реферат бесплатно, курсовые работы
 

Рабочая книга социолога

подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью – на личное

и телефонное.

Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журналов.

При почтовом опросе соответствующее число вопросников рассылается

определенной группе лиц с просьбой дать ответ…

Раздаточная анкета раздается исследователем группе людей, с просьбой

безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные

вопросники. (Различают групповое (аудиторное) анкетирование).

Телефонное интервью может использоваться для опроса населении по широкому

кругу вопросов. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких

десятков минут.

Анкетирование.

Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью

анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает

дополнительным методом. Анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид

опроса. Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность,

позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость:

моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п. Анкета – это такой вид

опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или

раздачи вопросника. По этим же причинам анкета с ошибками мотивации не

удовлетворяет требованию объективности.

Интервью.

Свободное (клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного

опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема

интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Глубинное

интервью предполагает обсуждение не только общей темп, но и предварительно

продуманного специального куга вопросов, определяющих структуру, содержание

этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент

опроса.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу

конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в

этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают,

смотрят материалы и т. д.

Интервью с открытыми вопросами – следующая ступень стандартизации поведения

интервьюера и респондента.

Формализованное (стандартизированное) интервью – самая распространенная

разновидность интервью, приближающаяся, а анкетированию в присутствии

анкетера.

Очень важны следующие характеристики:

Пол и возраст интервьюера;

Внешний вид интервьюера;

Темп интервью;

Индивидуальные качества интервьюера (внимательность, наблюдательность,

терпение, умение говорить понятно, неторопливо, донося до опрашиваемого

полный и истинный смысл вопроса; умение слушать; умение молчать;

недопустимость жестокости, требовательности, властности);

Взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента (мнение первого

незаметно для него самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и

таким образом оказывает влияние на последнего). Регистрация ответов

опрашиваемых (запись может быть дословной с применением стенографии;

возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом;

механическая звукозапись; запись по памяти и др.);

Отбор и подготовка интервьюеров.

Инструкции интервьюеру оформляются либо в виде отдельных брошюр, либо

включаются в текст анкеты. Обязательные элементы содержания таких

инструкций:

> Определение отношений интервьюера с организаторами опроса;

> Правила поиска респондента и замены, отсутствующих запасными

кандидатурами;

> Содержание вводной беседы с респондентом и рекомендации по

установлению предварительного контакта с ним, получению его согласия

на интервью (включая правила поведения интервьюера в случае отказа

респондента от участия в опросе);

> Объяснение техники заполнения анкеты.

Контроль качества работы интервьюеров. Повторное посещение респондентов,

включенных в выборку, контролеры-интервьюеры.

6. эмпирическое обоснование методики опроса.

Пилотаж имеет свои задачи – проверить качество методического

инструментария. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с

экспертом-методистом) выполняет несколько разновидностей критического

анализа.

Анализ вопросов анкеты.

Проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого

вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть

получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен

быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые

обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества. Исследователь

должен по поводу каждого вопроса анкеты выяснить для себя:

> Спрашиваю ли я о том, что мне необходимо? Не произошло ли при

конструировании вопроса замены показателей;

> Достаточно ли однозначно определена в формулировке вопроса информация,

которая ожидается от респондента; нет ли в формулировке вопроса задач,

не обеспеченных техникой заполнения;

> Нет ли в формулировках шкал смещений к положительному или

отрицательному ответу;

> Нет ли в формулировках альтернативных вопросов совмещения не

исключающих друг друга оснований;

> Нет ли внушающих формулировок вопросов.

В результате мы получим разделение вопросов на две группы: первая –

вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения

по критерию обоснованности; вторая – вопросы, не содержащие ошибок

обоснованности.

Качество каждого вопроса подготовленной анкеты должно быть перед

планированием пробного исследования оценено автором по следующим

критериям:

> Выдержаны ли требования к языку опрашиваемого, не получилось ли так,

что для части респондентов язык слишком труден, а для другой,

наоборот, примитивен?

> Все ли вопросы и варианты ответов понятны? Нет ли в формулировке

вопросов сложных терминов?

> Не слишком ли абстрактны вопросы и не слишком ли они конкретны?

