реферат бесплатно, курсовые работы
 

Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан

Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет потребности семьи в пище,

одежде, жилище, поддержании здоровья и т.д.

Еще одной из функций семьи является досуговая функция, главной целью

которой является общение, поддержание гармонии в семье между ее членами.

Соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений

членов семьи при воспитании у индивида реальных представлений об интимных

отношениях ведет сексуальная функция.

Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть

оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать

национальный механизм управления социальными процессами, определяющими

положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для

практического применения в жизни теории равенства семейных прав и

обязанностей.

ГЛАВА I. § 2 Социальная защита семей с детьми

Переход страны к рыночной экономике и обусловленные им социально-

экономические проблемы оказали серьезное влияние на многие аспекты семьи,

материнства и детства. Снижение покупательной способности населения привели

к ухудшению одного из основных факторов здоровья – структуры питания

населения. Особенно негативно это отражается на беременных женщинах, а

значит, и на формировании плода, определяя его внутриутробное развитие.

Около 60 % беременных женщин страдают анемией.

В России женщины составляют 51 % общей численности рабочих и

служащих. Это существенно превышает показатель доли женщин в мировых

трудовых ресурсах (35 %). При этом большую часть составляют женщины

активного детородного возраста (20 – 45 лет). 10% всех работающих женщин

трудятся в неблагоприятных и даже вредных для здоровья условиях.

Ясно, что проблемы здоровья семьи – женщин и детей не могут быть

решены усилиями только медицинских работников, но должны решаться и

работниками социальных служб вместе.

Если рассматривать классическую структуру семьи (женщины, дети,

пожилые, старики, трудоспособные мужчины), то главное внимание должно быть

уделено женщинам и детям. Именно они с большой точностью отражают состояние

здоровья народа не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего.

Неблагополучная динамика здоровья беременных оказывает прямое влияние

на качество здоровья новорожденных детей. Число больных новорожденных детей

с каждым годом все увеличивается.

В последнее время Министерством здравоохранения, Министерством труда

и социальной защиты, Министерством образования с участием других ведомств

разработали ряд целевых федеральных программ в рамках государственных

программ «Дети России» и «Женщины России». Среди них – программы

«Планирование семьи», «Безопасное материнство».

Необходимость создания нового нормативного документа, регулирующего

основные аспекты семейных, брачных отношений в России была обусловлена

несколькими причинами. Во-первых, со времени создания предыдущих актов

социальная и правовая действительность в стране претерпела серьезные

изменения. Трансформировалась социально-экономическая реальность. Во-

вторых, существовавшие законодательные рамки не могли оградить наименее

защищенных членов семей, в первую очередь детей, от жестокости, насилия,

эксплуатации, лишения родительского попечения и заботы. Этим нормативным

документом явился «Семейный кодекс РФ». Это государственный правовой

документ, определяющий основы семейного законодательства в РФ. Был принят

Государственной Думой 8 декабря 1995 г., введен в действие с 1 марта 1996

года.

Создание сегодня правовой и информационной базы, необходимой для

полноценного развития и функционирования семьи, является одной из важнейших

предпосылок формирования цивилизованных рыночных отношений на основе

эффективного использования местного (регионального) экономического

потенциала.

Создание региональных информационных банков, содержащих данные о

численности, составе и условиях жизни семей является необходимой

предпосылкой разработки и реализации региональных программ не только

развития, но и укрепления семьи.

Исследования показывают, что и трудовой потенциал, и условия жизни, и

экономическое положение семьи непосредственно зависят от ее возраста,

периода жизни. Можно выделить четыре основных этапа формирования и развития

семьи:

первый – «роста семьи»: от момента вступления в брак до рождения

младшего в семье ребенка;

второй – «стабильности»: период воспитания и социализации детей от

рождения младшего в семье ребенка до момента отделения от семьи первого из

взрослых детей;

третий – «зрелости», в течение которого взрослые дети отделяются от

семьи родителей (или создают в ней свою семью);

четвертый – «старости», когда в семье остаются только пожилые

родители, а затем – один из них.

Экономический потенциал семьи, тенденции изменения трудовой

активности ее членов, характер проблем ее жизнедеятельности зависят от

периода ее жизни.

В настоящее время объектом социальной защиты и общественного внимания

являются практически лишь семьи, находящиеся на ранней или завершающей

стадиях. Создание условий для укрепления и развития семьи и в

общегосударственном, и в региональном масштабе являются комплексной

задачей, требующей совместных усилий экономистов, психологов, демографов,

юристов, медиков.

Законодательные нормы, регламентирующие семейные взаимоотношения,

должны содействовать решению задач, связанных с необходимостью

предупреждения наследственных заболеваний, реального и существенного

сокращения рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией,

аномалиями психического и физического развития. Важно обеспечить также

первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных

средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности, а в

размерах, действительно необходимых, учитывающих в том числе и

информационные, экономические и социальные процессы в развитии общества.

О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют

следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70 – 80 %

населения находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие

годы смертность превысила рождаемость. Растет число детей, рожденных вне

брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях.

