реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа в пенитенциарной системе

чтобы такое отношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива. По

модели справедливости следует существенно уменьшить количество

преступлений, за которые полагается лишение свободы. Так например за

тяжкие преступления должно следовать непродолжительное лишение свободы

примерно в несколько месяцев, ведь считается, что долгий срок не более

действенен, чем короткий. Необходимо отметить что в Росси данный метод в

современных условиях неприемлем ибо короткие сроки лишь увеличат количество

совершаемых преступлений, так как люди будут знать что за свои преступления

значительного наказания они не понесут.

Следующий метод – метод воспитательного воздействия предполагает

превращение тюрьмы в клинику. Она объясняет возникновение преступлений

только индивидуальными патологиями и исходя из этого предлагает методы

исправления и воздействия на осужденных. Это могут быть и индивидуальные

консультации и групповые собрания, физическая, психическая и социальная

терапия.[29]

На основе вышеперечисленных данных можно утверждать, что эти методы

безусловно имеют как свои неоспоримые достоинства, так и недостатки, но

применение их без тщательной адаптации на Российскую действительность

фактически невозможно, так как Российская пенитенциарная система еще не

обладает ни финансовыми ни профессиональными, ”кадровыми возможностями”

реального использования этих методов в практической деятельности социальных

работников в пенитенциарной сфере.

Для российской пенитенциарной системы наиболее эффективны методы

разработанные Российскими учеными, либо учеными стран ближнего зарубежья

(например Белоруссии).

Так Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной

сфере строятся прежде всего по плану последовательного устранения всех

объективных негативных явлений социально-экономического, социально-

психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в

организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.

Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений

субъекта». Разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев).

Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной

направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:

1) Приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству,

спорту, художественной самодеятельности

2) Ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей

3) Предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью

4) Привлечение осужденного к общественной деятельности.

Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:

1) Последующего формирования и утверждения социально-полезной

направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением

нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств,

антиобщественных взглядов

2) Воспитание уважения к нормам и законам существующим в обществе.[30]

Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоваться

социальными работниками в пенитенциарной сфере. Однако на современном этапе

развития пенитенциарной системы исходя из ее особенностей и специфики

меняются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной

сфере.

Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренных

законом ограничений прав и свобод личности. В целом, обеспечение процесса

социальной реабилитации сводится к тому, что лица нарушившие чужие права и

свободы должны нести по конституции ответственность, но характер этой

правового воздействия должен быть таким, чтобы применение ограничений в

правах и свободах в минимальной степени осложняли процесс возвращения

человека в нормальную жизнь. На основании этого принципа и должна строиться

деятельность социального работника в пенитенциарной сфере. Во главу угла

должен быть поставлен не труд в период отбывания наказания, а помощь в

коррекции личности в обладании способами социальной адаптации к нормальным

условиям жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия на

личность осужденного должен стать дополнительным, дифференцированным и

дозированным средством предупредительного воздействия в период отбывания

наказания в ИТУ. Методы деятельности социального работника должны быть

построены и ориентированны на то, чтобы:

1) Не происходило истощения физических и психических сил осужденного

2) Происходило перевоспитание осужденных.

На наш взгляд ниаболее эффективными методами обращения с осужденными

являются методы предлагаемые Белорусскими учеными. Это метод так называемой

“ прогрессивной системы исполнения наказания ” и метод исправительно-

психологической коррекции личности осужденного.[31]

Уровень формы и направления деятельности в этих методах социальных

работников кардинально различается.

Рассмотрим метод прогрессивного исполнения наказания. Он заключается в

совокупности юридических, организационных и воспитательных средств

обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения

степени его исправления.

Целью является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под

исправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вести

правопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологических

свойств личности детерминирующих правовую направленность индивида.

Исправление происходит за счет в основном активной позиции самого

осужденного ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальный

работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. И

осуществляя оценку степени исправления самого (с помощью использования

различных методик психологических, социологических) дает рекомендации по

облегчению дальнейшей исправительной практики осужденного.

