реферат бесплатно, курсовые работы
 

Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии

Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Актуальность проблемы определяется тем, что затянувшийся кризис во

всех сферах жизни российского общества обостряет взаимоотношения мужчин и

женщин в связи с изменением традиционного полоролевого баланса,

просуществовавшего в России значительно дольше, чем во многих западных

странах.

Данное учебное пособие ставит своей целью ознакомить студентов с

эволюцией социального статуса и функциональных ролей женщины.

Предполагается раскрыть сущность теоретических, и идеологических концепций

о предназначении женщины и мужчины в обществе и путях решения проблем

гендерного неравенства. В процессе изучения и обсуждения данного учебного

курса студенты будут приобретать навыки анализа социальной политики через

призму гендерных отношений, получат представление о состоянии отечественных

и зарубежных исследований. Освоение курса способствует формированию у

молодежи гендерной чувствительности при анализе социальных проблем.

Читатель получит ответы на такие вопросы: «Почему существуют женские и

мужские сферы занятости?», «Почему женщине платят, как правило, меньше, чем

мужчине?», «Почему мужчины должны гораздо больше участвовать в выполнении

семейных обязанностей и воспитании детей?», «Каковы ограничения,

накладываемые традиционными половыми ролями?».

Пособие дает общий обзор узловых моментов проблемы гендерных отношений

– занятости, образования, насилия, доступа к принятию решений, прав

человека и возможностей для реализации своих прав. Также рассматриваются

методические вопросы анализа гендерных проблем и поиска решений – гендерная

статистика, гендерный анализ. В конце каждой главы даются задания для

проверки усвоения материала и повышения гендерной чувствительности

слушателей, путем самостоятельного выполнения задания, а не только

пассивного восприятия текста. К каждой главе прилагается список

рекомендуемой литературы для тех, кто заинтересован в дополнительной

информации по этой теме. В конце книги помещен краткий понятийный словарь.

Книга может быть полезной не только для специалистов, но и для всех

тех, кто заинтересован в улучшении качества своей собственной и

общественной жизни

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ

§ 1. Понятие о гендерологии и феминологии как научной и учебной

дисциплине

Прежде всего, возникает вопрос о соотношении объектов исследования

таких научных направлений, как “феминология” и “гендерология”.

Феминология – наука о положении и социальных ролях женщины. Она

рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых,

социо-культурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с

мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их

жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Отсюда следует. Что

главным объектом феминологии являются женщины. Но этот объект понимается по-

разному различными исследователями. Известный социолог Г.Г.Силласте

подчеркивает, что феминология не может ограничиться рассмотрением женщин

как социально-демографической группы. При таком подходе на первый план

выступают проблемы соотношения полов в определенных поколениях, динамика

рождаемости и смертности, продолжительности жизни в зависимости от пола. В

лучшем случае сюда присоединяется характеристика женщины как рабочей силы,

участницы общественного производства.

Силласте придерживается другого подхода. Она определяет женщин как

“реально существующую и эмпирически фиксируемую, относительно целостную и

устойчивую социальную общность. Конечно, эта общность вплетена в

стратификационную сеть общественных отношений, других социальных групп и

общностей и их взаимоотношений. Но Силласте считает, что женщин можно

определить как относительно автономное социальное образование – социум.

При таком подходе большое значение приобретает анализ социо-

психологических и социо-культурных факторов личностного становления

женщины, более глубокое исследование женской психологии и женского

общественного сознания в их динамике. Конечно, при этом экономические и

политические аспекты положения женщины в обществе и ее роли в семье не

должны игнорироваться.

Исследование социальной обусловленности мужского доминирования и

женской дискриминации пока еще остается главным и в построении гендерных

теорий. Но в перспективе гендерный подход должен включать не только этот

аспект, но и постановку и решение андрологических проблем, понимание

социальной обусловленности мужского образа, содержания этого образа и

социальных ролей мужчины в прошлом и в настоящем, анализ мужской психологии

и общественного сознания. Приближенно можно определить предмет гендерологии

как предмет феминологии плюс предмет андрологии.