> Понятны ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в анкете?

> Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы, не следует ли

включит фильтры на компетентность?

> Нет ли опасности утомить опрашиваемого, как снизить монотонность

вопросов?

> Не предъявляют ли вопросы непосильных требований к памяти респондента?

> Нет ли опасности получения стереотипных ответов?

> Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли

необходимости расчленить их на тематические блоки?

> Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемых?

> Не задевает ли вопрос самолюбие респондента или интимные стороны его

жизни, самосознания?

Эмпирическая проверка вопросника.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понимают смысл

отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют

значения отдельных слов, терминов, выражений, могут быть получены с помощью

дополнительных вопросов.

Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы

удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное

«интервью об интервью», цель которого – сбор методической информации.

Методический эксперимент. Программа пробного исследования может включать

специальные методические процедуры, имеющие целью выяснение структуры

представлений, языка опрашиваемых, их аналитических возможностей.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом

методе, в частности на неструктурированном наблюдении.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения

в пробном исследовании будет более эффективным, если проведение опроса и

наблюдение за ситуацией взаимодействия его участников поручить разным

исполнителям: Интервьюеру и наблюдателю.

Апробация структуры анкеты и методических инструкций по ее заполнению. Все

виды реакций респондентов на эти специальные методические приемы

фиксируются в пробном исследовании методом наблюдения, выявляются с помощью

специальных вопросов в «интервью об интервью», а контролируются в «Анкете

интервьюера».

Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты является обнаружение

возможного влияния предшествующих ответов на последующие. Предположения о

таком влиянии формируются на этапе предварительного анализа логики

построения блока вопросов. В пилотаже эти предположения проверяются путем

применения двух вариантов с разной последовательностью вопросов.

Анализ подобных ситуаций, зафиксированных в пилотаже, является основой для

доработки инструкций интервьюеру.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

1. Социометрический опрос.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление

межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни

среди членов группы.

Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим

индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания

уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие

выбора или отклонения.)

Социометрический критерий.

Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого

осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и

представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется

социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые

и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Виды социометрических критериев.

Производственные критерии – выясняют межличностные взаимоотношения на

уровне структуры производственной деятельности.

Непроизводственные критерии – показатели межличностных взаимоотношений в

коллективе.

Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру

ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.

Социальные критерии – предполагают выбор для совместной общественной

работы.

Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров.

Соответственно, отрицательным называется критерий, предполагающий выделение

из коллектива лица (или лиц)

Двойным называются такие критерии, которые предполагают возможность

взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления.

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении

которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного.

Требования к социометрическому критерию.

1. В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами

коллектива.

2. Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной

деятельности (или выбрать или отклонить).

3. Не должен ограничивать возможности выбора.

4. Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть

значимыми для него.

5. Должен описывать конкретные ситуации.

6. Должен быть грамотно сформулирован.

Требования к проведению социометрического опроса.

Количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8-9 человек.

Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы.

Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.

Процедура социометрического опроса.

Подготовительная фаза – определение проблемы, выбор объекта исследования,

знакомство с величиной и различными социально-демографическими

характеристиками коллектива.

Первая фаза - Прямой контакт с членами коллектива, внушение им доверия,

установление содержания социометрических критериев.

Вторая фаза - Проведение собственно опроса.

Фаза обработки – обработка информации.

Завершающая фаза - получение выводов и рекомендаций.

Социометрическая карточка.

Для сбора информации при социометрическом опросе применяются

социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам.

2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса.

Обработка полученной информации включает построение социоматриц,

социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются

внутриколлективные отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых

столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j-

членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов

теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует

отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию.

Графический метод. Графическое изображение связей внутри коллектива,

устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и

является ее наглядным графическим отображением.

Основные формы изображения.

Индивид или коллектив, являющиеся отдельным исследуемым элементом,

изображаются кружком.

Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки

изображаются с помощью черты между элементами.

1. Изолированный элемент. Это индивид (для больших социальных систем –

коллектив), не связанный с другими элементами. Его выделение важно при

изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-

психологических связей симпатий внутри коллектива.

