реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

Распределение средств, в том числе бюджетных, должно осуществляться на

конкурсных началах при открытости принимаемых решений и контроле за их

использованием. Важнейшим новым источником финансирования должна стать

система венчурных фондов, деятельность которых в мировой практике

способствует продвижению инноваций. Роль государства - гарантировать

рисковые кредиты;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов. На

территории страны находятся 60 градообразующих предприятий с высокой

концентрацией научно-технического потенциала, уникальной научно-

производственной и экспериментальной базой. Их включение в инновационный

процесс в условиях возрастающей роли регионального самоуправления будет

способствовать формированию "точек роста" региональной экономики.

Особо следует сказать о таком важном элементе научно-технической

политики, как поддержка развития венчурного (рискового) капитала. Венчурный

капитал финансирует формирование и развитие малых и средних предприятий,

занимающихся коммерциализацией результатов НИОКР. Как правило,

высокорисковые инновационные проекты с периодом окупаемости от 3 до 7 лет,

которые реализуют эти предприятия, не могут финансироваться из традиционных

источников. Вместе с тем именно от малых инновационных предприятий в

значительной степени зависит технологическая динамика экономики. Благодаря

им происходили технологические революции, приводившие к трансформации

отраслей экономики и появлению новых отраслей, таких, как компьютерная и

биотехнологии. В случае успеха малые инновационные компании демонстрируют

высокие темпы роста и прибыльности.

Венчурный капитал, обеспечивающий финансирование инновационных

предприятий, имеет принципиально важное значение для национальных

инновационных систем. Этот капитал предоставляется несколькими типами

инвесторов, такими, как фонды венчурного капитала при финансовых институтах

и крупных компаниях, пенсионные фонды, индивидуальные инвесторы,

вкладывающие в новые предприятия свои личные средства ("бизнес-ангелы").

В ряде исследований, проведенных на Западе, отмечается, что без активной

государственной поддержки венчурный капитал, несмотря на внушительный рост,

не сможет полностью реализовать свой потенциал. Среди задач, которые

государство должно решить с целью поддержки венчурного капитала, можно

выделить следующие: создание адекватной инвестиционной среды, то есть

системы налоговых и юридических инструментов стимулирования предложения

венчурного капитала; снижение риска для инвесторов, в частности,

предоставление налоговых льгот, внедрение системы долевого финансирования,

частичная компенсация убытков; финансирование оценки технологий и аудита до

осуществления инвестиций; повышение ликвидности инвестиций через создание

активных вторичных фондовых рынков.

В России начала формироваться система венчурных фондов. Комплекс мер по

созданию системы венчурного финансирования в настоящее время реализует

Миннауки РФ. Вместе с тем надо отметить, что малый бизнес практически не

занимается инновационной и нововведенческой деятельностью при отсутствии

спроса на данную продукцию и ее дороговизне.

Социально-культурная сфера. В ходе российских реформ разрушение

образования и образовательного потенциала принял катастрофический характер.

Перепроизводство числа одних специалистов и недопроизводство других,

невостребованность знаний, ухудшение профессионально-квалификационной

структуры работников, моральное старение знаний, падение престижа

образования - потери, которые несет общество в результате негативных

процессов в прошлом и критической ситуации в экономике сегодня. Вместе с

тем следует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали

качественные сдвиги в экономике с гораздо худшим по составу и структуре

образовательным потенциалом, постепенно приводя его в соответствие с

потребностями экономического роста. Россия располагает богатством, которого

не было у этих стран. | Образовательный потенциал даже со сложившейся

структурой является надежной основой для эффективной переподготовки кадров

и овладения новыми профессиями.

Социально-демографические показатели состояния здоровья также

свидетельствуют о катастрофической ситуации в нашей стране. Резко снизилась

средняя продолжительность жизни. Правда, в 1995-1996 гг. произошел

незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остается тяжелой и,

по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель не превысит в

среднем 69,2 года, то есть отставание от развитых стран не снижается. Можно

констатировать, что в России сформировались негативные тенденции

воспроизводства населения: рост естественной убыли, региональное расширение

процессов депопуляции (охвачено 69 субъектов Федерации из 89), интенсивное

старение населения. Демографический фактор в ближайшие десятилетия будет

показывать дестабилизирующее воздействие и на экономику, и на социальную

сферу. Социально-экономический кризис резко изменил картину здоровья

населения и круг определяющих его факторов. На первое место в

характеристике заболеваемости и смертности выходят различного рода

социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства,

алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. Как следствие меняется

структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская и

материнская смертность. Путь радикального решения проблем - социальное

оздоровление, "снятие" социально деструктивных импульсов, вольно или

невольно продуцируемых кризисом и социально дезориентированной политикой

реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния

образования и здравоохранения. Следует выделить ряд характерных причин

кризиса в социальных отраслях.

Во-первых, произошел резкий спад объемов финансирования, что привело к

прямому развалу образования и здравоохранения. Так, расходы на образование

из федерального бюджета сократились с 5,85 в 1992 г. до 3,48% в 1997 г.

Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составили

соответственно 3,56 и 3,97. Потребность сферы образования в ресурсах

удовлетворяется не более чем наполовину. Перевод здравоохранения на

страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков.

Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько

замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов). За 5 лет

реальное финансирование сократилось на 21% и составляет, по разным оценкам,

2,3-3,2% ВВП. Расходы на одного человека в год - около 50 долл. (в США - 3

тыс., в Западной Европе - 1,5 тыс. долл. )

Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не

обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного

обслуживания большую часть населения. В результате социальная сфера сама

превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают

нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное

образование становится дорогим даже в муниципальных школах. Высшая школа

охраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную социальную

структуру. По результатам обследований, в 1995 г. 60% студентов - выходцы

из обеспеченных семей (23% населения). В 1996 г. доля внебюджетных средств

в высших учебных заведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное

обучение ведет к усилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает

и в предоставлении медицинских услуг.

В-третьих, распад инвестиционного комплекса подорвал материальные основы

развития образования и здравоохранения. Продолжаются недоинвестирование

отраслей, их дальнейшее отторжение от достижений НТП и новых технологий.

Инвестиции смещаются на местный уровень, что ставит под удар развитие

социальных отраслей. В-четвертых, снижение престижности труда в социальных

отраслях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры

или выездом за рубеж. Низкий уровень оплаты труда (менее 70% среднего по

стране), постоянные неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и

здравоохранении. При низкой престижности труда в этих сферах невозможно

решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшего числа умственно

отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение и медицинское

обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элиты в вузах.

В- пятых происходящая интенсивная децентрализация социальных функций не

сопровождалась соответствующим перераспределением ресурсов между центром и

регионами. С передачей подавляющей части расходов на региональный уровень

(образование - 85%, здравоохранение - 80%) ухудшилось обслуживание

населения вследствие тяжелого состояния региональных бюджетов.

Основными целями государственной политики являются прекращение развала

этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и

развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить

населению конституционные гарантии бес платного образования и

здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу

реформ.

К приоритетам текущей политики в образовании относятся развитие

дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров,

отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий

период и перспективу. В здравоохранении -это скорая и неотложная помощь,

охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально

опасными болезнями обеспечение лекарствами.

Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать

наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства

техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти

отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной

деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров.

Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и

ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии

социальных отраслей. Очевидно, государство должно четко обозначить свои

функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К

ним относятся: обеспечение основных гарантий; разработка и соблюдение

единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с

учетом мировых стандартов); формирование правовой базы, обеспечивающей

доступность населения к социальным благам; разработка концепции целевых

программ. Кроме того, государство должно создать эффективную систему

контроля и социального мониторинга.

Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с

повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь

идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования

ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла

неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую

декларацию. Невнимание государства к проблемам коммерциализации и

приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое

значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация

государственного финансирования. Для этого потребуется:

- признать государственное финансирование основным источником подъема

данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их

финансирование,

- обеспечить постепенный переход образования и здравоохранения на

нормативное финансирование, что потребует не только раз работки

соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по

финансовому состоянию,

- создать правовые и организационные условия для эффективной реализации

многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных

уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц,

- совместить во времени процессы перемещения социальных функций в регионы и

их финансовое обеспечение. Ввести систему административной и финансовой

ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов.

Четко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их

типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры,

- поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного

фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от

бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в

регионах. Отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей

финансирования здравоохранения в нормативных документах,

- ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных

инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.

Возрождение образования и здравоохранения - это процесс восстановления

национального достояния. Оно должно носить общенародный,

общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники

обеспечения успеха реформ.

Проблемы занятости населения

Основные тенденции и проблемы в сфере занятости. Отход от плановых

методов управления экономикой, формирование рыночного механизма

хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда

сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости,

которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от

прошлого, так и порождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко

обозначившихся в середине 90-х годов, можно назвать:

- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее

устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по

сравнению с численностью трудоспособного населения,

- активное перераспределение занятых между государственным и

негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост

занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства,

значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм

частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и

относительное сокращение численности работающих в промышленности и

строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в

таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое

обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство,

здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы,

страхование и др.

- глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный

рост численности промышленно-производственного персонала в

электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости

в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и

машиностроении);

- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого

(послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня,

расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и

извоз, обслуживание на дому и др.),

- легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории

России в связи с сокращением спроса на рабочую силу;

- трансформацию скрытых резервов рабочей силы в "подавленную"

(латентную) безработицу;

- усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы,

- трудовой миграции, изменение ее направлений и форм,

- активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой

экономике

Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает

представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной

стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы,

действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической

бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда

В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы

реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования,

что привело к сохранению практики содержания излишней численности занятых

на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной

работе, сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным

предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде

производства;

- усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении,

углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой

заработной платы,

- "размытости" фактического положения человека в соответствии со статусом

занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных

безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в

штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически

непричастных к их деятельности, и т.п.

- Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле

гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-

трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось

в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и

сохранения рабочего места, а также государственного контроля за

безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через

профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности

стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы

подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на

предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному

обучению.

Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения

процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования

экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы

(как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы

допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим,

пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при

нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период

реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки

15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет.

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления

бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из

наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной

стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте

безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором

обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть,

и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования

бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны,

повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа

самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с

ограниченностью финансовых возможностей государства особая роль в

нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.