реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социализация

воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм

и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов

социализации выступают люди и учреждения.

Родительство.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и

детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в

самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и

злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период

младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю

жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья

черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими

отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и

пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых

существ – от птиц и до млекопитающих родительская забота запрограммирована

генетически. Однако для человеческих существ это справедливо на половину.

Родительство – прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически

только у людей детей намерено подкидывают или передают на воспитание в

другую семью либо отдают под опеку государства. Только человеческие

существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему

санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушения, либо поощряют за

соблюдение отношений родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившемся источникам, детей

убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали,

колечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры

оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ

Аристотель считал, что детей-колек кормить вовсе не обязательно, а

древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых

младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами

возвели в ранг государственной политики. За долго до них первобытные

племена освобождались от детей в период засухи, голода и недоедания.

Уничтожение детей получило специальное название инфантицида. Средневековье

пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и

равнодушии к детям. Русский «Домстрой» - свод житейских правил и

наставлений XVI века – проникнут духом беспрекословного повиновения детей

родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано жаловаться на

родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а

убийство родителей – смертной казнью.

Как это не странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX

века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед

детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед

родителями. Таким образом, на протяжении всей истории человечества

наблюдалось ассиметрия в отношениях между родителями и детьми:

ответственность одних была преувеличена, а ответственность других

принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они

вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и

взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех

цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени резко

сократилось, а их ценность резко возросло. Мысль о том, должны жить ради

своих детей, а те в свою очередь, ради будущих детей, вернуло человечество

в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку

социализации. Подобный принцип характеризует существование большинства

видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество

создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы

ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального

контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших,

лишение родительских прав).

Юность.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят

подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют

тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (

одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой

определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному

полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к

не обдуманному риску и не умение оценить степень его опасности,

подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и

содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, нерпизнание

всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и

независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется

молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными

чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый

период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание

заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного

послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному

послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми,

они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы

двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система

ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией

родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период

заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –

мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления

своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно

наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с

переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к

негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего

вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет

социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная

самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных

оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им

нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными

обстоятельствами:

- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать

героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан

их возрастом;

- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то,

что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых

потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их

психофизиологическим повзрослением;

- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и

усилившейся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в

социально-экономическом положении тинейджеров. Социальный статусы родителей

и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут

моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность

имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые –

собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели,

потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны,

они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками

правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются

собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они –

лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно

важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но

родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров –

меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая

меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с таким глобальными

мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте

решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше

ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в

количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность,

употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие на

личностью. Многие тинейджеры бросают школу, в результате нарушается

естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается

на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки

и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах

уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление

алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых.

Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус

школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного

успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут

признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи –

институтов, где их продолжают считать детьми.

Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и

установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое

бесправие тинейджеров.

Зрелый возраст.

В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие).

Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим

взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение

пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст

характеризует расцвет человеческой личности.

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом

социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов

человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессии,

прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или

замужество, создание семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянутся в

следствие прохождения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или

ускорится по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя

граница зрелого возраста не определена, то его верхняя граница обозначена

выходом на пенсию.

Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и

зрелого – служит экономическая, социальная и политическая

самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В

прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в

студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные

периоды истории – войны и революции – молодежь быстрее достигает

общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению

военной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойный

период истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов

социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать

молодой человек, претендующий на статус взрослого:

- сам себя обеспечивать средствами существования;

- распоряжаться деньгами независимо от других;

- быть самостоятельным в выборе образа жизни;

- проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в

возрасте от15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным критериям и

поэтому в праве называться взрослыми.

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые и другие

признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к

голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации,

лишь вступление в брак служит значительным критерием взрослости. Семья –

единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении все

жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного

цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни

родителей, взрослый человек – субъект (по отношению к детям) и объект (по

отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает

служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи

могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми

из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена

выступают агентами социализации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает

иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей,

переходят в новое качественное состояние – из объектов воспитания они

становятся его субъектами. Ина первых порах происходит мучительный процесс

овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям,

друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и

устройство быта – как пеленать и кормить малютку, как починить

водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой

социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние

друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о

лидерстве в семье, отношение к новой роде и новым друзьям. Здесь нет

субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе,

поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение

партнера.

Взрослая жизнь – самый активный период социализации, так как именно в

это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной

ситуации. Впервые уровнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и

средств и средств их удовлетворения.

Старость.

Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или

непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С

выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается

нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую

функцию – быть производителями материальных ценностей. Из производителя он

превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек

зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в

отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители

ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими

пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик – это

человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как

ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре

семьи и в социальной жизни общества.

Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые

социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами,

конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в

системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в

межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на

работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе

последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции

(подмети пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые

оставляют за собой; проводить эффективное образование и социализацию в

современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по сравнению с

молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.

Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового

статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также

отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения,

трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток

свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают

пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение

человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В

результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах

существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто

выражается в чувстве социального унижения.

До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе

потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности,

предлагая «просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена

ценностных ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения

многократно усиливается под воздействие психологического груза. Обостряются

физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в

традиционных обществах (правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали

насиженные места и уходили умирать в одиночестве. В современном обществе

сделать такой переход менее болезненным могут дополнительная работа

пенсионеров в общественном производстве, привлечение их к активной

общественной и политической деятельности.

Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается

способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем

больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают:

старики становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и

другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее

день.

Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям:

вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от

родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности,

боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными,

малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере)

неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач

больше прежнего).

Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают

потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным

группам, а именно – наличие жизненных планов. Жизненный план –

идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит

предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.

В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты,

смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в

пожилом возрасте они исчезают.

Благодаря жизненным планам социализация их стихийного и неуправляемого

процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый

индивид сверяет с поставленной целью то, чего он реально достиг, и вносит

необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может –

впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы

ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у

пожилых нет того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы

деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.