Прогрессивный подход претендует на роль главного принципа в уголовно-

исполнительной системе, связывая исправление осужденного – главную цель

деятельности социального работника и пенитенциарной системы вообще и

главный фактор мотивирующий стремление осужденного к правомерному

поведению, и как следствие к снижению наказания.

Система принципов эффективного применения метода прогрессивного

исполнения наказания в деятельности социального работника основана на

нравственно-гуманистических принципах исполнения наказания: законности,

справедливости, гуманизма. Однако существует несколько требований к данному

методу: Это прежде всего принцип обеспечения адекватности мер прогрессивной

системы, степени общественной опасности совершенного преступления и степени

исправления осужденных и принцип добровольности его применения.

Следующий метод – это метод психологической коррекции личности

осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение

определенных психологических свойств личности определяющих содержательные

стороны социального поведения осужденного.

В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального

работника возможна в направлениях:

1) Оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое

консультирование и профилактические мероприятия.

2) Улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных

конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий

3) Проведение исправительной психологической коррекции осужденного.

Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем

непосредственного воздействия на свойства личности.

Исправительно-психологическая коррекция – это процесс психологического

воздействия на определенную совокупность психологических свойств личности

преступника, определяющих его социально-правовое поведение с целью

устранения или понижения степени его криминогенности. Объектом

исправительно-психологической коррекции является определенная сфера

личности осужденного. Предметом - элементы психологической структуры данной

сферы личности осужденного (ценности, установки) связанные с определенным

поведением. Осуществление этого метода предпологает подчинение ряду

нравственно-гуманистических принципов:

1) Добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности

необходимо оказание предварительной психологической помощи и

консультирования)

2) Предоставление осужденному возможности выражать свою точку зрения в

процессе оказания помощи и принимать ее во внимание.

Для осуществления коррекции необходимое условие проведения -

психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые

предопределяют криминогенные стороны личности.

В настоящее время применяется ряд психологических методик (например

“Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях”

разработанная институтом МВД России). Но отмеченные подходы к

психокоррекции личности не обеспечивали системность воздействия. Для

разработки методических основ системной психокоррекции необходим анализ и

обобщение, систематизация известных подходов. Основной критерий

систематизации психокоррекционных методов определяется подходом к сущности

психической регуляции поведения человека. Анализ литературы показывает, что

такая регуляция осуществляется в совокупности психологических механизмов:

интеллектуального, импульсивного и чувственно-аффективного. В каждом из

механизмов проявляются специфические психологические свойства личности,

которые могут выступать детерминантами преступного поведения. В

интеллектуальном механизме это личностный смысл, отношения, нормы и идеалы.

В импульсивном – фиксированные установки на способы действий в связи с

определенными потребностями и особенностями ситуации. В чувственно-

аффективном – как компоненты личностного смысла. И механизмы исправительно-

психологической коррекции должны быть направлены на изменение указанных

психологических свойств; реализующихся в каждом из механизмов регуляции

поведения и их системной организации в структуре личности. Кроме этого,

системность, в подходе к построению данного метода определяется

формирование психологических барьеров к совершению преступлений так и

установление правомерных способов в достижении жизненных благ как изменение

свойств относящихся к каждому из определенных механизмов психологической

регулировки поведения.

Таким образом основными принципами метода являются: добровольность,

индивидуальность, системность, заключающаяся в ликвидации выявленных

криминогенных склонностей и формирование альтернативных способов решения

жизненных задач.[32] Данные методы могут использоваться пенитенциарными

социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных.

Заключение:

В итоге всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для

современного Российского общества, которое находится в довольно сложной

криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление

социальной работы в отечественной науке фактически не рассматривается.

Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы,

ориентированной именно на практическую деятельность. Так как работу

современной пенитенциарной системы РФ по исправлению осужденных можно

считать малоэффективной.

При разработке теоретических оснований деятельности социальных работников в

пенитенциарной системе РФ, следует обратиться к международному опыту.

