реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

свидетельствует, что в регулировании оплаты труда еще много нерешенных

вопросов. Так, например, уровень нижней границы заработной платы в

большинстве случаев не связан с гарантиями, предусмотренными

территориальными и отраслевыми соглашениями. Всего 30% предприятий учли

отраслевой минимум и только 10-15% предприятии установили нижнюю границу

заработной платы на более высоком уровне. Вне сферы договорного

регулирования, как правило, остается оплата труда служащих, специалистов и

руководителей подразделений. В ряде случаев предприятия не берут на себя

ответственности за исполнение условии договора.

Принципиальной особенностью формируемой мотивационной системы является

создание механизма непосредственной связи поощрения за добросовестный и

инициативный труд с прямой материальной ответственностью за недополучение

возможного хозяйственного эффекта. В настоящее время заработная плата

растет при снижении уровня производительности труда, и поднимать вопрос об

установлении определенного соотношения между темпами роста этих показателей

бессмысленно. Однако в будущем на предприятиях станет возможным

использовать такую зависимость с учетом особенностей отраслей, а также при

прогнозировании инфляции, индексации заработной платы и доходов, уровня

безработицы.

Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению

коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении

коллективных договоров, их содержания и структуры нужно учитывать специфику

предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности

предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема

производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное),

отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия

социальной инфраструктуры. В ряде развитых стран широко распространены

системы участия работников в акционерном капитале и прибыли. Сейчас трудно

говорить о перспективах использования той или иной системы в России в

условиях падения производства и общей кризисной ситуации. Однако стоит

детально проанализировать этот вопрос и подготовить предложения с тем чтобы

коллективы предприятии сами могли выбирать наиболее подходящую им форму.

Следует использовать и имеющиеся разработки касающиеся корпоративных

отношении корпоративного климата и корпоративной культуры.

Доходы потребление и качество жизни населения

Основные тенденции в динамике уровня и качества жизни населения в России.

Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 г привело к

существенному снижению уровня жизни ее населения В 1991-1995 г. произошло

падение его денежных доходов на 40- 50% чему способствовало раскручивание

инфляции (индекс роста цен за эти годы составит 1805, 7). В 1996 г

сокращение реальных доходов практически остановилось В-4997г по данным

Госкомстата России реальные располагаемые денежные доходы увеличились по

сравнению с 1996 г. на 3,5 %.Таким образом после ухудшения большинства

основных социальных показателей в 1991-1995 г. наблюдаются стабилизация

уровня реальных располагаемых доходов населения в 1996-1997 г.

приостановление социального расслоения и некоторое снижение уровня бедности

стабилизация потребительских цен и потребительского рынка.

Приоритеты социальной политики в области доходов потребления и качества

жизни. Ситуация в сфере потребления и уровня жизни населения определяется

взаимодействием двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика,

дифференциация) и потребительского рынка товаров и услуг (нясыщенность

рынка и его обеспеченность, цены и их динамика).

Ситуация в области потребления в 90- е годы в каком-то смысле изменилась на

прямо противоположную. Если в доперестроечной экономике основные проблемы

были связаны с развитием потребительского рынка (дефицит), то сейчас -

сферы доходов (чрезвычайно низкого их среднего уровня и высокой

дифференциации) Это определяет основные приоритеты социальной политики в

указанной области поддержание и подъем уровня жизни,

- сдерживание инфляции,

- уменьшение дифференциации доходов населения,

- борьба с нищетой, бедностью и малообеспеченностью стимулирование

потребительского рынка средних слоев населения,

- обеспечение государственных стандартов качества и безопасности

потребительских продуктов и услуг,

-стимулирование развития рынка жилья,

- повышение экономической эффективности бюджетной социальной сферы,

- содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и

услуг,

- поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских

продуктов и ус туг

Направления и механизмы реализации политики доходов, потребления и качества

жизни. Серьезную проблему представляет резкое падение доходов населения.

