реферат бесплатно, курсовые работы
 

Программа по курсу Общая социология для школьников

1) Количество опрошенных.

2) Достоверность и объективность

3) Цель опроса.

18. Анкетирование.

Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно

заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты

рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только

то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.

Вопросы анкеты различаются по:

. содержанию;

. форме.

По форме вопросы делятся на:

. Открытые вопросы

. Полузакрытые вопросы.

. Шкальные вопросы.

. Вопросы-меню

. Альтернативные вопросы

. Вопрос с преамбулой.

. Вопросы таблицы

По предметному содержанию вопросы можно разделить на:

. Вопросы о фактах.

. Вопросы о знании.

. Вопросы о мнении.

. Вопросы о мотивах.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

. раздаточные

. почтовые

. прессовые

. телетайпные

По типу исследовательских задач опросы бывают :

. глубинный

. фокусированный

. стандартизированный

. социометрический

По уровню компетентности респондентов различают :

. массовый опрос

. массовый опрос в сотрудничестве с исследователем

. симптоматический опрос

. экспертный опрос.

19. Наблюдение

Классификация видов социологического наблюдения

|Основание классификации |Виды наблюдения |

|Наличие системы контроля | Контролируемое |

|при проведении наблюдения |Неконтролируемое |

|Положение наблюдателя относительно | Включенное |

|наблюдаемых |Не включенное |

|Степень формализованности | |

| |Структурированное |

| |Неструктурированное |

|Условия организации | Полевое |

| |Лабораторное |

|Степень осведомленности наблюдаемых | Открытое |

|о наблюдении |Инкогнито |

|Регламентированность | Систематическое|

|времени проведения | |

| |Эпизодическое |

| |Случайное |

20. Интервью.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая

прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись

ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо

механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение

событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого -

выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со

специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со

специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и

формализованные (а также полустандартизованные) интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой

детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”).

Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане

исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное

наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,

последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть

интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и

фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.

Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах,

побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь

информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью

изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты

информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации

предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью

стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста

оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе

не осталось в памяти.

4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический”

характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту,

интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.

4) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и

индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая

беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию

в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает

данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого

зондажа мнений.

21. Анализ документов

Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство)

– метод сбора первичных данных, при котором документы используются в

качестве главного источника информации.

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном

виде многие стороны социальной действительности.

Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами,

следует в свою очередь получить системное представление о всем их

многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей

степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том

или ином документе содержащейся в нем информации.

По форме фиксации информация делится на:

- письменные документы (сведения изложены в форме текста);

- статистические данные (цифровая форма изложения);

- иконографическая документация (кино-, фотодокументация);

- фонетические документы.

Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми

распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических

исследований является традиционный (классический) и формализованный

(количественный).

22. Схема процесса исследования.

23. Методы обработки информации. Интерпретация выводов Социальных

исследований.

Основная проблема: как измерить социальные процессы? Как проанализировать

причинно-следственные факторы. 1-й измерительный инструментарий –

социологические метолы, каждый метод использует ту или иную измерительную

шкалу. В социологии существует 4 вида шкал:

. Шкала наименований;

. Обыкновенная порядковая шкала;

. Интервальная шкала;

. Специальная шкала.

Существуют математические методы статистической обработки информации,

которые позволяют проводить:

i. Одномерный анализ.

ii. Корреляционный анализ.

iii. Регрессионный анализ.

iv. Факторный анализ

Кроме того, существует 10 видов анализа, а общее количество неограниченно.

24. Специальные социологические дисциплины. Социология труда.

Социология труда возникает рядом с общей социологией, как специальная

социологическая дисциплина начинается с 20-х годов 20 века.

Трудовая деятельность – базовый социальный процесс.

Труд – процесс в котором человек и общество связаны с окружающим миром, с

природой. Способ существования общества заключается в цели производства

условий для своего существования.

Трудовая деятельность – всякая положительная деятельность по созданию

условий существования.

25. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура.

В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В

широком смысле под ней понимается всевозможное деление общества на сферы

жизни людей: экономическую, социально-политическую, духовную, на

производство, обмен, распределение и потребление.

