реферат бесплатно, курсовые работы
 

Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии

Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не

только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических

беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе, а также

между обществами и государствами. Как указывается во Всеобщей Декларации

Прав Человека (1948 год), человеческое достоинство «является основой

свободы, справедливости и всеобщего мира».

Хотя нельзя провести четких границ между правами Человека в разных

сферах его/ее жизнедеятельности, все же условно все права Человека,

изложенные в Декларации и Конституции Республики Таджикистан можно

подразделить на четыре группы:

. гражданские (личные) права, такие как право на жизнь, свободу, личную

неприкосновенность, свободу передвижения и т.д.;

. политические права, такие как право на свободу мысли, совести,

религии, убеждений, мирных собраний и т.д.;

. социально-экономические права, такие как право на собственность, право

иметь работу, право иметь равную оплату за равный труд, право выбора

деятельности, право на достойный жизненный уровень, право на отдых,

право на медицинское обслуживание и т.д.;

. культурные права, такие как право на образование, на участие в

культурной жизни и т.д.

Декларация Прав Человека наделяет всех мужчин и женщин одинаковыми

правами и равной ответственностью в силу того, что они - люди. Однако этого

факта оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить защиту прав женщин.

И в 1993 году на Венской Всемирной конференции по правам человека было

признано, что «права человека женщин и девочек являются неотъемлемой,

составной и неделимой частью всеобщих прав человека».

Как известно, концепция развития человеческого потенциала включает в

себя четыре основных элемента: продуктивность, равноправие, устойчивость и

расширение возможностей. И в этом смысле, невозможно говорить о подлинном

развитии человечества без учета гендерного фактора. Тем более, что женщины

практически во всех странах составляют половину, а то и больше населения. И

в то же время сегодня они лишены многих возможностей в экономической и

политической жизни, по сравнению с мужчинами. В силу стереотипных

представлений о мужчинах и женщинах в обществе сохраняется гендерное

неравенство.

«Ни в одном современном обществе, - как указывается в документах ООН

по человеческому развитию, - женщины не располагают такими возможностями,

какие имеют мужчины. Этот неравноправный статус ведет к сохранению

существенных диспропорций между значительным вкладом, который вносят

женщины в развитие человеческого потенциала, и тем, насколько мала их доля

в предоставляемых этим процессом льготах».

В связи с этим актуальной проблемой является в настоящее время

разработка программы по достижению равенства полов, как одного из

универсальных принципов в области прав человека. Основные его

характеристики:

. равный доступ к базовым социальным услугам, включая образование и

здравоохранение;

. равенство возможностей участия в процессе принятия решений в

политической и экономической областях;

. равная оплата за равный труд;

. равенство перед законом;

. ликвидация дискриминации по признаку пола и искоренение насилия в

отношении женщин;

. равенство гражданских прав во всех сферах жизни, как общественной,

например, на работе, так и частной, например, дома.

Для того чтобы устранить правовую дискриминацию, в законах всех

государств должен быть закреплен принцип равенства полов. Равенство

означает одинаковое юридическое положение людей. Содержание равенства и

равноправия включает в себя отсутствие привилегий и запрет дискриминации по

любым основаниям. Правовое государство обеспечивает только юридическое,

формальное равенство между людьми. Это означает предоставление всем равных

стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и

предприимчивости каждого человека.

Обеспечение равноправия не следует рассматривать как

благотворительность кругов, находящихся у власти. Это - необходимое условие

для прогресса любого общества.

Во Всеобщей декларации прав человека признается несколько аспектов

прав для всех людей. Некоторые из них, такие, как доступ к образованию,

здравоохранению и приличному образу жизни, а также возможность участвовать

в управлении государством носят материальный и количественный характер.

Другие, как, например, свобода, достоинство, личная безопасность и участие

в культурной жизни общества носят нематериальный характер. Неравенство

между мужчинами и женщинами проявляется во всех аспектах без исключения.

