реферат бесплатно, курсовые работы
 

Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы

преступали закон 42,8% респондентов.

Налицо качественное обесценивание закона, как регулятора общественных

отношений, которое негативно сказывается на дальнейшем жизненном и

профессиональном самоопределении молодежи.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что, из-за

экономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества и

обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном

обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых

людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными

морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят

на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и

т.п.).

В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи,

подмена традиционной классической культуры» разновидностями субкультур и

появлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Но

наметились и положительные тенденции в развитии общества.

Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала более

самостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс более

осознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение к

браку, гражданским обязанностям).

«Как отмечают исследователи… в нашей стране мир ценностей в том числе

молодежи, чрезвычайно противоречив. «В социокультурном и ценностном плане

сложившуюся в России ситуацию можно было бы представить как единство

противоположностей ценностей, находящихся на разных стадиях

институционализации». Это, в частности, означает, что молодые люди не

всегда могут верно ориентироваться в социальной действительности…Существуют

две полярные ценностно-целевые установки в обществе – либеральная и

традиционная… Но лишь часть общества, причем с обеих сторон не очень

значительная, агрессивно настроенная по отношению к альтернативной системе

ценностей. Остальная – подавляющая – соединяет в себе и те и другие

ценности…»1

Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи.

Рассмотрев социально-экономические условия жизни молодежи, актуальные

проблемы молодого поколения, проанализировав ценностные ориентации

молодежи, на основе этого материала перейдем к рассмотрению непосредственно

профессиональных ориентаций молодежи.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа

самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор

профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной

группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии»,

однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение

представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних

ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями

профессии.

Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением

человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные

мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Тогда у ребенка только начинает

формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности,

потом этот процесс проходит 3 этапа. Первый этап заключается в

принципиальном самоопределении на счет будущей жизни. Обычно на этом этапе

человек принципиально выбирает свой жизненный путь. Он выбирает между

законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать

ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом

перед обществом.

В прошлом разделе мы говорили об отношении молодежи к нарушению закона.

По результатам этого опроса можно заключить, что на данный момент

существует довольно многочисленная, по меркам нормального общества, группа

молодежи выбравшая работу в криминальных структурах(~5-10%). По опросам

башкирской молодежи с 1993 по 1999 годы профессию мошенника или вора

выбрали соответственно по годам (1993,95,97,99) – 2-2-4-4% опрошенных.

Работать ради денег или работы (интересность, долг) - другая дилемма,

стоящая перед молодежью. Исходя из Табл7. Можно сделать вывод, что все же

честность и справедливость играют большую роль для молодежи при выборе

профессии. Так 56% опрошенных посчитали, что лучше не достигнут богатства,

но никогда не переступят норм закона или морали, 67% выступают только за

честные доходы, 59% посчитали, что только на занятие интересной работой

можно потратить жизнь. Но все же для большой части молодежи не важен путь

получения дохода и они спокойно поступиться нормами морали – 32% и 43%

соответственно.

Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьми

следующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что в

нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки,

охраны государства не являются высокооплачиваемыми, более того ситуация с

финансированием некоторых сфер здравоохранения, ВС и науки просто

бедственная. Для примера старший научный сотрудник сейчас получает меньше

чем рядовой дворник. Но это не мешает 17,6% одиннадцатиклассников выбрать

профессию в сфере системы народного образования, 11,8% - профессию в сфере

здравоохранения, 2,3% - в научной сфере, 1,4% - в военной сфере.1(опрос

проводился в 13 школах Красноярска, число респондентов ~975 чел.) 7%

девушек выбрали профессию учителя, хотя престижность такой работы признали

только 2%. Но все же самой многочисленной сферой по предпочтениям оказалась

сфера системы планирования и учета, финансовой сферы. (33%)

После того, как человек уже определил как и ради чего он будет жить и

работать, он выбирает сектор экономики, где он собирается работать.

Существует два основных сектора экономики – частный и государственный. Но в

последние годы набрал силу также и теневой сектор экономики, соперничающий

с частным по объемам денежного капитала. В основном это нелегальное

производство, контрабанда, рэкет.

