реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология конфликтов

недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или

взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

. стремление доказать правомерность своих притязании и обвинение противника

в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на

своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в

эмоциональной сфере;

. разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к

угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на

борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в

открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать

длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы

конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения

сторон.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом

(субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом

естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и

провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в

предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В

сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих

сторон.

• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти

компромисс;

• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от

конфликта);

• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор

того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей,

ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного

поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую

сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения

оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько

форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.4

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения

сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся

конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления

и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй

стадии.

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство

сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный

характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные

возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и

блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон.

Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все

более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с

применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие

стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью

противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от

целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от

средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды,

от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов

(механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут

существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях

противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми,

возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил,

осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это

стимулирует изменение тактики и стратеги конфликтного поведения. В этой

ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из

конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента

фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых

обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития

событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому

оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий

характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны

идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.5

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся

очевидные, четкие условия его прекращения. В полностью институализированном

конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства

(например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть

выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же

конфликт институализирован частично или не институализирован совсем, то

возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также

абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного' уничтожения

одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они

направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия

на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта

конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение

переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В

межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь

форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним

из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие.

Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей

стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение

конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры

предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают

следующие возможные процедуры:

• признание наличия конфликта;

• утверждение процедурных правил и норм;

• выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

• исследование возможных вариантов решения проблем;

• поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта

в целом;

• документальное оформление всех достигнутых договоренностей;

• выполнение всех принятых взаимных обязательств.6

Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся

сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры

(элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает,

что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или

неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом

будет зависеть от следующих положений:

— насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь

преследуемой цели;

— какими методами и способами велась борьба;

— насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные

и др.);

— насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства

той или иной стороны;

— удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение

сторон;

— какие методы были положены в основу переговорного процесса;

— насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

— был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или

некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей

решения конфликта;

— какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения

ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон

сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная

передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также

не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причиной

конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса,

когда стороны считают, конфликт полностью разрешенным и строят свои

отношения на основе доверия и сотрудничества.

Функции социального конфликта

Конфликт выполняет самые разнообразные социальные функции, как

положительные, так и отрицательные. Существуют объективные и субъективные

оценки последствий конфликта.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено

также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно

структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается

нормой и где существуют разнообразные механизмы его урегулирования,

конфликт, как правило способствует большой жизнеспособности, динамизму и

восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не

признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является

подавление силой

Вот некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых

социальных структур.

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми

противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна

выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные

конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и

интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное

напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений,

стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет

творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и

противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных

проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной

среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и

идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует

внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и

выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют

следующие функции:

— создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

— социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

— создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;

— адаптация и социализация индивидов и групп;

— группообразование, установление и поддержание нормативных и физических

границ групп;

— установление и поддержание относительно стабильной структуры

внутригрупповых и межгрупповых отношений,

— установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе

выявление неформальных лидеров.

8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет

позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует

сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной

системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно

выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции:

— когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

— когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

— когда борьба ведется насильственными методами;

— когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные

потери;

— когда возникает угроза жизни и здоровью людей. К негативным можно

отнести большинство эмоциональных конфликтов, и в частности конфликты,

возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей.

Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых

решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный

конфликт.

Типы социальных конфликтов.

Внутриличностные конфликты

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого

человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим

собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как

конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие

варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не

хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С

оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как

борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу

позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны

варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные

моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности

предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт,

обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и

биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт, как и

любой другой социальный конфликт, предполагает конфликтное взаимодействие

двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать

несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все

они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер,

так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных

отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным

конфликтом.

Любое действие человека представляет собой и взаимодействие с Другим

внутри него самого, и противодействие Другому как участнику диалога. Но

конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции,

когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или

иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е.

противоборство и насилие.

Выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных

действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных

стремлений:

а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

б) конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);

в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь).7

Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный

внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в

прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на

бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом

проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы

пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного

внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой

неразрешенной ситуацией.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и

нередко превосходство для одного означает неудачу для другого.

Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха

может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство

самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное

взаимодействие, а христианская мораль проповедует братскую любовь людей

друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а реальная жизнь

становиться препятствием на пути их удовлетворения. В таких условиях

окружающая человека среда становится одним из основных источником

внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конфликтных ситуациях разные

люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре

наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях:

«Первый тип — агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта;

второй — поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий

связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения

противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от

конфликта».8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не

встречается, но большинство людей, с определенными оговорками, можно

отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является

адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает в себя

самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной

психологии есть понятие «рефлексия». Это способность человека взглянуть на

свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в

этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия

помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения,

своих переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти

разумный выход из конфликта.

Д.Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса)

не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать,

отбросив эмоции. «Мне кажется, — пишет Карнеги, — 50% моих волнений

исчезают, когда я принимаю ясное, осмысленное решение; еще 40% обычно

улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению.

Итак, я преодолеваю свое беспокойство примерно на 90% благодаря

выполнению следующих принципов:

1. Точное описание волнующей меня ситуации.

2. Запись возможных действий, которые я могу предпринять.

3. Принятие решения.

4. Немедленное осуществление этого решения».9

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта.

Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на

подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта.

Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации,

его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может

испытывать неприязнь к определенного типа людям. Причины таких конфликтов

надо искать прежде всего в себе самом. Для этого необходимо тщательно

проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу

негативную реакцию и задать себе несколько вопросов типа:

. что меня раздражает в этом ...?

. почему я так реагирую на это ...?

. как я себя веду при этом ...?

. почему другие на это ... реагируют иначе?

. насколько адекватно я реагирую на это ...?

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.