реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска

Анализ учреждений социального обслуживания показал, что для повышения качества социального обслуживания необходимо:

1) принять меры по обеспечению соблюдения государственных стандартов качества социальных услуг и повышению качества социального обслуживания пожилых граждан проживающих в Доме-интернате;

2) улучшить организацию социального обслуживания в Центре, устранив допущенные недостатки в работе;

3) необходимо разрабатывать комплексные планы по дальнейшему развитию социального обслуживания с учетом потребностей пожилых граждан

4) не внедряются в практику учреждений социального обслуживания новые виды и формы социального обслуживания граждан.

5) необходима концентрация усилий и ресурсов для работы по досуга и обеспечения благосостояния пожилых граждан.

6) необходим анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Таким образом учреждения социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске оказывают услуги по социальному обслуживанию пожилых граждан, хотя и имеются существенные недостатки в организации социального обслуживания, но в связи с увеличением пожилых граждан этих мер по социальному обслуживанию недостаточно. Для улучшения организации социального обслуживания в первую очередь необходимо провести анализ социального обслуживания пожилых граждан с учетом потребностей.

3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан г. Белогорска

Как было показано в теоретическом анализе литературы одной из характерных особенностей периода пожилого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных граждан является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживанием, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены.

Неспособность самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других граждан, что вызывает у многих пожилых граждан чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования. Становится очевидным возникающая зависимость пожилого человека от помощи других. С появлением различных заболеваний эта зависимость только усугубляется, и в некоторых ситуациях пожилые граждане оказываются практически полностью зависимыми от учреждений социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Основываясь на этом определении и принимая во внимание выявленные недостатки в организации социального обслуживания пожилых граждан в г.Белогорске проведем исследование социального обслуживания пожилых граждан с учетом их потребностей, что позволит нам выявить проблемы пожилых граждан и разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске.

Оценка качества социальных услуг на дому - одна из важнейших и актуальных проблем социального обслуживания. Качество жизни пожилого человека - это степень развития и полнота удовлетворения комплекса потребностей и интересов граждан, проявляющиеся в различных формах деятельности и жизнеощущении. Разработка методологии и методических материалов для организации мониторинга качества и образа жизни пожилых относится к числу наиболее важных задач в системе социального обслуживания этой категории населения. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания, внедрение новых форм помощи пожилым, обслуживающимся на дому, наталкивается на отсутствие информации о потребностях в такой помощи, особенно это касается мер, связанных с морально-психологическим состоянием граждан старшего возраста.

При организации социального обслуживания не всегда учитывается тот факт, что группа пожилых неоднородна по своему составу: по состоянию здоровья, способности к самообслуживанию, материальному положению, наличию связей с родственниками т. д. Не существует конкретизации адресной поддержки подопечных, отсутствует структурированная и прослеженная в динамике информация об уровне удовлетворения основных потребностей пожилых граждан и степени их адаптированности к новым условиям.

Эти проблемы могут быть решены на основе систематического отслеживания социальных показателей качества жизни пожилых граждан, что послужит основанием организации социального обслуживания центром социального обслуживания пожилых граждан.

Эти направления дают возможность в комплексе изучить социальные, культурные и психологические потребности пожилого человека, что позволит проводить более грамотную "политику" в отношении этой группы, которая будет направлена на улучшение не только материального положения, но и психологического самочувствия подопечных и, следовательно, повысит качество предоставляемых услуг.

Целью исследования является разработка предложений по организации социального обслуживания пожилых граждан.

Задачи исследования:

1) выявить основные социально-психологические проблемы пожилых граждан;

2) определить уровень удовлетворенности пожилых граждан социальным обслуживанием;

3) выявить потребность в социальных услугах пожилых граждан;

Исследование проводилось на базе Управления социальной защиты населения г.Белогорска. Выборка испытуемых проводилась по следующим критериям: возраст 60-75 лет, семейное положение. Таким образом для исследования было отобрано 35 одиноких пенсионеров. Исследование проводилось с полного согласия испытуемых.

Методом опроса были выявлены основные социально-психологические проблемы пожилых граждан.

Так как нами были отобраны для исследования одинокие пожилые граждане, то у их объединяет то, что одиночество наступило в результате потери супруга или супруги. Эти граждане тяжело переживают потерю близкого человека. Так же разрыв привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию привел к возникновению эмоционально-волевых расстройствам. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Эти граждане живут без определенного интереса. Поэтому одна из основных проблем - это одиночество пожилых граждан. Проблема одиночества выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста.

Другая, не менее важная проблема пожилых граждан связана с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Все пожилые граждане, принимавшие участие в исследовании не работающие пожилые граждане.

Проблема незанятости пожилых граждан отражается на их социально-экономическом положении. Следствие кризиса трудоустройства, невозможность вести независимый образ жизни из-за различных болезней, бедность, невозможность оплатить надлежащий уход и квалифицированную медицинскую помощь, роста цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания, уменьшению расходов на социально-культурные нужды и, в конечном итоге, сказывается на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста.

Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя местные органы, учреждения социальной защиты.

Пожилые граждане, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Но это только часть жизнедеятельности пожилых граждан.

В семье пожилые граждане принимают на себя существенную часть забот со среднего поколения. Однако разгрузка среднего поколения за счет старшего не является основной необходимостью. В действительности интересы и потребности пожилых граждан отнюдь не ограничиваются семьей, детьми, внуками.