Равенство - это не технократическая цель. Это важное политическое

обязательство. Его достижение - долгосрочный процесс, в рамках которого все

культурные, социальные, политические и экономические нормы претерпевают

принципиальные изменения. Оно требует также совершенно нового мышления, в

рамках которого стереотипные представления о женщинах и мужчинах не

ограничивают более свободы их выбора, а развитие рассматривается как

процесс расширения свободы выбора представителей не какого-нибудь одного, а

обоих полов. Предоставление равных прав и равного доступа к ресурсам и

возможностям женщинам и девочкам, мужчинам и мальчикам является важным для

сокращения нищеты, неграмотности и заболеваемости среди всех людей.

Равенство полов - важнейший аспект развития человеческого потенциала.

Пекинская платформа действий определила, что гендерная проблема - это

равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности. Она включает

в себя четыре основных положения:

. равенство прав;

. равенство ответственности;

. равенство возможностей;

. равнопартнерские отношения мужчин и женщин.

9.2. Представительство женщин в высших структурах власти

Политическое пространство принадлежит всем гражданам, но монопольными

его владельцами являются мужчины. Хотя женщины составляют половину

избирателей, на их долю приходится лишь 10% мест в парламентах мира и 6% в

национальных правительствах. Поскольку изменения в обществе обычно

осуществляются через политический процесс, отсутствие у женщин политических

возможностей вызывает серьезную обеспокоенность.

Идея и практика народного правления, зародившаяся в Древнем Афинском

полисе, изначально не предполагали участия женщин, считавшихся не-

гражданами. Развитие религии, великий культурный ренессанс, революции и

билли о правах ориентировались на мужчин. Демократические призывы "Свобода!

Равенство! Братство!" были обращены не к женщинам.

Лишь с конца ХIХ века начался процесс предоставления права голоса

женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия стали

первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их,

начиная с 1893, избирательными правами на национальном уровне. Но даже в

промышленно развитых странах право женщин на участие в выборах существует

недавно. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в Норвегии в 1906 -

1907 годах, в Дании - в 1915 году, в Германии, в Швеции и Соединенном

Королевстве - в 1918 году и в США - в 1920. Во Франции женщинам пришлось

ждать этого момента до 1944 года, в Италии - до 1945 года, а в Швейцарии -

до 1971 года. Во многих из этих стран первыми получили право голоса лишь

некоторые женщины - те из них, которые отвечали критериям землевладения,

этническим требованиям и так далее. В большинстве развивающихся стран

женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они

были участниками борьбы за свободу.

Наибольший интерес в обретении равного избирательного права для женщин

был достигнут после Второй мировой войны. К 1998 году женщины имели это

право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман,

Катар, Саудовская Аравия) и в Республике Бруней.

Но независимо от времени получения избирательного права для женщин,

проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике

большинства стран остается нерешенной. Следующие сведения дают

представление об участии женщин в работе парламентов ряда стран по

состоянию на начало 2001 года:

|Страна |Представительство |

| |женщин |

| |в % от общего числа |

| |законодателей |

|Киргизстан |1% |

|Турция, Лихтенштейн |4% |

|Греция |6% |

|Узбекистан, Албания |7% |

|Венгрия, Россия, Украина |8% |

|Казахстан |10% |

|Франция, Болгария, Италия|11% |

|Израиль, США, Таджикистан|13% |

|Великобритания, Эстония |18% |

|Швейцария |23% |

|Туркмения |26% |

|Испания |28% |

|Германия |31% |

|Исландия |35% |

|Нидерланды, Норвегия |36% |

|Дания, Финляндия |37% |

|Швеция |43% |

Женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере

большинства стран не только потому, что более заняты в быту и семье, или не

имеют достаточных средств для проведения политических и избирательных

кампаний (рычаги властвования и финансы - в руках мужчин, или из-за

социальной дискриминации женщин). На пути женщин к лидерству серьезную роль

играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не

видят в низком политическом статусе женщин социальной несправедливости.

Что касается министерских постов, то согласно данным на середину 1994

года, в целом женщины составляли 6% общего числа кабинетов: 5% в

развивающихся и 8% - в промышленно развитых странах. По этому показателю на

первом месте - Финляндия (39%), на втором - Норвегия (35%), на третьем

Швеция (34%), на четвертом - Нидерланды и Сейшельские острова (по 31%).