2. Связь между двумя элементами – Диада, структура, очень часто

наблюдаемая в небольших коллективах, например в форме совместной

деятельности, а также как дружеские и доверительные связи между двумя

людьми.

3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа

элементов.

4. Звезда.

5. Пирада, или «структура дерева». Все ее элементы связаны с центром не

непосредственно, а чрез другие, равнозначные элементы.

Виды социограмм.

По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические

социограммы.

В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности,

внутри которой указываются выборы и отклонения.

В концентрических – по концентрическим кольцам, причем индивиды с высоким

социометрическим статусом располагаются во внутренне округе.

Локограммы – представляют собой такие социограммы, при построении которых

расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному

пространственному расположению.

Анализ различных аспектов структуры.

Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных

схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм,

проблемограмм и т.д.)

Формалограмма – диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются

членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа

формалограмм – «вертикальная» и «горизонтальная». Для построения первой

используются данные опроса об отчетности, ответственности и т.п. Основанием

для построения «горизонтальной» формалограммы служат данные опроса

относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической

ступени, что и опрашиваемых.

Неформалограммма – диаграмма, представляющая структуру неформальных

отношений в коллективе.

Коммуникограмма – диаграмма, представляющая систему связей в организации,

как они воспринимаются и сообщаются членами организации.

Проблемограмма – это специальные социограммы, представляющие структурные

отношения членов коллектива в различных процессах – при обмене информацией,

принятии решения и т.д.

3. Социометрические индексы.

Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо

определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с

аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими

коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа.

Различают два типа социометрических индексов – персональные и групповые.

Персональные индексы можно классифицировать также на объективные

(содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива

от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов,

сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из

данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов).

Индексы:

Положительный статус индивида = число индивидов, выбирающих i / N-1

Отрицательный статус индивида = число индивидов, отклонивших i / N-1

Положительная экспансивность = число выборов, произведенных i-индивидом / N-

1

Экспансивность группы = Общее число выборов, произведенных группой / N

По известным формулам также вычисляются: сплоченность группы, связанность

группы, интеграция группы и проч.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Эксперимент в социологическом исследовании.

1. Понятие эксперимента

Эксперимент в социологии – это способ получения информации о количественном

и качественном измерении показателей деятельности и поведения социального

объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и

контролируемых факторов (переменных).

Методологическим основанием эксперимента в социологическом исследовании

является концепция социального детерминизма. Поэтому основная теоретическая

проблема экспериментального метода заключается в выделении значимых

переменных, детерминирующих данное социальное явление. Воздействую на эти

переменные и исследую причинно-следственные зависимости, исследователь

может выяснить структуру детерминации данного явления и роль отдельных

переменных.

Отличительная особенность эксперимента как метода получения социальной

информации состоит также в том, что его проведение требует разработки и

постановки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между

исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной

или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании

теоретических и опытных данных.

2. Экспериментальные переменные.

Построение гипотезы и планирование ее проверки прежде всего требует

описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта.

Переменная, направление или интенсивность действия которой определяются

социологом в соответствии с заранее разработанной программой, называется

управляемой. Контролируемой она будет, если ее качественные или

количественные изменения, а также направление ее воздействия осуществляются

в заданных социологом пределах. Управляемая и контролируемая исследователем

переменная называется независимой (обозначается как экспериментальный

фактор (экспериментальная переменная)).

Фактор, изменение которого определяется независимой переменной, называется

зависимой переменной.

Выбор зависимых и независимых переменных.

Любой исследуемых социальных объект может рассматриваться с двух точек

зрения. С одной стороны, можно уделять внимание в основном индивидуальным

характеристикам составляющих его компонентов и изучать их динамику в

экспериментальной ситуации. С другой стороны, социальных объект может

рассматриваться как целое. Тогда в эксперименте ставится вопрос о том,

каким образом под воздействием тех или иных факторов меняются некоторые

общие его характеристики.

При описании социального объекта в системе составляющих его факторов

исследователь должен принять во внимание, что между двумя качественными

факторами социального объекта могут существовать следующие зависимости

(типы связей):

> Фактор. А вызывает появление фактора. Б в каждом произвольном

сочетании других факторов, причем. А без. Б существовать не может. В

таком случае. А является необходимым и достаточным условием

существования Б.

