| |||||
МЕНЮ
| Рабочая книга социологавсестороннего анализа, большая обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе. Статистический оперативный учет проводится постоянно и позволяет выбирать показатели за любые отрезки времени, сравнивать те показатели с показателями и прошлыми и выявлять тем самым тенденцию изменений. Научные публикации. Книги, журналы, отчеты – основные формы этого типа документов, которые являются важным источником информации о развитии самой науки и т. п. Пресса. Пресса, или газетно-журнальная периодика, предстает в соц. исследованиях как источник разнообразной информации по определенным соц. группам, категориям, явлениям и процессам, в том числе она может выступать и как документация для изучения самой прессы как социального явления. Личные документы. Личные документы – документы, составленные частным лицом по собственной инициативе; это письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и др.. Они служат прежде всего источником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях. Они могут быть как основой соц. исследования, так и дополнительным источником информации. Личные документы представляют собой хороший материал для изучения общественного сознания; позволяют обнаружить соц. Механизмы образования установок и их изменения (это же касается мотиваций поведения); предоставляют информацию для исследования зависимости между средой и поведением индивида; показывают явления в историческом развитии в продолжительных, недоступных наблюдении промежутках времени; дают материалы для установления типов личности, круп, образцов поведения и общественных отношений; облегчают понимание людей, культурных систем и функционирования социальных структур. Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме. С развитием НТР и компьютеризацией социальной жизни общества возникла новая форма хранения данных , это направлено на возможность их обработки на ЭВМ. Основные функции БД (баз данных): > Сохранение и запоминание данных; > Распространение данных среди различных центров; > Развитие методов и процедур для стимулирования более широкого и эффективного использования полученных данных (для сравнительного и вторичного анализа). Иконографические документы. Кино-, видео- и фотодокументы; картины, гравюры, скульптуры и т.д. Эти документы можно исследовать в трех направлениях: как документы пошлых эпох; как документацию по изобразительному искусству; как «человечески документы» - о личностях авторов. Фонетически документы. Особо полезен при изучении лингвистики народа: структура языка. Другие способы классификации документов. Подлинники и копии. Копии документов существуют потому, что многие документы существуют в одном экземпляре и поэтому пользование оригиналами практически неосуществимо. Обычно документы (условно) делят на три разряда: позволяющие только восстановить какие-либо события; позволяющие делать выводы; иллюстративные для приведения примеров. Применение документов в социологическом исследовании. Документы могут быть важным источником информации на начальной стадии исследования, когда не ясна еще сама проблема исследования. Однако документы иногда могут стать основным, а то и единственным источником информации, содержащим данные об изучаемом объекте. Обычно это бывает, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы, соц. институты и классы. 2. Методы анализа документов. Во всем многообразии методов анализа документов можно выделить два основных: традиционный (классический) и формализованный (количественный, контент-анализ). Традиционный анализ – все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае., т.е. проведение этого анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации и необходимую исследовательскую форму; это интерпретация содержания документа, его толкование. Это интенсивный метод анализа. Основанная слабость – субъективность. При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы: Что представляет собой документ? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели, с которыми был создан документ? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем данных? Каково общественное действие, общественный резонанс документа? Каково оценочное содержание документа? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном документе? В традиционном анализе различают внешний и внутренний. Внешний анализ – это анализ «исторического контекста» документа. Щель внешнего анализа – установить вид документа, его форму, время и место появления, автора, инициаторы, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст. Внутренний анализ – это исследование содержания документа. Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов, ибо там есть особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Психологический анализ. Применяется, как правило, при рассмотрении личных документов с целью получения выводов об авторе документа. Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности привело к разработке формализованных, количественных методов анализа документов (контент-анализ). Суть – найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (частота употребления определенных терминов). Ограниченность формализованного метода в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей; он дает неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа. Сей метод – экстенсивный. Контент-анализ – это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности. Принципы целесообразности применения контент-анализа: > Когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; > При наличии обширного по объему и несистематизированного материла, когда непосредственное использование последнего затруднено; > Когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; > Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его спец. характеристики. Иначе говоря, речь идет об ответах на следующие вопросы: Что? (хочет подчеркнуть коммуникатор.) Кому передается сообщение? Как простроено сообщение? Кто и почему передает сообщение? Насколько эффективным было воздействие? Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: а) с выработкой категорий; б) с выделением единиц анализа; в) с выделение единиц счета. Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Единицей анализа – смысловой или качественной – является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема. В исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где контент-анализ распространен наиболее широка, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание какого-либо события. Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем. В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям. 1. Время – пространство. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке; или время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино - или магнитной пленки. 2. Появление признаков в тексте. В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается. 3. Частота появления. Дополнительные возможности применения контент-анализа открываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвистики, успешно объясняющих многие вопросы анализа текстов. В лингвистике существуют методы, с помощь. Которых можно установить семантическое равенство различных форм (т.е. выделить один и тот же смысл в различных по написанию словах и целых оборотах речи). 3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации. Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т.