Но гендерология – не простая сумма двух научных дисциплин и двух

подходов. В конечном счете, целью гендерологии, как и феминологии, является

не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма

полов и обеспечение звучания обеих струн – мужской и женской – в гармонии

социального развития.

Для достижения этой цели необходимо более глубокое понимание не только

женщины, но и мужчины. Лариса Васильева обвинила в своей работе

“Заговорившая с миром” женщин-писательниц и поэтесс в том, что, получив

трибуну, они стали самовыражаться, раскрывая особенности женской

психологии, но не пытаясь понять мужчину. К сожалению, этот недостаток

присущ рождающейся еще только на белый свет гендерологии. Поэтому в

дальнейшем, говоря о гендерологии и гендерных исследованиях мы вынуждены

раскрывать в основном их женский аспект.

О.А.Воронина считает новой фазой в развитии женских исследований 80х

годов ХХ века переход от анализа патриархата и специфического женского

опыта к анализу гендерной системы. Она пишет: “Наблюдается постепенное

смещение акцентов: от анализа женского фактора и констатации мужского

доминирования к анализу того, как гендер присутствует, конструируется и

воспроизводится во всех социальных процессах и как это влияет на женщин и

мужчин”.

“Женские исследования” как вызов традиционной науке возникли, когда

стало очевидным, что, в сущности, социальные и гуманитарные науки под видом

изучения человека вообще, т.е. homo sapiens, изучают исключительно мужчин.

Женские исследования как раз и были ориентированы на изучение женского

культурного зазеркалья, причем здесь использовались самые разные методы:

исповедь, групповые дискуссии, глубинные интервью, вторичный анализ

материалов этнографических исследований. Такие исследования велись в США,

начиная с 70-х г.г. ХХ века, в университетах и в женских объединениях.

Параллельно с этим развивалась феминистская критика традиционной западной

науки, андроцентризма и маскулинизма, характерных для нее, и социальных

последствий этого. В чем это проявляется?

1. Сама наука определяется через использование маскулинных атрибутов:

объективности, рациональности, строгости, имперсональности, свободы от

ценностного влияния.

2. Характер производства знаний в ней также “мужской”. “Отвергая те

способы познания, которые традиционно ассоциируются с феминными (интуицию,

чувственное познание) или те виды опыта, которые обычно определяются как не

мужские, наука отворачивается от многих иных способов познания мира”, -

пишет О.А.Воронина.

3. Объектами научного изучения традиционно остаются мужчины и

маскулинное. Это относится, например, к биологии, антропологии, медицине и

психологии. Традиционные исторические исследования касаются, как правило,

событий “большой” (мужской) истории – войн, битв, революций, смены

династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности

женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким

образом, оказываются “спрятанными” от Истории, но и сама История

оказывается достаточно односторонней. Даже “иерархия наук” носит

маскулинный характер: наиболее престижными и уважаемыми считаются “строгие”

науки, вроде математики или физики, менее уважаемыми и “солидными” –

“феминные”, вроде литературоведения.

Эта феминистская критика современной науки как практически полностью

маскулинизированной сферы совпадает с некоторыми концепциями науки,

разрабатываемыми эпистемологами стран Азии и Африки, которые обнаруживают в

современной европейской науке следы расизма, буржуазности, евроцентризма”.

Например, Р.Минз считает беспочвенными притязания европейской науки

выступать от имени науки как таковой. Он утверждает, что “идеология,

свойственная европейской науке и состоящая в оценке успешности познания по

степени овладения природными силами и ресурсами, в настоящее время

обнаруживает свое явное банкротство, тогда как культуры американских

индейцев и некоторых других народов нацелены на гармонизацию отношений

человека и природы, на процессы воспроизводства земных ресурсов во имя

жизни будущих поколений”.

Дж.Нидэм пишет о преимуществах восточной медицины. несводимой к уровню

примитивных физиологических обобщений и основанных на них технических

приемов. О.Воронина утверждает: “Феминистки отнюдь не собираются создавать

“женскую” науку или философию. Речь идет о разработке феминистской

перспективы в системе научного и теоретического знания”.

