реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология конфликтов

. в чем причина моего раздражения?

. не случалось ли со мной нечто подобное прежде?10

Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в

себе самом. Если человек сумеет осознать реальные источники своих

внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет

реагировать на кризисные ситуации адекватно.

Последствия внутриличностного конфликта

Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает

усиливаться. Когда рост напряжения превышает определенную величину, то

происходит психологический срыв и человек оказывается выведенным из

душевного равновесия. В таком состоянии он уже, как правило, не в состоянии

справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты

стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической

подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, которая может быть

направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.

Обратной стороной агрессии является регрессия — негативный защитный

механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация

остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на

разрушение самой личности.

Таким образом, как бесконтрольный выход энергии конфликта вовне, так и

искусственное ее сдерживание негативно воздействуют на личность и

окружающих. Наиболее эффективным способом решения внутриличностного

конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности —

конгруэнтность.

Итак, внутриличностный конфликт может иметь как положительные, так и

отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждый человек

должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в

необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не

удается; направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и

в адекватных пропорциях; сдерживать свою избыточную конфликтность и

использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и

окружающих. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не

драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную

пользу (например, полезный опыт).

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в

процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых

различных сферах и областях (экономической, политической, производственной,

социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно

многообразны — от удобного места в общественном транспорте до

президентского кресла в государственных структурах.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так

и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль

во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать

негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к

другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность

субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность

проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих

событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном

индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои

личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты

представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того,

насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет

конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои

личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп,

институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких

межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов

во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп,

представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и

интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация

целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет

ущемления интересов другого.

Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не

ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей' и интересов.

Третий — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть

спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной

интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

а) соперничество — стремление к доминированию;

б) спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения

совместных проблем;

в) дискуссия — обсуждение спорного вопроса.

В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения

оппонентов межличностный, конфликт может иметь следующие варианты исхода:

. уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает

возникших противоречий;

. сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с

предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо

стремится оправдать себя;

. компромисс — взаимные уступки обеих сторон;

. эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее

противостояние;

. силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны

принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант

исхода противоречия.11

Межличностный конфликт может иметь открытую и латентную формы проявления.

Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг

против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путём

прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами,

посредством создания препятствий для оппонента косвенным путём.

Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте

оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ

мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в

конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные

противоречия, поиски и метания.

Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку»,

необходимо серьезно взвесить ее возможные «за» и «против» в предлагаемом

конфликте и задать себе несколько вопросов:

. действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит

конфликтовать?

. возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к

конфликту?

. существуют ли гарантии, что Вы достигнете желаемых результатов в

предстоящем конфликте?

. какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?

. каковы возможные последствия конфликта?

. Как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди?

Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же

позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее

развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению

взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и

помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими

оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного

сотрудничества.

Избежать конфликта можно, также избегая непосредственных контактов с

конфликтными людьми или с теми, кто Вас чем-то раздражает, и с теми, кого

раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей,

общение с которыми чревато возникновением конфликтов.

Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранение от

конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от

решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и поэтому ваше

участие в их решении ничем не обусловлено.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает

проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом

направлении является факт признания существующих между индивидами

противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере

осознал причины возникновения проблем во взаимоотношениях с другим

(сотрудником, соседом, другом, начальником, подчиненным и т. д.). И в этом,

и в других случаях (когда наличие противоречий осознают обе стороны

конфликта), откровенный разговор помогает более четко определить предмет

спора, очертить, границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все

это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного

поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает

соблюдение ряда условий, например:

а) отделить реальные причины конфликта от инцидента

б) сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных

эмоциях;

в) действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы,

непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие

спорные события и факты;

г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов

урегулирования конфликта;

д) говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

ж) уважительно относиться к личности оппонента, говорить о фактах и

событиях, а не о качествах той или иной личности;

з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его

разрешению. Такая готовность появляется вследствие «переоценки ценностей»,

когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать

бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят

перемены в отношении к конфликтной ситуации, к оппоненту и к самому себе.

Меняется также конфликтная установка.

Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете: необходимо, чтобы

обе стороны проявили желание разрешить конфликт. Но если такое желание

будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей

другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы

скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями.

Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый

считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению

конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в

разрешении конфликта в целом.

Конфликты между личностью группой.

Функционирование и развитие группы невозможно без единых норм и правил

внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе

внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной

регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным

образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов

группы и той социальной среды, в которой образуется группа. В процессе

формирования ценностно-нормативной системы в группе (достаточно сложном и

противоречивом) происходит своего рода «естественный отбор людей,

разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает.

Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих

групповых норм, соблюдение которых обязательно для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует

исполнение групповых норм и требований, тем более острым может быть

конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений.

Как и в обществе в целом, в группе люди занимают разные статусно-ролевые,

структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют

больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же

могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие

«грехи». Но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему

групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Причины возникновения групповых конфликтов

Групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С

одной стороны, они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой

деятельности, а с другой — они могут стать препятствием на пути дальнейшего

развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении

групповых норм. Она может быть обусловлена как внешними, так и

внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во

внешней среде и необходимостью приспособления групповых норм к изменившимся

условиям. Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами,

например: изменениями в интересах и целях совместной деятельности, сменой

лидера и изменением структуры управления, изменением качественного и

количественного состава группы, желанием отдельных членов группы (отдельной

подгруппы) изменить нормы для достижения своих личных целей,

Изменения групповых норм (какие бы причины ни лежали в их основании) —

процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми

противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают

необходимость этих изменений и одобряют их— отдельные члены группы, по тем

или иным причинам, могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава

группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы (отдельная

подгруппа), без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут

применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.

Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны,

человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и

интересов, а с другой — он вынужден подчиняться групповым нормам и

требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям.

Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной

внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым

член (члены) группы нарушает групповые нормы и требования:

а) индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая)

свои личные цели, интересы, ценности;

б) индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще

не в полной мере освоил эти нормы (например, новый член группы);

в) индивид не в состоянии, по тем или иным причинам, выполнить

предписываемые нормами требования.12

Другим основанием для возникновения групповых конфликтов являются

структурные и статусно-ролевые изменения (попытки изменений) в группе. Если

группа функционирует достаточно длительный период времени, то в ней

возникает устойчивая социально-психологическая структура. Неформальные

групповые отношения постепенно формализуются и приобретают относительно

стабильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанностей и взаимных

ожиданий. Каждый член группы как бы «закрепляется» на определенном

групповом месте в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами.

Статусно-ролевые позиции в группе (как и в больших социальных общностях)

дифференцированы по горизонтали и иерархизированы по вертикали. Одни члены

группы занимают более престижные места, выполняют более ответственные роли

и имеют более высокий по отношению к другим статус. Члены группы,

находящиеся на менее престижных местах внутригрупповой иерархии, как

правило, стремятся улучшить свои статусно-ролевые позиции. В результате

могут возникнуть так называемые статусно-ролевые внутригрупповые конфликты.

Статусно-ролевые изменения могут быть также обусловлены ролевыми

конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой

(добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или

ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное

групповое место занимает новый член группы. Адаптация и социализация в

группе всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам,

как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в

полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия и не

всегда адекватно реагирует на групповые нормы и требования, чем также

вызывает раздражение у других членов группы.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основании конфликтов между

личностью и группой. Вот некоторые из них:

. ожидания личности противоречат ожиданиям группы, например,

качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует

групповым ожиданиям, или сама группа не соответствует ожиданиям

личности;

. противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах,

позициях и т.д.;

. борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за

место лидера;

. конфликт между лидером и группой;

. конфликт между руководителем организации и неформальной группой;

. поиск и нахождение реального или мнимого виновника («козла отпущения»)

каких-либо неудач в деятельности группы.13

Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты представляют собой столкновение отдельных групп по

поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия

могут быть обусловлены самыми различными причинами (борьба за ограниченные

ресурсы, стремление к доминированию, противоположные (взаимоисключающие)

цели, интересы, ценности и др.).

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная

идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей

на «своих» и «чужих», выделение своей группы («мы-группы») из общей массы

других групп («аут-группы»). Через сравнение и противопоставление отдельные

индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и

обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений.

Феномен социальной (групповой) идентичности включает следующие основные

положения:

1) стремление индивида сохранить позитивный образ «Я» и собственную

социальную идентичность;

2) важнейшим источником социальной идентичности является принадлежность к

группе;

3) оценка группы базируется на принципах сравнения;

4) результаты сравнения, как правило, предполагают позитивную оценку

достоинств собственной группы и негативную оценку аут-групп. Таким

образом, наряду с положительной функцией — обеспечение

психологического благополучия личности — социальная идентичность

стимулирует негативный процесс социального сравнения

(противопоставления) и дискриминации аут-групп.14

К особенностям межгрупповых конфликтов относится также то, что они

способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, объединению

всех членов группы для борьбы с внешним врагом.

Феномен сплочения перед лицом внешней угрозы часто используют лидеры

групп и больших социальных общностей для сохранения внутригруппового

единства и укрепления своей личной власти. В наибольшей степени такая

«политика» присуща закрытым группам с авторитарной системой управления.

В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое

равновесие в значительной степени поддерживается благодаря множественности

конфликтных ситуаций и наличию разнообразных способов и механизмов их

разрешения

Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено по разным

основаниям. Группы могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению

друг к другу; могут сотрудничать на основе разделения и дополнения функций

в совместной деятельности; могут конкурировать в определенных сферах и

видах деятельности; могут вести непримиримую борьбу за уничтожение друг

друга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой конфликт, как негативный, так и позитивный, может и должен быть

решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из

тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной

конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем

рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами,

полученными в результате разрешения конфликта.

В то же время, позитивные конфликты должны и будут существовать, служа

определенными стимуляторами для общества.

Таким образом, конфликты должны возникать, а люди должны их решать, дабы

сохранять поступательный ход развития прогресса и истории.

Сноски

1. Э. Асп «Введение в социологию» СПб 1998г. стр.147

2. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.110

3. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.112

4. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.114

5. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.116

6. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.117

7. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.104

8. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.105

9. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.108

10. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.109

11. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №3 1999г. стр.86

12. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г. стр.112

13. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г. стр.114

14. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г. стр.120

Список использованной литературы:

1) Э. Асп «Введение в социологию» СПб 1998г.

2) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г

3) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г

4) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №3 1999г

5) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г

6) А. Г. Здравомыслов «Социология конфликта» Москва 1994

7) «Конфликты в современной России» под ред. д. ф. н. Е.И.Степанова

Москва 1999г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.