ослабевают, больной не способен к интеллектуальным видам деятельности, к обучению. На этой стадии может наступить смерть больного - в состоянии тяжелой абстинненции (похмелье), при длительном запое, при тяжелом алкогольном делирии. Многие на этой стадии кончают жизнь самоубийством.

Третья стадия алкоголизма. Эту стадию так же называют конечной или энцефалопатической. Началом этой стадии является снижение переносимости спиртного. Сначала снижается разовая доля, которую больной алкоголизмом может выпить, и опьянение наступает от меньших, чем раньше, доз спиртного.

Форма потребления алкоголя систематическая или запой. В промежутках между запоями человек испытывает слабость, разбитость, настроение сниженное с преобладанием беспричинное злобное или тоскливого. В течение запоя нарастают непереносимость алкоголя и отвращение к нему. Попытки выпить вызывают рвоту, и общее состояние после приема спиртного еще больше ухудшается. Возникают судорожные припадки, напоминающие эпилептические, а так же алкогольные психозы.

На третьей стадии запой обрывается из-за того, что наступает непереносимость спиртного и больной больше не может пить. Похмельный синдром на этой стадии гораздо тяжелее, чем на второй стадии.

Происходит нравственное огрубление. Полностью утрачиваются эмоциональные привязанности. Грубость, цинизм, безудержная злоба и агрессия - обычные черты для алкоголиков этой стадии. Теряется интерес ко всему, что не связано с выпивкой.

Появляются и усиливаются признаки алкогольной энцефалопатии. Это поражение головного мозга, характеризующееся дистрофическими изменениями и стойкими необратимыми психическими нарушениями. Прогрессируют расстройства памяти и интеллектуальной функции, интеллект снижается. Нарастают пассивность, вялость, безразличие ко всему кроме выпивки [11.c34].

Люди не становятся алкоголиками сразу, им необходимо пройти ряд стадий для того, чтобы стать алкоголиком. На первой стадии человек может еще сам сказать себе «нет», на второй стадии нужна помощь нарколога, на третьей она просто необходима, так как смертность на последней стадии очень велика из-за истощения организма. Вовремя заметить и остановить дальнейшее развитие алкоголизма - вот цель окружающих больного людей.

1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека.

Социально полноценным является человек, сознательно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способных к добросовестному высокопроизводительному труду на благо общества, к созданию прочной дружной семьи, где есть необходимые условия для рождения и воспитания детей, соблюдающий нормы социального государства. Злоупотребление алкоголем ведет человека к потере его социально-ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех аспектах его социального бытия [7.c14].

Алкоголь и несчастные случаи.

Алкоголизм в целом и состояние алкогольного опьянения конкретно является причиной многих явлений и несчастных случаев. С состоянием алкогольного опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений. При этом у злоупотребляющих алкоголем наблюдается наиболее тяжелые травмы: сильные ушибы, переломы костей, травмы головы. По данным судебно-медицинской экспертизы, до 213 пострадавших от несчастных случаев находились в момент происшествия в состоянии алкогольного опьянения. С той или иной его степенью связывают не менее 20% производственного травматизма.

Не случайно алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место. Средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15-20 лет меньше, чем людей, систематически алкоголь не употребляющих.

В отличие от большинства других болезней, алкоголизм можно расценивать как «болезнь поведения» - человек своим поведением наносит своему здоровью непосредственный и непоправимый вред [12.c7].

Алкоголь и личность.

По мере развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше начинает «терять» себя как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Его взгляды и убеждения наполняются алкогольным содержанием и тем самым искажаются и деформируются. Прежние социальные связи человека разрываются, и вместо них формируются новые, значительно более низкого уровня - как по содержанию (примитивное время провождение, безделье, обсуждение способов выпивки и воспоминание о предыдущих выпивках, предвкушение новых), так и по социальному статусу людей, с которыми он общается (такие же бездельники, пьяницы и алкоголики). Жены, дети, друзья уже становятся ненужными алкоголику. Их, а равно и общество в целом, ему заменяют спиртные напитки и собутыльники. При этом он теряет уважение к достоинству и чести других людей, включая самых близких. Если они ему нужны, то лишь как собутыльники [12.c10].

Алкоголь и правонарушения.

Одним из важных социальных последствий злоупотребления алкоголем являются разного рода правонарушения. Значительная часть всех правонарушений: хулиганские действия, нарушения общественного порядка, а также кражи и грабежи - совершаются лицами, находящимся в той или иной степени алкогольного опьянения. Характерно, что в частоте правонарушений нет принципиальных различий между больными алкоголизмом и людьми, периодически употребляющими алкоголь, но еще не алкоголиками. Более того, порою первое же употребление алкоголя, в зависимости от исходных свойств личности, а также конкретной ситуации ведет к правонарушению [12.c12].

Алкоголь и общество.

Систематическое употребление спиртного определенной группой людей оказывает отрицательное, развращающее влияние на общество в целом, так как способствует распространению и упрочнению алкогольных обычаев и традиций, развитию более терпимого отношения окружающих к злоупотребляющим алкоголем. Это в свою очередь, препятствует сокращению потребления спиртных напитков, количества людей, страдающих алкоголизмом, а также способствует вовлечению в пьянство новых групп населения: женщин, несовершеннолетних, людей пожилого возраста. Решительную роль в распространении злоупотребления алкоголем играет микро социальная среда.

Все еще не изжито терпимое отношение некоторых людей к пьяницам: всепрощение, а порою оправдывание их ассоциальных действий нетрезвым состоянием создает благоприятные условия для прогрессирования злоупотребления алкоголем [12.c14].

Алкоголь и трудовая деятельность

Злоупотребляющие алкоголем постепенно теряют способность к труду - одно из главных качеств человека.

Даже при однократном приеме небольших его доз умственная работоспособность падает на 10-15%, уменьшается точность движений, возрастает число лишних или ошибочных действий. При этом ухудшается и качественные и количественные показатели работы. При систематическом употреблении алкоголя производительность труда снижается до 15-30%, не говоря о качестве продукции. К тому же, злоупотребляющие алкоголем чаще меняют место работы, совершают прогулы, их неквалифицированные или небрежные действия часто ведут к порче оборудования и техники. Потребность в труде у них угасает, профессиональные навыки утрачиваются[19.c67].

Алкоголь (как видно в этой главе) отрицательно влияет не только на здоровье человека, но и разрушает его семью, лишает работы, приводит к различным несчастным случаям и происшествиям, толкает на правонарушения, разрушает личность, его индивидуальность и в целом отрицательно действует на общество и на окружающих людей.

1.5 Особенности алкоголизма у подростков.

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают "тренировать" себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше[24.c32].

Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии - подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезией - плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия - это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия - грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.

Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых[15.c44].

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.

Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения - тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.

Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.

Многие родители "прозревают" и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых - и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость - чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.

Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро - через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства[11.c56].

1.6 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

1.6.1 Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

Социально- педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.

Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

индивидуально - личностный подход к ребёнку;

опора на положительные стороны личности ребёнка;

объективность подхода к ребёнку;

конфиденциальность.

Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

1. Индивидуально - психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

2. Индивидуально - соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

3. Социальный, внешкольный: включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

4. Социально школьный, где в качестве составляющих включены следующие составляющие: негативно влияющий социально - психологический климат учебной группы, низкий статус группы.

Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.