Распадается каждый второй-третий брак. Доля неполных семей достигает 15 %

по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-

инвалидов нуждаются в материнской, психологической и юридической помощи.

Растет преступность, совершаемая подростками. Примерно треть виновных в

грабежах, кражах, изнасилованиях – подростки. Россия не только вышла на

«передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и

уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов.

Социальное неблагополучие в обществе стало причиной участившегося жестокого

обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до

50-80 тыс. в год), проституции. Практика показывает, что часто люди

сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно, и люди

вынуждены обращаться в управление социальной защиты населения для оказания

им помощи.

Социальная защита населения – это система принципов, методов,

законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий

и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни,

удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного

существования личности, различных социальных категорий и групп; комплекс

государственных мер социально-экономического и правового характера по

обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной

поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических

преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. В России право

граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и

регламентировано законодательством РФ. Осуществляется за счет федерального,

местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки

населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с

помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических,

организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь

нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основными

принципами социальной защиты являются: гуманность, социальная

справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод

личности.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания

реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного

механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных,

малообеспеченных, безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих

к снижению их жизненного уровня. Основной целью социальной защиты населения

– избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход

семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в

экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп

населения к условиям рыночной экономики.

Важнейшим направлением социальной политики правительства

Башкортостана является оказание социальной помощи гражданам, которые по

объективным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе приемлемый

уровень жизни, и в первую очередь тем, совокупный среднедушевой доход

которых ниже установленного в республике прожиточного минимума.

Исчисление среднедушевого дохода семьи осуществляется с учетом дохода

от личного подсобного хозяйства.

Для реализации мероприятий адресной социальной помощи населению

осуществляется выплата социального пособия.

К малоимущим категориям граждан, имеющих право на получение

социального пособия, относятся: инвалиды и дети-инвалиды; неработающие

пенсионеры (одинокие, не имеющие близких родственников, обязанных по закону

содержать); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

беременные женщины с 20 недель беременности; неработающие трудоспособные

лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом I группы; дети из

многодетных семей, дети из неполных семей.

Размер социального пособия на одного получателя составляет 10%

прожиточного минимума. Назначение социального пособия производится при

условии, если все трудоспособные члены семьи работают и имеют доходы или

учатся, за исключением беременных женщин с 20 недель беременности;

трудоспособных членов семьи, признанных в установленном порядке

безработными. Назначается социальное пособие с месяца обращения.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня, когда кризис в

обществе стал всеобъемлющим, поразив не только экономику, но и духовную,

нравственную жизнь, когда достигла своего пика дегуманизация отношений во

всех сферах, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов к

решению усложнившихся задач социальной защиты населения.

По данным исследований, почти три четверти семей нуждаются не только

в материальной, но и в других видах социальной защиты – в консультировании,

содействии в трудоустройстве и переквалификации, предоставлении временного

приюта и др. Все это заставляет органы социальной защиты безотлагательно

изменить многое в своей политике. Так как у государства нет возможностей

для постоянного увеличения дотаций, для расширения числа и категорий

получателей. И поэтому нужно перейти от политики простого перераспределения

к политике развития, к созданию условий для самообеспечения, саморазвития

семьи и отдельных граждан, оказанию им действенной помощи в реализации

собственных возможностей. Одним словом, от иждивенчества – к опоре на

собственные силы. Для решения этой сложной задачи нужно пересмотреть

организацию работы управления социальной защиты населения. На взгляд

автора, в управление социальной защиты населения люди должны ходить не

только за льготами и получением детских пособий, но и для получения

консультативных услуг по медико-социальным, психолого-педагогическим,

социально-правовым и социально-бытовым вопросам.

ГЛАВА I. § 3 Охрана материнства и детства

19 ноября 1993 г. был издан Указ президента РФ о создании комиссии по

вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ за № 1908. Основной

задачей комиссии является подготовка проектов, указов и распоряжений

Президента РФ в области улучшения положения женщин, обеспечения им равных с

мужчинами прав и возможностей, защиты интересов семьи и детей, решение

проблем демографии.

Исходя из исключительной значимости государственных мер по созданию

условий для улучшения положения детей и в соответствии с принятыми РФ

обязательствами по выполнению Всемирной декларации об обеспечении

выживания, защиты и развития детей, Президент постановляет признать эту

проблему приоритетной. И в соответствии с этим в 1994 году разработали

федеральную программу «Дети России» в составе следующих сетевых программ:

«Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля»,

«Планирование семьи». Координацию работы по реализации федеральной

программы «Дети России» осуществляет МТиСЗН РФ.

В повседневной жизни женщинам (в семье, на работе) необходимым

является создание по возможности таких условий, при которых она могла

совмещать две важные социально значимые функции – занятость в сфере

производства при сохранении здоровья и выполнения материнских, семейных

обязанностей.

