реферат бесплатно, курсовые работы
 

Детско-юношеские объединения и организации РБ

Детско-юношеские объединения и организации РБ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РБ

Содержание

Введение

Глава 1. Детские общественные объединения и организации как институт социализации

Глава 2. Нормативно-законодательные основы деятельности детских общественных объединений и организаций

Глава 3. Детско-юношеские общественные объединения и организации Республики Беларусь

Заключение

Список источников и литература

Введение

Динамика идеологических процессов в белорусском обществе и государстве обусловливает необходимость формирования у воспитанников зрелой гражданской позиции, лидерских навыков, социально ответственного поведения. В этой связи приоритетной задачей социального развития в условиях детских и молодежных общественных объединений и организаций (далее ОО и О) является формирование гражданской и политической культуры личности, социальной жизнеспособности через развитие гражданских компетенций как актуальных способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях и обеспечивающих социальную мобильность, жизнеспособность личности.

Решение данной задачи особенно актуально в связи с реализующейся в данное время Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006-2010), в которых закреплены приоритеты формирования гражданских компетенций личности: здоровье, сбережение, гражданственность, способность к самостоятельной жизни и труду, компетентность в общении, информационно-технологическая культура личности. При таком подходе гражданские компетенции понимаются как актуальные, социально значимые качества, жизненные навыки личности, востребованные современным обществом и обеспечивающие правовую, нравственную, социальную и политическую состоятельность.

Воспитание гражданской и политической культуры личности в национальной системе образования может рассматриваться как важнейший аспект трансформации белорусского общества путем модернизации идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.

Целью данной работы является раскрыть содержание, формы и методы деятельности детских и юношеских общественных организаций.

При изучении данной проблемы выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть детские общественные объединения и организации как важнейший институт социализации;

2. Проанализировать нормативно-законодательную основу деятельности детских общественных объединений и организаций РБ;

3. Охарактеризовать основные детские и юношеские организации РБ.

Объектом изучения данной работы являются общественные организации Республики Беларусь (конца ХХ - начало ХХI вв.).

Предмет рассмотрения включает в себя - детские и юношеские общественные организации Республики Беларусь в обозначенный период.

Источниковую основу работы составил комплекс разнохарактерных, но взаимодополняющих документов на русском и белорусском языках. Это документы государственных и международных организаций и объединений; статистические материалы; исследования различных ученых; уставы и декларации детских и юношеских организаций РБ и др. В этой связи необходимо выделить работы: Храмцовой Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 160.; Жилинской И.В. Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах. - Мн., 2006 - С. 142., в которых наиболее полно представлена информация о детском и юношеском движении. Также очень важными источниками при анализе ряда вопросов очень ценными будут: Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях». - Мн., 2004 - С. 16.; Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь. Сборник нормативно правовых актов. Под. Ред. Е.Н. Липской. - Мн., 2001 - С.260. и др.

Изучив литературу, можно сделать вывод, что основная масса источников по данному вопросу - это журналы, газеты и другие периодические издания. Пресса является главным источником информации в освещении функционирования детских и юношеских организаций РБ. Следует также отметить Интернет-ресурсы, где отражена основная информация о тех или иных детско-юношеских организациях. Что касается степени разработанности темы в изученной научно-исследовательской литературе можно говорить о том, что накоплен немалый опыт изучения данного вопроса.

Глава 1. Детские общественные объединения и организации как институт социализации

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в нем функционирует свыше 1300 общественных объединений. Из них 39 молодежных и детских объединений Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 7.. Детское и юношеское движение как социально-педагогическая реальность выступает специфическим базовым компонентом гражданского общества, которая проявляется в добровольной деятельности детей, подростков в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами, инициативами, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основной особенностью детского и юношеского движения является самодеятельность как источник, характер, принцип, результат деятельности, направленной на личностное самоопределение и социальное развитие.

Преобразования, происходящие в социальном мире детства за последние годы, обусловили новые смыслы парадигмы детского движения как социокультурного феномена социализации личности. Самостоятельную область социогуманитарных знаний о закономерностях, причинах, движущих силах, алгоритмах и моделях деятельности детского и молодежного движения исследователи назвали социокинетикой. Как специфическая форма общественного сознания детей и подростков детское и юношеское движение объединяет разнообразные неправительственные республиканские общественные объединения и организации, имеющие юридически закрепленный статус, отраженный в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В педагогической науке принято обозначать вышеперечисленные субъекты социализации общей категорией «детское движение», характеризующей взаимосвязанные, преемственные этапы социального развития, охватывающие школьный период: детство, отрочество, юношество (подход Ассоциации исследователей детского движения). В частности, под детским движением авторы понимают «совокупность действий и деятельностей всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе». Однако предметное рассмотрение закономерностей возрастных аспектов социализации обусловливает необходимость дифференциации соответствующих категорий. Как показывает практика общественной деятельности, принято разграничивать сущность понятий «детское движение», «юношеское движение» и «молодежное движение» с учетом возрастной принадлежности субъектов общественного движения.