Важнейшей задачей в настоящее время следует считать подъем уровня жизни

россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то

есть программы долговременного экономического роста и инвестиций,

стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест.

Необходима разработка специальной программы мер, направленных на сокращение

дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая

политика. Нужно изменить шкалу налогообложения с тем, чтобы основное

налоговое бремя несли состоятельные слои населения (некоторые шаги в этом

направлении сделаны в текущем году). Было бы целесообразно освободить от

налогов доходы ниже прожиточного минимума и при налогообложении принимать

во внимание среднедушевой доход семьи (исключение из налогооблагаемой базы

нескольких минимальных ставок оплаты труда в зависимости от количества

иждивенцев пока не оказывает существенного влияния на величину

располагаемых доходов населения из за низкой ее величины).

Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так,

несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть

семей (особенно многодетных) живет в условиях застойной бедности и нищеты,

а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического

минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем,

чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными - это

касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-

коммунальные услуги.

Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского

обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах.

Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и

бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники).

Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня

бедности, является повышение ее эффективности. По оценкам МОТ, лишь около 1

/5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся

за чертой бедности.

Диверсификация предложения товаров и услуг необходима в таких областях,

как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудоустройство.

Кроме экономических мер по поддержке не государственных предприятий этой

сферы (в частности, системы налогообложения, позволяющей таким учреждениям

эффективно функционировать), здесь требуется и определенный пересмотр

правовой базы, направленный в первую очередь на защиту прав потребителей

(при банкротстве пенсионных фондов, обеспечении стандартов качества

медицинских и образовательных услуг и др. ). В то же время нужно

разработать и варианты различных систем государственных услуг в этой сфере,

например, предоставлять возможность выбора раз личных систем пенсионного

обеспечения, здравоохранения и др. Для стимулирования экономической

эффективности бюджетной социальной сферы (здравоохранение, образование), в

частности, целесообразно развитие ваучерной системы

Обеспечение равного доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас

преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка.

Основной акцент необходимо сделать не на прямом дотировании населения из

бюджета а прежде всего на создании возможностей для зарабатывания денег ).

(Особое место среди потребительских рынков занимает рынок жилья. При

благоприятных в целом тенденциях (рост обеспеченности жилой площадью на

душу населения, стабилизация ввода жилья и формирование его рынка)

актуальной проблемой остается то что при нынешнем уровне доходов для

подавляющего большинства населения и улучшение жилищных условий за счет

собственных средств пока невозможно. Фактически отсутствует механизм

улучшения жилищных условий в форме не покупки (или скрытой покупки обмена с

доплатой), а найма большей площади, так как системы дотации и свободного

найма государственного житья по доступным ценам не существует, а наем в

частном секторе с тишком дорог да и предложение недостаточно ).

В этих условиях необходимо сохранение государственной системы

обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей,

хотя финансирование ее должно осуществляться за счет перераспределения

доходов от продажи и найма жилья в государственном фонде. В то же время

нужно разработать систему накоплении вложений или ваучеров на жилье

гарантированных государством и позволяющих постепенно улучшать свои

жилищные условия. Важной составной частью такой политики должна быть

система продажи жилья в кредит и найма государственного жилья, позволяющая

динамично удовлетворять изменяющиеся потребности.

В связи с возросшей дифференциацией доходов возникла и дифференциация

потребительских рынков. В России она приняла полярные формы, когда

потребительские рынки богатых и бедных слоев населения различаются не

только по качественным и другим характеристикам, но фактически противостоят

друг другу по наличию или отсутствию в них целых групп товаров, тогда как

рынки развитых стран ориентированы, например, на сосуществование

автомобилей как для богатых, так и для не очень обеспеченных людей.

Наименее развит потребительский рынок средних слоев, тогда как именно

потребление данной группы является устойчивой опорой рынка в целом.

