реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа в пенитенциарной системе

свободы”, “О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой

кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”

и др.) Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы,

существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в

реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно

закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного

кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению

свободы. ” которое представляет собой комплекс организационных мероприятий

проводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательства

направленных на создание условий для обеспечения нормальной

жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значение

материально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том, что хорошо

налаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного,

закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине.

Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-

коммунальных условий, организацию питания, вещевого обеспечения и торгового

обслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанных

направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм

общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои

права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь

социального работника, который должен следить за выполнением основных норм

материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при

исполнении наказания в виде лишения свободы , при несоблюдении этих норм

социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и

учреждениям.Также социальный работник может осуществлять связь между

родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным

отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в

регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением

религиозного верования осужденного. Причем, необходимо отметить что

отправление религиозного культа очень важно для многих осужденных, так как

из общего числа осужденных верующим считает себя каждый третий. По данным

на середину 1995г. среди осужденных православные христиане составляли 18

300 человек, баптисты – 3 900, мусульмане – 2 250 человек таким образом, в

пенитенциарной системе РФ содержится приблизительно 34 000 верующих (без

учета осужденных находящихся в тюрьмах и колониях-поселениях). Работа

конфессиональных организаций, прибщение к вере, способствуют улучшению

взаимоотношений, укреплению дисциплины и порядка, расширяют контакты с

внешним миром, определяют возможность покаяния за содеянное, оказывают

помощь в нравственном воспитании, организации быта и досуга, трудового

устройства. Деятельность социального работника должна быть направлена на

максимально эффективное сотрудничество с религиозными организациями. В

обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу

заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по

возможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник

должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение

осужденными не имеющими никакой специальности получение начального

профессионального образования или профессиональной подготовки. “Труд

осужденных в основном регулируется законодательством РФ о труде. В первую

очередь это кодекс законов о труде, в соответствии с которым на осужденных

без каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы трудового

законодательства, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда,

заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охрану

труда. В соответствии с указанными нормами осужденные к ограничению

свободы, имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной

нетрудоспособности, льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числе

связанные с обучением и.т.п., на осужденных к ограничению свободы

распространяется государственное социальное страхование”.[18] В

соответствии с этими нормами социальный работник обязан контролировать

выполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить за

выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере

кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо

дискриминаций в отношении к осужденным.

В функции социального работника также входит контроль за медицинским

обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных

учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом,

чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество

больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать

больным необходимые условия для лечения.

В соответствии с действующим законодательством, которое гласит:

“Осужденным, отбывающим ограничение свободы гарантируется право на охрану

здоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-

профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием

законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан”.[19]

Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских

служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные

профилактические мероприятия

Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает

выполнение ими функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов,

контролеров и социальных посредников.

4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных

учреждениях:

В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны

психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в

исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического

дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости,

собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности,

страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет

интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое

перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные

совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ

совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие

стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение.

Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на

15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ј

осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что

после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в

психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать

психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом

психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется

работа по созданию организационно-методической базы психологической службы.

О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по

ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так и

отечественный опыт.[20]

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но

только в сентябре 1992г. она приобрела законодательную основу. Стали

создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской,

Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по

изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и

коррекции поведения.[21] Современная пенитенциарная социальная работа

определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и

дифференциации методов психологического воздействия, так как при разработке

психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества

судимостей и времени пребывания человека в ИТУ происходит усиление

психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе.

Функции социального работника заключаются в диагностике личности

осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о

личности на основе полученных данных и разработка совместно с

администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения

с осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободное

время осужденных. По нашему мнению наиболее правильно описывает задачи

воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит о

том, что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к

тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную

атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на

свободу. Свободное время в тюрьме не должно оставаться “ объектом убийства”

или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к

новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный

уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация

заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг

способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и

психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания

и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки,

он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и

несамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе”.[22] Также,

социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в

заключении, способствовать формированию у него максимально возможной

активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить

осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на

долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду

на мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своей

деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы

система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и

способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с

осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или

системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе

различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения

личности - это система осуществляемых социально-педагогических,

психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа

сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного

применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления,

перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То

есть, психологические методы социальной работы должны использовать

системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в

пенитенциарных учреждениях.[23]

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы

должны стать:

1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.

