реферат бесплатно, курсовые работы
 

Студенчество и его социальная роль в жизни общества

в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной

акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более

развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями

трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности

молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу

необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной

принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции

всей социальной структуры. В исследованиях был взят один признак –

образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной.

Более важными являются те статусные характеристики, которые

складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит

дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной,

научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.

Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти

предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом

распределения в социальной структуре группы населения с высшим

образованием. Ясно, что традиционные и новые слои российского общества уже

воспроизводятся с участием этой молодежи.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его

включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и

профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых

материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и

путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования

молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного

статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или

менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда

накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений

студенчества.

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный

материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-

прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки

вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая

наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости

источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного

источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов

(различия между вузами здесь несущественны).

Весьма существенным источником является заработная плата, которую

сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают значение в качестве источников

средств к существованию стройотряды. Их роль сегодня стала сопоставима с

прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов

получения доходов, хотя официально в наличии разовых заработков признается

каждый десятый студент.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый,

но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше.

Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных

помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно

для 52% юношей и 21% девушек. В отличие от прежних лет, когда летний труд в

стройотряде мог обеспечить средства для нескольких месяцев нормальной

жизни, сегодня главное для молодежи – уже в вузовский период найти

постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

Для того, чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от

учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы

с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов

такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности

однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои

профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты

идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей

будущей профессией.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением

первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные

занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть

средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных

принадлежностей. В то же время тенденция приема в вузы местной молодежи

оборачивается тем, что 2/3студентов не нуждаются в затратах на жилье, на

приобретения товаров длительного пользования, финансирование летнего

отдыха, ибо опираются на поддержку родительской семьи.

Трудно однозначно выявить и оценить такие статьи расходов, как «для

досуга» и «на каникулы». Без специального анализа не ясно, связанно ли это

с содержанием программы досуговой деятельности или же тем, что свободное

время уходит не на развлечения, а в основном на приработки, что косвенно

подтверждается значительным количеством тех студентов, у которых нет вообще

затрат на свободное времяпрепровождение.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением

к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и

самочувствии студентов.

Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет

собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина

опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются

непосредственными собственниками жилья.

На вопрос о «частной собственности», точнее, о наличии в собственном

распоряжении некоторых предметов – товаров длительного пользования,

выступающих в данном случае в качестве «знаков статуса», получены следующие

ответы: из числа престижных вещей, символизирующих статус индивида в

современной молодежной субкультуре, были отмечены наличие в своем

распоряжении автомобиля, видео- и телеаппаратуры, компьютера. Не обошла

молодежь и новые формы «вложения капитала»: у половины студентов

классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и

драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.), которые более чем у

третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального

статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении

стипендии через банковские депозиты.

То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе

становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент

ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что

такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части

шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой сфере у части студентов

связано с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в

которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке

– это бесспорный факт.

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не

решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности девушек-студенток

значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует плохое материальное

положение. Но по перспективам – возможная безработица, плохая забота о

досуге, друг о друге – настроение девушек заметно хуже, чем мужчин,

которые, в свою очередь, больше беспокоит дополнительный заработок.

Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко

не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается

представителями различных политических сил – от правящих до оппозиции. И

этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».

Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой

интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают

определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.

Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится

ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность

современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая

к случаю.

Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в

политической организации перестало быть индикатором социальной активности,

многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к

минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение – от

формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к

неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее

массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и

это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских

комсомольских организаций были не только негативные моменты

(идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные

(организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств

лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации

подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для

преодоления институционального кризиса в молодежном движении.

Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу

(юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты

чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь

подтверждают общую тенденцию.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная.

Выясняется несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа,

когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в

политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и

на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить

к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической

информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным

происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического

информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры

общественных и гуманитарных наук – под предлогом «деидеологизации»,

«деполитизации» – крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и

спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным

политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического

информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В

условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в

политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы

многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении

и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.

Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам.

Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные

последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций

сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка

ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и

движений вполне возможны.

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на

достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и

объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту

определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку

получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и

защитить интересы молодых людей.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее

неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью

властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы.

Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания

переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и

нерешенные проблемы.

