реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социализация

Социализация

Введение.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие

можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем

сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей

среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовых нормально

функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится

труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период

времени, в течении которого новорожденный обучается и приспособляется к

взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один

сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное

на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у

человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него

включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается

жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений.

Такой экологической ниши нет ни одного из видов. В последнее время

специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою

жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил

название социализации.

Что такое социализация.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет

юноша переходил в разряд в взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и

образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже

сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует

ранее прекращение детства.

В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает

учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками

период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Подготовка к самостоятельной жизни является не только более

продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное

образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество

смогло только в ХХ веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого

ресурсы. Всеобщее среднее образование – серьезное достижение нашего

времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах

тратит на образование до1/3 своего национального дохода. Раньше ничего

такого не было: В традиционном обществе обучение происходило стихийно.

Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы,

лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и

ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение

элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение

данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и

заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и

культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженым пониманием

социализации.

Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-

либо другое обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное

для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лекции, читает

книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и

сдает экзамен. В завершении он получает сертификат, удостоверяющий его

квалификацию в определенной области знания. Такого рода обучение может

продолжаться 5 лет, а может 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение

жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель, никакая школа не научит

человека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым

партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится

обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая это

не в лабораторных, а в реальных условиях.

Невозможно обучить социальной роли по книжкам или методами деловой

игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или

король воспитывает себе приемника многие годы; исполнителя этой роли

воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую

приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная

роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения,

незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она

связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к

социализации применим термин не “обучение”, а “освоение”. Он шире по

содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а

целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной

лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости

человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и

т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа

биологического превращается в существо социальное. Социализация

рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило на

коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые

этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и

какие прошло человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической

эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего

развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо

полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

Феральные люди.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных

предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей.

Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши

животных, тем не менее гораздо подготовлено социального опыта. Если бы это

было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и

символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря

на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень

высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые

полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах,

человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их

уверенность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные

в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл

Линней. Одичавших, не оцивилизованных людей называют еще «маугли» или

«детьми джунглей». В Индии были обнаружены две девочки – восьмилетняя

Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме

в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели

нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были

изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства.

Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению

на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно

ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали

сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. «Маугли» доказали, что

оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События

отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых

пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу

не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь

элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого

не произошло, если бы не генное наследство, биологическая

предрасположенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить,

улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они

прожили не более 10 лет.

Значение детства.

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому,

что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой

такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо

манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать

вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров

ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления

людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились

родителей, рано пошли трудится, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не

менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные этапы, но удлинить

или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70%

формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся

необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в

тоже время это самый незащищенный ее этап. Дети изолированные от общества,

в социальном плане проигрывают, хотя многие взрослые сознательно ищут

одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и

созерцанию. Чаще когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на

длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая

трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани

Таким образом, начальная социализация и продолженная – качественно

разные этапы. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого

накапливаются социальные навыки.

Биологические предпосылки детства.

У животных размножение – важнейшее средство выжить и приспособится к

среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода.

Треска мечет до 4 миллионов икринок и потомство не охраняет. Колюшка

откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем

выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и

строение мозга, тем меньше у него потомство и тем бережнее к нему

отношение. Устрица откладывает до 500 миллионов яиц в год, из них выживает

меньше десятка. Горилла рожает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять

единственного ребенка в результате нападения хищника, нехватки пищи или

болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать:

укрывать своих чад в безопасном месте, переселять туда, где больше пищи,

ухаживать за их шерсть и кожей, призывать сородичей на помощь.

У высших животных формируется особое явление – материнство, которое у

людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становиться

сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен –

отцовство. У него нет биологических корней. Материнство и отцовство вместе

создают еще одно явление – родительство, которое по мере развития общества

превращается в специальный социальный институт.

Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию

обезъян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторной функций и

условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало

интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной

энергии. Следствием является укрепление скелета и увеличение мозга.

Таким образом, забота и уход о потомстве не в меньшей степени повлияли

на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение ордий труда и

«приручение» огня. Вынашивание потомства – самый ранний этап социализации,

который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном

итоге, уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру

воспитания, не обходим был взрослым в большой мере, чем самим детям. Он

существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.

Чем больше увеличивается размеры мозга, тем больше времени требовалось

на то, чтобы научить им пользоваться. Увеличилась продолжительность

детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы:

какие травы можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов,

как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку – их никто не обучал

разбирать в травах. Их знания носят инстинктивный характер. Но у человека,

по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место

занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось,

социальное – расширялось. Оно потребовало особого периода – детства, когда

родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество

по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось

обучать, тем большее время для этого требовалось.

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно повлиял

переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует

меньшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению

увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще

большего родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже

успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.

Другой фактор удлинения детства – возникновение семьи. Появление

моногамии – устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания

хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла

сохранить потомство: добыть пищу, охранять территорию от врагов, передавать

знания. Отсюда произрастет институт отцовства и начинается история

социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница – возникновение

института отцовства и на его основе – формирование института родительства.

Завершилось история инстинктов, началась история институтов.

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как

исторически первая его форма относится не сфере производства, как мы

привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает

вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический

уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей

всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу

двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства – период первичного

обучения и социализации, 2) старости – завершающего этапа жизни, период

наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.

Итак, биологические предпосылки детства вызревали очень медленно на

протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подымаемся по эволюционной

спирали, тем необходимей становится потребность в специальном периоде

обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но в рамках

человеческой истории детство продолжается удлиняться и функции его

становятся все более значимыми.

Социальные предпосылки детства.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку

детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли

существенны между ними различия? И так ли необходима специальная подготовка

для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической

силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять,

отношением к опасности и риску, соотношение рассудочных и эмоциональных

компонентов, объем приобретенных знаний, способностью учиться на

собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных

ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность.

Тем не менее главного мы не назвали – выполнение социальных ролей.

Дети – единственная категория населения, не имеющих социальных статусов и

социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский

пол», «сын/дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в

полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и

не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не

может быть профессиональных, экономических и политических статусов и ролей.

Им не знакомо то, что составляется суть статусов – круг прав и

обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона,

парламентария, или прихожанина. Они не знают, что такое ответственность.

Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые

рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не

позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они

играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У

детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а

девчонки – в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не

считать игровой метод обучения в бизнесе.

Итак, два мира – детский и взрослый различаются с точки зрения

социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное

различие – степень овладения социальными ролями.

Агенты и виды социализации.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать,

что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и

есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение

культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер,

бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих

нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей,

лидеров молодежных группировок;

2) агентов вторичной социализации – представителей администрации

школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви,

государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и

т.д.

Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и

вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и

вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения

человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к

опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий

учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних

этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным

личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан

формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником

нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной,

а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в

роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они

выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства

существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной

социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец

выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.