реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа с пожилыми

возглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены

должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки,

гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы

и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится

должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в

24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее:

80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям

преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-

89 лет) возраста — 46%.

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения

посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%;

12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение

проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают

от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и

взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или

откровенно враждебные.

Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный

уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо неграмотны; у

40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей имеют

специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей отделения (58%) обслуживают себя полностью,

42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных

работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались

никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные

пользовались тростями (большинство в зависимости от времени года) и лишь 2

человека из 300 обследованных передвигались с помощью костылей.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало,

что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться

(76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного

или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов

является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы,

как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и

неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего

положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти

у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в

отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их

"быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом",

"позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение

отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья

(урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.).

Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная

обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в

любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания в

значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с

образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при

формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и

других мероприятий для каждой такой "смены".

В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания

не предусмотрена должность социального работника, его должностные

обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично

культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента

отделения, формированием микроколлективов среди посетителей отделения,

оказанием психологической помощи, в определенной степени организацией

досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный

человек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая

должность появится в штате отделений дневного пребывания.

В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось

новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она

предназначена для оказания неотложной помощи разового характера,

направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в

социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением

социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением

большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей,

а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам,

оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и

т.д.

В соответствии с нормативным документом[7], Служба срочной социальной

помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все

виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения

предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора

лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной

доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь.

Основными направлениями деятельности Службы являются:

V предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам

социальной помощи;

V обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами

(по талонам в закрепленном предприятии общественного питания;

талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после

обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на

месяц);

V предоставление одежды, обуви и других предметов первой

необходимости;

V оказание материальной помощи;

V содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с

иммиграционной службой);

V направление граждан в соответствующие органы и службы для

квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

V оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по

"телефону доверия";

V оказание других видов помощи, обусловленных региональными

особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и

лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги

государственной юридической службы).

Штатное расписание Службы срочной социальной помощи предусматривает

следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист

(на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социальный

работник.

В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на

начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения, постоянно

совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан,

а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи

нетрудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках

Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения

— отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц

старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибирской и Самарской

областях). Размещаются они, как правило, в зданиях бывших профсоюзных

здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых

больниц, от которых отказались органы здравоохранения, медсанчастей

промышленных предприятий на долевой основе и т.д.). Отбор нетрудоспособных

граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников,

ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В

ряде территорий (например, в Архангельской области) такие отделения

функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются

одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и

сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть

предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи,

организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма

социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако

положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они

нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России

службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание

прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное

участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе,

подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области

обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все

большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по

отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда,

никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые

осуществляли бы эту деятельность.

Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями

лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и

учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе

осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров

социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов

управления.

Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится

специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером

оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.

Место деятельности социального работника в связи с указанными

обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере

внедрения в систему социальной защиты работников данной категории

расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется

на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в

том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно

вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних

случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской

помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-

психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической

деятельности и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей»

(инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников

распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах,

с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи

приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их

профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых

людей.

В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в

обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с

различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей,

которые - находятся в населении, диапазон деятельности социальных

работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-

бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-

психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в

стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет

широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах

и кончая интеграцией инвалидов в общество.

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие

наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов.

Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23%.

Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного

изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально

незащищенной категории общества.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в

современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки

оказались по существу, непригодными, а новая система социальной защиты,

соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.

Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни

пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их

адаптации к условиям рыночной экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким

нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и

Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.

2. Контроль за ходом осуществления международных планов и программ

действий. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17

февраля 1993.

3. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от

20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре

социального обслуживания".

4. Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений

специализированной помощи на дому".

5. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М.,

1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных

служб).

6. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О

дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".

7. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы

милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальнойзащиты

малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

8. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное

обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". /

Методич. рекоменд. — М., 1985, Збс. (ЦИЭТИН).

9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к

реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной

реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц

старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах.

/Методич. рекоменд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические

аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в

учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи,

женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

13. Токарь А.В., Вержиковская Н.В. Организационное обеспечение координации

медицинской и социальной помощи пожилому населению. В кн.: Медицинские и

социальные проблемы старения. — Киев, 1987, с.3-7 (Институт геронтологии

АМН СССР).

14. Чеботарев Д. Ф. Медико-социальные аспекты постарения населения. — Ж.

