реферат бесплатно, курсовые работы
 

Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

Применительно к Российской Федерации: преодоление апатии и пессимизма молодежи через реабилитацию в ее сознании демократических ценностей, с одной стороны, и противодействие нарастающему экстремизму как форме молодежного нонконформизма - с другой.

3. Содействие становлению полноценного гражданства молодежи через общественную активность молодежи.

Применительно к Российской Федерации: содействие общественно значимым формам социального новаторства молодежи, в том числе развитие гражданских инициатив молодежи, инвестиции в творческие союзы молодежи, восстановление доверия общественным структурам и организациям, сближение целей деятельности молодежных объединений с подлинными интересами молодежи, содействие включению молодежи в процессы самоуправления на местах, приобщение молодежи к культурно-историческим традициям, преодоление ценностно-нормативного кризиса (аномии) в сознании молодых людей с целью укрепления ее гражданских идентичностей и формирования гражданского общества в России.

Рассмотрим молодежную политику Германии. Молодежная политика Германии - это многообразное и разносторонне явление. Совершенно иной подход ко всем сферам развития молодежи, к семье, его можно назвать подростково-центристским. То есть, всем миром решается конкретная проблема конкретной группы в конкретных обстоятельствах.

Если появляются проблемы, то появляется некто, имеющий соответствующее высшее образование, получивший диплом социального работника или психолога в самой Германии. Создает так называемый “Ferrein” - общественно полезную организацию, которая предлагает государству свой проект решения определенной проблемы, выигрывает конкурс и получает от государства деньги для работы. Чиновники, перечисляя деньги, опираясь на общественные организации, действуют на уровне здравого смысла, соотнося ситуацию с возможными последствиями.

В Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства [33].

В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг, что отражает многообразие направлений общественного развития и открывает широкие возможности перед молодежью и родителями. Признак федеративного устройства - широкий перенос задач на уровень, близкий населению: на города, районы и общины. Это проявляется и в сфере помощи молодежи: основную часть финансовых расходов несут земли и общины.

Работа построена так, что с одним и тем же подростком, оказавшимся в кризисной ситуации, работают несколько организаций. Как только он попадает в поле зрения одно социального работника, допустим школьного - и с ним работают специалисты в учреждении; выходя на улицу, подросток оказывается объектом внимания сотрудника уличной службы, который предлагает ему занятия в разных кружках, секциях.

В зависимости от ситуации с подростком работают разные специалисты. Были суицидные попытки - направляется в кризисный центр для работы с психологом. Требуется профессиональное образование - ему предлагают несколько курсов на выбор с роком обучения от 3 месяцев до 5 лет. Не может жить в семье - ему снимают жилье, в 14 лет там подросток уже имеет право уйти из дома, и ему будут оплачивать квартиру. Чиновники только координируют работу социальных служб по поводу каждого конкретного ребенка, собирают совещания, на которых оценивают результаты и обсуждают, что еще необходимо предпринять. Могут даже нанять конкретного педагога для одного подростка. Сейчас они широко применяют принцип педагогики выживания и «приживания». То есть отправляют подростка и взрослого человека в другой город или даже в другую страну, где он должен суметь адаптироваться и справится со своими переживаниями и страхами.

Главное, что не государство занимается, например, помощью бывшим «девушкам легкого поведения», больным СПИДом или тем же трудным подросткам, оно доверяет эти функции населению, то есть общественным организациям. Ни в одном государстве не найдется столько чиновников и государственных учреждений, способных решить множество молодежных проблем - это не реально [31].

Значит надо искать выход их этой ситуации и доверять гражданам своей страны. Что и делается в Германии, где все основано на доверии и общественным организациям и людям, которые в них работают.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:

Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.

Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг.

Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (районных) органов власти, как более, приближенных, к конкретным потребителям, и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.

В третьей главе мы внесем свои предложения по совершенствованию методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции.

