реферат бесплатно, курсовые работы
 

Студенчество и его социальная роль в жизни общества

наиболее поздно развивающихся способностей человека»[8].Поэтому некоторые

молодые люди чувствуют себя несчастными от бессилия удовлетворить свои

желания. Отсюда нередко возникает упомянутый выше скептицизм.

Очень широки и многообразны социальные роли, присущие ранней юности. 15-

17 лет: старшеклассник, выпускник школы, слушатель подготовительных курсов

при вузе, абитуриент, студент вуза, учащийся техникума или профессионально-

технического училища. Юношеский возраст – это период наиболее интенсивного

созревания личности. В это время начинается переход от детства к зрелой и

ответственной позиции взрослого человека.

Положение о том, что основным критерием социальной зрелости выступает

достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной

профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости –

это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь:

завершение образования, приобретение стабильной профессии, трудовая

активность, возможности выполнять организаторские и руководящие функции,

исполнение воинской обязанности, наличие политических прав, ответственность

перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и т. д.

Это один из завершающих этапов процесса формирования личности, в ходе

которого индивид, усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие

социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в

качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости личности есть

показатель ее способности выполнять в обществе необходимые социальные

функции. Социальная зрелость – это главная стадия человеческой жизни,

включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-

политической деятельности, стадия максимального проявления творческой

активности личности.

Путь в студенты

Стремление к высшему образованию характерно для всех социальных групп

молодежи. Не случайно в высшей школе встречаются группы молодежи из семей

служащих, рабочих, интеллигенции. В вузе происходит своеобразная

«переплавка» социального состава в слой инженерно-технической, естественно-

научной и гуманитарной интеллигенции. Однако это не означает, что не

следует принимать мер к регулированию социального состава студенчества.

Существуют определенные различия в возможностях приобретения знаний у

жителей городов и сел, в уровне подготовки к конкурсным экзаменам, в

жизненном опыте, общей культуре, устойчивости интереса к специальности.

«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая

жизнь. Социологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать

студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно,

жизнь внесет поправки в эти планы. Однако, это свидетельствует о том, что

доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное

с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение

образования является большой социальной, моральной и психологической

ценностью.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных

средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и

т. д.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему

специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности,

склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной

профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том ,

чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и

способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в

какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Сейчас вуз для большинства школьников представляется очень высокой

ценностью. Стремление молодежи в вузы, сопровождается столь высоким

конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в

сельской школе.

Несомненно, что успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных

специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения

студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого

человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной

осведомленности о будущей специальности, характере деятельности,

необходимых способностях и умениях, социальных и психологических

требованиях, предъявляемых специалисту.

Несомненно, что выпускникам школ очень важно знать спрос на различные

профессии в ближайшие 10-20 лет.

Ведь было бы неправильно выбирать вуз или техникум, исходя лишь из

конъюнктуры, сложившейся в момент поступления, ибо спрос на те или иные

профессии может резко измениться. В результате дефицитные и избыточные,

более престижные профессии могут частично или даже полностью поменяться

местами.

Социальный опыт молодежи, оканчивающей среднюю школу, нередко

оказывается еще узким и ограниченным. Не секрет, что даже самая совершенная

система образования и воспитания не в состоянии подготовить молодого

человека к реальной жизни в такой степени, чтобы он без иллюзий и колебаний

усвоил комплекс функций взрослого человека. Несомненно, что более глубокое

знакомство с жизнью меняет сложившиеся у молодого человека представления:

то, что совсем недавно представлялось обыденным и неинтересным, оказывается

на самом деле важным и привлекательным, и , наоборот, то поверхностное,

наносное, что казалось главным, начинает постепенно отходить на задний план

и теряет первоначальный ореол.

В этот период идеалы и жизненные планы теряют присущую юношескому

возрасту некоторую абстрактность и становятся более надежным (хотя и

несколько «приземленным») ориентиром, необходимым для конкретной

практической деятельности. И по мере того, как человек утрачивает

непомерные притязания, он начинает ценить реальную красоту и радость жизни.

Вот почему в более зрелом возрасте нередко происходит пересмотр

юношеских стремлений и мечтаний, переосмысливание жизненных планов. И этот

процесс, хотя он происходит довольно болезненно и не без потерь, в принципе

закономерен.

Однако часть абитуриентов при выборе специальности не затрудняет себя

тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит

избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие

специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном

знакомстве абитуриентов с ними.

Очень важно уже с I курса при организации воспитательной работы

формировать у студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к

своей профессии, устойчивую социальную ориентацию.

По мнению уральского социолога Ф.Р.Филиппова, понятие социальной

ориентации может быть рассмотрено в различных смыслах. В самом широком

смысле социальная ориентация означает осознание индивидом самого себя как

частицы элемента социальной общности. В узком смысле социальная ориентация

означает осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его

ожидания относительно будущей социальной «позиции», т. е. места и роли в

той социальной группе, членом которой он намерен стать[9]. Вот почему

важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.

Конечно, в юношеском возрасте сделать правильный выбор нелегко. Тем

более, если человек ничего не знает о своей будущей профессии. Ошибки здесь

неизбежны. Вот почему важным средством регулирования выбора профессии

молодежи является профессиональная ориентация.

Очень важно знать не только свою будущую работу, но и самого себя.

Конечно, никакая наука не может сказать абсолютно точно, что лишь эта и

только эта профессия подходит человеку, а остальные не должны быть

предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что человек имеет неплохую

способность выполнять несколько профессий. Вот почему важно назвать одну

или несколько профессий, в которых он может добиться наибольшего успеха со

своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим

складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от выбора тех

профессий, которые явно противопоказаны ему.