2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.

3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-

трудовых учреждений.

5) Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода

из мест лишения свободы.

Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например

существует множество методов изучения личности преступника.

По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.)

“Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и

интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации

индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства,

мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической

характеристике в целом”.[24]

В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут вклчать в

себя:

1) Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность,

семейное положение и другие социально-демографические данные.

2) Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности

личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья,

физического развития и другие индивидуальные качества.

3) Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение

родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и

материальные условия.

4) Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях,

особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и

производственного коллективов.

5) Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизнненые

цели и ценностные ориентации субъекта.

6) Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям,

семье, к самому себе

7) Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту,

данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной,

уголовной ответственности.[25]

На наш взгляд данный перечень на настоящий момент можно дополнить

несколькими характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо

религии, данные из личных документов(анализ дневников, писем и др.)

Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха

советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий.

Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения

личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических

лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью

психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест

“Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов

получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его

поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями,

полученными в результате визуального наблюдения, независимыми

характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к

различным типам поведения.Отделив склонных к выполнению общественных работ,

своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц

склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к

правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.[26]

Однако по нашему мнению только с помощью психологических методов невозможно

построить эффективную программу исправления преступников и программу

деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать

практические рекомендации по деятельности социального работника в

пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной

социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические

принципы обращения с осужденными.

5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках

пенитенциарной системы РФ:

В отечественной литературе фактически не приводится ни одного описания

деятельности социального работника опирающегося на нравственно-

гуманистические принципы в отношении всех категорий осужденных. Хотя

имеются достаточные наработки по работе с несовершеннолетними преступниками

в рамках педагогики, психологии, криминологии и собственно социальной

работы. Где заявляется о важности и приоритетности воспитательной и

коррекционной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, в ущерб

остальным “взрослым” категориям осужденных, которые как правило считались

уже неисправимыми людьми, которых только следует изолировать от общества с

помощью карательно-репрессивных мер. Однако социальная практика показала,

что такое положение дел является совершенно неправильным и необходима

коррекция и перевоспитание всех категорий осужденных, потому что все они

рано или поздно возвращаются в общество и причиняют еще большее социальное

зло. Те же, кто осужден пожизненно, хотя и не оказывают влияние на

положение днл на воле, но тем не менее оказывают влияние на других

осужденных в стенах ИТУ, поэтому необходимо рассматривать методы социальной

работы применительно ко всем категориям осужденных. Эти методы должны

основываться в первую очередь на нравственно-гуманистических принципах. Как

уже отмечалось, в России ввиду долгой ориентации пенитенциарной системы на

репрссивные методы воздействия на осужденных, отсутствует описание методов

социальной работы с осужденными. Поэтому в данной ситуации необходимо

обратиться к международному опыту, однако не забывая об особенностях

Российской пенитенциарной системы и адаптировать зарубежные методы

деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере к современной

Российской действительности.

Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за преступностью. В

описании методов наблюдения мы опираемся на представления немецкого ученого

Г.Й. Шнайдера. В соответствии с которыми “ поскольку непосредственное

наблюдение за преступностью невозможно, следует использовать методы

непрямого исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения является

интервью, которое берут у преступников. Интервью как средство исследования

представляет собой планомерную деятельность с научными целями в ходе,

которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается к

сообщению вербальной информации”.[27]Для проведения данного метода важна

именно деятельность социального работника, который может установить

доверительные, равные отношения с осужденными. С помощью интервью как

правило изучают “преступную карьеру” личности, которая строится

преимущественно на личностных особенностях и свойствах характера, которые

не поддаются объективной оценке. Делать выводы о личности осужденного,

составлять типологии и классификации последней возможно лишь на основе

сравнительного метода, метода эмпирических наук, когда результаты

исследования будут лишь тогда подлинными, когда они будут повторяться в

результатах различных исследований. На основе данных родовых методов

изучения преступности можно выделить конкретные методы и модели

деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере, опирающиеся на

нравственно-гуманистические основы и принципы. Западные ученые выделяют

несколько основных методов деятельности социальных работников с

осужденными. Это: модель или метод справедливости, метод воспитательного

воздействия включающий различные модели: общинная и групповая терапия,

трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификация

поведения.[28]

Модель справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобы

преступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманное

отношение к преступнику – основная обязанность общества, если оно хочет

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.