| |||||
МЕНЮ
| Социальная база и социальные факторы экономических преобразованийсвидетельствует, что в регулировании оплаты труда еще много нерешенных вопросов. Так, например, уровень нижней границы заработной платы в большинстве случаев не связан с гарантиями, предусмотренными территориальными и отраслевыми соглашениями. Всего 30% предприятий учли отраслевой минимум и только 10-15% предприятии установили нижнюю границу заработной платы на более высоком уровне. Вне сферы договорного регулирования, как правило, остается оплата труда служащих, специалистов и руководителей подразделений. В ряде случаев предприятия не берут на себя ответственности за исполнение условии договора. Принципиальной особенностью формируемой мотивационной системы является создание механизма непосредственной связи поощрения за добросовестный и инициативный труд с прямой материальной ответственностью за недополучение возможного хозяйственного эффекта. В настоящее время заработная плата растет при снижении уровня производительности труда, и поднимать вопрос об установлении определенного соотношения между темпами роста этих показателей бессмысленно. Однако в будущем на предприятиях станет возможным использовать такую зависимость с учетом особенностей отраслей, а также при прогнозировании инфляции, индексации заработной платы и доходов, уровня безработицы. Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержания и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры. В ряде развитых стран широко распространены системы участия работников в акционерном капитале и прибыли. Сейчас трудно говорить о перспективах использования той или иной системы в России в условиях падения производства и общей кризисной ситуации. Однако стоит детально проанализировать этот вопрос и подготовить предложения с тем чтобы коллективы предприятии сами могли выбирать наиболее подходящую им форму. Следует использовать и имеющиеся разработки касающиеся корпоративных отношении корпоративного климата и корпоративной культуры. Доходы потребление и качество жизни населения Основные тенденции в динамике уровня и качества жизни населения в России. Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 г привело к существенному снижению уровня жизни ее населения В 1991-1995 г. произошло падение его денежных доходов на 40- 50% чему способствовало раскручивание инфляции (индекс роста цен за эти годы составит 1805, 7). В 1996 г сокращение реальных доходов практически остановилось В-4997г по данным Госкомстата России реальные располагаемые денежные доходы увеличились по сравнению с 1996 г. на 3,5 %.Таким образом после ухудшения большинства основных социальных показателей в 1991-1995 г. наблюдаются стабилизация уровня реальных располагаемых доходов населения в 1996-1997 г. приостановление социального расслоения и некоторое снижение уровня бедности стабилизация потребительских цен и потребительского рынка. Приоритеты социальной политики в области доходов потребления и качества жизни. Ситуация в сфере потребления и уровня жизни населения определяется взаимодействием двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика, дифференциация) и потребительского рынка товаров и услуг (нясыщенность рынка и его обеспеченность, цены и их динамика). Ситуация в области потребления в 90- е годы в каком-то смысле изменилась на прямо противоположную. Если в доперестроечной экономике основные проблемы были связаны с развитием потребительского рынка (дефицит), то сейчас - сферы доходов (чрезвычайно низкого их среднего уровня и высокой дифференциации) Это определяет основные приоритеты социальной политики в указанной области поддержание и подъем уровня жизни, - сдерживание инфляции, - уменьшение дифференциации доходов населения, - борьба с нищетой, бедностью и малообеспеченностью стимулирование потребительского рынка средних слоев населения, - обеспечение государственных стандартов качества и безопасности потребительских продуктов и услуг, -стимулирование развития рынка жилья, - повышение экономической эффективности бюджетной социальной сферы, - содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и услуг, - поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских продуктов и ус туг Направления и механизмы реализации политики доходов, потребления и качества жизни. Серьезную проблему представляет резкое падение доходов населения. Важнейшей задачей в настоящее время следует считать подъем уровня жизни россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то есть программы долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест. Необходима разработка специальной программы мер, направленных на сокращение дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая политика. Нужно изменить шкалу налогообложения с тем, чтобы основное налоговое бремя несли состоятельные слои населения (некоторые шаги в этом направлении сделаны в текущем году). Было бы целесообразно освободить от налогов доходы ниже прожиточного минимума и при налогообложении принимать во внимание среднедушевой доход семьи (исключение из налогооблагаемой базы нескольких минимальных ставок оплаты труда в зависимости от количества иждивенцев пока не оказывает существенного влияния на величину располагаемых доходов населения из за низкой ее величины). Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях застойной бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными - это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно- коммунальные услуги. Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники). Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение ее эффективности. По оценкам МОТ, лишь около 1 /5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности. Диверсификация предложения товаров и услуг необходима в таких областях, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудоустройство. Кроме экономических мер по поддержке не государственных предприятий этой сферы (в частности, системы налогообложения, позволяющей таким учреждениям эффективно функционировать), здесь требуется и определенный пересмотр правовой базы, направленный в первую очередь на защиту прав потребителей (при банкротстве пенсионных фондов, обеспечении стандартов качества медицинских и образовательных услуг и др. ). В то же время нужно разработать и варианты различных систем государственных услуг в этой сфере, например, предоставлять возможность выбора раз личных систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и др. Для стимулирования экономической эффективности бюджетной социальной сферы (здравоохранение, образование), в частности, целесообразно развитие ваучерной системы Обеспечение равного доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка. Основной акцент необходимо сделать не на прямом дотировании населения из бюджета а прежде всего на создании возможностей для зарабатывания денег ). (Особое место среди потребительских рынков занимает рынок жилья. При благоприятных в целом тенденциях (рост обеспеченности жилой площадью на душу населения, стабилизация ввода жилья и формирование его рынка) актуальной проблемой остается то что при нынешнем уровне доходов для подавляющего большинства населения и улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока невозможно. Фактически отсутствует механизм улучшения жилищных условий в форме не покупки (или скрытой покупки обмена с доплатой), а найма большей площади, так как системы дотации и свободного найма государственного житья по доступным ценам не существует, а наем в частном секторе с тишком дорог да и предложение недостаточно ). В этих условиях необходимо сохранение государственной системы обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, хотя финансирование ее должно осуществляться за счет перераспределения доходов от продажи и найма жилья в государственном фонде. В то же время нужно разработать систему накоплении вложений или ваучеров на жилье гарантированных государством и позволяющих постепенно улучшать свои жилищные условия. Важной составной частью такой политики должна быть система продажи жилья в кредит и найма государственного жилья, позволяющая динамично удовлетворять изменяющиеся потребности. В связи с возросшей дифференциацией доходов возникла и дифференциация потребительских рынков. В России она приняла полярные формы, когда потребительские рынки богатых и бедных слоев населения различаются не только по качественным и другим характеристикам, но фактически противостоят друг другу по наличию или отсутствию в них целых групп товаров, тогда как рынки развитых стран ориентированы, например, на сосуществование автомобилей как для богатых, так и для не очень обеспеченных людей. Наименее развит потребительский рынок средних слоев, тогда как именно потребление данной группы является устойчивой опорой рынка в целом. При выработке политики по отношению к производителям потребительских товаров традиционно большая роль отводится стимулированию и поддержке отечественных товаропроизводителей. Главной задачей политики в области потребления населения следовало бы признать создание условий для роста его объема и повышения качества вне зависимости от того, какие товары потребляются - импортные или отечественные. Только поддержка отечественных пред приятии, увеличение занятости и объема производства могут обеспечить необходимый для этого рост денежных доходов населения. Основные меры по поддержке российской промышленности не должны носить протекционистского характера. Необходимы обеспечение нормальной конкурентоспособности отечественных и импортных товаров, создание экономических условий и в первую очередь законодательной и фискальной систем, вообще допускающих нормальную (тем более прибыльную) производственную деятельность, не толкающих предприятия к системе двойного бухгалтерского учета, «черного нала» и бартера, а также стимулирующих иностранные инвестиции, особенно в производства, связанные с передовыми технологиями. Искусственное завышение таможенных пошлин, а тем самым и цен на импортные товары, напротив, дестимулирует повышение конкурентоспособности, качества выпускаемых отечественных товаров, вынуждает население покупать дешевые изделия. Уже очевидно, что в тех областях, где отечественная продукция превосходит по качеству импортную, население явно отдает ей предпочтение даже при более высокой цене российских товаров и равной доступности на рынке (например, продовольственные товары). Макроэкономические и финансовые предпосылки решения социальных проблем Исходные условия обновления курса экономических преобразований Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного хозяйства требуется серьезная корректировка системы макрорегуляторов с целью активизации платежеспособного спроса населения и предприятий. В индустриально развитых странах в этой области накоплен значительный опыт, в частности, платежеспособный спрос стимулируется через регулирование процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы, валютного курса и т.