В республике, как и в стране в целом, неоднократно принимались на

разных уровнях социально-экономические и организационные меры по охране

материнства и детства. К их числу можно отнести постановление «О состоянии

и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны

здоровья населения республики». Осуществление мер этого постановления

сыграли немаловажную роль в деле улучшения охраны здоровья населения,

женщин, детей.

Несмотря на предпринимаемые многочисленные меры по охране материнства

и детства, благополучие цифр демографических показателей, относительный

подъем благосостояния и жизненного уровня всех категорий населения, чего

нельзя сказать в постперестроечное время, реальное положение продолжает

отражать недостаточное внимание к детям, женщине, семье. Кризис семьи –

налицо, это рикошетом бьет по всем ее членам, по основе семейной жизни, по

ее благополучию, а значит по всему обществу. Семнадцатая сессия Верховного

Совета Республики Башкортостан приняла в первом чтении закон «Об охране

семьи, материнства, отцовства и детства», подготовленный Комиссией по делам

женщин, охраны семьи, материнства и детства, и можно сказать, что защита

семьи и ее членов поставлена наконец-то на государственный уровень.

Местными органами обсуждались постановка детского дошкольного

воспитания, нехватка мест в сети дошкольных учреждений. Проблема устройства

детей в эти учреждения продолжала оставаться острой и требовала срочного

решения. В 1976 году свыше 16 тыс. матерей не могли устроить своих детей в

детские сады и ясли, что, безусловно, сказывалось на их трудовой и

общественно-политической деятельности.

Совет Министров республики 3 мая 1976 г. принял постановление «О

мерах по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений в БАССР в 1976 –

1980 гг.»

После принятия постановления начали расти темпы строительства

дошкольных учреждений. Так в 1988 г. 2,3 тыс. дошкольных учреждений

принимало 267 тыс. детей. Если в 1990 году в республике 2522 учреждения

посещало 256,7 тыс. детей, то в 1994 г. – 2450 учреждений посещало уже

194,5 тыс. детей.

Местные органы республики в 1991 году принимают постановление «О

плате в детских дошкольных учреждениях», согласно которому цены за

посещение детьми дошкольных учреждений оставались на сравнительно низком

уровне.

Однако регулярно происходящая либерализация цен сказалась на том, что

многие предприятия и организации республики начали продавать ведомственные

детские сады и ясли кооперативам и частным лицам, ссылаясь на то, что не

могут их содержать, что сказалось на количественном их сокращении.

Определенной помощью в воспитании детей кроме дошкольных учреждений

были и остаются школа и внешкольные учреждения: дома пионеров, детские

библиотеки, музыкальные и художественные школы, спортивные школы и т.д.

Не менее сложными и острыми выступают проблемы организации

оздоровления и отдыха детей в летних лагерях.

Не менее сложны проблемы и многодетных семей. Их в республике более

50 тысяч, в Уфе – 12 тысяч. Экономические преобразования в обществе резко

ухудшили также их положение. И в феврале 1992 года в МТиСЗН РБ появляется

отдел материнства и детства, основной задачей которого стали и проблемы

социальной помощи этим семьям. Поддержка многодетных семей была поднята на

государственный уровень.

Благоустроенное жилье намного облегчало труд женщин по дому, сокращая

затраты времени на него.

К середине 1980-х годов темпы строительства жилья начали расти. В

1985 г. было введено 1277 тыс. кв. м. общей площади жилья, а всего за пять

лет (1981-1985гг.) – 5,7 млн. кв. м., что было почти на 300 тыс. больше,

чем за пять предыдущих лет. В 1986 г. было введено в действие жилых домов

на 1354 тыс. кв. м. общей площадью, в 1988 г. – 1512 тысяч. В 1995 г. было

построено в республике 22,8 тыс. квартир общей площадью 1680,2 тыс. кв. м.

Но начавшиеся радикальные перемены в обществе, переход к рыночным

отношениям проблему жилья отнесли в разряд самых острых и злободневных. По

показателю средней обеспеченности населения жильем (1 кв. м. на 1 человека)

республика уступает РФ.

Начавшиеся перемены в общественно-политической и социально-

экономической жизни республики наложили отпечаток на социальную сферу, на

положение женщин в семье и на производстве. Встал вопрос о защите семьи.

Продолжающееся нарастание кризисных явлений в экономике обусловило

дальнейшее падение жизненного уровня всех категорий населения, прежде всего

женщин и детей. Показатели здоровья женщин из года в год снижаются. Если

раньше из 100 беременных женщин отмечалось 60 здоровых, то сейчас – лишь

20.

Защита детства – тоже одно из слабых мест в социальной политике.

Таким образом, все принятые постановления, решения, указы, принятые

по улучшению охраны здоровья женщин, матерей и детей, не подкрепились

материальными средствами, и не смогли практически осуществляться в жизни.

Это, естественно, отражается на трудовой деятельности женщин, на

благополучии семьи и детей и на демографии.

ГЛАВА I. § 4 Основные принципы семейной политики

Нет оснований считать, что на сегодняшний день проблемы семьи

являются неразрешимыми. Существует ряд принципов, которые могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.