Хотя по сравнению с 1990 годом число молодых людей, занятых в частном

секторе, выросло на 15%, главным каналом интеграции молодежи является

государственный сектор.1 Отмеченный в начале 90ых всплеск

предпринимательской деятельности, с которой молодежь связывала воплощение

мечты об экономической самостоятельности, постепенно пошло на убыль. Этому

есть много причин. С одной стороны это перегрузка рынка экономистами и

финансистами, с другой – непредсказуемость экономической ситуации в стране,

с третьей – высокая интегрированность частного сектора в криминальные

структуры. 67% попробовавших себя в частном секторе испытали разочарование.

Именно поэтому 60% молодых людей предпочли надежность и спокойствие риску и

неопределенности, а частная деятельность, как известно, невозможна без

риска.

После того, как человек определился с сектором экономики, где он будет

работать, он начинает выбирать конкретную сферу деятельности и профессию.

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и

прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека

конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно

выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор

профессионального будущего современной молодежи.

1. Позиция родителей

2. Позиция друзей и сверстников

3. Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию.

4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы

- главная цель

- «жизненная перспектива»

- внешние условия достижения целей

- представление о собственных возможностях.

5. Уровень притязаний на общественное признание

6. Информированность

7. Склонности к тем или иным видам деятельности.

К концу школы у человека наступает период его окончательного

самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и

наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой

путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников

школы обычно разделяют на 4 группы:

1. определившихся – 30%

2. колеблющихся – 30%

3. неустойчивые – 15%

4. пассивные – 25%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что

они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь

в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи,

особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили

значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних

выпусков. Дело таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых

людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения

молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей

производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры,

образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях

профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и

предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Исследования показывают1, что несмотря на значительный рост

инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня

заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле

(85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что

стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на

последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой

человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об

отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе.

Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда,

уровня образования и квалификации.

Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда,

прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей

работает не по специальности, 17,8% не имеют возможности повысить

квалификацию, 30,1% - реальную зарплату и 30,5% - продвинуться по службе.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных

проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С

одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не

способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это

бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего

возможности для нормальной жизни и карьерного роста.

Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются

престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в

различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных

группах молодежи.

В табл.13 приведены результаты социологического опроса учащихся

выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром

социологических исследований Красноярского края.2

Распределение ответов на вопрос: «Если вы выбрали профессию, то какую?»

Табл.13

Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто

коммерческую сферу деятельности (3,75%) и также неохотно они выбирают

государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность,

армию, науку, с/х. (0,25%, 1,5%, 1,15%, 1,9% соотв.) Они выбирают «золотую

середину» - работу в финансовой сфере в государственных органах – это

работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов,

бухгалтерий (25,25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно

малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по

моему мнению, играет роль социальной значимости этих профессий и главное

большой социальной ответственности российской молодежи.

По данным опроса, проводившегося в республике Башкортостан в период с

1993 по 1999 гг.. по всем нечетным годам и опубликованного в журнале

«Социс». №12. 2000, профессиональные ориентации башкирских школьников

выглядели так:

(Цифры соотв. разным годам опроса 1993, 95,97,99 соотв.) «…Среди юношей

на первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (13-15-

14-15%), а так же шофером, машинистом (16-14-14-10%). Далее предпочтения

видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник

правоохранительных органов (3-6-9-8%); военный (3-5-6-8%); инженер,

конструктор (5-4-7-5%); медработник, врач (3-4-4-5,5%); артист, писатель,

художник (1-3-2-5,5%, но таких становится все меньше.); менеджер (7-7-5-

4%); ученый исследователь (2-2-2-4%); профессиональный вор или мошенник (2-

2-4-4%); дипломат (2-6-4-3,5%); летчик, моряк (3-4-4-2%); домохозяин (6-4-4-

2%); рабочий (4-4-3-2%); торговый работник, коммерсант (6-3-2-4%).

