реферат бесплатно, курсовые работы
 

Рабочая книга социолога

всестороннего анализа, большая обоснованность и достоверность выводов,

полученных на их основе.

Статистический оперативный учет проводится постоянно и позволяет выбирать

показатели за любые отрезки времени, сравнивать те показатели с

показателями и прошлыми и выявлять тем самым тенденцию изменений.

Научные публикации.

Книги, журналы, отчеты – основные формы этого типа документов, которые

являются важным источником информации о развитии самой науки и т. п.

Пресса.

Пресса, или газетно-журнальная периодика, предстает в соц. исследованиях

как источник разнообразной информации по определенным соц. группам,

категориям, явлениям и процессам, в том числе она может выступать и как

документация для изучения самой прессы как социального явления.

Личные документы.

Личные документы – документы, составленные частным лицом по собственной

инициативе; это письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и др.. Они

служат прежде всего источником изучения общественного сознания в его

индивидуальных проявлениях. Они могут быть как основой соц. исследования,

так и дополнительным источником информации. Личные документы представляют

собой хороший материал для изучения общественного сознания; позволяют

обнаружить соц. Механизмы образования установок и их изменения (это же

касается мотиваций поведения); предоставляют информацию для исследования

зависимости между средой и поведением индивида; показывают явления в

историческом развитии в продолжительных, недоступных наблюдении промежутках

времени; дают материалы для установления типов личности, круп, образцов

поведения и общественных отношений; облегчают понимание людей, культурных

систем и функционирования социальных структур.

Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме.

С развитием НТР и компьютеризацией социальной жизни общества возникла новая

форма хранения данных , это направлено на возможность их обработки на ЭВМ.

Основные функции БД (баз данных):

> Сохранение и запоминание данных;

> Распространение данных среди различных центров;

> Развитие методов и процедур для стимулирования более широкого и

эффективного использования полученных данных (для сравнительного и

вторичного анализа).

Иконографические документы.

Кино-, видео- и фотодокументы; картины, гравюры, скульптуры и т.д.

Эти документы можно исследовать в трех направлениях: как документы пошлых

эпох; как документацию по изобразительному искусству; как «человечески

документы» - о личностях авторов.

Фонетически документы.

Особо полезен при изучении лингвистики народа: структура языка.

Другие способы классификации документов. Подлинники и копии.

Копии документов существуют потому, что многие документы существуют в одном

экземпляре и поэтому пользование оригиналами практически неосуществимо.

Обычно документы (условно) делят на три разряда: позволяющие только

восстановить какие-либо события; позволяющие делать выводы; иллюстративные

для приведения примеров.

Применение документов в социологическом исследовании.

Документы могут быть важным источником информации на начальной стадии

исследования, когда не ясна еще сама проблема исследования.

Однако документы иногда могут стать основным, а то и единственным

источником информации, содержащим данные об изучаемом объекте. Обычно это

бывает, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы, соц.

институты и классы.

2. Методы анализа документов.

Во всем многообразии методов анализа документов можно выделить два

основных: традиционный (классический) и формализованный (количественный,

контент-анализ).

Традиционный анализ – все многообразие умственных операций, направленных на

интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки

зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае., т.е.

проведение этого анализа означает преобразование первоначальной формы этой

информации и необходимую исследовательскую форму; это интерпретация

содержания документа, его толкование. Это интенсивный метод анализа.

Основанная слабость – субъективность.

При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие

вопросы:

Что представляет собой документ?

Каков его контекст?

Кто его автор?

Каковы цели, с которыми был создан документ?

Какова надежность самого документа?

Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

Каково общественное действие, общественный резонанс документа?

Каково оценочное содержание документа?

Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?

Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в

документе?

Какие выводы можно сделать относительно автора документа?

Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном документе?

В традиционном анализе различают внешний и внутренний.

Внешний анализ – это анализ «исторического контекста» документа. Щель

внешнего анализа – установить вид документа, его форму, время и место

появления, автора, инициаторы, цели его создания, насколько он надежен и

достоверен, каков его контекст.

Внутренний анализ – это исследование содержания документа.

Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов, ибо

там есть особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго

однозначно определено.

Психологический анализ. Применяется, как правило, при рассмотрении личных

документов с целью получения выводов об авторе документа.

Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности привело к

разработке формализованных, количественных методов анализа документов

(контент-анализ).