> Фактор. А вызывает появление фактора. Б в каждом произвольном

сочетании других факторов, но иногда фактор. Б существует, несмотря

на то что не существует А. В таком случае фактор А является для Б

достаточным, но не необходимым условием существования.

> Отсутствие фактора. А в ситуации вызывает отсутствие фактора Б, но

бывает, что фактор А существует тогда, когда отсутствует Б. (Здесь А

– необходимое, но не достаточное условие существования Б).

> Сам фактор А не является ни необходимым, ни достаточным условием для

того, чтобы существовал фактор Б. Но при определенном сочетании с

одними факторами он вызывает появление Б, а его отсутствие в этом

сочетании приводит к тому, что отсутствует и фактор Б, тогда как в

других сочетаниях факторов между А и Б никаких причинных связей не

обнаруживается. (А – необходимая составная часть одного из многих

возможных условий, достаточных для существования Б в данном

социальном объекте).

> Если исследователь имеет дело с третьим или четвертым типом связей,

он должен провести повторный анализ или контрольное исследование и

ответить на вопрос, каковы остальные части этого же условия,

достаточного для существования Б, в состав которых входит А. При

этом может обнаружиться, что А является необходимы условием для

существования совокупности факторов АВГ, составляющих в целом

условие, достаточное для существования фактора Б.

> Если исследователь имеет дело со вторым или четвертым типом связей,

то интерес представляет выяснение остальных альтернативных условий,

достаточных (т.е. в которые не входит фактор А) для существования

фактора Б в данном социальном объекте. Возможно, что фактор

Присутствует в данном социальном объекте в результате существования

или А, или О, или К, или М, и что они являются альтернативными

причинами Б. В том случае, если факторы А и Б представляют собой не

качественную, а количественную переменную, вывод о причинной связи

между факторами А и Б может приобрести форму утверждения о том, что

значение (интенсивность, величина) фактора Б зависит от значения

(интенсивности, величины) фактора А, т.е. значение Б является

функцией значения А.

Условия проведения эксперимента.

Условия проведения эксперимента следует обязательно учитывать, так как

они могут оказывать прямое или косвенное влияние на состояние или

деятельность исследуемого социального объекта и тем самым выступать в

качестве неконтролируемых экспериментальных переменных.

Измерение переменных.

Независимая переменная должна выбираться таким образом, чтобы ее легко

можно было наблюдать или измерять (т.е. численно фиксировать

интенсивность или длительность воздействия переменной).

Контроль переменных.

Необходимо поддерживать постоянными характеристики социального

объекта, оставляя возможность изменения лишь для тех, которые выбраны в

качестве признаков зависимой переменной.

Воспроизводимость эксперимента.

Здесь имеется в виду возможность повторения.

Если выделение всех факторов и их контролируемость повышает

достоверность исследования, то полное описание условий проведения

эксперимента повышает надежность его результатов.

Основные требования к проведению эксперимента.

1. Описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих.

2. Описание условий существования объекта исследования.

3. Формулирование гипотезы.

4. Определение понятий сформулированной гипотезы.

5. Выделение независимой переменной.

6. Выделение зависимой переменной.

7. Описание специфических условий.

3. Виды экспериментов.

Научный и практический эксперименты. По специфике поставленной задачи

различаются научно-исследовательские и практические эксперименты.

Параллельный и последовательный эксперименты. По характеру логической

структуры доказательства гипотезы эксперименты подразделяются на

параллельные и последовательные.

Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором

существует как экспериментальна, так и контрольная группы и в котором

доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов

наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время.

Экспериментальной называется крупа, на которую исследователь воздействует

независимой (экспериментальной) переменной, т.е. та, в которой проводится

эксперимент.

Контрольной называется группа, идентичная экспериментальной по размерам и

другим основным характеристикам, подлежащим исследованию, на которую не

оказывают воздействия экспериментальные изменения (т.е. в которой

эксперимент не проводится). Существуют три метода создания контрольной

группы: попарный отбор, частотное распределение и рэндомизация.

Метод попарного отбора заключается в том, что объект предстоящего

экспериментального исследования рассматривается как множество единиц

наблюдения, отличающихся по наличию или отсутствию у них одного из

признаков.