Однако в начале 1995 года пальма первенства перешла к Швеции, где впервые в

мире был сформирован кабинет с абсолютно равным соотношением представителей

двух полов.

Женщины - руководители государств в ХХ веке

|Страна |Президент |Годы правления |

|Аргентина |Мария Эстела Мартинец де |1974 - 1976 |

| |Перон | |

|Боливия |Лидия Гелер Теяда |1979 - 1980 |

|Финляндия |Тарья Халонен |2000 - |

|Германия (ГДР) |Сабина Бергман Пол |1990 |

|Гайана |Джанет Джаган |1997 - 1999 |

|Гаити |Эрта Паскаль Троуйллот |1990 -1991 |

|Исландия |Вигдис Финбогадоттир |1980 -1996 |

|Ирландия |Мари Робинсон |1990 - 1997 |

| |Мари МасЭлис |1997 - |

|Латвия |Виара Вике-Фрейберга |1999 - |

|Либерия |Рут Перри |1996 - 1997 |

|Мальта |Агата Барбара |1982 - 1987 |

|Никарагуа |Виолета Барриос де Чаморро |1990 - 1996 |

|Панама |Мирея Москосо |1999 - |

|Филипины |Корасон Акино |1986 - 1992 |

|Шри Ланка |Чандрика Кумаратунге |1994 - |

|Швейцария |Рут Дрейфус |1999 - |

Начиная с 1985 года Генеральная Ассамблея ООН поставила цель достичь

30%-ного представительства женщин среди сотрудников ООН. Эта цель была

достигнута в 1991 году. В декабре 1998 года Генеральная Ассамблея поставила

цель достичь гендерного равновесия в соотношении 50/50 среди всех категорий

работников системы ООН до 2000 года. Хотя статистика и показывает некоторое

продвижение в этих показателях, однако, до достижения этой цели еще далеко.

В конце 1999 года женщины составляли 39% профессионального штата ООН,

однако в высшем руководстве представительство женщин достигло только 21% .

Социализация женщин в различных странах мира происходила и происходит

таким образом, что у них не возникает особых амбиций по поводу своих

карьерных и политических устремлений. Часто женщины сами не хотят

заниматься политикой, так как политика их пугает. Понятие «политика»

ассоциируется с негативными явлениями, как «грязь», «интриги», «оружие»,

«нечестные деньги» и т.п.

9.3. Гендерная теория власти и институт лидерства

Для участия в принятии политических решений на всех уровнях необходимо

обладать властью. Обычно, женщины не обладают ею, как в общественной, так и

в частной сферах, также как и другие социальные группы, у которых

традиционно не было власти. Они рассматривают власть как инструмент

контроля, насилия и доминирования, т.е. как нечто негативное. Самих себя

они видят жертвами власти, считая, что власть надо избегать.

После многочисленных попыток усилить власть женщин, был сделан вывод о

том, что власть - это ограниченная величина: если вы имеете больше, то я

имею меньше. Например, если я имею власть над Вами, то усиление вашей

власти происходит за счет ослабления моей. Такая форма власти основана на

санкционированных угрозах, насилии и запугивании. Что приводит к активному

или пассивному сопротивлению и требует постоянной бдительности.

В гендерной теории, это называется сверхвласть (власть кого-либо над

кем-либо). С этой точки зрения, источники власти включают следующее:

. силу или способность,

. контроль,

. деньги и классовую принадлежность,

. монополию на информацию,

. соответствующую должность,

. знание и идеи,

. оскорбление и унижение.

С точки зрения сверхвласти, существует очень немного людей, которые на

самом деле обладают властью. Множество людей чувствуют себя безвластными из-

за своего классового происхождения и истории. Например, женщина, которая

переносит побои мужа многие годы, думает, что сама во всем виновата. Или

крестьянин, который проработал в поле 30 лет, но думает, что он не знает

ничего по сравнению с городским 19-летним студентом университета. Общества

и правительства обладают способами продления власти или безвластия

посредством формирования общественного мнения, влияния на то, что и как

люди думают о себе и о своих правах.