Несколько возросло число желающих стать фермерами (1-.-.-2,5%), учителем

или воспитателем (0-0-1-1,5%)

Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину:

юрист, работник правоохранительных органов (5-16-12-15%); медработник, врач

(10-12-9-12%); предприниматель, бизнесмен (8-5-10-10%); учитель (15-13-9-

9%). Достаточно популярно желание заниматься домом и хозяйством (14-13-9-

7); Реже названы руководитель менеджер (5-5-8-8%); артист, писатель,

художник (6-8-8-6%); торговый работник, коммерсант (12-5-6-5%); намерение

нигде не работать, но иметь кучу денег отметили соответственно (5-4-4-3,5%)

В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М.В. Ломоносова,

некоторые результаты представляют интерес.2 Был задан вопрос: «Какие сферы

деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего?» На первом

месте у девушек оказалась «работа в коммерческой структуре»(66,7%), потом

«аспирантура»(17,9%) и на третьем свободное творчество(8,3%). Поступить на

государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4,8% и

преподавать в средней школе 1,2%.

У мужчин предпочтения не слишком отличаются от предпочтений женщин. На

первом месте также работа в коммерческой структуре (54,8%), аспирантура

(16,6%), свободное творчество (15,3%), госслужба (7,6%). Далее добавились

новые ответы: «Профессиональная политическая деятельность» (7%), «Церковная

деятельность» - 2,5%, преподавание в ВУЗе (1,9%), «служба в армии» (1,3%),

«собственное дело» - 0,1%.

Результаты данного опроса радикально отличаются от общероссийских

только по двум позициям. Во-первых, здесь гораздо больший процент тех, кто

хочет работать в коммерческих структурах. Это и понятно, ведь МГУ – самый

престижный ВУЗ России, и иметь диплом этого университета, значит наполовину

решить вопрос с трудоустройством. Причем выпускник может рассчитывать на

самые престижные (для начинающего конечно!) должности в самых престижных и

стабильных частных организаций. Этим объясняется и очень низкий рейтинг

профессий преподавателя в ВУЗе и средней школе. Кроме того, в данном

рейтинге профессий присутствует довольно экзотический вариант ответа –

«Профессиональная политическая деятельность», который имеет довольно

высокий рейтинг.

Табл.14 Социальная ориентация выпускников 9-ых классов и социальное

положение родителей, %

В таблице №14 приведены данные опроса выпускников школ, опубликованные

в журнале «Социс» №10. В статье М.Н. Руткевича.

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав данную таблицу,

это то, что в большинстве семей существует преемственность поколений. Ярче

всего это выражено в семьях, где родители с в/о или коммерсанты. Только в

семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше предпочитают

другие профессии.

По престижности ведущая для подавляющего большинства респондентов сфера

деятельности – это быть специалистом с в/о. Только дети из семей

коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно и

понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей.

Все сферы деятельности, если следовать этой таблице, можно разделить на

три «родственных» группы. Родственность заключается в том, что дети

родителей, принадлежащих к какой-то сфере из этой группы, охотно переходят

из сферы в сферу. Так можно объединить сферы промышленного производства и

торговли, сферы услуг. Другая группа это работники сферы управления и

коммерсанты. Это можно объяснить имущественном расслоением в российском

обществе. Так промышленное производство не дотягивает по доходам до сферы

торговли и услуг, но эти сферы далеки от сферы управления и коммерции,

поэтому они и ассоциируются между собой. Особняком стоят специалисты с в/о.

Подавляющее большинство детей из этих семей идут по стопам родителей.

Престижность – еще один фактор, наряду с семейным, во многом

определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых

степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал -

10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка

(7,9%), врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%),

владелец магазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и

школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5,2), рабочий

(3,9%), тракторист (3,6%) и, наконец, инженер (4,5%).1

Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами

«юрист» и «коммерсант», соседствует профессия «врач», что говорит о высокой

социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой

значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации

молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом

говорится.

Особенно хочется сказать о том, что «криминальный авторитет» к

сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по

престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об

интенсивной интеграции криминала в общественное сознание как вполне

нормального явления.

Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых

важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения

престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает

смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это

хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее

престижных и прибыльных профессиях. (Табл15)2

Табл.15

Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы

коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих

опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не

доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для

престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней

России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже

государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда,

прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная

экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному

развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая

криминализованность экономики.

Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных

профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные параметры

остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь

появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности,

в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера

или певца, милиционера и военного.

Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи.

Проблемы самоопределения и самоутверждения.

Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те

профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к

рыночной экономике. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были профессии

(от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания

статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке

вооружений, так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно

отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились.