Метод частотного распределения представляет собой построение такого

подмножества, которое явилось бы моделью исследуемого объекта по

интересующим экспериментатора признакам.

Рэндомизация (или метод формирования выборочных подмножеств, который

опирается на теоретико-вероятностные представления). Еще до начала

эксперимента в контрольной и экспериментальной группах проводится замер

всех факторов, необходимых для проверки гипотезы: общей и индивидуальной

производительности труда, уровня квалификации, и др.

Метод сопутствующих изменений.

Последовательный эксперимент. В последовательном эксперименте контрольная

крупа отсутствует . Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до

введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как

независимая переменная оказала (или могла бы оказать) предусмотренное

действие. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух

состояний объекта наблюдения в разное время.

Полевой эксперимент. Для полевого исследования характерна максимально

естественная ситуация.

Среди полевых экспериментов различают контролируемый и естественный.

Естественный эксперимент. Это такой эксперимент, в котором исследователь

заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, а также не

воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь не осуществляет

тем самым активного вмешательства в обычный ход дела, а всего лишь

наблюдает и ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит

интересующее его четко выраженное изменение, которое сыграет роль

независимой переменной.

Лабораторный эксперимент. Лабораторий эксперимент представляет собой

исследование в некоторой искусственной среде. Здесь особое место занимает

организация экспериментальной ситуации и управление ею. Последняя бывает

естественной и игровой.

4. Обработка экспериментального материала.

Результаты экспериментов обычно представляются в виде таблиц или графиков.

Репрезентативность экспериментальных данных. Экспериментальная группа

должна быть репрезентативной. Репрезентативность экспериментальной группы

обеспечивает распространенность полученных результатов на другие объекты.

Ошибки эксперимента. При экспериментировании даже опытный исследователь не

гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно

устранить, если более тщательно подходить к построению эксперимента. Другая

часть в принципе неустранима. Но учет самой этой возможности – возможности

ошибок – позволяет вносить необходимые поправки.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.

1.Подготовка данных к анализу на ЭВМ.

Выделяют следующие этапы: редактирование данных, кодирование данных,

контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов),

анализ данных.

Кодирование. Цель этого – этапа – преобразование собранной информации в

числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в ЭВМ

в машиночитаемой форме.

Часто процесс кодирования совмещается с редактированием.

Наиболее употребительны следующие два способа кодирования:

1.Кодирование с помощью номера вопроса и номера альтернативы. В этом случае

подряд нумеруются все вопросы. Внутри каждого вопроса нумеруются все

альтернативы.

# № вопроса – 003

№ альтернатив – 1, 2, 3… следовательно код ответа согласно третьей

альтернативе 0033.

2.Позиционное кодирование. В анкете достаточно пронумеровать лишь

альтернативы в каждом из вопросов. при этом предполагается, что за каждым

вопросом на ЭВМ закреплено определенное место – позиция (колонка или группа

колонок).

Построение новых переменных. Перед анализом данных и в процессе их анализа

часть вопросов анкеты (переменные, признаки в терминологии этапа работы с

данными) в исходной формулировке подвергаются преобразованиям.

2. Описание и объяснение в социологическом исследовании.

Функции методологического инструмента анализа эмпирических социальных

фактов выполняют гипотезы. Методологическая роль гипотезы проявляется, во-

первых, в том, что она помогает отобразить именно тот круг фактов, который

нужен для решения поставленной проблемы, и, во-вторых, в том, что она в

определенном смысле фиксирует направление, следую которому эти факты можно

будет организовать наилучшим образом.

Условно выделяют следующие этапы анализа эмпирических данных

социологического исследования: описание, объяснение и предсказание-прогноз.

Понятие описания. Научное описание – фиксация результатов эмпирического

социологического исследования с помощью выбранной системы обозначений и

выражение тих результатов в понятиях науки.

Описание складывается из трех компонентов: эмпирических данных

исследования, системы обозначений (графиков, таблиц, схем и символов) и

понятий науки, связанных с этими системами обозначений.

Группировка.

Группировка социальной информации – это классификация или упорядочение

данных по признаку подобия или различия.

Группировка позволяет связать социальные факты в единую систему

соответственно описательной гипотезе на основе того или другого ряда

определяющих признаков.