Несомненно, при этом необходимо учитывать специфику современной ситуации в

России, когда вследствие экономического кризиса, люди “по эту сторону

колючей проволоки”, живут за чертой бедности и весьма затруднительно

осуществлять помощь заключенным в соответствии с международными

стандартами.

При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные

направления деятельности, функции и теоретические подходы к построению

деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ. И в рамках

выделенных направлений выявлена необходимость дальнейшей разработки как

правового аспекта, который на данном этапе развития пенитенциарной

социальной работы далек от совершенства. В правовом отношении, деятельность

социального работника должна способствовать приведению в соответствие с

международными стандартами необходимых санитарно-гигиенических, материально-

бытовых требований, регулировать отношения сотрудников ИТУ и осужденных,

объективно оценивать ситуацию по обеспечению правового положения лиц

лишенных свободы. Способствовать разрешению психологических проблем

осужденных, на основе психологических методов выстраивать индивидуальную

программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных

членов в общество после их освобождения, совместно с администрацией ИТУ.

На современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти

задачи еще не решены вследствие многих причин. Это прежде всего,

недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том

числе и социальных работников.

Для того чтобы решить данную проблему, необходимо осуществлять

теоретическую разработку пенитенциарной социальной работы и на ее основе,

подготовку социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной

сфере.

Основным принципом работы социальных работников в пенитенциарной сфере,

должен стать именно нравственно-гуманистической характер этой деятельности

способствующий переориентации репрессивной пенитенциарной политики в

гуманистически - ориентированную. Перспективы у развития гуманистически -

ориентированной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе

РФ очень и очень велики, так как этого требует реальная социальная

практика. Поэтому в контексте общей теории социальной работы необходимо

уделять большее внимание разработке новых нравственно-гуманистических основ

деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и

разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности

социальных работников в пенитенциарной сфере. Именно эти проблемы должны

быть рассмотрены в дальнейшем при разработке данной темы.

Литература

1. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики

деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы

уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: НИИ

МВД РФ., 1996. - 87с.

2. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе./ Под

ред. В. И. Горобцова. – Красноярск, 1999. – ч. 1. – 213 с., ч. 2. – 209

с.

3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России./ Под ред.

А. В. Борбай. – М.: ВНИИ МВД РФ., 1997. – 116 с.

4. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными

болезнями) / Под ред. Б. М. Левина. – М.: РАН Ин-т социологии., 1995. –

200 с.

5. Алексеев А. И. и др., Криминология и организация предупреждения

преступлений. –М.: МВД РФ, 1995. – 244с.

6. Алексеев А. И., Аванесов Г. А. Криминология и профилактика преступлений.

– М.: МВД СССР МВШМ., 1989. – 430с.

7. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в

современных условиях. - Домодедово, 1993.- 125 с.

8. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. –

Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994.- 205 с.

9. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. – Домодедово, 1995.-177 с.

10. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: Невербальная диагностика

личности (нетрадиционные методы). – Домодедово:РИПК МВД РФ, 1996. - 121

с.

11. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа,

1997. – 168 с.

12. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. – М: Сварогъ., 1995.

– 398с.

13.Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в

России. – Белгород: “Высшая школа”. – 1998. 135с.

14.Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. - М.:Норма, 1994.- 176 с

15.Дементьев С.И. Лишение свободы: Уголовно-правовые и исправительно-

трудовые аспекты. – Ростов, 1981.- 45 с.

16.Дуюнов В.К. Наказание в Уголовном праве России - принуждение или кара?//

Государство и право. – 1997.- № 11.- с.61-68

17.Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства

России: история и современность. – М.: Изд-во “Наука”, 1998. - 172 с.

18.Катаева Н. А. Социальная работа в микрорайоне с подростками склонными к

правонарушениям. , Киров: ”Вят-слово”, 1997. – 166с.

19. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./ Под ред. П.Г.

Мищенкова. – М.: Изд-во “Норма”, 1997. - 432 с.