д. В России в 1992-1997 г. проводилась иная политика, приведшая к подавлению платежеспособного спроса. Одной из главных причин этого явления стало резкое отставание темпа роста заработной платы от индекса инфляции, в результате чего реальная заработная плата в 1997 г. по сравнению с 1991 г сократилась в 2,6 раза. Как известно, наряду с падением реальной заработной платы в России в результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие был не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших причин экономического спада. В начале текущего года в Минэкономики РФ были разработаны сценарные условия функционирования экономики России на период до 2001 г. Оба представленных варианта развития вряд ли можно считать приемлемыми с точки зрения возрождения экономики России. По крайней мере в ближайшие два года (1998- 1999 г. ) они не предусматривают перехода к высоким темпам экономического роста. Более того, ожидается, что в 1998 г вследствие мирового финансового кризиса темпы прироста основных макропоказателей будут близки к расчетам по второму варианту. По данным Госкомстата России, ВВП в I квартале 1998 г составил 100,0%, объем промышленной продукции - 101,3% инвестиции в основной капитал - 93,1% по сравнению с I кварталом 1997 г. Между тем Россия может и должна в ближайшие годы совершить прорыв к экономическому росту и решению социальных задач. Она располагает для этого необходимым научно-техническим, производственным и трудовым потенциалом, который в настоящее время в должной мере не используется. Основные показатели социально-экономического развития РФ на период до 2001 г. (в % к предыдущему году) | |19|I вариант |II вариант | | |97| | | | |г.| | | | |от|19|19|20|20|19|19|200|20| | |че|98|99|00|01|98|99|0 г|01| | |т |г.|г |г.|г |г |г | |г | | |^ | | | | | | | | | |ВВП |10|10|10|10|10|10|10|102|10| | |0,|2 |3,|4,|5 |0,|1 | |2 | | |4 | |5 |5-| |5 |5 | |5 | | | | | |10| | | | | | | | | | |5 | | | | | | |Продукция|10|10|10|10|10|10|10|103|10| |про- |t,|3-|4 |5,|6 |1,|2 | |4 | |промышлен|9 | | |3 | |5 | | | | |ности | | | | | | | | | | |Продукция|10|99|10|10|10|97|10|101|10| |сельского|0 |-1|2 |3 |3 |,0|0 | |2 | |хозяйства| |00| | | | | | | | |Инвестици|95|99|10|10|10|99|10|102|10| |и в основ|,0|-1|4-|5-|6 |,0|0 | |3 | | | |01|10|10| | | | | | | | | |6 |8 | | | | | | |основной | | | | | | | | | | |капитал | | | | | | | | | | |Розничный|10|10|10|10|10|10|10|103|10| |товарообо|2,|2 |3 |3 |3 |1,|2 | |3 | |рот |5 | | | |5 |0 | | | | До последнего времени правительство РФ придерживалось на этот счет следующей позиции. В частности, оно считало, что промышленная политика в 1999 г и на период до 2001 г будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства на базе свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных предприятий и видов деятельности. Подобного рода политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако намечаемые правительством темпы инвестиций явно недостаточны для решения такой задачи К тому же во многих отраслях промышленности производство сократилось в несколько раз. Так, в 1996 г в отраслях обрабатывающей промышленности простаивало от 30 до 92,2% производственных мощностей. Среди простаивающих мощностей есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей со странами СНГ, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса. Необходимо отметить, что производственные мощности металлургии, текстильной, химической, пищевкусовой отраслей промышленности СССР в 1986-1990 г. были в значительной мере созданы на базе импортного оборудования и в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. С учетом того, что за период бездействия производственных мощностей часть промышленно-производственного персонала переквалифицировалась или просто утратила профессиональные навыки, распались хозяйственные связи, утрачен оборотный капитал, процедура их реанимации потребует серьезных организационных усилий со стороны исполнительной власти, а главное - времени. Нужно от одного года до четырех лет, чтобы восстановить эффективную часть бездействующих производств. Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции (в %) | |1990 г|1996г | |Чугун |94 |70 | |Сталь - |94 |68 | |Готовый прокат |92 |65 | |Металлорежущие станки |81 |18 | |Кузнечно-прессовые машины |83 |7,8 | |Тракторы |81 |10 | |Древесно-стружечные плиты |92 |39 | |Целлюлоза |88 |52 | |Цемент |93 |36 | |Сборные железобетонные |78 |24 | |конструкции и изделия | | | |Хлопчатобумажные ткани, |91 |24 | |суровые | | | |Обувь |87 |18 | |Мясо |76 |25 | |Цельномолочная продукция |76 |24 | |Плодоовощные консервы |72 |15 | По оценке Института экономики РАН, в отдельных отраслях промышленности потенциальный рост производства продукции за счет использования эффективной части простаивающих мощностей может быть весьма заметным и обеспечить за период 1998-2001 г. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатывающей промышленности (7% в среднем за год), а по промышленности в целом с учетом позитивного влияния данного эффекта на добывающую промышленность - не менее 6% в среднем за год по сравнению с 4,7% по оптимистическому варианту правительства. | Отрасли |Возможный прирост | | |использования мощностей | |Черная металлургия |12-14 15-17 30-32 | |Цветная металлургия|20-22 | |Машиностроение |37-44 35-50 20-25 | |Деревообрабатывающа| | |я и | | |цёллю-лозно-бумажна| | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|