реферат бесплатно, курсовые работы
 

Семья

Причин разводов значительно меньше, а главная из них -

низкий уровень культурности, духовности многих людей. Причем речь

идет не об образовании, а именно о культуре. Она невозможна без

знания, но и не равнозначна образованности. Образованность - та

или иная степень ознакомления с достижениями современной науки.

Культурность - мера освоения личностью всех духовных богатств,

созданных народом и человечеством, потребность руководствоваться

ими

в своей жизни вплоть до повседневного поведения. Само по себе

знание может быть реализовано и в хороших, и в плохих поступках,

но, становясь органической частью культуры человека, оно делает его

разумнее, добрее, интеллигентнее, нравственнее и в оценках, и в

общении, и в практических действиях.

Овладение культурой означает возвышение всего круга

потребностей людей, потребности же определяют и характер их

интересов, и уровень их общения, и их представления об идеале, о

красоте, и, наконец, само восприятие, понимание человека человеком.

Культура включает в супружеские, семейные отношения всю полноту

духовной жизни людей, делает более прочными моральные узы,

связывающие членов семьи друг с другом и семью с обществом,

наконец, позволяет выбирать оптимальные варианты разрешения

внутрисемейных проблем.

От степени культуры зависит и то, как воздействуют на семью

экономические факторы, идет ли речь о материальных трудностях

или материальном преуспеянии. Если бы дело обстояло иначе, то можно

было бы ожидать, что, по мере того как растет материальное

благосостояние населения, решается на все более высоком уровне

жилищный вопрос, сами собой снимутся проблемы, от которых зависят

прочность семьи и ее стабильность, исчезнут нежелательные для

общества явления и в семейной жизни, и в воспитании детей. Однако

такие ожидания пока что не оправдываются. За четверть века (1960

- 1985 годы) реальные доходы в расчете на душу населения

увеличились в 2,5 раза; около 267 миллионов человек улучшили свои

жилищные условия, а брачно-семейные отношения (если судить по

таким основополагающим показателям, как относительное количество

разводов и семей с одним родителем) не укрепились, внебрачная

рождаемость не снизилась, среднее количество детей в семье не

возросло, показатели распространенности необратимых аномалий среди

новорожденных и случаев отклоняющегося поведения подростков

за этот период также отнюдь не уменьшились.

Достаточно сказать, что число расторгнутых браков возросло за

период с 1960 года с 1,3 до 3,5 на тысячу человек, относительное

количество неполных семей (главным образом - матери с детьми)

осталось в основном на прежнем уровне (около 12 процентов всех

семей), суммарная рождаемость (среднее число детей на одну

женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на меры по

стимулированию многодетности, понизилась в два раза (с 4,4 до 2,2),

а дола незамужних женщин составила в возрастных пределах 25 - 29

лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов, 40 -

49 лет - свыше 20 процентов.

Конечно, чем круче ползет вверх кривая разводов, тем ниже у

людей уверенность в судьбе собственного супружества, а это, в

свою' очередь, непосредственна отражается на планировании

родительства, то есть количества детей и сроков их рождения. А

бездетность или же минимум детей в семье еще более уменьшает

ответственность за сохранение брака. Несомненно и то, что

неустойчивость брака увеличивает количество людей, видящих в

одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма

рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.

В свою очередь, одиночество стимулирует внебрачные связи,

отсюда - одинокое материнство.

Самое же главное - каждая из этих тенденций в отдельности и все

они вместе ослабляют социальный потенциал семьи, ее позитивную

общественную активность. А вот активность негативная растет, и

диапазон тут может быть очень широким: от антисоциальной

направленности семейного воспитания до попыток подчинения

семейно-родственному принципу тех возможностей, которые открывает

перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности

и т. д.

В то же время хорошо известно, что нередко люди стремятся

сохранить семью даже тогда, когда шансы на это минимальны. И

наоборот, многие легко, бездумно, в запале расправляются со своим

браком, с судьбами детей, даже не вспомнив, что сыр-бор загорелся

совсем из-за пустячного повода. Здесь сказывается отсутствие

своевременной квалифицированной психологической помощи семье в

решающий момент, когда совершается непоправимое - разрыв между

такими супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы

друг для друга.

Это означает, что внимание к организации службы семьи,

обеспечению ее квалифицированными кадрами - дело большой

государственной важности. Решать этот вопрос надо повсеместно еще

и потому, что служба семьи там, где она создана и успешно

функционирует, обычно распространяет свое влияние не только на

конфликтные семьи, но и на лиц, которым нужна помощь при

вступлении в брак и в начальный период супружества.

Нормальный брак (особенно для женщин) - одно из обязательных

условий удовлетворенности жизнью, сохранения и поддержания

личного достоинства. И наоборот, нелады в браке, неудачные попытки

построить семью ведут к ощущению неустроенности в жизни,

неполноценности. Здесь действуют самые разные причины, но одна

из них заслуживает особенного внимания общественного мнения.

Послевоенная демографическая ситуация, наряду с тяжелыми

просчетами в воспитании молодежи, способствовала тому, что у

части молодых людей потребность в любви, в семье оказалась

низведенной до удовлетворения чисто природн6й надобности.

Давно известно, что поведение, диктуемое лишь одним сексуальным

импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека.

Но эта тема до настоящего времени - своего рода табу в

педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало

мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что

человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а

семейной жизни. В результате не состоялись многие супружеские

пары, от которых, в общем, ничего больше не требовалось, как

только не бросаться в омут сомнительных удовольствий, сохранить

себя друг для друга, вспомнить о том, что всякое будущее

начинается сегодня.