20.Ковалева А. И. Социализация личности норма и отклонение. – М.: Институт

молодежи., 1996. – 223с

20.Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева., М.: Наука. 1986. –

302с.

21.Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. – М.:Изд-во “БЕК”, 1998. –

566с.

22.Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. – М.:”Форум: Инфра – М”., 1998. –

215с.

23. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации(причины, механизмыи пути

преодоления), М.: Институт Гос-ва и права РАН., - 1992. – 133с.

24. Кудрявцев В. Н. И др. Социальные отклонения., М.:Юрид. Лит. – 1989. –

365с.

25. Кудрявцев Г. С. Содержание формы и методы криминологической

профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр.

Ун-т., 1997. – 81с.

26. Кудрявцев Г. С. Объекты криминологической профилактики в условиях

социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. – 113с.

27. Кудрявцев Г. С. Субъекты криминологической профилактики в условиях

социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. – 68с.

28. Кудрявцев С. В. Конфликт и насильственное преступление. – М: ”Наука”. –

176с.

29. Лунев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к

капитализму// Государство и право. – 1998. -№ 5. – с. 47-58

30. Правовые и организационные основы функционирования органов исполнения

наказания./ Под ред.А. Е. Наташева., М.: Акад. МВД РФ., 1995. – 133с.

31.Пищелко А. В., Белослудцев В. И., Психолого-педагогические проблемы

укрепления законности органов исполнения наказания., Домодедово.: РИПК МВД

РФ., 1996 – 83с.

32. Справочное пособие по социальной работе. /Под ред. А.М. Панова, Е.И.

Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. - 168 с.

33. Теория и методика социальной работы. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во

“Союз”, 1994. – В 2 ч.

34. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А. А. Игнатьева., М.: Новый

юрист, - 1997. – 304с.

35. Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая

часть. – Томск, 1995. – 94 с.

36. Фефелов В. А. Социально-правовая востребованность цивилизации уголовно-

исполнительного права РФ. – Уфа., 1993. – 162с.

37. Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы

международной конференции. – Минск, 1998. – 108 с.

38. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. – М., 1991. –224 с.

39. айдер Г. Й. Криминология. – М.:изд-во “Прогресс”- Универс, 1994. - 02

с., С. 101.

Приложения

Приложение № 1

[33]Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Приложение

Приложение № 2

1Понятие правового положения осужденных

мате

Приложение №3

1Обеспечение осужденных площадью и одеждой в местах лишения свободы

Приложение № 4

[34]Обеспечение законности при использовании наказания в виде лишения

свободы

Приложение №5

1Медицинское обеспечение осужденных в местах лишения свободы

-----------------------

[1] Кудрявцев Г.С. Объекты криминологической профилактики в условиях

социально-правовых реформ. – М.: Моск. гос. индустр. ун-т, 1997. – 113с.

[2] Актуальные проблемы девиантного поведения ( Борьба с социальными

болезнями) / Под ред. Б. М. Левина. – М., 1995. – 200 с.

[3] Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецова. – М.: “БЕК, 1998 . – 566 с.

[4] Филипов В. В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы

международной конференции 8-10 октября. – Минск, 1998. – 108с.

[5] Аминев Г. А. И др. Инструментарий пенитенциарного психолога. - Уфа,

1997. – 168с. – С. 164 – 166.

[6] Филипов В. В. Указ. Соч. – С. 164 – 166.

1 Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология . – Домодедово: РИПК МВД России.,

1995. – 177с,

Зубков А. И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства юстиции

России: история и современность. М.: “Норма”., 1998 – 172с.

[7]Уткин В. А.,Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая

часть. – Томск, 1995. – 94 с.

1 Шнайдер Г.Й. Криминология – М.: “Прогресс”- Универс, 1994. - 502 с.,С.10.

[8] Шнайдер Г.Й. Криминология – М.: “Прогресс”- Универс, 1994. - 502

с.,С.10.

[9] Там же.

[10][11] См.: Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.:

“Союз”, 1994. – В 2ч.

[12]См.:Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву.-Томск,

1995.,94с.

