реферат бесплатно, курсовые работы
 

Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций

(конструктов). Но, как справедливо отмечал Э. М. Чудинов, наука до

и независимо от неопозитивизма руководствовалась требованием

принципиальной проверяемости своих теорий. Это всегда отличало

науку от религии и натурфилософских построений, обеспечивало ей

строгость и точность. Неопозитивизм абсолютизировал эту грань,

черточку научного познания, обратив ее против философии и против

самой науки. Он трансформировал указанное требование в принцип

верификации, который накладывает на науку непомерные ограничения и

несовместим с ней.

Отмеченными выше критериями надежности и валидности проблема

обоснования научности тестов не закрывается. Из используемых сейчас

двух критериев первый назовем общенаучным, а второй — специально

научным. Их широкое применение всего лишь дань сложившейся в теории

тестов традиции. В ряде наук идеи валидности преломляются в виде

стремления обосновать истинность, обоснованность, необходимость,

системность, рациональность и др. Ключевым критерием-принципом

является истинность, которая связана со всеми остальными.

Валидность теста соотносится с истинностью через принцип

предметности знания, указывающего на степень его соотнесенности к

познаваемому. Но все это — область специального исследования,

которое еще предстоит провести в процессе дальнейшего развития

теории и практики применения психологических тестов.

Изучение человека состовляет одну из важнейших задач науки, а

среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест.

Психологический тест помогает разбираться в своей психической

жизни. Он дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные

и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для

работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием

своих способностей.

К настоящему времени тесты весьма разнообразны и существует

множество оснований для их классификации. Это тесты интеллекта,

достижений, специальных способностей, креативности, межличностные,

практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты,

которые включают в себя задания на оперирование словами, а также

множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний

и свойств, и особой группы – проективных тестов.

Психологические тесты

Тестами в психологии называют стандартизированные методики

психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые колличественные

и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под

стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они

всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от

ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами

вычисления и интерпритации получаемых показателей. Сопоставимость

означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать

друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были

получены, если, разумеется, тест применялся правильно.

История психологического теста уходит в глубину веков, она

связана с испытанием различных способностей, знаний, умений и

навыков. Уже в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем

Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились

писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой

месопотамской цивилизации, благодаря обширным по тем временам

знаниям, он был обязан знать все четыре арифметических действия,

уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество,

владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме

того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях

и др.

В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был

способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат

в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его

биографические данные, уровень образованности; кроме того,

оценивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали

проверки умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем,

водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве

и др. Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти для

тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в том, что

сумеет выдержать все тяготы длительного периода образования.

Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и,

тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в

храм — с внутренней или с внешней.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно

преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись позже в

Грецию, он основал школу, допуск в которую открывал только для тех,

кто был способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на

те, которые он выдержал сам. Как свидетельствуют источники, Пифагор

подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая,

что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому,

вероятно, придавал большое значение диагностике именно этих

способностей. Для этого каждому давалась сравнительно трудная

математическая задача. В случае ее решения вопрос о приеме решался

сразу. Однако чаще всего задача не решалась, после чего неудачника

вводили в зал, где ученики, по правилам испытаний, должны были

беспощадно поднимать его на смех, давая ему обидные прозвища. Если

поведение новичка в этой критической ситуации характеризовалось

умением отвечать на выпады, хорошо и достойно держать себя, его

принимали в школу.

Особенное значение Пифагор придавал смеху и походке молодых

людей, утверждая, что манера смеяться является самым хорошим

показателем характера человека. Он внимательно относился к

рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за

каждым новичком после того, как последнего приглашали свободно

высказываться и не стесняться, смелее оспаривать мнения

собеседников.

Сообщается, что за 2200 лет до н.э. в Древнем Китае уже

существовала система проверки способностей лиц, желавших занять

должности правительственных чиновников. Каждые три года чиновники

повторно экзаменовались лично у императора по шести «искусствам»:

музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать,

знанию ритуалов и церемоний. Для государства система экзаменов была

важным средством отбора достаточно способных, в меру эрудированных,

и главное, лояльных по отношению к власти людей для последующего их

использования на административной службе.