Детское движение (октябрята 7-10 лет, пионеры 10-14 лет -- ОО «БРПО») - это объединение младших школьников и подростков, целенаправленно организованное взрослыми для удовлетворения разносторонних интересов, реализации природных, социальных и личностных потребностей его членов. В широком смысле, детское движение - социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ в целях социализации личности. Юношеское движение (старшие подростки 14-17 лет) - это совокупность общественных объединений, организаций, обеспечивающих задачи социализации детей подросткового и юношеского возраста. Юношеское движение в Республике Беларусь объединяет ОО «БРСМ», Белорусскую ассоциацию клубов ЮНЕСКО, Белорусскую республиканскую скаутскую ассоциацию, Ассоциацию белорусских гайдов и другие объединения Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 9..

Таким образом, детское и юношеское движение Республики Беларусь - это самодеятельные детско-юношеские общественные объединения республиканского и регионального уровней, создаваемые для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющие регулирующие их деятельность нормы, уставы, содержание деятельности. Многообразие детских и молодежных общественных объединений выступает индикатором гражданской активности белорусского общества. Как исторически сложившуюся форму социализации подрастающего поколения, общественные объединения по праву называют школой общественной жизни, знаменующей переход растущей личности от «статуса ребенка» к «статусу равноправного члена общества».

Современная ситуация в детском движении Беларуси характеризуется масштабностью, широким спектром деятельности общественных объединений, в которых принимают участие как сохранившиеся государственные детские формирования, так и возникшие новые организации. Действующие в настоящее время детские организации, объединения (ОО «БРПО», скауты, гайды, клубы ЮНЕСКО и др.), развивают идеи гуманистической, гражданственной и патриотической направленности. Особое место в детском движении в Республике Беларусь занимает республиканское общественное объединение БРПО, которому оказывается целенаправленная государственная поддержка, предоставляется информационно-кадровое, материальное и финансовое обеспечение.

В основу социального развития в детском объединении положена системная интеграция личностно-индивидуального, культуросообразного, деятельностного, средового и ролевого подходов. Реализация прав ребенка определяет сочетание жизнедеятельности принципов игры, диалога, соревновательности, инициативы, романтики, творчества, учета возрастных особенностей и статуса ребенка в условиях общественного объединения.

Детские объединения направлены на консолидацию действий различных социальных групп подростков, объединенных общей целью, системой норм жизни, общими ценностями. Они имеют особую символику, отражающую декларируемые ценности, признанного лидера, выражающего идеологическую ценностную платформу, совокупные цели движения. Как субъект конкретного общества, общественное объединение существует во времени, обладает координационным центром, организационными органами, социально-практическим содержанием.

Анализируя феномен детского движения, необходимо определиться с такими понятиями, как «организация», «детская организация» и «детское общественное объединение». Приведенные ниже определения предложены учеными Ассоциации исследователей детского движения.

Общественная организация - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления, на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство Жилинская И.В. Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах. - Мн., 2006 - С. 81..

Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское сообщество, создаваемое для реализации социально ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.

Понятие «детская общественная организация» имеет в различных науках разноплановый понятийный контекст. С точки зрения социологии, детская общественная организация - специфическое социокультурное образование, представляющее жизненные ценности детства, реальные возможности обеспечения разносторонних потребностей и интересов ребенка в данном социуме.

В основу типологии детских общественных объединений положены содержание деятельности, длительность развития, формы управления детскими объединениями. По содержанию деятельности различают патриотические, общественно-политические, творческие, трудовые, досуговые, познавательные, религиозные и другие детские объединения. По длительности развития они могут быть постоянными и временными. Постоянные создаются на базе школы, внешкольных учреждений, по месту жительства. К временным организациям относятся детские оздоровительные лагеря, патриотические, краеведческие, экологические, туристические группы, слеты, форумы. По характеру управления выделяются неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 12..

В науке выделяют две модели взаимодействия школы и детских общественных объединений. Первая модель основывается на равноправном партнерстве школы как государственного образовательного учреждения и детских общественных объединений как организаций, имеющих юридический статус, собственную программу развития. Субъекты партнерства (школа, ОО и О) совместно разрабатывают социально ориентированные программы, обновляют содержание воспитания, выводят воспитательную систему за стены школы. Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений и организаций, четко выраженной спецификой деятельности. В настоящее время подобная практика партнерских отношений школы и общественных объединений и организаций находится в стадии зарождения и, как правило, свойственна школам инновационного типа развития, опыт которых по данному направлению будет описан в последующих главах.

