реферат бесплатно, курсовые работы
 

Детско-юношеские объединения и организации РБ

Цель детского общественного объединения проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, т. е. направить социализацию ребенка в общественно приемлемое русло. Через детское общественное объединение ребенок не только обогащается социально значимым опытом, но и реализует себя как творческая личность, преобразуя жизненные обстоятельства. В этой связи цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражает специфику детской организации. Она всегда конкретна, предполагает в конечном итоге практический результат.

Глава 2. Нормативно-законодательные основы деятельности детских общественных объединений и организаций

Планирование направлений, содержание деятельности детских общественных объединений и организаций осуществляется в соответствии с регламентируемыми принципами, закрепленными в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. В частности, правовое обеспечение деятельности детских общественных объединений включает:

1. Закон Республики Беларусь 1993 г. (в редакции от 25 октября 2000 г.) «О правах ребенка»;

2. Закон от 4 октября 1994 г. Об общественных объединениях»;

3. Закон от 9 июля 1997 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь»;

4. Закон от 9 ноября 1999 г. «О государственной поддержке молодежных и детских объединений в Республике Беларусь»;

5. Указ Президента Республики Беларусь от 8 января 1998 г. №14 «О концепции развития детского движения в Республике Беларусь»;

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. №162 «Программа мер по реализации Концепции развития детского движения в Республике Беларусь на 2003 - 2005 годы»;

7. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2005 г. №441 «О государственной поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»;

8. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы»;

9. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы;

10. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 18. ;

Закон «О правах ребенка» - основополагающий правовой акт, регулирующий государственную политику в отношении детей. В нем закреплены наиболее значимые положения Конвенции ООН о правах ребенка, которую Республика Беларусь ратифицировала в 1990 году. Закон определяет возрастные границы детства и фиксирует, что ребенок - это физическое лицо от рождения до достижения им возраста 18 лет. В основных положениях законодательного акта отражена важнейшая политическая, социальная и экономическая задача Республики Беларусь по всесторонней гарантированной защите государством и обществом института детства. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. При этом законом закрепляется поддержка общественных объединений со стороны государственных органов, деятельность которых содействует защите, реализации прав и интересов ребенка.

Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» устанавливает основные принципы реализации государственной молодежной политики, определяет отношения государства и молодежи, гарантирует свободное развитие детских и молодежных общественных объединений. В качестве субъектов государственной молодежной политики определены молодые граждане в возрасте до 31 года; молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; а также детские и молодежные общественные объединения. В данном документе закрепляется принцип плюрализма в деятельности детских и молодежных объединений, которые не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всех детей и молодежи республики. Кроме того, закон обеспечивает всем зарегистрированным детским и молодежным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни республики, а также возможность государственной поддержки для осуществления уставной деятельности.

Закон «Об общественных объединениях» регламентирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права юных граждан на объединение, определяет принципы создания, регистрации и осуществления деятельности общественных объединений. Под общественным объединением подразумевается добровольное формирование граждан, образованное на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности. Документ предусматривает, что государство может оказывать в установленном законодательством порядке помощь общественным объединениям в осуществлении ими уставной деятельности. Закон наделяет общественные объединения правом беспрепятственно получать и распространять информацию; представлять и защищать права а. законные интересы своих членов в своей деятельности, осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, надавленную на решение уставных целей и задач Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях». - Мн., 2004 - С. 3-14..

Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений. Под государственной поддержкой детских и молодежных объединений понимается совокупность мер в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений. При этом деятельность детских общественных объединений должна быть направлена на социальное становление, развитие и самореализацию детей и подростков в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь. Сборник нормативно правовых актов. Под. Ред. Е.Н. Липской. - Мн., 2001 - С.85-94..

Государственная поддержка детским и молодежным общественным объединениям выражается в следующем.

Участие в процессах принятия решений. По решению соответствующих государственных органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Информационное взаимодействие. Детские и молодежные объединения имеют право на получение информации о мероприятиях в области государственной молодежной политики.

Подготовка и переподготовка сотрудников. По запросам молодежных и детских объединений республиканский орган государственного управления по делам молодежи организует подготовку и переподготовку кадров указанных объединений.

Государственный заказ. Детские и молодежные общественные объединения могут привлекаться к выполнению государственного заказа

Государственная поддержка проектов детских и молодежных объединений.

Меры государственной поддержки также включают льготы в пользовании государственным имуществом и выделение субсидий.