В нашей стране недостаточно уделяется внимания в этом отношении. И

изучение, и преподавание гендерологии и феминологии у нас только

начинаются. Во многих европейских странах, особенно в скандинавских, а

также в Канаде и США феминология давно преподается, в этой области ведутся

научные исследования. Многие ученые считают, что становление

гендерологических ифеминологических научных направлений очень важно для

всей системы наук о человеке и обществе, так как они знаменует выход на

новый виток изучения возможностей человека с учетом его

психофизиологической полоролевой специфики.

Одной из фундаментальных особенностей современной эпохи является

переход от патриархальной системы социополовых отношений к эгалитарной.

Концепция гендерных отношений вводит различие между понятием sex –

биологический пол и gender – социальный пол. Гендерология является наукой,

исследующей взаимоотношения женщин и мужчин в социальном аспекте.

Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы о сущности

гендерологии как науки и перспективах ее становления:

1. Если феминология – наука молодая и не завершившая процесс своего

становления, то еще более младенческим выглядит возраст гендерологии.

2. Гендерология пока не может похвастаться сколько-нибудь солидными

андрологическими исследованиями. Она не только включает в себя все основные

феминологические проблемы и методы, но пока еще не сделала существенных

добавлений к последним.

3. В перспективе сфера внимания гендерологов неизбежно не только

распространится на андрологические проблемы, но включит и проблемы

восстановления андрогинности в обществе – ликвидации антагонизма полов при

сохранении различий между ними

Основными задачами курса “Гендерология и феминология” на факультете,

готовящем специалистов по социальной работе, являются следующие:

* изучение социальных факторов, обусловливающих общее и особенное в

жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на

положение женщины в обществе;

* выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах

международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на

повышение роли и статуса женщины в обществе;

* реализация основных направлений государственной социальной политики,

изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных

организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам и мужчинам;

* изучение комплекса форм и методов социальной работы с различными

категориями женского и мужского населения.

§ 2. Методы гендерологии и феминологии

Гендерология и феминология – междисциплинарные науки. Они развиваются

в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия,

социальная и общая психология, социология, и используют следующие основные

методы исследования: социологический, определяющий социальную

обусловленность мужского и женского бытия; аксиологический, утверждающий

равную самоценность личности мужчины и женщины; функциональный,

раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и

обществом; институциональный, ориентирующийся на изучение социальных

институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин и мужчин.

В данном параграфе мы не ставим задачу дать подробную характеристику

названных методов, а хотим подробнее остановиться на комплексных методах

гендерного анализа, ибо их значение для гендерологии и феминологии на

современном этапе их развития очень велико.

Гендерные отношения пронизывают все сферы жизни, что обуславливает

необходимость гендерного анализа во всех развивающих программах, как в

культуре, экономике, так и в политике. Социально-гендерный анализ является

попыткой скомбинировать техники социального и гендерного анализа с

использованием интерактивных методов (участия людей). Участие понимается

как активное вовлечение наиболее уязвимой, слабо защищенной категории людей

в процесс анализа проблемы, принятия решений, контроля над ресурсами,

усиление их значимости, веры в себя как активных субъектов в обществе.

Гендерный анализ включает:

. определение проблемных групп;

. разграничение внутри группы по степени вовлеченности в проблему;

. анализ и определение факторов управления проблемной ситуацией в

разрезе опыта различных социальных групп;

. определение наличия ресурсов и институциональных изменений и

стратегий, необходимых для решения проблемы.

Для гендерного анализа разработан ряд методов:

Картирование (Mapping). Этот метод заключается в том, что жители одной

и той же местности (села, микрорайона и т.п.) рисуют карту своей местности,

где они живут. Обычно объекты, более важные для рисующего, получаются на

карте крупнее, а менее значимые - мельче или вообще отсутствуют. К примеру,

на рисунках мужчин хорошо обозначены чайханы или пивные, где они проводят

свободное время, дороги, обозначающие связь с внешним миром, спортивные

объекты и т.п. На картах, нарисованных женщинами, в первую очередь заметны

магазины, рынки, детские сады, больницы и т.п. Сравнение карт дает

возможность зримо выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие

различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти различия в

развивающейся деятельности.