Суть – найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа

(частота употребления определенных терминов).

Ограниченность формализованного метода в том, что далеко не все богатство

содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей;

он дает неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа. Сей метод

– экстенсивный.

Контент-анализ – это техника выведения заключения, производимого благодаря

объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам

исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение

такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто

предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в

исследовании уровнем обобщенности.

Принципы целесообразности применения контент-анализа:

> Когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

> При наличии обширного по объему и несистематизированного материла,

когда непосредственное использование последнего затруднено;

> Когда категории, важные для целей исследования, характеризуются

определенной частотой появления в изучаемых документах;

> Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого

источника информации, его спец. характеристики.

Иначе говоря, речь идет об ответах на следующие вопросы:

Что? (хочет подчеркнуть коммуникатор.)

Кому передается сообщение?

Как простроено сообщение?

Кто и почему передает сообщение?

Насколько эффективным было воздействие?

Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого

материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать

характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд

проблем, связанных: а) с выработкой категорий; б) с выделением единиц

анализа; в) с выделение единиц счета.

Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут

сортироваться единицы анализа (единицы содержания).

Единицей анализа – смысловой или качественной – является та часть

содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную

категорию.

Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально

значимая тема.

В исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где контент-анализ

распространен наиболее широка, определились некоторые «стандартные»

смысловые единицы.

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных

текстах.

Имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание

какого-либо события.

Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить

также и единицу счета, которая станет основанием для количественного

анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа

или ее показателем.

В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета,

отвечающие различным исследовательским требованиям.

1. Время – пространство. За единицы счета здесь принимаются числа строк,

абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных

текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке; или время,

отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной

кино - или магнитной пленки.

2. Появление признаков в тексте. В этом случае иногда отмечается лишь

появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы

контекстов не учитывается.

3. Частота появления. Дополнительные возможности применения контент-анализа

открываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвистики, успешно

объясняющих многие вопросы анализа текстов. В лингвистике существуют

методы, с помощь. Которых можно установить семантическое равенство

различных форм (т.е. выделить один и тот же смысл в различных по написанию

словах и целых оборотах речи).

3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации.

Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое

количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были

достоверными, т.е. решения вопроса о построении выборки.

Отбор источников информации. Если считается, что все документальные

источники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть

построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов.

Если допущение о равнозначности лишено оснований, можно обратиться к

расслоенной выборке, отражающей те качественные или количественные стороны

источников информации, которые исследователь считает важными и выбирает в

качестве критериев расслоения.

Вопрос о том, какого рода источники информации должны попасть в выборку,

может решаться и с помощью экспертной оценки.

Отбор документов. Часто уже сам отбор источников информации ограничивает

количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако

и после этого материал может быть достаточно обширным. Тогда следует

провести отбор документов.

Прежде всего следует определить, какой объем выборки позволит

распространить полученные результаты на исследуемую генеральную

совокупность с необходимой для данного исследования степенью точности. Но

каков бы ни был размер выборки, следует убедиться, что она свободна от

циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности.

Необходимость критического отношения к документам. Достоверность

документов, используемых в конкретно-социологическом исследовании, всегда

должна быть подвергнута специальной проверке.

Адекватность документа определяется как степень, в которой он отражает

интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. насколько он

соответствует предмету исследования.

Чтобы прийти к определенным выводам относительно надежности содержания,

необходимо сопоставить все данные содержания с какими-то другими данными.

Здесь возможно несколько вариантов проверки:

> Сравнение содержания документов, исходящих из одного источника а) во

времени; б) в различных ситуациях; в) в различных аудиториях.

> Метод независимых источников.

> Сопоставление данных со стандартами, с определенными нормативными

представлениями (теоретические выводы или экспертные оценки).

Достоверность документов.

Установив достоверность документа, исследователь, прежде чем использовать

его в своей работе, должен проверить достоверность зафиксированной в нем

информации.

Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего

производить путем последовательного перебора источников встречающихся в

документах «ошибок».

Источники ошибок можно разделить на две категории: случайные и

систематические:

Случайные ошибки (опечатки в статистических отчетах)имеют меньшее влияние

на результат исследования.

Систематические ошибки можно разделить на два вида: сознательные «ошибки»

часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется автор при

составлении документа; и «добросовестные ошибки» автора, относительно

собственных чувств и мотивов собственного поведения.