Глава 3. Совершенствование методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции в Иркутской области

3.1 Политическое поведение и гражданская позиция молодежи

Политическое поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых человеческих действий в сфере распределения и осуществления власти. В нём проявляются и реализуются политические установки. Характер и направленность политического поведения зависят от соотношения объективных (внешняя социальная среда) и субъективных (внутренние побуждения людей) факторов. Политическое поведение молодёжи имеет ряд специфических особенностей, что объясняется спецификой ее социального положения, которое характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей.

Результаты социологических исследований, проведённых в течение последних лет, показывают, что политическое поведение молодёжи Иркутской области в значительной степени фрагментировано и не имеет единых для всех представителей данной социально-демографической группы характеристик. Отдельные группы молодёжи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения Российской Федерации.

Анализ результатов проведённых исследований показывает постоянное увеличение доли молодёжи Иркутской области, испытывающей позитивные чувства, когда они слышат слова «Россия, Российская Федерация», так ответили 56,6% опрошенных (в 2007 году - 43,5%, в 2008 - 54,3%). Негативные чувства испытывают 8,5% опрошенных. Ассоциируют Россию, в первую очередь с властными характеристиками (сила, держава, армия, достоинство и т.п.). 15,5% опрошенных, с географическими характеристиками (огромная, много наций, леса, поля и т.568п.) 14,7%

Рис. 3.1. Ассоциативные чувства, которые испытывает молодежь, когда слышит слова «Россия», «Российская Федерация»

Рассматривают политику как комплекс средств, методов и мероприятий для достижения блага всего общества 36,4% опрошенных, считают, что политика - это деятельность отдельных людей и групп для получения доступа к власти и использования её в своих целях 40,7% респондентов. Обращает на себя внимания и достаточно высокая доля тех, кто затруднился при ответе на этот вопрос - 20,1%, т.е. тех, кто не задумывался о том, как они понимают политику.

Рис. 3.2. Мнение молодежи о понятии «политика»

Проведённое исследование показывает, что основная часть молодёжи Иркутской области не проявляет активного интереса к политике, около половины молодых людей ограничиваются тем, что иногда слушают по радио или телевидению информацию о политических событиях (42% опрошенных), 24,6% респондентов ответили, что не интересуются политикой. Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% опрошенных, испытывают высокую степень интереса к политике и допускают своё участие в выборах в качестве кандидата 6,6% опрошенных.

Телевидение является для молодёжи Иркутской области главным источником получения информации политического характера, 68,8% респондентов ответили, что часто получают информацию о политике из телевизионных программ. Прессу назвали важным источником получения информации 39,3% опрошенных, никогда не получают информацию о политике из прессы 7,9% респондентов. «Интернет» молодые люди не часто используют для получения информации о политических событиях, 34,8% ответили, что этот источник используют редко, 28,8% - никогда. Радио для современной молодёжи не относится к важнейшим источникам получения информации. Ответили, что редко используют радио для получения информации политического характера 45,2% опрошенных, никогда не используют - 17,7% респондентов. От друзей, родственников и знакомых около половины опрошенных молодых людей редко получают информацию о политической жизни (49,2%). На работе и в учебном заведении информацию о политических событиях в стране и регионе так же получают не часто, 48,1% ответили, что получают её редко, 13,4% - никогда.

Электоральную активность молодёжи Иркутской области нельзя назвать высокой. Только 39,7% опрошенных ответили, что всегда принимают участие в выборах в федеральные органы власти, 30,1% принимают участие иногда.

Рис. 3.3. Активность участия молодежи в выборах в федеральные органы власти

Анализ результатов проведённого исследования показал, что участие молодых людей в политических выборах зависит от их уровня, на региональных выборах всегда принимает участие меньше респондентов, чем на федеральных (32,1%) и на муниципальных меньше, чем на федеральных (28,1%).

Около половины опрошенных нами респондентов, считают, что их участие в выборах не может значительно повлиять на ситуацию в стране, на расстановку политических сил: 31,3% респондентов на вопрос о возможности своего влияния ответили «скорее нет», 19,6% - «нет». Уверены в своей возможности влиять на политическую жизнь страны только 15,7% опрошенных, ответили «скорее да» 22,8% респондентов.