Гарвардский метод анализа (Harvard Analytical Framework) состоит из

трех основных элементов:

. обзор видов деятельности, базирующийся на гендерном разделении труда.

Этот список работ, выполняемых мужчинами и женщинами, который

позволяет осуществить разделение (дисагрегацию) по возрасту,

национальной и классовой принадлежности, а также по месту и времени

выполнения работы. Деятельность делиться на три группы: продуктивная

репродуктивная и общественная;

. обзор доступа и контроля, включающий перечисление ресурсов,

необходимых для выполнения этих работ, и оценку их практической

пользы. Ресурсы могут быть материальными, экономическими,

политическими или общественными. В качестве ресурса может выступать и

время. Доступ к этим ресурсам и практической выгоде, а также контроль

над ними рассматриваются отдельно по полу;

. обзор факторов, влияющих на разделение труда, доступ и контроль в

местном сообществе.

Планирование, ориентированное на людей (People Oriented Planning in

Refugee Situation). Данный метод разработан и широко используется

Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Здесь

описанные выше обзоры делаются дважды: до переселения и в настоящей

ситуации. При заполнении части «доступ и контроль» указывается не только,

что имеет или не имеет группа беженцев, но и кто и что потерял и приобрел.

Этот метод позволяет обнаружить очень важную для женщины проблему -

необходимость в защите. Кроме того, эта схема анализа включает следующие

ключевые моменты:

. дифференциация доступа к ресурсам и контроля над ними, а также

практических преимуществ мужских/женских обязанностей;

. понимание значения ресурсов - не только материальных, но и менее

очевидных, таких как умения и навыки, социальные организации и, что

наиболее важно для женщины, время.

Люди и группы со временем теряют некоторые ресурсы, сохраняя одни и

приобретая другие (навыки, знания, подходы, жизненные ценности и способы

организации и др.), что помогает им решать собственные проблемы.

Анализ возможностей и уязвимых моментов (Capacities and

Vulnerabilities Analyses - CVA). Центральный вопрос, который ставит данный

метод, как планировать и выполнять деятельность по удовлетворению текущих

нужд людей, находящихся в чрезвычайной ситуации, и в то же время

способствовать долгосрочному развитию? Схема позволяет выявить уязвимые

точки в жизни женщин, мужчин и детей в чрезвычайной ситуации и их

возможности преодолеть ситуацию. Она основана на матрице, которая описывает

различные категории факторов, которые влияют на жизнь людей, и отношения

между этими факторами. Имеются в виду следующие категории:

. физические и материальные ресурсы, которые требуются людям для жизни:

земля, климат, здоровье, навыки, технологии;

. социальные и организационные: социальные связи, политические

организации, системы распределения продуктов и услуг, социальные

ресурсы (например, образование);

. психология и подходы: комплекс убеждений и верований, подходов и

ожиданий или зависимости, который обуславливает реакцию людей на

ситуации.

Матрица позволяет различать данные категории по полу, классу,

национальной принадлежности и другим социальным факторам, или может быть

использована для повторного анализа через какое-то время.

Иерархия нужд Лонгве (The Longwe Hierarchy of Needs). Этот метод может

быть применен в любой ситуации, чтобы выяснить основную направленность

предполагаемой деятельности.

Положение мужчин и женщин рассматривается в отношении к следующим

ключевым индикаторам развития:

1. контроль над ресурсами,

2. участие в принятии решений,

3. справедливость/равенство мужчин и женщин,

4. доступ к ресурсам,

5. материальное благополучие.

Эти индикаторы расположены в иерархическом порядке, начиная с самого

важного. Метод предполагает, что равный контроль над ресурсами не может

быть достигнут раньше, чем будет достигнуто равенство в четырех других

сферах. Данная прогрессия позволяет оценить существующие достижения и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.