Социальные ценности, укрепляемые СМИ и системой образования, формируют

сознание о барьерах к участию. Вместо того чтобы критически относиться к

системе, люди винят сами себя за свою неспособность достичь успеха или за

свое социальное положение. Таким образом, подавленность и пассивность

становятся внутренними свойствами людей до такой степени, что обделенные

властью убеждены, что недостаток доступа к контролю существует из-за их

собственной неполноценности, а не является продуктом дискриминации или

исключения.

Согласно этой концепции власти, политические изменения, которые

вовлекают безвластных к поиску решений своих проблем, требуют развития

критического сознания о системе, и выработки аналитических и

организационных навыков, которые позволили бы им требовать решений,

основанных на их опыте. С этой точки зрения, привитие навыков для

самостоятельного анализа собственных проблем является совершенно

необходимым для наделения себя властью.

Гендерная теория разработала альтернативы сверхвласти для женских и

других групп общества, которые не могут собрать достаточного количества

денег или изменить порядок вещей. Гендерная теория власти предлагает

следующие альтернативы для оценки своих возможностей обладания властью:

. власть действия подразумевает творческий потенциал каждого человека

для оказания влияния на свою жизнь. Каждый человек может вспомнить

случаи из своей жизни, в которых он/она почувствовали себя сильными,

когда им удавалось контролировать ситуацию и отстоять свои интересы;

. власть самоуважения представляет собой продуктивную способность

каждого человека порождать идеи и вещи, которые делают нас настоящими

людьми (личностями). Самоуважение, в свою очередь, порождают уважение

и восприятие других как равных. Власть самоуважения признает силу и

слабость, которая существует в каждом из нас и автоматически не

осуждает этих различий в других;

. власть солидарности относится к силе группы. Люди чувствуют себя

сильными, будучи организованными и связанными общими целями или общей

деятельностью.

Если теперь рассмотреть источники власти с точки зрения гендерной

теории, то его список значительно расшириться:

. настойчивость,

. информация,

. чувство справедливости,

. сопереживание,

. организация и планирование,

. собственные знания и опыт,

. самоуважение,

. солидарность.

Солидарность потенциально совпадает с любым другим источником власти,

и все же она редко используется. Например, женщины представляют не менее

половины граждан и избирателей, но они недостаточно представлены в процессе

принятия решений. Мобилизация альтернативных ресурсов власти влечет за

собой тщательное планирование и пошаговый процесс, бросающий вызов

врожденному чувству собственного безвластия.

Наделение властью является зачастую одной из целей многих

демократических программ. Это изучение в процессе работы и изменение форм

обучения в будущем, в соответствии с формой будущей деятельности. Наделение

властью относится к сфере деятельности, которая варьируется от

индивидуального самоутверждения до коллективного сопротивления, протеста и

мобилизации, и бросает вызов сложившимся отношениям власти. Для отдельных

лиц и групп, в которых класс, каста, этнический признак или признак пола

определяют их доступ к ресурсам и к власти, наделение властью начинается не

с момента осознания подавляющей их системы, а с момента принятия мер по

изменению природы подавляющей их системы.

Согласно гендерной теории власти каждый гражданин, независимо от пола,

возраста, этнической или профессиональной принадлежности может участвовать

в принятии решений. Выполнение этого условия является необходимым для

развития демократических процессов в обществе.

Очевидно, что понятие «группы» предполагает разделение труда внутри

нее. Выделение лидеров является обязательным. Согласно демократическим

принципам, лидер избирается большинством голосов в группе и, таким образом,

представляет интересы и мнения большинства группы. Лидер участвует в

процессе переговоров от имени группы в местных советах, коалициях,

ассоциациях. Все эти объединения, в свою очередь, могут выдвигать своего

лидера для продвижения своих интересов на более высоком уровне: районных,

городских, областных советах, парламенте. Таким образом, институт лидерства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.