Рис. 3.4. Мнение молодежи на влияние ситуации в стране при участии в выборах

Молодёжный абсентеизм является одной из актуальных проблем современного Российского общества. Те респонденты, которые никогда не принимали участия в выборах, объяснили это тем, что сомневаются в том, что их участие в выборах может что-либо изменить (20,4%), отсутствием свободного времени (15,5%), и отсутствием интереса к политике (11,2%).

Респондентам было предложено на выбор несколько утверждений о месте и роли молодёжи в политической жизни страны. Анализ ответов на этот вопрос показал, что большая часть опрошенных молодых людей признают важность и значимость участия молодёжи в политической жизни страны. 48,6% опрошенных согласились с утверждением, что «В руках молодых - будущее страны, они должны быть политически активны» (в 2007 году так считало 33,6% опрошенных), 37,6% опрошенных выбрали утверждение «Участие молодёжи в политике - это возможность высказывать свои взгляды, отстаивать свои права и интересы». Существуют среди молодёжи и скептические настроения по поводу участия молодёжи в политической жизни. Считают, что «Молодым людям не хватает жизненного опыта, политикой должны заниматься зрелые люди» 21,9% опрошенных, выбрали утверждение «Молодёжь должна учиться, а не заниматься решением политических вопросов, в которых плохо разбирается» 18% респондентов, а с тем, что «Молодёжь - несамостоятельна, некомпетентна в вопросах политики» согласились 12,7% опрошенных.

Считают эффективными для отстаивания своих интересов активные формы протеста 39,5%, но является и довольно высокой доля тех, кто не считает политический протест эффективной формой отстаивания своих интересов (23,6%). Приемлют для себя только пассивные формы протеста (сбор подписей, написание заявлений, просьб) 8,1% респондентов.

На вопрос: «Какой из нижеперечисленных партий вы отдаёте наибольшее предпочтение?» 65,2% респондентов ответили - «Единая Россия». Второй по популярности среди молодёжи является политическая партия «ЛДПР», ей отдают предпочтение 9,8% опрошенных, на третьем месте политическая партия «Справедливая Россия» - 5,8%. Политическую партию «КПРФ» выбрали 3,8% опрошенных, «Яблоко» 1,9%. На вопрос «За какую из партий вы бы никогда не стали голосовать» 35% ответили - «ЛДПР», 20,8% - «КПРФ», за партию «Яблоко» не стали бы голосовать 16,3% опрошенных, за политическую партию «СПС» - 9,5%, за политическую партию «Единая Россия» - 6,5%.

Анализ результатов ответа на вопрос: «Какие общественные движения вы знаете?» показал, что молодые люди в Иркутской области не осведомлены о деятельности таких организаций или очень мало о них знают. Респонденты назвали общественные организации: «Молодая гвардия» (9%), «Зелёные» (9,1%), к общественным организациям отнесли так же политические партии «Единая Россия» и «ЛДПР». К молодёжным движениям были отнесены некоторые молодёжные субкультурные группы.

Деятельность Президента Российской Федерации Медведева Д.А. оценивается молодёжью Иркутской области довольно высоко. 42,5% оценивают его деятельность положительно, 37,8% - скорее положительно, 5,3% оценивают её отрицательно, 9,8% - скорее отрицательно.

Рис. 3.5. Оценка деятельности Президента РФ Медведева Д.А.

Более высокий, чем у Медведева Д.А., рейтинг популярности у бывшего Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., 67% опрошенных оценивают её положительно (в 2007 году - 70%, в 2008 - 60,7%), 22,6% - скорее положительно, 3,8% оценивают её отрицательно, 4,2% - скорее отрицательно.

Рис. 3.6. Оценка деятельности председателя Правительства РФ Путина В.В.

Ответы на вопрос: «Кого из современных политиков Вы можете перечислить?» показали, что наиболее известными политиками для молодёжи Иркутской области являются Путин В.В. (70,4%), Медведев Д.А. (47,5%), Жириновский В.В. (35,7%). Зюганова Г.А. назвали 9,3% респондентов, Миронова С.М. - 7,7%. Среди политиков Иркутской области наиболее часто были названы: Есиповский И.Э. (29,2%), Якубовский В.В. (6,8%), 5,7% назвали бывшего губернатора Иркутской области Тишанина А.Г. Политиком Иркутской области назвали Чекотову Н.А. 4,3% опрошенных.

