реферат бесплатно, курсовые работы
 

Русская и советская социология

Русская и советская социология

Контрольная работа

По социологии

Тема:

«Русская и советская социология»

План:

1.Основные направления российской социологической мысли и социологи России

конца XIX-начала ХХ века.

2. Советская социология 20-30 г.

3. Возрождение и парадоксы советской социологии (50-80 г.)

Литература:

1.Социология ,Учебное пособие.

2.Основы социологии.Курс лекций.

3.Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.1993г.

I. Российскую социологию необходимо рассматривать как ответ на

потребности социальной жизни.Речь идет о применении методологии

,рассматривающий результа мыслительной деятельности.,как активный элемент

общественной среды..Данный подход особенно важен для анализа российской

социологическрй мысли в силу ее постоянной вовлеченности в общественную

практику,в основном в оппозиционно-критической фнкции.

Как и в мировой социологии ,здесь действовала закономерность

движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к

теории собственно социалогической.Российская мысль формируется

первоначально как философия истории,особенно в первой половине XIX в..К

середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории,где

переплетаются элементы социально-философские и социологические.И только в

начале ХХ века появляется уже чисто социалогические теории .Но и в

последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и

социологии.

Понимание особенностей развития социологии России,ее

неповторимости требует также учета своеобразия русского национального

характера,его духовных ориентаций , «духа народа».Мыслители традиционно

подчеркивали внутреннюю противоречивость руского национального

характера,существование в нем взаимоисключающих начал,слабость формы и

чувства срединности,стремление к крацностям ,культурный нигилизм.Это

сочеталось с серьезным влиянием географического фактора и геополитического

положения страны как важных условий утверждения деспотической формы

правления.Историческое своеобразие привело к ситуации неактуализированности

сил русского народа,социальной необустроенности общества.В то же время в

обществе ощущалось наличие некоего особого «задания» России,что и вылилось

в концепцию мессианской «русской идеи».

Важнейшей и исходной особенностью российской социальной мысли

явился органический подход к обществу.Органический подход заключался в

стремлении представить мир как некое иерархическое целое,где общество и

человек хотя и своеобразные,но только элементы.Столь большое внимание

исследователи уделяли русской общине ,усматривая в ней органическое

начало,опора на которое позволит реализовать самобытный русский путь

социальной эволюции.

Особое значение приобрели проблемы объекта эволюции,совмещая

эволюции со структурным единством системы и ее стремлением к

функциональному равновесию и др. Одновременно нарастал протест против

плоского эволюционизма,начиная от самых ранних форм в теории культурно-

исторических типов Н.Я.Данилевского (1822-1885) и вплоть до снятия вопроса

о социальной эволюции как научной проблеме у П.А.Сорокина.

Внимание к проблеме эволюции свидетельствует о такой важной

черте социальной мысли России ,как ее прагматическая напрвленность,

«служебное отношение к истине»

Ради спасения общества.В этом проявляется если не в явной ,то в скрытой

форме религиозный характер руского социального мышления.Не случайно поэтому

в русской культуре столь сильна тенденция к тоталитарности,целостности

мышления и действия. Этим определялось и своебразие гносеологических

посылок российской мысли.

В итоге сложились две противоположные тенденции социальной

мысли-утопизм и реализм.Утопическая линия характери

Зовалась одномернотью социального мышления,исходила из представления об

обществе как механическом агрегате и принципа социального конструктивизма.

Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход,понимание общества

как сложного динамического равновесия ,обосновывала необходимость

соразмерной эволюции субъекта и социальных форм. Именно реалистическая

линия оказалась созвучной действительно научной социологии.

Вторая половина XIXв.-время стремительного перехода

России на рельсы новой ,индустриальной цивилизации.

Становление и эволюция социологов в России сопровождались

непрерывными дискуссиями о ее предметной области.В контексте эволюции

понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются

три исторических этапа развития российской социологии.

1 этап- 1860-1890 г. г. XIXв.Социология в России

возникает в лоне позитивистской доктрины.В 1859 г. выходят в свет две

работы П.Л.Лаврова (1823-1900)(«Механическая теория мира» и «Очерки теории

личности») ,написанные в позитивистском духе..В 1865 г. появились статьи о

Конте и его философии в «Современнике», «Русском слове», «Отечественных

записках»(статьи В.В.Лесевича, Д.И.Писарева,П.Л.Лаврова.