При узком рассмотрении анализируется социальная стратификация и

социальная дифференциация, под которой понимаются все значимые различия

между людьми в процессах их жизнедеятельности.

Для характеристики социальной структуры большое значение имеет теория

стратификации. Страта включает в себя множество людей, общим признаком

которых могут являться производственные, политические, демографические и

другие характеристики. Кроме того, страты оперируют понятиями « социальное

положение», «социальный статус», «престиж», которые ранжируют людей выше

или ниже, характеризуют различные уровни доходов и соответственно образ и

стиль жизни, причастность к различным образцам поведения.

26. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура западного

общества.

Считается, что для современного западного общества социальное расслоение

имеет луковичную форму (см. приложение №2), для которой характерно

выделение следующих слоев:

. Высший слой – 2%;

. Верхний средний – 5%;

. Средний – 14%;

. Низший средний – 29%

. Высший низший слой – 29%

. Низший слой – 17%

. Социально отверженные – 4%

Цифры довольно относительные и могут варьироваться.

Данная модель достаточно условна, равно как и само выделение слоев, так и

отнесение к той или иной группе различных личностей. Кроме того для

современного общества является характерным и то, что существует не так

много условий, которые приводили бы к жесткому закреплению слоев и

однородности слоевых образований.

Считается, что социальное неравенство сегодня очень трудно измерить по

вертикальным критериям, что дает повод переосмыслить имеющиеся модели

расслоения. Более рационально рассматривать расслоение с точки зрения

«периферия – центр» на уровне концентрических кругов (см. приложение №3).

Различаются центральные и краевые сферы, в чем и усматривается сущность

социального неравенства.

Центральная сфера определяется как сфера высшей квалификации и

относительно высокого и стабильного статуса. Во внешней сфере находятся

низшие статусы и во многом нестабильные. Для них характерно: высокая

текучесть, низкая квалификация, ограниченные шансы на труд, низкая

социальная безопасность и низкий уровень социальной организации.

27. Специальные социологические дисциплины. Этносоциология.

Предметом этносоциологии является национальное самосознание и этническое

поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их

существования.

В компетенцию этносоциологии входит:

. Изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас:

белой, желтой, черной (европеоидной, монголоидной, негроидной);

. Изучения национального самосознания и поведения народов;

. Феномен диаспор, то есть национальных групп, живущих в отрыве от

исторической родины, но поддерживающих контакты между собой и

сохраняющие культуру, язык, традиции.

28. Специальные социологические дисциплины. Социология семьи.

Семья как социальная группа и социальный институт.

Семья как социальный институт:

i. семья имеет социальные функции, которые удовлетворяют

потребности общества;

ii. семья имеет нормы (правовые, традиционные);

iii. влияние общества на социальный институт.

Семья как социальная группа:

Здесь важным моментом являются межличностные отношения.

Коммуникации в семье: «муж - жена», «муж - дети», «жена – дети», «дети -

дети».

Основные направления изучения семьи в социологии:

в Древней Греции семья понималась как – составляющая государства, прообраз.

Затем ракурс меняется (Гегель, Маркс) и появление семьи связывается с

появлением частной собственности. С этого времени начинают формироваться 2

пути изучения семьи:

1)происхождение семьи (характерно для 19 века);

2) изучение семьи в различных социальных условиях

кроме того, существует функциональный подход: семья – организация для

выполнения определенных функций в обществе.

Функция

Социальные

Личные, индивидуальные

(функции общества

(функции личности по

по отношению к семье)

отношению к семье)

- репродуктивная;

- статусная;

- воспитательная;

- эмоциональная;

- первичного социального

- сексуальная.

контроля;

- экономическая.

Интеракционный подход – проблема взаимодействия, адаптации в семье.

Основные составляющие семьи:

. отношения родительства;

. отношения родства;

. отношения супружества;

Если они есть, то это полная семья.

29. Специальные социологические дисциплины. Социология молодежи.

Социология молодежи – специальная социологическая теория, изучающая

сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации,

вступающих в жизнь молодых людей, процесс преемственности и взаимоотношения

со старшим поколением, степень, уровень и формы новаторства при решении

общественных проблем.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным

основаниям:

. По территориальному признаку; - проблемы, присущие индустриальным

странам, отдельны м регионам;

. По временному признаку – проблема поколений;

. По системному признаку – общие и частные проблемы молодежи.