Снимая с детей нагрузку по дому, пожилые жертвуют здоровьем, досугом, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями. Особенность пожилых граждан заключается также в том, что они чаще других выступают как объект насилия (плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие) со стороны социального окружения, однако это не значит, что пожилым не свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголем, депрессией и психической неуравновешенностью. Слабость к алкоголю у пожилых лиц обусловлена тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе, окружающих, для пожилых граждан сняты.

При этом у пожилых граждан существует определенная мифология, вызванная психологическими установками. Среди них: "алкоголь улучшает пищеварение", "алкоголь помогает уснуть", "алкоголь помогает не чувствовать одиночество" и т.д., что наряду с другими факторами, также приводит к алкоголизации.

Вместе с тем наблюдаются обратные реакции. Алкоголь приводит к гипертонии, ухудшает память, вызывает депрессии, может ухудшить работу пищеварительного тракта. Особо опасным является употребление алкоголя совместно с лекарственными препаратами.

Выявленные социально-психологические проблемы обследуемых пожилых граждан, которые представлены в Таблице 4, позволят разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске.

Таблица 4 - Социально-психологические проблемы пожилых граждан

№№

Выявленные проблемы

1

проблема одиночества;

2

проблема занятости;

3

социально-экономическая;

4

проблема досуга;

5

проблема, связанная с ослабленным здоровьем пожилых граждан

6

проблема нравственных взаимоотношений

7

проблемы насилия со стороны социального окружения;

8

проблема общения с другими гражданами пожилого возраста;

9

проблема алкоголизации;

10

проблема адаптации пожилых граждан к новой социальной роли;

Таким образом, решение большей части проблем пожилых граждан мы видим в первую очередь в организации досуга и занятости пожилых граждан.

Далее была определена удовлетворенность пожилых граждан социальным обслуживанием, которая определялась по составленной нами анкете, состоящей из перечня предоставляемых услуг социальными учреждениями г.Белогорска, где надо было оценить по пятибальной шкале предоставленные услуги (Приложение Б).

Если услуга не предоставлялась, то анкетируемым предложено проставлять 0 баллов.

При обработке результатов были использованы модифицированные нами критерии уровня удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан, которые разработали В. В. Бахарев и К. Г. Свищев:

- высокий, если средний балл по всем услугам составил от 4 до 5 - социальное обслуживание признано хорошим;

- средний, если средний балл составил от 3 до 4 - социальное обслуживание признано удовлетворительным;

- низкий, если средний балл составил от 2 до 3 - социальное обслуживание признано неудовлетворительным;

Проведенное анкетирование показало неудовлетворительное социальное обслуживание. Не в полном объеме предоставляются социальные услуги. Это объясняется недостатком социальных работников и финансовых средств. Результаты проведенного анкетирования представлены в Таблице 5.

Таблица 5 - Результаты анкетирования по удовлетворенности предоставляемыми услугами

Наименование услуг

Балл

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

3,1

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

3,0

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

0,0

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

2,3

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

2,0

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

0,0

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

2,9

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

3,8

9) организация досуговых мероприятий

0,0

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

4,6

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

3,3

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

0,0

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

3,6

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

3,8

15) посещение больного в стационаре;

4,5

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

3,9

17) помощь в оформлении документов;

3,5

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

4,2

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

4,8

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

4,7

Средний балл удовлетворенности

2,9

Как видим из Таблицы 4, средний балл удовлетворенности 2,9 - это показатель низкого социального обслуживания. Анкетируемые жалуются, что работники бывают грубы, из-за большого количества обслуживаемых пожилых граждан отказываются иногда принести воды или дров, сходить в аптеку или магазин за промышленными товарами. Такие услуги, как помощь в ремонте жилья, реабилитационные и досуговые мероприятия не предоставляются совсем, хотя организация досуговых мероприятий помогло бы решить большую часть проблем пожилых граждан, так как в узком понимании досуг - это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и на отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни

Нуждаемость в социальных услугах пожилых граждан определялась путем сравнения нуждающихся в социальных услугах и фактического предоставления услуг. Показатель потребности в предоставляемых услугах определялся путем вычисления процента от общего перечня предоставляемых услуг учреждениями социального обслуживания. Точное хронологическое определение нуждаемости пожилых граждан дать не возможно из-за отсутствия разработанных методик определения этого показателя, как впрочем и показатель удовлетворенности предоставляемыми услугами. Анализ показал, что обследуемые пожилые граждане нуждаются в предоставлении почти всех услуг, за исключением социально-правовых, эти услуги предоставляются в полном объеме. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

Таблица 6 - Нуждаемость в социальных услугах пожилых граждан

Наименование услуг

%

Выполн.

Нуждаемость

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

28,6

71,4

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

45,7

54,3

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

0,0

100,0

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

14,3

85,7

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

0,0

100,0

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

0,0

100,0

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

20,0

80,0

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

48,6

51,4

9) организация досуговых мероприятий

0,0

100,0

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

0,0

100,0

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

0,0

100,0

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

100,0

0,0

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

100,0

0,0

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

0,0

100,0

15) посещение больного в стационаре;

65,7

34,3

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

62,9

37,1

17) помощь в оформлении документов;

100,0

0,0

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

100,0

0,0

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

100,0

0,0

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

100,0

0,0

Средний балл удовлетворенности

49,3

55,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.