На рубеже 60-70 годов появляются первые собственно социологические работы

П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского (1842-1904),написанные в русле методологии

позитивизма..С этого времени, по словам Н.И. Кареева (1850-1931) и началась

в России по-настоящему социологическая литература.

В позитивизме русских социологов привлекало стремление к

научному методу,синтезу знаний ,к созданию науки об обществе, он

рассматривался как логика современной науки.

Складывался ряд школ и направлений социологических

исследований :натуралистическая социология в различных формах

(Н.Я. Данилевский ,А.И.Стронин (1826-1889),Л.И.Мечников(1838-

1888),психологическое направление(П.Л,Лавров,Н.К.Михайловский

,Н.К.Кареев,Е.В. Де Роберти (1843-1915) и др.,),школа М.М.Ковалевского

(1851-1916).Заявляет о себе экономический материализм (Г.В.Плеханов (1856-

1918)).

2 этап-1890-1900 г.г.Утверждается позиция ,что

социология есть одна из многих социологических наук ,имеет собственный

предмет исследований и своеобразные задачи.В таком пониманиииСоциология все

более положительно принимается в научных и общественных кругах,проникает а

академическую среду.

Для данного этапа характерна острая критика

позитивистской методологии.Ведущей социологической школой становится

неокантианство (Б.А.Кистявский (1868-1920),А.П.Петражицкий (1867-

1931),П.И.Новгородцев (1866-1924)и др..).Предстватели старых школ

(Н.И.Кареев,М.М.Ковалев-ский и др.) во многом уточняют свои

позиции.Утверждается экономический материализм(или марксистская

социология),причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм

(Г.В.Плеханов,В.И.Ульянов-Ленин(1870-1924)и неортодоксальный «легальный

марксизм»(П.Б.Струве(1870-1944),Н.А.Бердяев (1874-1948),С.Н.Бумаков (1871-

1944),М.И.Туган-Барановский(1865-1919)),

Весьма близкий с точкой зрения методолгии к неокантианству.

В этот же период начинается эпизодическое преподавание

социологии.Примечательно,что русская социология ,особенно благодаря

деятельности М.М,Ковалевского,выходит на международную арену на

равных,.Российские социологи активно учавствуют в работе Международного

института социологии,конгрессы которого собирались раз в три года.Три

русских социолога –П.Ф..Лилиенфельд,М,М.Ковалевский,,

П.А.Сорокин избирались президентами института,что говорит о международном

признании русской социологии.В 1901 году М.М.Ковалевский и Е.В.Де Роберти

создали в Париже «Русскую школу общественных наук»,где обязательным

предметом была социология.Школа по праву была тогда оценена как первая

модель русского социологического факультета,причем не имеющая аналогов в

мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.После

длительной борьбы начала решаться проблема институционализации российской

социологии.В Петербурге в 1908 году был открыт частный Психоневрологический

институт во главе с академиком В.М.Бехтеревым с первой русской

социологической кафедрой ,возглавленной М.М.Ковалевским,Е.В.Де

Роберти,позднее-П.А.Сорокиным и К.М.Тахтаревым (1872-1925).Кафедра провела

большую работу по организации обучения социологии,подготовила четыре

выпуска сборника «Новые идеи в социологии».

Начало ХХ века- 3 этап в развитии русской

социологии,насильственно прерванной в 1922 г..Это время четкого предметного

самоопределения социологии как общей теории социального (П.А.Сорокин).Такая

интерпретация предмета снамала две предыдущие трактовки.

Ведущей школой становится неопозитивизм

(П.А.Сорокин,К.М.Тахтареев).Одновременно оформляется своеобразная

«Хритианская социология» в русле религиозной философии

(Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков,С.Л.Франк (1877-1950)),во многом близкая к

отмеченной трактовке предмета социологии,но не приемлющая неопозитивизма и

бихевиоризма.В рамках ордоксаного марксизма.,с одной стороны,усиливается

вульгаризация и политизация социальной теории (в.и.Ульянов-Ленин),с другой

–выделяется направление ,стремящее соединить марксистские идеи современной

наукой (А.А.Богданов(1873-1928)).