Специальные общественные функции.

. Воспроизводственная;

. Трансляционная;

. Инновационная.

30. Специальные социологические дисциплины. Девиантное поведение.

Девиация – отклонение.

Отклоняющее поведение – социальное явление, выраженное в массовых формах

человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или

фактически сложившимися в данном обществе нормами, стандартом, шаблоном.

Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые

социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с

существующими в обществе требованиями и нормами поведения.

Существует «первичная девиация» и «вторичная девиация».

Индивидуальные и коллективные формы девиации.

Основные группы отклоняющегося поведения:

. Алкоголизм и алкоголики;

. Наркомания и наркоманы;

. Преступность и преступники и так далее.

31. Специальные социологические дисциплины. Политическая социализация.

Появление этого направления в социологической науке связывается с именем

немецкого социолога М. Вебера (1864-1920). Политическая социализация вводит

человека в политическую жизнь, помогает овладевать политической культурой.

Этапы социализации:

6-7 лет – внушение патриотизма и чувства гордости;

8-9 до 13 лет – персонификация, как следствие – степень доверия к личности

руководителя, к стране;

13-14 лет – складывается представление о политической жизни, власти,

государстве.

18 лет – полноправное участие человека в политической жизни.

Политическая социализация – сложный, ступенчатый процесс усвоения

соответствующей информации, ее интерпретации и приспособления к своим

интересам и потребностям, а также реализация их в реальной жизни, в

процессе взаимоотношений с обществом и государством.

32. Специальные социологические дисциплины. Общественные организации.

В 90-е годы в политической жизни России участвуют различные силы,

различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают

политические партии, общественные движения, объединения по интересам. Тупик

в развитии властных отношений всегда в истории преодолевается при помощи

новых субъектов политического действия. Таковыми являлись политические

партии, общественные движения и инициативы. Во почему общественные

организации рассматриваются как один из важнейших субъектов, при помощи

которых осуществляется процесс демократизации политической жизни.

33. Специальные социологические дисциплины. Социология личности.

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на

грани 19-20 веков. В этой теории нашли отражение роль общественного ,

группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в

социальном поведении и влияние макро - , мезо – и микроусловий на процесс

их функционирования.

Социология личности оперирует категориями, которые нередко

рассматриваются как синонимы – формирование, развитие, воспитание,

социализация.

34. Специальные социологические дисциплины. Социология образования.

Сформировалась на рубеже 19-20 веков. Изучение образования имеет свои

специфические задачи:

. Изучение потребностей в образовании, оценка его роли в жизни людей;

. Оценка уровня и количества знаний в контексте социальной значимости;

. Отношение общества и обучающихся к образованию;

. Выявление роли образования как фактора социального статуса;

. Определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и

интересов.

35. Специальные социологические дисциплины. Социология культуры.

Исследуя культуру социология исходит из того, что значение ее

многообразно. Потому социология культуры рассматривает множество проблем:

. Приобщение к эстетичным ценностям;

. Оценка того, как формируются вкусы, предпочтения;

. Сочетание мировой и национальной культуры и так далее.

36. Специальные социологические дисциплины. Социология религии.

Как научная дисциплина она сделала свои первые шаги в середине 19 века.

Социологию религии интересует социальные явления как важный структурный

компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и

на самых различных уровнях. Предметом социологии религии является

религиозное сознание, поведение; религиозные отношения, религиозные

организации – в их взаимосвязи между собой так и с другими компонентами

общества.

На 1-й план в социологии религии выходят 3 круга вопросов:

1) отношение к религии, понимание ее роли в истории и современном

мире;

2) мировоззренческая проблематика, этика, культура, философское

учение о человеке;

спектр нравственно-правовых проблем (атеисты и верующие, их совместные

усилия в деле сохранения и приумножения культурных ценностей).

-----------------------

Теория социологии

Теории среднего уровня

Эмпирическая социология

Социальная проблема

Исследовательская проблема

Методы сбора информации

Обработка информации

Обоснованный выбор

Программа исследования

Представление информации

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.