[13] Уткин В.А. Указ. Соч.

[14] Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики

деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-

исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: НИИ МВД РФ.,

1996. - С.32.

[15] Там же, С. 32.

[16] Шнайдер Г.Й. Криминология – М.:изд-во “Прогресс”- Универс, 1994. - 502

с.,С.405-406.

[17] Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы:.- Минск, 1998. -

108с., С39.

[18] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./Под. Ред. П.Г.

Мищенкова. - М.: “Юристъ”, 1997 – 432с., С.31.

[19] Там же С. 129

[20] Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. - Уфа,

1997. - 168с.

[21] Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных

наказаний./ Под ред. А. В. Пищелко. - Домодедово.,РИПК МВД России., 1996.-

61с.

[22] Шнайдер Г.Й. Криминология – М.:изд-во “Прогресс”- Универс, 1994. - 502

с., С.405-406.

[23] Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. - Уфа,

1997. - 168с.

[24] Кримининальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева, М.:”Наука”, 1986.

- 302с., С., 256.

[25] Там же.

[26] Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в

современных условиях. - Домодедово, РИПК МВД России, 1993. - 125 с.

[27] Шнайдер Г.Й. Криминология – М.:изд-во “Прогресс”- Универс, 1994. - 502

с., С. 101.

[28] Шнайдер Г.Й. Указ. Соч.

[29] Там же

[30] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. П. Г.

Мищенкова.- М., 1997 – 432 с.

[31] Шнайдер Г.Й. Указ. Соч

[32] Филипов В. В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы

международной конференции 8-10 октября. – Минск, 1998. – 108 с., С. 123 –

124.

[33] Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. – М.: Норма, 1994. – 176 с.

1 Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. – М.: Норма, 1994. – 176 с.

1 Бражник Ф.С. пенитенциарное право. –М.:Норма, 1994. –176с.

[34] Бражник Ф.С. пенитенциарное право. –М.:Норма, 1994. –176с.

1 Бражник Ф.С. пенитенциарное право. –М.:Норма, 1994. –176с.

-----------------------

Противо – эпидемические меры

Дома ребенка в ИТУ для детей в возрасте до 3 лет

Принудительное лечение

В ИТУ

В ИТУ

От Наркомании

От Алкоголя

В учреждениях со специальными режимом лечения и труда после отбытия

наказания

Правовые основы обеспечения законности в местах лишения свободы

Международные акты

Конвенция МОТ ”о принудительном труде” (№29)

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство человека, обращения и наказания (1984 г)

Внутригосударственные акты

Конституция РФ

Всеобщая декларация прав человека 1948 г

Исполнительно- трудовой кодекс РФ

КЗОТ РФ

Правило внутреннего распорядка ИТУ

Иные нормативные акты МВД РФ

Содержание материально-бытового обеспечения осужденных

Гарантированная норма жилплощади на осужденного

Получение осужденными посылок, бандеролей и передач

Обеспечение одеждой и обувью

Обеспечение индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями

В тюрьмах и воспитательно-трудовых колониях не менее 2,5 кв. м.

В исправительно-трудовых колониях не менее 2 кв. м.

Виды

Профилактика заболеваний

Лечебная помощь

Строгого режима

Для переведенных из других ИТК

Для осужденных за преступления по неосторожности

Воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних

Тюрьмы

Особого режима

Для осужденных за умышленные преступления

Усиленного режима

Исправительно-трудовые колонии-поселения

Исправительно-трудовые колонии (ИТК)

Места отбывания лишения свободы

Воспитание осужденных, поощрения и взыскания

Организация труда и контроль его исполнения

Организация и контроль за соблюдением режима

Организационно-контрольное обеспечение

Обеспечение работой и средствами орудия труда

Нормированное помещение для содержания осужденных

Нормированное обеспечение одеждой

Нормированное питание

Материальное обеспечение

Общего режима

Исправительно-трудовые колонии

Особого режима

Строгого режима

Общего режима

Средства обеспечения правового положения осужденных

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.