Нарастает процесс институционализации социологии:

1912-открыта социологическая секция при историческом факультете

Петербургского университета,1916-утверждается русское социологическое

общество им.М.Ковалевского,1917-вводиться научная степень по

социологии,образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском

университетах,1920-в Петроградском университете открывается первый в России

факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А.

Сорокиным.

Однако,в стране после октябрьского переворота 1917г.

утверждалась тоталитарная диктатура ,не нуждавшая в социологической

науке,тем более «буржуазной».С «критикой» П.А.Сорокина выступил лидер

нового режима В.И. Ленин.Итогом стала высылка ведущих ученых-обществоведов

за пределы страны и полный разгром русской социологии как науки.

Изучение истории отечественной социологии показывает ,что в

ее эволюции можно выделить три фазы,совпадающие хронологически с описанными

выше историческими этапами:ситетическая,аналитическая ,анлитико-

синтетическая.

Синтетическая :Характерная черта исследований-

оптимизм,утверждающий возможность глобального познания общества и его

законов на основе синтеза естественнонвучных и социальных

знаний.Господствующий тип исследований –позитивистские модели

общества,дополняемые в той или иной форме элементами натурализма.В

онтологическом плане общество трактовалось либо в духе холизма как

надындивидуальный организм (органицизм,географический или экономический

детерминизм),либо в духе монадологии ,исходящей из первичности

индивидуального субъекта (личности) и сочетания естественных социальных

законов с моральной санкцией,реальности и идеала(психологическое

направление).

Широкое увлечение в России марксистскими идеями имело те же

причины,что и увлечение позитивизмом. В целом,по словам Н.А Бердяева,чтобы

понять судьбу марксизма на русской почве,причины возникновения из него ряда

новых течений,нужно видеть его изначальную двойственность.С одной стороны

,марксизм выступает как доктрина социологического

детерминизма,обосновывающая ведущую роль экономики и социальных структур в

обществе – в этом и есть социолгическая значимость марксизма.С другой

стороны,как и большиство ранних социологических теорий ,марксизм попытался

стать теорией не только сущего, но и должного ,в этическом духе описать

идеальное общество,где человек освобождается от пут экономической

детерминациии становится в полном смысле слова свободным.При этом

утверждается абсолютная возможность создания такого общества в реальности и

обосновываются пути его достидения.Эти две стороны марксизма вступили в

неразрешимое притиворечие.Попытки разрешить и определили эволюцию русского

марксизма.

В итоге выявились три течения:1.ортодоксаное по форме и

содержанию,обосновывающее в духе экономического детерминизма пути

естественной социальной эволюции России (Г.В.Плеханов); 2.ортодоксальное по

форме,но стремящееся к неортодоксальному содержанию посредством попыток

логически соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ульянов-

Ленин).Фактически же произошло соединение экономического материализма с

устаревшими тезисами русской субъективной социологии,что привело при

внешней научности к воссозданию субъективизма в единстве с политическим

тоталитаризмом,к дегуманизации социальной

теории;3.неортодоксаное,критическое направление,первоначально пытавшееся

соединить марксизм с иными методологическими принципами,а затем полностью

отошедшее от него и создавшее собственное социологическое видение

мира.(Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков).

Аналитическая :К концу XIX века в российской социологии

усиливается критика натуралистических и позитивистских моделей,жесткого

редукционизма,не позволяющих выявить специфику социального.На передний план

выходит антипозитивистская ориентация,лидером которой становится

неокантианство.Весьма близко к неокантианству начинается обоснование

социологических идей в рамках русской религиозной философии.Выдвигается

лозунг восстановления идеализма.В целом аналитическую фазу можно назвать

стадией теоретико-методологической критики.Господствующий тип исследований-

ценностные модели общества,социокультурный анализ .Неокантианство

рассматривает общество не как организм,а как организацию духовно-

нормативного типа,закономерности которой носят характер целевой

необходимости.Реализация последней зависит от основанного на определенных

ценностях выбора людей.Различного рода социальные структуры и институты

есть только типы поведения людей.В гносеологическом плане подчеркивалась

специфичность социального познания и наличие границ рационализации

социальности.Утверждаются принципы

индетерминизм,интроспеции,нормативизма.Основные проблемы: индивид-норма-

культура,реальное и едеальное в социуме,мотивация действия.