Советское здравоохранение., 1977, №6, с.8-13.

15. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в

геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.

16. Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). — М., 1993,

т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).

Приложение 1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ

ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.

|Виды социально-бытовых услуг |Нуждаемость |Предоставление |

|Стирка белья (в т.ч. услуги |90,8 |19,9 |

|прачечной) | | |

|Услуги химчистки |49,1 |3,9 |

|Помощь при мытье головы, тела |57.3 |5.3 |

|Стрижка волос и ногтей |35,6 |1.4 |

|Ремонт обуви |28.1 |4,3 |

|Пошив одежды |7,5 |3,6 |

|Услуги библиотеки |5,0 |1.8 |

|Помощь в чтении газет и др. |8,2 |1.1 |

|Доставка продуктов |94.6 |94,6 |

|Доставка медикаментов |92,5 |86,5 |

|Доставка (приготовление) горячей |24,2 |1.0 |

|пищи | | |

|Доставка хоз. и промтоваров |69,7 |37,4 |

|Уборка жилого помещения |87,5 |28.5 |

|Оплата коммунальных услуг |75,3 |62,9 |

|Доставка топлива, протопка печей |6.1 |2.1 |

|Содействие в ремонте жилья |35.7 |3.6 |

|Организация досуга |7.5 |2.1 |

|Сопровождение на прогулке |16,0 |2,5 |

|Обработка приусадебного участка |11,4 |4,3 |

ёПриложение 2.

ПЕРЕЧЕНЬУСЛУГ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ПРИКАЗАХ МИНИСТЕРСТВА (СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ) ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ

|Наименование услуг |прика|№137 |№259 |

| |з №81|20.07|17.12|

| |24.07|.93 |.94 |

| |.87 | | |

|Доставка на дом продовольствия |+ |+ |+ |

|Доставка на дом промтоваров |+ |+ |+ |

|Доставка медикаментов |+ |+ |+ |

|Доставка воды | |+ |+ |

|Сдача и доставка вещей в стирку, химчистку, |+ |+ |+ |

|ремонт | | | |

|Оплата коммунальных услуг |+ |+ |+ |

|Уборка жилых помещений | | |+ |

|Смена нательного и постельного белья | | |+ |

|Протопка печей | |+ |+ |

|Кормление ослабленных граждан | | |+ |

|Оказание санитарно-гигиенической помощи | | |+ |

|(причесывание, обтирание) | | | |

|Написание писем |+ |+ |+ |

|Оказание помощи в поддержании связи с трудовыми |+ | | |

|коллективами и др. | | | |

|Приготовление горячей пищи | | |+ |

|Содействие в организации ремонта жилья | |+ |+ |

|Содействие в обеспечении топливом | |+ |+ |

|Содействие в оказании мед. помощи |+ |+ | |

|Содействие в получении протезно — ортопедических | |+ | |

|изделий | | | |

|Содействие в организации предоставления услуг |+ |+ | |

|предприятиями торговли, здравоохранения, | | | |

|нотариальных и др: | | | |

|Содействие в обработке приусадебных участков | |+ | |

|Содействие в оформлении документов на опеку |+ |+ | |

|(попечительство) | | | |

|Содействие в оформлении документов для помещения |+ |+ | |

|в дом-интернат, ЦСО | | | |

|Содействие в обмене жилья | |+ | |

|Содействие в предоставлении обслуживаемым льгот и| |+ | |

|преимуществ, установленных действующим | | | |

|законодательством | | | |

|Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов | | |+ |

|врача, сопровождение заболевших в леч.учреждение,| | | |

|посещение их в стационаре | | | |

|Проведение медицинских процедур (измерение АД, | | |+ |

|наложение компрессов, обработка пролежней, | | | |

|выполнение очистительных клизм) | | | |

|Осуществление подкожных и внутримышечных введений| | |+ |

|лекарственных препаратов | | | |

|Проведение санитарно-просветитель-ной работы | | |+ |

|среди обслуживаемых и их родственников | | | |

|Содействие в предоставлении ритуальных услуг (в | | |+ |

|погребении одиноких умерших граждан) | | | |

-----------------------

[1] "Временное положение об отделении социальной помощи на дому

одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда

СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.

[2] Приказ Минсобеса РСФСР от 24 июля 1987 г. №81 "Об утверждении

Положения о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, и

штатов центров социального обслуживания пенсионеров.

[3] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации

от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре

социального обслуживания".

Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений

специализированной помощи на дому".

[4] Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О

дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".

[5] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

[6] См Приложение 1

[7] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.