реферат бесплатно, курсовые работы
 

Семья

Семья

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра политологии и социологии

РЕФЕРАТ

Семья

Выполнила Ратанова Ольга

гр. ЭВМд-41

Принял Сафонов В.Н.

Ульяновск 1997

СЕМЬЯ

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или

усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной

ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном

доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования

крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на

Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том,

что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой

носителями другой культуры.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений:

функционализма и теории конфликта.

Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее

функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние

200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как

кооперативного трудового объединения, а также с ограничением

возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди

основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней

принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития

промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным

образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее

членов.

Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению

власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в

большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть.

По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья

преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с

современным вариантом этой концепции семья являются местом, где

осуществляется экономическое производство и перераспределение

материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами

каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

Классификация семьи

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных

обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу

распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также

происхождению и способу наследования имущества.

1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных

отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся

биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся

усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений

существуют 2 основных типа семейной структуры:

- нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые

от них зависят.

- расширенная семья (в отличие от первого типа семейной

структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников,

например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных

братьев и сестер.

В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может

быть, и основным социальным объединением.

2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских

островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма

брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной.

Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией

называется брак между одним и несколькими другими индивидами.

Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется

полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил

название полиандрии.

Еще одной формой является групповой брак - между несколькими

мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии(брак между 1

мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ

соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не

находит широкого распространения даже в тех обществах, где они

считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин

значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы

брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в

определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье,

передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на

отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого

брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую

жену(Кенкель, 1977)

Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы.

Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин

погибает на войне.

3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых

расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот

термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип

власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии,

Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе

власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются

редко.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной

семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа

работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой

системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в

равной мере.

4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне

определенных групп(например, семей или кланов), являются правилами

экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие

заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна

для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом

эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или

половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными

родственниками.

5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов

предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут

отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является

патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в

семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой

является матрилокальное местожительство, молодожены должны

жить с родителями невесты или поблизости от них.

6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем

определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее

распространенной является родословная по мужской линии, где основные

родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых

случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах

определения родословной по линии жены. Имущество матери становится

собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает

брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система,

основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40

процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в

равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

Суть и смысл семьи

Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было)

произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала

бы социальным институтом, находящимся под защитой государства.

Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только

вас.

Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество –

человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и

подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении

существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в

органическом единстве с общественными учреждениями обучения и

воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле –

непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы

нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа,

наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие

учреждений образования и культуры.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между

собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во

все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым

несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем

мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь

«святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по

крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия

«разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей – это ваше личное

дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в

возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи

бездетны.

Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к

самоубийственным последствиям для общества. Но это – для общества, а

для личности, для самого человека, для нас с вами?

Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех

обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя

имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то

дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить

столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он

помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее,

полноценнее.

Все это – одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше

ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро

«окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его

женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым,

в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» -

единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий

не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они

разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а

потом – бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя

собственная, ее государство платит.

Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И

еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и

должен быть союзником. Мало того – другом, самым надежным и верным

другом, что раньше было не часто.

Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в

самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть

в чем-то был Учителем. Это – не честолюбие. Это – нормальная

потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или

удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко,

как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках,

наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно

создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в

самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Ног

каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности

таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей.

Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в

раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно

пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный!

Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от

назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое

самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он

мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в

другом выглядел, как пошлый шут.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка,

особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное

воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу

становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится

под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются

те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его

результаты различные факторы, стороны, особенности

жизнедеятельности семьи.

Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух

родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе

отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя,

добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты -

инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми,

возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл.

Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может

быть только труд как первая жизненная потребность, во имя всестороннего

развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает

одна из важнейших сторон - общение с детьми, которые дают

взрослым больше, нежели те - им, которые помогают полноценному

становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь

взрослого человека.

Дети - суть и смысл семьи. Потому что они - наше

будущее. И завтра, и через много лет.

Прочность семьи, её культура

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение

культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он

находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых

проявлений своего «я», и образ, модель общества, в которое ему

предстоит войти, того большого социального мира, где он будет

жить и работать. В семье происходит как бы второе, социальное

рождение ребенка.

Глубокая специфичность и принципиальная незаменимость семьи

как воспитательной среды обусловлены тем, что непосредственность

и устойчивость контактов сочетаются здесь с эмоциональностью

общей атмосферы. Только в семье дети постоянно и непроизвольно

осваивают опыт, знания старших, а взрослые как бы повторяют,

воспроизводят в детях, в их воспитании уже пройденные этапы своей

жизни. Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой

природой, и люди, если не хотят потерять все, что дала м дает им

цивилизация, должны в каждом новом поколении воссоздавать прочную и

нравственно здоровую семью.

Мало сказать: воспитательный потенциал семьи зависит от ее

прочности. Нужно еще, чтобы эта прочность обеспечивалась такими

средствами и способами, которые не противоречат целям нашего

социалистического воспитания.

Семейные узы могут быть прочными и за счет экономической

зависимости женщины от мужчины, ее подчиненности и бесправия. Такая

прочность несовместима с принципами социализма и гуманизма, более

того - враждебна им.

Прочность может быть следствием и утилитарных экономических

интересов супругов и даже своего рода круговой поруки людей,

предпочитающих, например, жить за счет незаконных, не трудовых

доходов и «не выносить сор из избы».

Наконец, за показатель прочности бранносемейных отношений в

стране, регионе, городе можно принять соотношение браков и

разводов в определенный период времени, как это подчас делается. В

этом случае самый легкий путь к укреплению семьи - затруднить или

вообще запретить расторжение браков. Статистика сразу обретет

благополучный вид, но воспитание детей, другие функции семьи от этого

вряд ли выиграют. Более того, законсервированные семейные

конфликты, безысходность ситуации будут сказываться и на взрослых, и

на детях подчас даже тяжелее, нем открытый разрыв.

Иногда выражается надежда на то, что затруднение развода

обеспечит более серьезное отношение молодежи к браку. Вряд ли

эти надежды оправданны: ведь перспектива трудного развода укрепляет

позиции как тех, кто хотел бы проверить свои чувства, так и тех,

кто предпочитает искать выход в нерегистрируемых сожительствах.

Ужесточение условий развода уменьшит число матерей,

воспитывающих детей без отца в результате расторжения брака, но

увеличит безотцовщину как результат внебрачных связей.

Следовательно, семья тем прочнее, чем нравственно обоснованнее

этот выбор, чем в большей мере мотивы брака соответствуют

моральным ценностям нашего общества, чем выше нравственные качества

составляющих ее людей.

Трения, противоречия возможны в любой семье. Хотя бы потому,

что это - объединение людей, различных по психическому складу,

характерам, возрасту и ряду других признаков. Однако одна семья

находит в себе морально-психологические силы преодолеть

противоречие в самом его зародыше, другая рушится подчас от самого

легкого ветерка. Причем созидательные силы эти не рождаются вместе с

человеком. Они при вносятся в него воспитанием. Поэтому подготовка

молодежи и браку - это не просто ознакомление ее с азами

супружества и родительства, а формирование тех нравственных качеств,

которые только и могут обеспечить подлинную прочность и социальную

дееспособность новой семьи. Нравственность же не изолированное

явление. Она элемент более широкой системы общественных

ценностей, которая называется культурой.

В социологической литературе накопилось немало публикаций,

выясняющих причины разводов. Среди них обычно фигурируют

пьянство, супружеские измены, несоответствие характеров, грубость,

бестактность, ревность и т. д. Однако в большинстве своем это

перечень не причин, а скорее поводов или мотивов расторжения

брака. Зачастую они выдвигаются вообще лишь с целью обеспечить

быстрейшее завершение бракоразводной процедуры.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.