Нередко результаты испытания интеллектуальных способностей

становились предметом гордости того или иного народа, а иногда

служили даже для извлечения доходов. Сообщается, например, что

индийский царь Девсарм, желая испытать мудрость иранцев, прислал им

шахматы. Предполагалось, что иранцы вряд ли сумеют разгадать суть

этой игры и потому они должны были по условию отослать в Индию

подать. Сообщается, однако, что визирь Хосрова Важургмихр понял

правила игры и в свою очередь изобрел игру, называемую сейчас

нарды. Он послал с новой игрой визиря в Индию, где ее, как

выяснилось, разгадать не смогли.

Приведенный здесь краткий исторический экскурс позволяет

сделать вывод о необходимости рассматривать испытания

индивидуальных способностей как важную и неотъемлемую часть

общественной жизни многих (если не всех) народов мира со времен

древнейших цивилизаций и до наших дней. Однако можно ли, на

основании приведенных данных говорить о глубокой истории и широкой

распространенности тестов? Если согласиться с наиболее известными

сейчас определениями теста даваемыми как перевод с английского

слова «test» — испытание проверка, проба, то на поставленный вопрос

надо отвечать утвердительно. Дело, однако, в том, можно ли в наше

время так определять тест.

Определения подобного рода Маркс удачно называл простым

названием идеи, создающим только видимость познания. «Объяснение, -

писал он, - в котором нет указания на differentia specifica (т. е.

специфическое различие), не есть объяснение». Для научного анализа

приведенная выше трактовка теста уже недостаточна, ибо она не

раскрывает тех существенных признаков, которые выделяют тест из

других средств психодиагностики, контроля знаний методов оценки

способностей. «Слишком короткие определения, - отмечал В. И. Ленин,

- хотя и удобны... все же недостаточны, раз из них надо особо

выводить весьма существенные черты того явления, которое надо

определить»).

В случае с тестами научный анализ дает классический пример

видимого совпадения вещей по форме и их действительных различий

по существу. Различия начинаются с рассмотрения основного понятия.

В марксистско-ленинской философии сложилась традиция рассмотрения

научных понятий с двух противоположных позиции. Как отмечал Б. М.

Кедров, каждое понятие может быть зафиксировано, во-первых, как

сложившееся готовое на данный момент времени, а потому как

относительно неизменное, постоянное. Во-вторых, научные понятия

могут и должны быть рассмотрены, исходя из того, что они выражают и

резюмируют собой на каждом этапе научного развития определенную

ступень движения науки. В результате складываются две логические

системы: формально-логическая, оперирующая относительно

неизменными. готовыми понятиями, и диалектологическая, оперирующая

изменчивыми развивающимися или, по терминологии Энгельса, текучими

понятиями.

С течением времени обыденное представление о тесте и научное

понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий

тест включает в себя элемент испытания, он не сводится только к

нему, ибо это сейчас метод исследования, включающий в себя ряд

чисто научных требований. На каждом этапе развития науки требования

к тестам и они сами менялись. Игнорирование этого

диалектического момента нередко приводит к упрощенчеству в его

оценках.

Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода

ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения

общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом,

поразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли

идеалистический фундамент психологии и стали основой новой

методологии.

Тесты по выявлению личностных диспозиций

ДИСПОЗИЦИЯ - готовность, предрасположенность субъекта к

поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В

персоналистской психологии (В. Штерн) Диспозиция обозначает

причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории

личности.

Ниже я приведу разработанный тест, который должен определить

примерную социальную направленность личности. Он выделяет 6 типов:

1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее,

эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами

(вещами, инструментами, машинами), отдаёт предпочтение занятиям,

требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические,

невербальные способности. Профессии: механик, электрик, инженер,

агроном и т.п.

2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален,

независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит

решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал.

Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик,

физик.

3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в

контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать,

психологический настрой на человека, гуманность, женственность.

Представитель данного типа старается держаться в стороне от

интеллектуальных проблем, активен, но часто зависит от мнения

группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение

общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи,

психологи).