е. решения вопроса о построении выборки. Отбор источников информации. Если считается, что все документальные источники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов. Если допущение о равнозначности лишено оснований, можно обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественные или количественные стороны источников информации, которые исследователь считает важными и выбирает в качестве критериев расслоения. Вопрос о том, какого рода источники информации должны попасть в выборку, может решаться и с помощью экспертной оценки. Отбор документов. Часто уже сам отбор источников информации ограничивает количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако и после этого материал может быть достаточно обширным. Тогда следует провести отбор документов. Прежде всего следует определить, какой объем выборки позволит распространить полученные результаты на исследуемую генеральную совокупность с необходимой для данного исследования степенью точности. Но каков бы ни был размер выборки, следует убедиться, что она свободна от циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности. Необходимость критического отношения к документам. Достоверность документов, используемых в конкретно-социологическом исследовании, всегда должна быть подвергнута специальной проверке. Адекватность документа определяется как степень, в которой он отражает интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. насколько он соответствует предмету исследования. Чтобы прийти к определенным выводам относительно надежности содержания, необходимо сопоставить все данные содержания с какими-то другими данными. Здесь возможно несколько вариантов проверки: > Сравнение содержания документов, исходящих из одного источника а) во времени; б) в различных ситуациях; в) в различных аудиториях. > Метод независимых источников. > Сопоставление данных со стандартами, с определенными нормативными представлениями (теоретические выводы или экспертные оценки). Достоверность документов. Установив достоверность документа, исследователь, прежде чем использовать его в своей работе, должен проверить достоверность зафиксированной в нем информации. Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего производить путем последовательного перебора источников встречающихся в документах «ошибок». Источники ошибок можно разделить на две категории: случайные и систематические: Случайные ошибки (опечатки в статистических отчетах)имеют меньшее влияние на результат исследования. Систематические ошибки можно разделить на два вида: сознательные «ошибки» часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется автор при составлении документа; и «добросовестные ошибки» автора, относительно собственных чувств и мотивов собственного поведения. При оценке достоверности информации, содержащейся в неофициальных личных документах, важно принимать во внимание отношения между авторот и излагаемыми им фактами. Различают несколько типов таких отношений, которые могут считаться признаками достоверности информации: 1. факты, непосредственно не затрагивающие личных интересов автора. 2. Факты, сообщение которых может нанести определенный ущерб автору, но имеющие для него социальную и психологическую ценность. 3. То, что сообщается в документе, в момент записи было общеизвестным. 4. В тексте сообщаются некоторые детали события, не существенные с точки зрения отношения к нему автора. 5. Автор излагает факт, к которому он относится недоброжелательно, или же то, что им сообщается, находится в противоречии с установками автора, предполагаемыми исследователем. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Наблюдение 1. Понятие наблюдения Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Особенности наблюдения в социологии. Первая особенность – это связь наблюдателя с объектом наблюдения. Вторая – связана с первой и вытекает из нее. Она заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия. Третья особенность наблюдения – сложность повторного наблюдения, ибо лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных. Трудности наблюдения. Трудности делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя). К субъективным относятся возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций и т.п. К объективным относится ограниченность времени наблюдения временем совершения события, кроме того, не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению. Наблюдение и выводы. Наблюдатель, обладающий к моменту начала наблюдения определенным опытом (знаниями), в процессе восприятия непрерывно сравнивает, сопоставляет то, что он ощущает, с тем, что он уже знает, и приходит к выводам, согласующимся с его опытом. Влияние взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Присутствие наблюдателя может существенно изменить ход наблюдаемого процесса (ситуации), особенно если речь идет об исследовании небольших по своему составу соц. Групп. Применение наблюдения в конкретном социологическом исследовании. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям всего исследования. В качестве самостоятельного метода наблюдение чаще и успешнее всего применяется в монографическом исследовании. В исследованиях поискового плана задача сводится к уяснению проблематики, предварительному формулированию рабочих гипотез и их первичной проверке. Планирование наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки наблюдения и определить средства сбора информации. Выделяются следующие этапы проведения наблюдения: > Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели, постановка задач. > Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми. > Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов. > Подготовка технических документов и оборудования. > Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации. > Запись результатов наблюдений. > Контроль наблюдения. > Отчет о наблюдении. 2. Программа наблюдения. При разработке программы наблюдения следует соблюдать следующие условия, которые оказывают определяющее влияние на качество получаемой информации: Расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) целого из частей; Расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь намеревается оперировать при анализе полученной информации; Выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования. Рамки соотнесения. Решить вопрос о научных рамках соотнесения – значит определить, в каких терминах будет вестись исследование – в социологических, социально-психологических или психологических и на каком уровне будет проводиться наблюдение – на уровне коллектива как целого, на уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, составляющих коллектив. Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта, т.е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение. Итак, определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность, связано с фиксированием следующих аспектов: > Ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности; > Окружения и эмоционального состояния, в которых протекает деятельность объекта исследования; > Характера ситуации – обычного или проблемного. Цели, задачи и структура деятельности изучаемой группы. Цели и задачи, на решение которых направлена деятельность коллектива, могут рассматриваться, по меньшей мере, в двух аспектах: С одной стороны, как достижение целей, поставленных перед коллективом системой, частью которой он является; С другой стороны, существует проблема поддержания в коллективе межличностных отношений. Определение предмета наблюдения. В качестве предмета наблюдения социолог обычно выбирает какую-то одну из сторон объекта. Выбор признаком и единиц наблюдения. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации единицы актов поведения, сводимы в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации. Определение понятий и разработка категорий. Для того чтобы данные |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|