реферат бесплатно, курсовые работы
 

Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

С другой стороны, молодежь сама все чаще становится объектом нападения противоправных действий. Социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. В этой связи приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей.

Проблему безопасности молодежи сегодня особенно усугубляет угроза распространения наркомании. Сегодня большую часть потребителей различных психоактивных веществ составляют подростки и молодежь в возрасте от 13 до 24 лет. В общей сложности за последние пять лет по России в 14 раз увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических веществ. В Республике Татарстан, по данным Уполномоченного по правам человека в РТ Р.Г. Вагизова, среди потребителей наркотиков доля лиц, не достигших 30-летнего возраста, составляет 76% [33]. .

Массовое распространение наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде во многом объясняется стремлением современных подростков уйти от реальных проблем в иллюзорный мир. Наркомания является одним из таких способов. Другим не менее опасным способом, распространенным среди молодежи, является попытки суицидов (самоубийств). В России на протяжении уже многих лет эти показатели остаются стабильно высокими. Так, по данным статистики, в 1999 г. по России в целом добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс. человек. При этом нужно учесть, что на каждую подобную акцию приходится 7 - 10 неудачных суицидных попыток, которые, как правило, не фиксируются [30].

Эти и другие негативные тенденции сегодня становятся мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу как для самой молодежи, так и для нормального функционирования всего общественного организма. По мнению специалистов, причины роста наркомании, токсикомании, алкоголизма, усиление криминализации молодежной среды и т.п. в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых бы стоило упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные наборы норм и стандарты поведения.

Все негативные последствия такой неблагоприятной ситуации возможно эффективно снижать только в рамках осуществления адекватной молодежной политики, проводимой на уровне государства и общества. В России сегодня осуществляется государственная молодежная политика, основными целями которой являются:

· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

· недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

· создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется на путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики в РФ строится на следующих принципах:

· принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

· принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

· принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

· принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики .

Разработка практических мер по осуществлению государственной молодежной политике была осуществлена в дном из основных документов по развитию государственной молодежной политики - федеральной программе «Молодежь России», одобренной Указом Президента России от 15 сентября 1994 г №1922. Позднее эта программа приобрела статус президентской [29]..

Данная программа содержит 15 подпрограмм, в том числе подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, подпрограмму создания системы информационного обеспечения молодежи и т.д. Согласно этим подпрограммам, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов формируется комплекс социальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и информационной поддержки, служб помощи молодой семье, молодежных досуговых центров и т.д.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. При этом на уровне регионов направления государственной молодежной политики могут расширяться и дополняться. В силу этого в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, дополнительно регулирующие отдельные вопросы молодежной политики. Так, например, в Республике Татарстан в 1993 г. был принят специальный Закон «О молодежи». Кроме того, в 1999 г. в нашей республике был принят Закон «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», согласно которому молодым нуждающимся семьям, т.е. семьям в первые три года после заключения брака (а в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которых один или оба супруга не достигли возраста 30 лет, государство оказывает содействие в улучшении жилищных условий, включая приобретение, строительство или реконструкцию жилья на льготных условиях [33]..

Учитывая весь этот комплекс мер, которые сегодня государство осуществляет в рамках государственной социальной политики, можно сделать вывод об удовлетворительном в целом, внимательном отношении государства и общества к проблемам и потребностям молодежи. В то же время реализуемой государством молодежной политике порой не хватает принятия конкретных мер и решений, направленных на решение проблем отдельных групп молодежи. Возможно, для этого необходимо создание специально координирующего молодежную политику государственного органа (или восстановление ликвидированного в 2000 г. Государственного комитета РФ по делам молодежи).

Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи [30]..

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе .

Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”. Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во-вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи [33]..

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

1.2 Основы формирования молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:

· ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

· приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;

· ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;

· единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

· обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

· осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

· преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [6]..

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

· возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

· создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

· содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

· воспитания и образования молодежи;

· реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

· использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

· создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

· недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода в рамках образованной Правительственной комиссией по делам молодежи. Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом:

· целей и конкретных задач государственной политики, признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;

· реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении социально-экономической политики, в том числе в области государственной молодежной политики;

· актуальности и специфики социальных проблем молодежи, в том числе различных возрастных, профессиональных и иных групп молодых граждан.

С учетом названных положений приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:

· воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;

· воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

· воспитание гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;

· воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений [7].

1.3 Понятие активной гражданской позиции

Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития [31].

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности - патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.

Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности.

Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей [32].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.