Студенчество в период реформирования российского общества

Дифференциация студенчества

Радикальные социально-экономические преобразования в нашем обществе

оказали неоднозначное воздействие на высшую школу. С одной стороны, она

получила мощный импульс к модернизации и развитию. Постепенно

преодолеваются противоречия между новыми запросами общества и высшим

образованием, его содержательной, технологической и организационными

структурами. И это имеет, безусловно, глубокий позитивный смысл. В вузах

запрещена идеологическая деятельность, расширилась их академическая

свобода, самостоятельность, модернизируются (хотя и медленно)

специальности, их номенклатура. Увеличивается выпуск специалистов по

остродефицитным профессиям: экономистов, юристов, социологов и т. д.

Появились платные формы высшего образования (что в целом поощряет здоровую

конкуренцию между вузами).

Порой эти процессы протекают небезболезненно, поскольку это вызывает

переструктурирование внутри высшего образования: у одних вузов,

специальностей престиж резко повышается, у других – падает, усиливается

социальное расслоение как внутри студенчества в целом, так и между

студентами (что особенно важно) различных типов вузов, факультетов и

специальностей. И это неизбежные последствия, сопровождающие модернизацию

высшей школы.

С другой стороны, отсутствие четкой государственной политики в области

образования, необходимых инвестиций в него, неоправдавшиеся надежды на

коммерциализацию вузов приводят к разрушительным дисфункциональным

последствиям для высшего образования. Можно сказать, происходит его

«обескровливание». Это и резкое сокращение численности преподавателей,

научных сотрудников вузов, вызванное катастрофически низкой зарплатой,

падением жизненного уровня, утратой некогда высокого социального престижа,

старение кадров; постепенное разрушение их трудовой мотивации, размывание

социально-статусных и профессиональных стандартов поведения. В

неудовлетворительном состоянии материальные компоненты учебного процесса:

учебные корпуса, оборудование, библиотечные фонды.

Таким образом противоречивое взаимодействие позитивных и деструктивных

процессов создают сложную , и даже драматическую ситуацию в российском

высшем образовании.

Раскрывая социальный облик студенчества, следует учитывать и глубокие

изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию его основных

институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих

ценностей. Все эти процессы (и в обществе в целом, и в высшей школе) по-

своему преломляются в жизнедеятельности студенчества. Меняются

взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих

специальностей , отсутствие обязательного распределения и «отработок» после

окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. Это приводит к

тому, что современное студенчество становится все более разнородным.

Прилежные студенты («ботаники») мирно уживаются с теми, кто об учебе

вспоминает лишь перед экзаменами; «предприимчивые», чьи подработки дают

возможность жить безбедно уже в студенческие годы – с «романтиками», для

которых важна творческая самореализация; почти исчез тип студента-

общественника.

Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции

Проблема воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в

различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых

представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной

структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.

Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование

выполняет функцию индивидуальной и/или групповой социальной мобильности и

воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным

трудом.

Анализ социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной

справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для

различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех».

Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной

среде имеются оптимальный материальные и культурные условия для

формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего

образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования

академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый

предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных

слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего

образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет),

другие – менее конкурентоспособными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в

настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? Остаются

ли они достаточно эгалитарными или имеет тенденцию к элитаризации? В чем

выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как

осуществляется его воспроизводство?

Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых

(безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е.

социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой

общества выглядит как более благополучная, является структурой

«улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно

пестрые: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты,

появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-

третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей

специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов

значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-

пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя

– молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя –

владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.

Важной особенностью социального состава студенчества является высокая

занятость родителей в государственном или негосударственном секторе

экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество

признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные

перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у

слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества

«пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют»

студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы,

отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей

студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список

элитарных вузов пополнился.

Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х

годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов:

дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что,

по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как

наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества.

Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е.

подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень

жизни.

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом

поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е.

выполняют не только свою прямую функцию).

Социальный облик студенчества 90-х годов

В ближайшем будущем политические настроения молодежи, как и то, с

какими политиками она будет связывать свои ожидания, во многом станет

зависеть от ее социального статуса, социокультурных установок и ценностей.

Отсюда следует необходимость изучения ее самых различных групп, слоев и

отрядов. Однако пока разные социальные группы молодежи изучаются

социологами неравномерно. Основное внимание выделяется выпускникам средней

школы и студентам педагогических вузов, и гораздо менее представлены в

исследованиях многие другие профессиональные отряды студенчества, а также

молодые выпускники вузов.

Исследование было проведено весной 1995 г. среди студентов вузов

Свердловской области. Методом анкетного опроса изучались такие проблемы

студенческой жизни, как материальное положение, уровень профессионального и

социального самоопределения, политическая активность, свободное время,

взаимоотношения с различными студенческими организациями.

Выбор в качестве объекта исследования студентов 3 курса обусловлен тем,

что к этому времени адаптационный период завершен, влияние довузовских

факторов менее значительно, актуализируются профессиональные интересы и

перспективные жизненные планы.

Социальный статус и самочувствие студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается

на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по

подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся

особыми формами социальной активности, характерной не только для

обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые

она готовится в вузе.

В отечественных работах не всегда учитывается, что годы студенчества –

вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет

и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах

деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих

факторов и определяет модель социального поведения этой общественной

группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу

дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и

приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти

неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки:

такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в

технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев. Процесс феминизации

высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация

социального наполнения безработицы (большинство незанятых – женщины с

высшим образованием) давно требует регуляции.

Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из

родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая

позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости

испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом

жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи

оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается

зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз

элемент личной инициативы проявляется немного позже.

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.