Вторая модель, наиболее распространенная. Ее суть заключается в том, что отношения учреждения образования и детской общественной структуры формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. При этом детское объединение выступает компонентом воспитательной системы и находится в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс - объединение», «управление и самоуправление». Педагоги по зову души становятся лидерами общественных объединений, кураторами, организаторами, активными участниками.

Социальная значимость детского движения в школе исключительно высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации (горизонтальные и вертикальные связи субъекта и социальной системы), участие в социально значимых делах на благо людей (благотворительной направленности). Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов, творческих союзов и лиг, детских парламентов и школьных дум

Таким образом, детское движение - это особый вид социального движения, объединяющий детские и молодежные организации, объединения, структуры самоуправления, в основе которых интересы, инициативы детей и молодежи как равноправных субъектов социального воспитания, включающего возрастные этапы школьной жизнедеятельности.

Высокий индекс значимости конкретного инициативного объединения детей, представленный на различных социальных уровнях (индивидуальном, групповом, общественном, государственном), обеспечивает стабильность, временную и территориальную масштабность, естественность диалектического развития специфической формы социального бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений детей и взрослых.

При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как социального института необходимо определить их основные социальные функции: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогностическую, координационную, социализирующую, фасилитационную Храмцова Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников. - Мн., 2008 - С. 14..

Реализация идеологической функции предполагает освоение ребенком основополагающих национальных ценностей патриотизм, историческая память, долг, терпимость, трудолюбие, социально-политических идей, убеждений. Идеология детского и молодежного движения призвана сформировать у подрастающего поколения национальное самосознание, социально-политическую культуру. Воспитательная функция вытекает из идеологической и предполагает уважение власти, законов, правопорядка, государственных символов, атрибутов, знание исторического прошлого, приоритетов развития государства и общества, наличие активной гражданской позиции. Основой деятельности детского формирования становится воспитание нравственных качеств, направленности личности на социальные отношения: открытость, терпимость, уважение, достоинство, коллективизм, трудолюбие, оптимизм.

Образовательная функция предполагает формирование научной системы взглядов на мир, общество, государство и личность; представление о государственном устройстве, об институтах власти. Образование в условиях общественного объединения включает знания о правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, основополагающих законах страны.

В процессе деятельности в общественных объединений и организаций воспитанник должен усвоить навыки самопознания, самооценки и самовоспитания, что обеспечивается через реализацию развивающей и диагностико-прогностической функций. Социальная защита и поддержка личности обеспечивается комплексом социально-педагогических условий (педагогическая диагностика, коррекция личностного развития, сопровождение, сотрудничество, партнерство). Такой подход обеспечивает возможность личностного выбора сферы самореализации, гарантию безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, прав, законных интересов, возможности доступа к культуре, информации, взаимодействия с представителями государственной власти, органов управления. В этой связи актуально формирование социальных знаний об обществе, государстве, власти, гражданине, его правах, обязанностях, что обусловливает выработку гражданских компетенций как основы полноценного социального развития.

Координационная функция в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации. Члены детских организаций включаются в различные виды социально значимой деятельности на благо людей. Организация опосредует взаимодействие личности с жизненной средой, помогает выработке собственного мнения, поиску способов социально значимых решений, тем самым формируется осознанная, активная гражданская позиция, составляющая в перспективе фундамент социально-политической позиции.

В этой связи детские организации реализуют социализирующую функцию путем включения личности в различные виды деятельности: познавательную, творческую, социально-практическую. Это сокращает пространство девиантного, делинквентного (противоправного) и адфиктивного (наличие у индивида вредных привычек - употребление алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, табакокурение и т. д.) поведения. При этом в процессе социально значимой деятельности у воспитанников формируются актуальные волевые качества: ответственность, целеустремленность, направленность на результат, навыки самоограничения, самоорганизации. Этому способствуют приобретаемые жизненные умения, понимаемые как опыт выполнения многообразных социальных ролей в ОО и О: труженика, гражданина, школьника, руководителя, консультанта, товарища, исполнителя, делегата, уполномоченного, докладчика и др.

Фасилитационная (поддерживающая) функция детских общественных объединений и организаций включает оказание подросткам помощи в трудной жизненной ситуации, в ситуациях противоречия с законом, при явлениях дезадаптированности и десоциализации, связанных со снижением адаптационных свойств личности, утратой социально значимых навыков. В этой связи актуальна адресная социально-педагогическая помощь в рамках организации как содействие в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, в разрешении жизненных проблем через оказание посреднических услуг на основе взаимодействия с различными организациями, субъектами хозяйствования, учреждениями культуры, досуга, здравоохранения, органов правопорядка, исполнительной власти.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.