Не случайно на первом месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том,

что помогает получить хорошую работу, молодежь поставила «наличие высокой

квалификации, знаний», что никак не может свидетельствовать о падении

престижности знаний и квалификации. Хотелось бы также сказать, что выбор

молодежью социально значимых профессий независимо от их популярности и

оплачиваемости, говорит об серьезном осознании молодежью своей социальной

роли, своих обязанностей. Морально-нравственные устои молодежи поколеблены

не так серьезно, как об этом говорится и пишется. Мир ценностей нынешней

молодежи соответствует миру ценностей нормального общества, хотя и здесь

есть много проблем.

Сейчас наше общество переживает эпоху перемен, смену идеологии и

мировоззрения, реформирования всех сфер общественной жизни. Этот процесс

происходит довольно медленно и главное болезненно. Экономический кризис,

кризис культуры и идеологии, появление псевдокультур, стремительное

проникновение в российское общество навязанных западных ценностей,

дегуманизация личности породил в российском обществе, особенно в

молодежном, такую группу людей, которым чужды общечеловеческие ценности,

они не гнушаются нарушать закон, спокойно поступаются принципами и моралью

ради достижения личной выгоды. Что больше всего настораживает, так это

вялая реакция общества на это явление, оно как бы соглашается с

существованием такого слоя общества и невольно интегрируется в него.

Ярчайшим примером этому служит проникновение «зонной», «преступной» лексики

в обиходный язык. Однажды дело дошло до того, что даже высшие лица

государства употребляли такую лексику. Чего там говорить о мелком звене. В

общественную мораль и негласные кодекс взаимоотношений проникают также и

своеобразные «понятия», действующие в преступном мире. Криминальный

авторитет сравнился по значимости с авторитетом школьного учителя! Кого

тогда детям слушать? Это далеко не полный список проблем существующих

сейчас в современном молодежном обществе, и именно теперь важно государству

и обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Тогда т

только тогда (() возможно стабильное развитие нашего общества в рамках

цивилизованного, демократического государства.

Запольский Антон.( Москва. 2001.

11.05.01 03:37

Список использованной литературы.

1. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А.

Шаповалов.( «Социология молодежи». Изд-во «Феникс» (оформление (). Ростов-

на-Дону. 2001.

2. Журнал «Социологические исследования» №12. 2000г.

3. Журнал «Социологические исследования» №2 2001г.

4. Журнал «Симптом» №11. 1996г.

P.S.

Авторы, чьи материалы были использованы в работе, выделены жирным шрифтом

или занесены в сноски.

-----------------------

( Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть – рабочим

или валютной менялой? //Профсоюзы и экономика. 1993. №5. С.75.

[1] Медков В.М. Бомба депопуляции: демографическое будущее России //

Социология и общество. С. 150

[2] Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 1997. С.

282.

[3] Социальное положение и уровень жизни России. С. 261.

4 Борисов В.А. // Всесоюзная конференция. Демографическая теория и

эффективность демографической политики и области рождаемости //

Социологические исследования. 1999. №6

1 Казакино М.П. О чем мечтают сегодня американские подростки // Педагогика.

1995 №5. С. 97

( Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические

исследования. 1998. №9.

2 Морально-ценностные ориентации студента //

http://members.xoom.com/sscientist/cennosti.htm

1 Данная статистическая информация подготовлена исследовательской группой

РНИСиНП под руководством М. Горшкова.

1 Меренков А.В. жизненные ориентиры студенчества // социологические

исследования. 1998. №12

1 Журнал «Социс» №12. 2000.

1 Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические

исследования. 1996. №8. С. 66-72.

1 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические

исследования 1998. №8. С. 47-56.

1 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические

исследования. 1998. №8. С. 47-56.

2 Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические

исследования. 1996. №8. С. 66-72.

2 Баздырев К.А. Рынок и жизненные планы студентов // Вестник Московского

университета. Серия 6. Экономика. 1998 №1. С. 93-102

1 Роганов Е., Зуев А. Работа как способ добывания денег // Человек и труд.

1994. №6. С. 10-12.

2 Опубликовано в уч. пособии «Социология молодежи». 2001. «Феникс» Под ред.

Проф. Волкова Ю.Г.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.