Аналитическо-синтетическая: Уже на предыдущей фазе

конкретные школы явно ощущали необходимость взаимодополне-ния.Лидирующими

являются две ориентации-неопозитивизм и «христианская социология»,которые

,внешне не принимая друг друга,идут фактически к одной цели.

В социальной онтологии проебладает тенденция к синтезу холизма и

монадологии,к описанию общества как целостного организма,элементы которого

связаны функционально.В социальной гносеологии утверждается стремление к

методологическому объективизму на основе умеренного эволюционизма,синтеза

реализма номинализма,мягкого редукционизма.Основная проблематика :теория

социального взаимодействия ,его факторы и способы объяснения.При этом в

отличие от предыдущих этапов проблема социально должного снимается как

научная проблема,таковой является только социально сущее.

За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы ХХ века социология

достигла высокой степени зрелости,развитой культуры анализа ,сформировала

необходимые институты.Четко осознана не обходимость другими, а на основе

принципа их дополнительности.Формы реализации такой интеграции были

обоснованы русскими мыслителями уже в

эмиграции(П.А.Сорокин,С.Л.Франк).Социология приобрела твердую собственную

основу для перехода в качественно новый этап.Важно иметь в виду,что

российская социология ни укого не ходила в ученицах и находилась в

равноправном диалоге с западной мыслью.

II.К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России

располагала значительной институциональной базой,и ее влияние ощущалось на

протяжении всех 20-х годов.Уже в первые годы Советской власти социологи

немарксисткой ориентации (П.А.Сорокин,Н.И.Кареев,В.М.Хвостов) издали ряд

монографий и учебных пособий.Важным событием стал выход в свет сочинения

П.А.Сорокина «Система социологии».Интенсивный процесс развития

немарксистской социологии был остановлен прямыми репрессиями.Осенью 1922

глда многие ведущие професора-обществоведы были высланы во всех из страны.В

конце 1922 года закрываются кафедры общей социологии во всех центральных

университетах,журналы «Мысль», «Экономист», а к концу 1924 года-все

оппозиционные журналы.

В принципиально иной ситуации оказалась после Октябрьской

революции марксистская социология.Уже в мае 1918 года ,готовя проект

постановления Совнаркома «О социалистической Академии общественных

наук»,В.И.Ленин записал: «Одной из первоочередных задач поставить ряд

социальных исследований» [33.Т.27.С.368].С середины 20-х годов стали

создаваться кафедры марксизма-ленинизма во всех вузах страны.В конце

первого послеоктябрьского десятилетия прекратили деятельность Филосовское

общество ,Большая академия духовной культуры,Социологическое общество и

другие независимые объединения обществоведов.

Приобретая академическую респектабельность и государственную

поддержку,марксистская социология приспосабливалась к сложившемуся

разделению научного труда в обществознании.Именно в начале 20-х годов в

марксистской литературе прочно утвердился термин “социология”,стали

появляться первые монографические и учебные курсы.Это был период острых

дискуссий по поводу социологического наследия Маркса-Энгельса-

Ленина,содержания основных теортических концепций максизма и категорий

исторического материализма.Многие социологи марксистской ориентации

отличались европейской образованностью,хорошим знанием трудов своих

западных коллег,научной терпимостью и недогматическим отношением к

социологическим идеям Маркса.Поэтому дискуссии часто носили творческий

характер.

В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов

широкое распространение получили позитивистские и натуралистические

трактовки общественных явлений.Их теоретической базой стали различные

направления “поведенческой психологии”: “коллективная рефлексология”

В.М.Бехтерева, “биолого-исторический материализм”Н.А.Гредескула,

“психологический бихевиоризм”А.М.Боровского,К.Н.Корнилова и др.Поскулат

единства законов природы и общества был очень популярен.Открытое влияние

позитивизма было подавлено к началу 30-х годов,хотя в неявной форме его

воздействие всегла присутствовало.

Особенно популярны в 20-е годы были различные варианты

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.