При выработке политики по отношению к производителям потребительских

товаров традиционно большая роль отводится стимулированию и поддержке

отечественных товаропроизводителей. Главной задачей политики в области

потребления населения следовало бы признать создание условий для роста его

объема и повышения качества вне зависимости от того, какие товары

потребляются - импортные или отечественные. Только поддержка отечественных

пред приятии, увеличение занятости и объема производства могут обеспечить

необходимый для этого рост денежных доходов населения.

Основные меры по поддержке российской промышленности не должны носить

протекционистского характера. Необходимы обеспечение нормальной

конкурентоспособности отечественных и импортных товаров, создание

экономических условий и в первую очередь законодательной и фискальной

систем, вообще допускающих нормальную (тем более прибыльную)

производственную деятельность, не толкающих предприятия к системе двойного

бухгалтерского учета, «черного нала» и бартера, а также стимулирующих

иностранные инвестиции, особенно в производства, связанные с передовыми

технологиями.

Искусственное завышение таможенных пошлин, а тем самым и цен на

импортные товары, напротив, дестимулирует повышение конкурентоспособности,

качества выпускаемых отечественных товаров, вынуждает население покупать

дешевые изделия. Уже очевидно, что в тех областях, где отечественная

продукция превосходит по качеству импортную, население явно отдает ей

предпочтение даже при более высокой цене российских товаров и равной

доступности на рынке (например, продовольственные товары).

Макроэкономические и финансовые предпосылки решения социальных проблем

Исходные условия обновления курса экономических преобразований

Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного

хозяйства требуется серьезная корректировка системы макрорегуляторов с

целью активизации платежеспособного спроса населения и предприятий. В

индустриально развитых странах в этой области накоплен значительный опыт, в

частности, платежеспособный спрос стимулируется через регулирование

процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы,

валютного курса и т.д. В России в 1992-1997 г. проводилась иная политика,

приведшая к подавлению платежеспособного спроса. Одной из главных причин

этого явления стало резкое отставание темпа роста заработной платы от

индекса инфляции, в результате чего реальная заработная плата в 1997 г. по

сравнению с 1991 г сократилась в 2,6 раза.

Как известно, наряду с падением реальной заработной платы в России в

результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие

был не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных

источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные

цели явилось одной из важнейших причин экономического спада.

В начале текущего года в Минэкономики РФ были разработаны сценарные условия

функционирования экономики России на период до 2001 г. Оба представленных

варианта развития вряд ли можно считать приемлемыми с точки зрения

возрождения экономики России. По крайней мере в ближайшие два года (1998-

1999 г. ) они не предусматривают перехода к высоким темпам экономического

роста. Более того, ожидается, что в 1998 г вследствие мирового финансового

кризиса темпы прироста основных макропоказателей будут близки к расчетам по

второму варианту. По данным Госкомстата России, ВВП в I квартале 1998 г

составил 100,0%, объем промышленной продукции - 101,3% инвестиции в

основной капитал - 93,1% по сравнению с I кварталом 1997 г.

Между тем Россия может и должна в ближайшие годы совершить прорыв к

экономическому росту и решению социальных задач. Она располагает для этого

необходимым научно-техническим, производственным и трудовым потенциалом,

который в настоящее время в должной мере не используется.

Основные показатели социально-экономического развития РФ на период до

2001 г. (в % к предыдущему году)