Наиболее значимыми правами и свободами для опрошенных молодых людей являются: право на жизнь (57,5%), свобода слова (51,5%), право на бесплатное образование (41,3%), право на бесплатную медицинскую помощь (41,1%). Наименее значимым для молодёжи являются право на объединения, включая право создавать профсоюзы - 5,2%.

Рис. 3.7. Значимость прав и свобод

На вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своей личной свободы?». 44% опрошенных молодых людей ответили, что чувствуют себя вполне свободными, 35,1% выбрали вариант ответа «чувствую некоторое ограничение своей свободы», не чувствуют себя свободными 9,3% опрошенных, 9,5% респондентов затруднились с ответом. Считают, что живут в свободной стране 63,8 % респондентов, не согласны с этим утверждением - 32,8% респондентов.

Рис. 3.8. Оценка уровня своей личной свободы

Анализ результатов проведённого исследования позволяет сформировать следующие выводы.

Наблюдается рост патриотических настроений среди молодёжи, увеличивается доля молодых людей, испытывающих позитивные чувства по отношению к своей стране.

Уровень интереса молодёжи к политике не является высоким, около половины молодых людей ограничиваются тем, что иногда слушают радио или смотрят информацию о политических событиях по телевизору. В то же время, большая часть опрошенных молодых людей считают, что молодёжь должна быть политически активной, что через участие в политике у них есть возможность отстаивать свои права и интересы.

Главной причиной молодёжного абсентеизма является то, что молодые люди сомневаются в возможности что-либо изменить в стране с помощью их участия в выборах.

Самой популярной у молодёжи Иркутской области является партия «Единая Россия», а самым популярным политиком - председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В [33].

3.2 Предлагаемые меры по активизации молодежи

Активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

В настоящий момент, как показал опрос, молодежь г. Иркутска не является достаточно активной. Наше предложение заключается в том, чтобы предпринять ряд мер, способствующих активации молодежи:

· Информационное обеспечение (доступность информации): создание официального сайта Агентства по молодежной политике Иркутской области

· Поддержка детских и молодежных общественных объединений

· Проведение в ВУЗах и школах дни самоуправления, выбирать президента школы/факультета.

· Патриотические мероприятия.

А в период предвыборных агитаций можно проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.)

Развитие информационных технологий на современном этапе неразрывно связано с развитием телекоммуникационной отрасли и Internet. Однако помимо коммуникативных функций, все более важной становится информационная составляющая этого комплекса, одной из важнейших функций которой является организация входящих и исходящих информационных потоков.

Основной составляющей информационной структуры Агентства по молодежной политике будет являться его официальный сайт. Функционально сайт будет обеспечивать своевременную подачу информации, организацию активной связи с молодежью.

Посетители сайта смогут задавать интересующие их вопросы и получать на них ответы, это будет обеспечивать обратную связь. Это очень простой и удобный способ оперативно отслеживать мнения, замечания, отзывы посетителей. Так же на сайте можно проводить опросы. Более развитым механизмом общения с посетителями сайта будет являться форум, этот механизм позволит выделить наиболее актуальный темы и обсудить их.

Сайт будет состоять из следующих основных разделов:

1. «Документы» - для публикации законодательных актов, регулирующих вопросы, связанные с молодежной политикой.

2. «Программы» - для публикации информации о программах, проводимых в рамках молодежной политики

3. «Форум»

4. «Горячая линия» - для предоставления консультаций по вопросам, интересующих посетителей сайта.

В современных условиях все более значимым для молодёжной политики становится поддержка самореализации молодого поколения. В связи с этим реальными субъектами молодёжной политики должны являться не только органы государственной власти, но и собственно молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет через созданные ими детские и молодёжные общественные объединения, что придает развитию молодёжной политики в России, регионе устойчивый характер, основанный на преемственности достижений и восприимчивости к актуальным вызовам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.