О масштабе этой проблемы говорит такая, например,

выборочная статистика. Большинство беременностей у нерожавших

женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента

всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в

возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29

лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков,

заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с

другой стороны - количество абортов и (как следствие их)

случаев потери женщиной способности иметь детей.

Несомненно существует и прямая связь между добрачной

сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза

превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых

семей.

Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить

всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в

аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей

отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако

вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных

причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни

легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего

общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.

К сожалению, до сих пор эти простые истины постигаются

молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным

социологических опросов, только около 10 процентов городских

старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от

учителей, примерно столько же - от родителей, но зато более одной

трети (а среди учащихся ПТУ - более половины) - от старших

товарищей. Другое исследование (затем неоднократно

повторенное) установил прямую зависимость между стабильностью

брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

Статистика выявляет также, что в настоящее время больше всего

(в расчете на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше) рожают

женщины, не имеющие даже начального образования (3433 ребенка), а

также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со

средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и

1279 детей. Эта тенденция в условиях, когда действует закон о

всеобщем обязательном среднем образовании, вызывает большую

тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей

самого семейного воспитания.

Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в

высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-

видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной

ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и

о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще

молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что

поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая

болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться

результатом не только наследственности, но и пьянства или

наркотических увлечений родителей.

В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и

психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему

только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку

должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ

межличностных отношений, включая отношения между юношами и

девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной

школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем

у человека чувства мужского или женского достоинства,

гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью.

Далее, нельзя делать курс практически беспроблемным, в то время как

жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна

самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и

изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти

ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с

жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них

не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и

социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим

поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены,

хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не

занимать.

Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья.

Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а

личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему

стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет

воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое

решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая

духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь

сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.

Семейные трудности

Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо

известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком

близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с

семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто

«вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений,

особенно изменений чисто психологических. А если мы их не

учитываем, то н наши ответные поступки невольно порождают

новые трудности...-И так мало-помалу отношения в семье

начинают необъяснимо> ухудшаться.

Очень часто в оценках поступков ближних мы полагаемся на

эмоции. Нам кажется, что между накалом чувств и значимостью

поступков есть однозначная связь. Увы, она именно однозначна;

оказываясь при таком способе восприятия во власти эмоций, мы

невольно сосредоточиваемся только на каком-то одном аспекте

взаимоотношений с близкими, именно том, который нас сейчас

волнует, и забываем о множестве других сторон.

А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и

между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены

это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая

взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и

друзьями, совместные развлечения, профессиональная

взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству

недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность

реально оценить ее весомость для всей системы отношений.

Для современного человека эмоции - ценность. Если их нет

или их мало, человек начинает активно искать ситуации,

события, людей, которые являются источниками эмоций, Причем

ценностью обладают не только положительные эмоции. Мы предпочитаем

волнующие фильмы и книги, но ведь волнуясь, мы испытываем и

тревогу, и печаль, и горе. В отношении к жизненным, и в частности

семейным, событиям человек часто ведет себя так же: самая

худшая атмосфера в доме - это не чередование бурных ссор и

примирений, а однообразное, холодное равнодушие, леденящее душу

безразличие.

Может быть, именно потому, что эмоции, эмоциональная

насыщенность жизни стали ценностью, мы так неохотно подвергаем

их анализу, с таким трудом вносим «алгебру разума» в

«гармонию эмоций».

Увы, многим, имеющим опыт семейной жизни, знакома картина,

ныне обстоятельно проанализированная психологами. Сначала в

браке баланс положительных и отрицательных эмоций явно в пользу

первых, велика и близость между супругами. Но идет время,

восхищенное удивление своим спутником жизни сменяется

привычкой. Все большое, значительное, драматическое, выявляющее

любовь и преданность, имеет ту особенность, что происходит редко,

а вот мелкое, раздражающее, досадное случается, увы, часто,

и постепенно баланс эмоций смещается в пользу отрицательных.

Близость все же сохраняется: партнер хоть и раздражающий, но

все же свой. Но отрицательный баланс все нарастает - и вот уже и

свой превращается в чужого. Эмоции сделали свое дело, привели к

результату, которого мы вовсе не хотели. Эмоции распорядились за

нас.

Нечто подобное происходит и в отношениях родителей с

детьми. Сначала все радует: беспомощность, ласковость,

привязчивость, неуклюжесть. Но идет время, и вот уже

беспомощность и неуклюжесть вызывают не симпатии, но раздражение

и досаду; а выросший ребенок либо замыкается в себе, либо ищет

компанию, где его оценят иначе, где баланс эмоций для него

вновь будет в пользу положительных.

Получается, что в современной семейной жизни, где все

держится прежде всего на эмоциях, на «люблю - не люблю»,

«нравится - не нравится», все же не обойтись без какого-то

регулятора, ослабляющего действие негативных эмоций. Такая

регуляция возможна, конечно же, лишь на основе разума, ясного

интеллектуального понимания причин тех или иных событий, суровой

честности перед собой и умения «видеть насквозь» и себя, и

близких - видеть реальность, а не наши представления о ней.

Как правило, мы не ограничиваемся лишь констатацией

явления, породившего то или иное чувство, но строим свою «модель»

происходящего. Казалось бы, все очень просто: надо понять, нем это

чувство вызвано, почему оно для нас важно и какая есть возможность

изменить ситуацию. Однако в реальной жизни все оказывается

намного сложнее.

Литература

Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 1985

Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? //Семья и школа,

№3, 1985

Харчев А. Прочность семьи - это ее культура //Семья и школа, №3, 1987

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.