Целенаправленная государственная поддержка оказывается общественному объединению «Белорусский республиканский союз молодежи». В Указе Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи» определен государственный статус общественного объединения. Указ регламентирует включение руководящих органов БРСМ в состав коллегий Министерства информации, Министерства культуры, Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства спорта и туризма, Министерства труда и социальной защиты, а также механизм и порядок финансирования общественной деятельности. Государственный характер общественной деятельности 00 «БРСМ» как компонента молодежной политики в Республике Беларусь зафиксирован законодательно.

Законодательные основы политики государства в области детского движения в Республике Беларусь регламентированы в Указе Президента Республики Беларусь «О концепции развития детского движения в Республике Беларусь». С целью обеспечения правовых, информационных, научно-методических условий деятельности общественных организаций и объединений принята Программа мер по реализации Концепции развития детского движения в Республике Беларусь на 2003--2005 годы. Программа предусматривает формы участия детей и молодежи в разработке и реализации планов, проектов, затрагивающих их жизненные интересы, подготовку специалистов для работы в детском организованном движении, а также новые способы управления детским движением.

Новый статус деятельности ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» нормативно определен целевой республиканской программой «Молодежь Беларуси» (2006--2010), государственной программой «Молодые таланты Беларуси». Документы регламентируют необходимость координации действий всех органов государственного управления, детских и молодежных общественных объединений «Белорусский республиканский союз молодежи», «Белорусская республиканская пионерская организация», республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций», других детских и молодежных общественных объединений. Программы направлены на обеспечение социально-экономических, правовых и организационных условий для самореализации молодых граждан в построении правового демократического государства в Республике Беларусь. В качестве приоритетных задач определены следующие:

1. повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду;

2. патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны;

3. улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества;

4. совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития белорусского государства;

5. формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи;

6. совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;

7. развитие молодежного туризма и международного молодежного сотрудничества.

Преемственность в работе ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» призвана обеспечить Программа сотрудничества ОО «БРСМ» ОО «БРПО» на 2006-2008 годы (26 января 2006 г.).

Основополагающими документами, закрепляющими приоритеты воспитания в учреждениях образования с учетом основ идеологии белорусского государства, принципов государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, являются Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006-2010 годы. Отмеченные документы призваны обеспечить принципы приоритетности, непрерывности и преемственности воспитания как общие подходы к организации условий становления разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности всеми субъектами социального воспитания, на всех уровнях и структурах, в том числе и общественными объединениями, организациями.

Таким образом, деятельность детских и молодежных общественных объединений регламентирована комплексом правовых и нормативных актов, что свидетельствует о социальной значимости общественных организаций в социальном развитии детей и молодежи, защите их прав, поддержке инициатив на уровне государственной молодежной политики. Детские и молодежные объединения и организации - это объективное явление общественной жизни, социальный институт развития детей и подростков, способ творческой самореализации молодых граждан, школа гражданственности, патриотизма, социальной жизнеспособности.

В соответствии с нормативно-правовыми актами образовательные учреждения призваны осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с общественными объединениями и организациями с учетом социального статуса, основных принципов жизнедеятельности

Глава 3. Детско-юношеские общественные объединения и организации Республики Беларусь

Примерная классификация детско-юношеских общественных объединений и организаций в РБ:

Содержание деятельности ОО и О Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С.31.

Субъекты как общественные формирования

Функции.

Ценностная основа

ОО «БРСМ», ОО «БРПО»

Социальная, политическая, адаптационная, координационная

Добровольность, самостоятельность, коллективизм, равенство

Общество прав ребенка

Правозащитная, образовательная, регулятивная

Право, свобода, справедливость

ОО «Волонтеры»

Воспитательная, социальная, координационная

Добро, милосердие, сострадание

ОО «Вечавыя званы» (этнографическая, краеведческая направленность)

Культурологическая, образовательная, воспитательная

Культура, искусство, история, творчество

Органы школьного самоуправления: совет школы, школьный парламент, школа «Лидер»

Координационная, нормотворческая, управленческая

Право, ответственность, солидарность, активность

Молодежные и детские формирования различной направленности (познавательной, экологической, природоохранной, эстетической, творческой, спортивно-прикладной, поисково-краеведческой)

Развивающая, социальная, образовательная, координационная

Труд, познание, забота, мир,красота

Самые крупные детско-юношеские общественные объединения и организации:

Республиканское общественное объединение

«Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО»

Цель: объединение детей, молодежи и взрослых в клубы ЮНЕСКО для совместной деятельности в области науки, культуры и образования для пропаганды гуманистических принципов и идеалов ЮНЕСКО, идей мира и взаимопонимания между людьми.