При оценке достоверности информации, содержащейся в неофициальных личных

документах, важно принимать во внимание отношения между авторот и

излагаемыми им фактами. Различают несколько типов таких отношений, которые

могут считаться признаками достоверности информации:

1. факты, непосредственно не затрагивающие личных интересов автора.

2. Факты, сообщение которых может нанести определенный ущерб автору, но

имеющие для него социальную и психологическую ценность.

3. То, что сообщается в документе, в момент записи было общеизвестным.

4. В тексте сообщаются некоторые детали события, не существенные с точки

зрения отношения к нему автора.

5. Автор излагает факт, к которому он относится недоброжелательно, или же

то, что им сообщается, находится в противоречии с установками автора,

предполагаемыми исследователем.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Наблюдение

1. Понятие наблюдения

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора

первичной социальной информации об изучаемом объекте путем

непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся

изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Особенности наблюдения в социологии. Первая особенность – это связь

наблюдателя с объектом наблюдения. Вторая – связана с первой и вытекает из

нее. Она заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто

человеческой черты – эмоциональности восприятия. Третья особенность

наблюдения – сложность повторного наблюдения, ибо лишь тщательное и

многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить

считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.

Трудности наблюдения. Трудности делятся на субъективные (связанные с

личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя). К

субъективным относятся возможность понимания и истолкования исследователем

поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою

систему ценностных ориентаций и т.п. К объективным относится ограниченность

времени наблюдения временем совершения события, кроме того, не все

социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.

Наблюдение и выводы. Наблюдатель, обладающий к моменту начала наблюдения

определенным опытом (знаниями), в процессе восприятия непрерывно

сравнивает, сопоставляет то, что он ощущает, с тем, что он уже знает, и

приходит к выводам, согласующимся с его опытом.

Влияние взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Присутствие

наблюдателя может существенно изменить ход наблюдаемого процесса

(ситуации), особенно если речь идет об исследовании небольших по своему

составу соц. Групп.

Применение наблюдения в конкретном социологическом исследовании. Наблюдение

редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно

применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям всего

исследования. В качестве самостоятельного метода наблюдение чаще и успешнее

всего применяется в монографическом исследовании. В исследованиях

поискового плана задача сводится к уяснению проблематики, предварительному

формулированию рабочих гипотез и их первичной проверке.

Планирование наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки

наблюдения и определить средства сбора информации.

Выделяются следующие этапы проведения наблюдения:

> Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели,

постановка задач.

> Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений,

завязывание контактов с людьми.

> Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе

предварительно собранных материалов.

> Подготовка технических документов и оборудования.

> Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.

> Запись результатов наблюдений.

> Контроль наблюдения.

> Отчет о наблюдении.

2. Программа наблюдения.

При разработке программы наблюдения следует соблюдать следующие условия,

которые оказывают определяющее влияние на качество получаемой информации:

Расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть

логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять

воссоздание (реконструкцию) целого из частей;

Расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми

исследователь намеревается оперировать при анализе полученной информации;

Выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны

однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования.

Рамки соотнесения. Решить вопрос о научных рамках соотнесения – значит

определить, в каких терминах будет вестись исследование – в

социологических, социально-психологических или психологических и на каком

уровне будет проводиться наблюдение – на уровне коллектива как целого, на

уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, составляющих

коллектив.

Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта, т.е.

решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить

наблюдение.

Итак, определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность,

связано с фиксированием следующих аспектов:

> Ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности;

> Окружения и эмоционального состояния, в которых протекает деятельность

объекта исследования;

> Характера ситуации – обычного или проблемного.

Цели, задачи и структура деятельности изучаемой группы. Цели и задачи, на

решение которых направлена деятельность коллектива, могут рассматриваться,

по меньшей мере, в двух аспектах:

С одной стороны, как достижение целей, поставленных перед коллективом

системой, частью которой он является;

С другой стороны, существует проблема поддержания в коллективе

межличностных отношений.

Определение предмета наблюдения. В качестве предмета наблюдения социолог

обычно выбирает какую-то одну из сторон объекта.

Выбор признаком и единиц наблюдения. Определение признаков представляет

собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные

непосредственному наблюдению и регистрации единицы актов поведения, сводимы

в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации.

Определение понятий и разработка категорий. Для того чтобы данные

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.