| |19|I вариант |II вариант |

| |97| | |

| |г.| | |

| |от|19|19|20|20|19|19|200|20|

| |че|98|99|00|01|98|99|0 г|01|

| |т |г.|г |г.|г |г |г | |г |

| |^ | | | | | | | | |

|ВВП |10|10|10|10|10|10|10|102|10|

| |0,|2 |3,|4,|5 |0,|1 | |2 |

| |4 | |5 |5-| |5 |5 | |5 |

| | | | |10| | | | | |

| | | | |5 | | | | | |

|Продукция|10|10|10|10|10|10|10|103|10|

|про- |t,|3-|4 |5,|6 |1,|2 | |4 |

|промышлен|9 | | |3 | |5 | | | |

|ности | | | | | | | | | |

|Продукция|10|99|10|10|10|97|10|101|10|

|сельского|0 |-1|2 |3 |3 |,0|0 | |2 |

|хозяйства| |00| | | | | | | |

|Инвестици|95|99|10|10|10|99|10|102|10|

|и в основ|,0|-1|4-|5-|6 |,0|0 | |3 |

| | |01|10|10| | | | | |

| | | |6 |8 | | | | | |

|основной | | | | | | | | | |

|капитал | | | | | | | | | |

|Розничный|10|10|10|10|10|10|10|103|10|

|товарообо|2,|2 |3 |3 |3 |1,|2 | |3 |

|рот |5 | | | |5 |0 | | | |

До последнего времени правительство РФ придерживалось на этот счет

следующей позиции. В частности, оно считало, что промышленная политика в

1999 г и на период до 2001 г будет нацелена на обеспечение активного роста

промышленного производства на базе свертывания и ликвидации неэффективных,

не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и

развития современных эффективных и конкурентоспособных предприятий и видов

деятельности. Подобного рода политика возможна при условии резкого

ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако намечаемые

правительством темпы инвестиций явно недостаточны для решения такой задачи

К тому же во многих отраслях промышленности производство сократилось в

несколько раз. Так, в 1996 г в отраслях обрабатывающей промышленности

простаивало от 30 до 92,2% производственных мощностей. Среди простаивающих

мощностей есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и

такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов,

энергии, разрыва хозяйственных связей со странами СНГ, импортной экспансии,

искусственного сокращения платежеспособного спроса. Необходимо отметить,

что производственные мощности металлургии, текстильной, химической,

пищевкусовой отраслей промышленности СССР в 1986-1990 г. были в

значительной мере созданы на базе импортного оборудования и в состоянии

выпускать конкурентоспособную продукцию. С учетом того, что за период

бездействия производственных мощностей часть промышленно-производственного

персонала переквалифицировалась или просто утратила профессиональные

навыки, распались хозяйственные связи, утрачен оборотный капитал, процедура

их реанимации потребует серьезных организационных усилий со стороны

исполнительной власти, а главное - времени. Нужно от одного года до четырех

лет, чтобы восстановить эффективную часть бездействующих производств.

Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов

продукции (в %)

| |1990 г|1996г |

|Чугун |94 |70 |

|Сталь - |94 |68 |

|Готовый прокат |92 |65 |

|Металлорежущие станки |81 |18 |

|Кузнечно-прессовые машины |83 |7,8 |

|Тракторы |81 |10 |

|Древесно-стружечные плиты |92 |39 |

|Целлюлоза |88 |52 |

|Цемент |93 |36 |

|Сборные железобетонные |78 |24 |

|конструкции и изделия | | |

|Хлопчатобумажные ткани, |91 |24 |

|суровые | | |

|Обувь |87 |18 |

|Мясо |76 |25 |

|Цельномолочная продукция |76 |24 |

|Плодоовощные консервы |72 |15 |

По оценке Института экономики РАН, в отдельных отраслях промышленности

потенциальный рост производства продукции за счет использования эффективной

части простаивающих мощностей может быть весьма заметным и обеспечить за

период 1998-2001 г. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатывающей

промышленности (7% в среднем за год), а по промышленности в целом с учетом

позитивного влияния данного эффекта на добывающую промышленность - не менее

6% в среднем за год по сравнению с 4,7% по оптимистическому варианту

правительства.

| Отрасли |Возможный прирост |

| |использования мощностей |

|Черная металлургия |12-14 15-17 30-32 |

|Цветная металлургия|20-22 |

|Машиностроение |37-44 35-50 20-25 |

|Деревообрабатывающа| |

|я и | |

|цёллю-лозно-бумажна| |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.