| |||||
МЕНЮ
| Социальная работа с пожилымивозглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии. Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75- 89 лет) возраста — 46%. Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные. Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей имеют специальное среднее или высшее образование. Большинство посетителей отделения (58%) обслуживают себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от времени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных передвигались с помощью костылей. Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой. Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены". В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социального работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отделения, формированием микроколлективов среди посетителей отделения, оказанием психологической помощи, в определенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный человек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания. В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и т.д. В соответствии с нормативным документом[7], Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями деятельности Службы являются: V предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи; V обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц); V предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; V оказание материальной помощи; V содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой); V направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; V оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия"; V оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы). Штатное расписание Службы срочной социальной помощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социальный работник. В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибирской и Самарской областях). Размещаются они, как правило, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых больниц, от которых отказались органы здравоохранения, медсанчастей промышленных предприятий на долевой основе и т.д.). Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской области) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу. Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально- психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально- бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально- психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23%. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. "Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43. 2. Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993. 3. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания". 4. Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому". 5. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб). 6. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году". 7. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальнойзащиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4. 8. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, Збс. (ЦИЭТИН). 9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с. 10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН). 11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. рекоменд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН). 12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей). 13. Токарь А.В., Вержиковская Н.В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной помощи пожилому населению. В кн.: Медицинские и социальные проблемы старения. — Киев, 1987, с.3-7 (Институт геронтологии АМН СССР). 14. Чеботарев Д. Ф. Медико-социальные аспекты постарения населения. — Ж. Советское здравоохранение., 1977, №6, с.8-13. 15. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12. 16. Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей). Приложение 1 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %. |Виды социально-бытовых услуг |Нуждаемость |Предоставление | |Стирка белья (в т.ч. услуги |90,8 |19,9 | |прачечной) | | | |Услуги химчистки |49,1 |3,9 | |Помощь при мытье головы, тела |57.3 |5.3 | |Стрижка волос и ногтей |35,6 |1.4 | |Ремонт обуви |28.1 |4,3 | |Пошив одежды |7,5 |3,6 | |Услуги библиотеки |5,0 |1.8 | |Помощь в чтении газет и др. |8,2 |1.1 | |Доставка продуктов |94.6 |94,6 | |Доставка медикаментов |92,5 |86,5 | |Доставка (приготовление) горячей |24,2 |1.0 | |пищи | | | |Доставка хоз. и промтоваров |69,7 |37,4 | |Уборка жилого помещения |87,5 |28.5 | |Оплата коммунальных услуг |75,3 |62,9 | |Доставка топлива, протопка печей |6.1 |2.1 | |Содействие в ремонте жилья |35.7 |3.6 | |Организация досуга |7.5 |2.1 | |Сопровождение на прогулке |16,0 |2,5 | |Обработка приусадебного участка |11,4 |4,3 | ёПриложение 2. ПЕРЕЧЕНЬУСЛУГ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ПРИКАЗАХ МИНИСТЕРСТВА (СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ) ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ |Наименование услуг |прика|№137 |№259 | | |з №81|20.07|17.12| | |24.07|.93 |.94 | | |.87 | | | |Доставка на дом продовольствия |+ |+ |+ | |Доставка на дом промтоваров |+ |+ |+ | |Доставка медикаментов |+ |+ |+ | |Доставка воды | |+ |+ | |Сдача и доставка вещей в стирку, химчистку, |+ |+ |+ | |ремонт | | | | |Оплата коммунальных услуг |+ |+ |+ | |Уборка жилых помещений | | |+ | |Смена нательного и постельного белья | | |+ | |Протопка печей | |+ |+ | |Кормление ослабленных граждан | | |+ | |Оказание санитарно-гигиенической помощи | | |+ | |(причесывание, обтирание) | | | | |Написание писем |+ |+ |+ | |Оказание помощи в поддержании связи с трудовыми |+ | | | |коллективами и др. | | | | |Приготовление горячей пищи | | |+ | |Содействие в организации ремонта жилья | |+ |+ | |Содействие в обеспечении топливом | |+ |+ | |Содействие в оказании мед. помощи |+ |+ | | |Содействие в получении протезно — ортопедических | |+ | | |изделий | | | | |Содействие в организации предоставления услуг |+ |+ | | |предприятиями торговли, здравоохранения, | | | | |нотариальных и др: | | | | |Содействие в обработке приусадебных участков | |+ | | |Содействие в оформлении документов на опеку |+ |+ | | |(попечительство) | | | | |Содействие в оформлении документов для помещения |+ |+ | | |в дом-интернат, ЦСО | | | | |Содействие в обмене жилья | |+ | | |Содействие в предоставлении обслуживаемым льгот и| |+ | | |преимуществ, установленных действующим | | | | |законодательством | | | | |Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов | | |+ | |врача, сопровождение заболевших в леч.учреждение,| | | | |посещение их в стационаре | | | | |Проведение медицинских процедур (измерение АД, | | |+ | |наложение компрессов, обработка пролежней, | | | | |выполнение очистительных клизм) | | | | |Осуществление подкожных и внутримышечных введений| | |+ | |лекарственных препаратов | | | | |Проведение санитарно-просветитель-ной работы | | |+ | |среди обслуживаемых и их родственников | | | | |Содействие в предоставлении ритуальных услуг (в | | |+ | |погребении одиноких умерших граждан) | | | | ----------------------- [1] "Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43. [2] Приказ Минсобеса РСФСР от 24 июля 1987 г. №81 "Об утверждении Положения о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, и штатов центров социального обслуживания пенсионеров. [3] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи". Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания". Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому". [4] Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году". [5] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи". [6] См Приложение 1 [7] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи". |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|