Все более значимыми становятся не столько общественные, сколько

личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых

людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их

ценностных ориентаций.

В ряду наиболее значимых ценностей:

- дело по душе, интересная работа.

- высокий заработок, материальное благополучие.

- хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность

в интимной жизни, любви. Эти три параметра однопорядковые,

эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек-студенток

они отмечались чаще.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее,

прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий,

интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей

(Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные

установки (реально – установки «дикого рынка») и общечеловеческие ценности?

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства,

власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Выясняется, что представления о кризисе идеалов и ценностей молодых

нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли

политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на

порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более

устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент.

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а

также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число

важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не

столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о

том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она

находится на втором плане, уступая место трудностям материального

положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за

безопасность родных и близких.

Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят

денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у

студентов технического профиля значительно превышает соответствующие

показатели по другим профессиональным направлениям.

Юноши и девушки о времени и о себе

Современный этап в развитии российского общества определен учащейся

молодежью как кризисный.

Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в

экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в

политике и свободой в нравах. Некоторые студенты утверждали, что развал

преобладает во всем: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается

ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворять основные

потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идет более

осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках фиксировалось: идет «смена красных знамен на

красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизированная анархия».

В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало

посвободнее».

Студентами обозначено следующее противоречие: в переходное время

появляется большое оживление в экономике, науке и культуре, но хроническая

нехватка денег все губит на корню. Выплыть экономике, по замечанию

студентов, не дает камень долгов. Отмечается, что жизнь в целом драматична

для общества, уставшего от потрясений XX века.

Переходные эпохи обращают весь энергетический потенциал на пафос

разрушения. Субпассионарии, Отмечал Л.Н.Гумилев, проживают то , что нажили

их пассионарные предки[10]. Кризис общества, распад государства, отмечает

В.Н.Стегний, способствует формированию у личности катастрофического

сознания, вследствие чего в массовом сознании возникло чувство

«экзистенциальной опасности»[11].На зафиксированной стадии переходной

эпохи, в начале реформ, в сознании студенчества преобладал скепсис,

критическое отношение как к прошлому, так и настоящему обществу, а в

развитии реформ – неудовлетворенность настоящим. Однако сейчас моральное

сознание смещается в сторону положительной оценки прошлого и нарастание

скепсиса в оценке настоящего.

Сначала несколько обобщенных оценок мнений учащейся молодежи в целом по

некоторым жизненно важным вопросам современного российского общества и

видения себя в нем.

Студентам предлагалась высказаться об ориентациях на будущее место

работы. По специальности хотят работать каждый второй и третий современный

студент. Намерены работать там, где высокий заработок – в фирмах, в

коммерческих структурах, на рынке, за границей треть опрошенных. Каждый

пятый не знает, где будет работать. Каждый двенадцатый считает, что по

специальности работать не будет. Студенты быстро продвинулись в овладении

новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп

обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно,

жить по закону. Наиболее важной ценностью признается «эквивалентность

взаимного воздаяния». За этим у студентов стоит чувство необходимости

вознаграждения за добро и возмездности за зло, а также ценность принципа

оплаты по труду, по таланту, адекватной оценки способностей; верховной

ценностью становится «равенство всех перед законом».

Мнения молодых респондентов о войне.

Вопрос о роли войны в жизни общества в представлении третьего

поколения, отстоящего от Второй мировой войны, опосредованно выявил как

общефилософский аспект осмысления войны, так и особенный:

социологически0ценностный – отношение к войне, и узкоспецифический –

решается ли и насколько качественно проблема конверсии в регионе. Итоги

оказались парадоксальными и неожиданными. Две трети студентов дали

позитивную оценку факторы войны в жизни общества, мотивируя это

возможностью ускорения научных разработок, ростом числа рабочих мест,

концентрацией усилий общества, его сплоченностью и просто неизбежностью

демографического взрыва после войны.

В целом по исследованию в группах по типу морального сознания почти

каждый второй отметил парадокс, состоящий в том, что война – это гибель

людей и в то же время фактор, обусловливающий прогресс техники. Более

нейтральным явилось функциональное определение: «Война -–это противоборство

сторон».

Профессиональное самоопределение студентов

Материальные ценности студентов

Успешность и эффективность профессионального образования может

рассматриваться с позиций отдельной личности, гражданского общества, семьи

и государства. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная

стороны образования, их динамика.

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности. В

пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить

свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании

учебы и влияние семейной традиции, советов родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.