Построение типологий. Группировка единиц наблюдения по признакам – первый и

простейший прием описания социальной информации. Типологизацию можно

охарактеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов

(или явлений) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту

(или явлению).

Различают эмпирическую и теоретическую типологизации. Результат

эмпирической типологизации – типология, не имеющая под собой конкретного

теоретического основания. Методы факторного, латентного, дисперсионного

анализов, распознавания образов, кластерного анализа и т.п. позволяют во

многих случаях выделять устойчивые группы переменных и тем самым

осуществлять эмпирическую типологизацию.

Описание признаков социальных явлений может осуществляться и на основе

определенных теоретических концепций (концептуальной модели) – это

теоретическая типологизация. В этом случае членение наблюдаемых явлений

(т.е. выделение устойчивых групп) производится априори.

Социальные факты и социальные законы.

Результатом описания могут быть как индивидуальные факты, так и обобщенные.

Понятие объяснения в социологии.

Объяснение – это раскрытие на основе эмпирических данных и общей

социологической теории сущности объекта наблюдения, показ его подчиненности

определенному объективному закону или совокупности законов.

Социологическая теория – это иерархически организованная структура, в

качестве отдельных элементов которой выступают законы. Теория в

значительной степени создается именно для решения задачи объяснения.

Важная характеристика всякого объяснения – его двусоставность: с одной

стороны, объяснительная структура включает в себя положение или

совокупность положений, отображающих объясняемый объект (экспланандум); а

вторую необходимую часть объяснения составляет совокупность объясняющих

положений (или эксплананс). При отсутствии одной из названных частей нет и

объяснения.

Типология объяснений. Конкретный вид любого объяснения существенным

образом определяется по крайней мере тремя факторами: характером

объясняющих положений, характером объясняемых положений и характером

взаимосвязи объясняющего и объясняемого, т.е. механизмом объяснения.

Объект может быть объяснен путем установления его закономерной связи (или

отношения с предшествующими ему во времени другими объектами или другими

соотнесениями этого же объекта. Объяснения такого рода называется

генетическим. Наиболее распространенным в этом классе объяснений является

причинное объяснение, суть которого в указании причины и того закона, в

соответствии с которым эта причина порождает объясняемый объект.

Следственным является объяснение объекта, содержащее указание следствия и

того закона, в соответствии с которым это следствие порождено объясняемым

объектом.

Важным частным случаем следственных объяснений является функциональное

объяснение (функция – определенный способ поведения (тип следствий),

инвариантно присущий данному объекту и способствующий сохранению этого

объекта).

4. Способы проверки гипотез.

Гипотезы вытекают из наших знаний, полученных ранее, и представляют собой

определенные научные предположения, касающиеся еще неизвестных явлений. В

этом смысле гипотезы представляют собой непосредственное расширение теории.

Проверка гипотез.

Процесс проверки гипотезы выступает как процесс подтверждения опытом

следствий, вытекающих из этих гипотез.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Отчет о результатах исследования.

Отчет и пояснительная записка.

Итоги социологического исследования оформляются в виде отчетов. Он включает

пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней.

В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы

социального исследования, дается сводка материалов, расчетов, обоснований.

В приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и

документы, а также все формы, анкеты, бланки, тести и т.п.

Отчет служит исходным документом подготовки директивных решений и разного

рода литературных материалов в виде монографий, коллективных публикаций,

книг, сборников, статей, диссертаций и т.п.

Основные требования к отчету.

> Возможно более полное и глубокое отображение всех ступеней

проведенного исследования, взаимосвязанность всех его звеньев и логика

научного поиска.

> Строгое следование разработанному программой методологическому

аппарату исследования.

> Должно быть указание всех привлекаемых к исследованию организаций,

состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы

и методов работы с обследуемыми единицами (где, когда, как и кем

проводились инструктажи и другие виды разъяснительной деятельности).

Итоги исследования в отчете рассматриваются как применительно к

решаемым задачам и выдвинутым гипотезам, так и организационно – в

соответствии с планами (поисковым, описательным и экспериментальным).

Рекомендации.

Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь

только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность.

Необходимо довести рекомендации до сведения коллектива работников

изучаемого объекта посредством СМИ.[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.