Работа данного общественного объединения строится через создание системы клубов ЮНЕСКО, которые существуют сегодня во многих школах нашей республики. Деятельность данной организации строится на основе различных программ и проектов, которые направлены на повышение культурного, образовательного уровня детей и молодежи.

Детское общественное объединение

«Ассоциация белорусских гайдов»

Цель: содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, усовершенствование характера, социальная адаптация девочек и девушек в постоянно меняющемся мире.

Деятельность детского общественного объединения «Ассоциация белорусских гайдов» строится на основе возрастных особенностей. В настоящее время в АБГ действуют различные проекты, направленные на формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание и др.

Детская общественная организация

«Белорусская республиканская скаутская ассоциация»

Цель: содействие развитию молодых людей в Беларуси в соответствии с целями, принципами и методами скаутского движения.

А также: Грамадскае аб'яднанне «Беларускі фонд дапамогі дзецям-сіротам «Надзея», Грамадскае аб'яднанне «Беларускі фонд «SOS - дзіцячая вёска», Грамадскае аб'яднанне «Беларускае рэспубліканскае таварыства «Дзеці ў бядзе», Грамадскае аб'яднанне «Беларуская рэспубліканская піянерская арганізацыя», Грамадскае аб'яднанне «Дзіцяча-юнацкі клуб па хакею «Залатая шайба», Грамадскае аб'яднанне «Дзіцячае сэрца», Дзіцяча-юнацкае грамадскае аб'яднанне «Будучыня дзецям», Дзіцяча-юнацкае грамадскае аб'яднанне «Сатворцы», Дзіцячая грамадская арганізацыя «Беларуская рэспубліканская скаўцкая асацыяцыя», Дзіцячае дабрачыннае грамадскае аб'яднанне «Лаза», Дзіцячая грамадская экалагічная арганізацыя «Зялёная планета», Міжнароднае грамадскае аб'яднанне «Клопат аб дзецях», Рэспубліканскае грамадскае аб'яднанне «Дзеці - творцы дваццаць першага стагоддзя», Рэспубліканскае грамадскае аб'яднанне «Здароўе - дзецям» и др.

Заключение

В новой социально-политической ситуации решающее значение имеет способность человека принимать ответственные социально-политические решения. И в этом смысле педагогически актуальной является задача формирования у подростков потребности в созидательной деятельности, трудолюбия, воли, навыков самоорганизации и самовоспитания, необходимо выработать научное мировоззрение как систему политических знаний об обществе, власти, ее легитимности, государственном обустройстве, факторах демократии, правоспособности, правоответственности граждан. Исключительную значимость для современного школьника приобретают навыки общественной, электоральной деятельности, самоуправления, активного гражданского поведения на основе понимания взаимосвязи прав и обязанностей как фактора демократии.

Новый мир выдвигает новые методы социального взаимодействия: это переход от принуждения к убеждению, от давления к сотрудничеству, от подчинения к системе горизонтальных связей. В работе с современными подростками необходимо создание атмосферы подлинной демократии, равноправия, равенства возможностей, уважения достоинства права выбора на основе личной ответственности. Именно в этом заключаются базовые ценности молодых людей, остро осознающих необходимость не только жизненного успеха, и подлинной демократии, свободы, справедливости реального мира по отношению к каждому из них.

Баланс развития современной цивилизации в целом и белорусского общества в частности смещается в сторону умения убеждать, договариваться, вырабатывать совместные, согласованные решения. Без этого подхода немыслима социальная жизнедеятельность, развитие подлинной демократии. Именно школа призвана обучить воспитанников навыкам социально-политического взаимодействия через многостороннее сотрудничество молодежных, детских общественных формирований с государственными и политическими структурами. Ключевым вопросом социально-педагогического партнерства должно стать участие ученической молодежи в процессах государственного управления, открытый диалог с властью рамках выборных органов от школьных общественных единений и организаций на региональном уровне.

Список источников и литературы

1. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях». - Мн., 2004 - С. 16.

2. Жилинская И.В. Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах. - Мн., 2006 - С. 142.

3. Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 160.

4. Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь. Сборник нормативно правовых актов. Под. ред. Е.Н. Липской. - Мн., 2001 - С.260.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.