4. Конвенциальный тип – предпочитает чётко структурированную

деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не

проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим,

ригиден. Слабо развиты организаторские способности, преобладают

математические способности. Предпочитает профессии, связанные с

канцелярией и расчётом.

5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить

энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения.

Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит

руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия,

требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает

задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и

предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор,

дипломат и т.п.

6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию;

имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален.

Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для

представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с

утверждением своего “я”. Он несоциален в том смысле, что не

придерживается условностей общества. Предпочитает творческие

занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается

инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно указать

одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

Инструкция: Ниже попарно представлены различные профессии. В каждой

паре профессий необходимо найти ту, которой отдаётся предпочтение.

Например, если из двух профессий “поэт или психолог” предпочитается

вторая, тогда в листе ответов в графе 41 (б) необходимо поставить

знак “+”

| 1. а) инженер | 2. а) | 3. а) повар | 4. а) фотограф |

|б) электрик |вязальщик |б) наборщик |б) заведующий |

| |б) санитарный | |магазином |

| |врач | | |

| 5 а) |а) философ | 7. а) учёный – | 8. а) редактор |

|чертёжник |б) психиатр |химик |научного |

|б) дизайнер | | |журнала |

| | |б) бухгалтер |б) адвокат |

|а) лингвист |а) педиатр |а) организатор |а) спортивный врач |

|б) переводчик |б) сатирик |воспитательной работы|б) фельетонист |

| | | | |

| | |б) председатель | |

| | |профсоюза | |

|а) нотариус |а) перфоратор |а) политический |а) садовник |

|б) снабженец |б) карикатурист |деятель |б) метеоролог |

| | |б) писатель | |

|а) водитель |а) инженер- |а) маляр |а) биолог |

|троллейбуса |электрик |б) художник по |б) главный врач |

|б) медсестра |б) секретарь- |металлу | |

| |машинистка | | |

|а) телеоператор |а) гидролог |а) зоолог |а) математик |

|б) режиссёр |б) ревизор |б) зоотехник |б) архитектор |

|а) работник ИДН |а) учитель |а) воспитатель |а) экономист |

|б) счетовод |б) командир |б) художник по |б) заведующий отделом|

| |дружинников |керамике | |

|а) корректор |а) завхоз |а) радиоинженер |а) наладчик |

|б) критик |б) директор |б) специалист по |б) механик |

| | |ядерной физике | |

|а) агроном |а) закройщик- |а) археолог |а) работник музея |

|б) председатель |модельер |б) эксперт |б) консультант |

|колхоза |б) декоратор | | |

|а) учёный |а) логопед |а) врач |а) главный бухгалтер |

|б) актёр |б) стенографист |б) дипломат |б) директор |

|а) поэт |а) архивариус | | |

|б) психолог |б) скульптор | | |

После выполнения теста необходимо будет выписать полученные

результаты. Например, 27б, 16а, 23а и т.д., обводя в кружок данные в

графе результатов и подсчитать максимальное количество совпадений в

каждой графе, определяющей тип личности. Доминирование полученных

ответов в какой - либо графе и должно указать тип личности. Если

количество ответов будет примерно одинаковым в 2х графах, то это

может свидетельствовать о смешанном типе личности.

|Реалистичес|Интеллектуаль| |Конвенционал|Предприимчив|Артистически|

|кий |ный |Социальный |ь- |ый |й |

|тип |тип |тип |ный тип |тип |тип |

|1а |1б |2б |3б |4б |5б |

|2а |6а |6б |7б |8б |9б |

|3а |7а |10а |10б |11б |12б |

|4а |8а |11а |13а |13б |14б |

|5а |9а |12а |14а |15а |15б |

|16а |16б |17б |18б |23б |19б |

|17а |20а |20б |22б |26б |21б |

|18а |22а |25а |25б |28б |24б |

|19а |23а |26а |28а |30а |27б |

|21а |24а |27а |29а |33б |29б |

|31а |31б |36б |32б |35б |30б |

|32а |35а |38а |38б |37б |37а |

|33а |36а |39а |40а |39б |41а |

|34а |37а |41б |42а |40б |42б |

Список использованной литературы:

1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов – М: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, Кн.3, 1999.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности – Киев, 1989.

3. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 1995.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.